Марксизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 21:38, реферат

Описание работы

На основе теории трудовой стоимости немецкий экономист и социолог Карл Маркс (1818-1883) создал учение об эксплуататорском характере рыночного хозяйства (Маркс использовал термин «капитализм»). Только труд наёмных рабочих создаёт богатство общества. Прибыль капиталистов представляет собой неоплаченный труд рабочего класса, внутренние законы капитализма ведут к поляризации общества, относительному и абсолютному обнищанию трудящихся, созреванию внутри самой капиталистической системы предпосылок для перехода к социалистическому обществу в результате победоносной пролетарской революции.

Файлы: 1 файл

марксизм.docx

— 39.42 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ ФГБОУ ВПО

Вологодский государственный педагогический университет

 

 

 

 

 

«МАРКСИЗМ»

 

 

 

 

Выполнила:

студент 1 курса

Арбузова Е.А.

направление магистратуры:

педагогическое  образование

магистерская  программа:

обществоведческое образование

 Преподаватель: Фурсик С.Н.

к.э.н., профессор


 

 

 

 

 

 

 

 

Вологда

2013

Марксизм.

На основе теории трудовой стоимости немецкий экономист и  социолог Карл Маркс (1818-1883) создал учение об эксплуататорском характере рыночного хозяйства (Маркс использовал термин «капитализм»). Только труд наёмных рабочих создаёт богатство общества. Прибыль капиталистов представляет собой неоплаченный труд рабочего класса, внутренние законы капитализма ведут к поляризации общества, относительному и абсолютному обнищанию трудящихся, созреванию внутри самой капиталистической системы предпосылок для перехода к социалистическому обществу в результате победоносной пролетарской революции.

Многие положения и  прогнозы К. Маркса, носившие утопический характер, не подтвердились практикой развития капитализма. К. Маркс довел до уровня научной теории идею классиков политической экономии о двойственном характере труда (в их работах не было четкого разделения потребительной стоимости и стоимости, абстрактного и конкретного труда). Он установил, что обмен является существенным условием превращения продукта труда в товар, определения стоимости товара, его реализации. К. Маркс выделил понятие рыночной средней стоимости товара, вокруг которой колеблются цены под влиянием спроса и предложения.

Он развил диалектический метод познания, в частности, выделил  специфические формы противоречия в современной ему экономической  жизни, непосредственное содержание и  общественную форму экономических процессов и явлений, раскрыл глубинную сущность капитала, выявил антагонизм капиталистического производства, одна из форм которого - противоречие между живым и овеществленным трудом. К. Маркс по-новому определил предмет политической экономии, которая должна изучать не только законы распределения произведенного продукта (как считал Д. Рикардо), но и непосредственного производства, обмена и потребления, исследовать производственные отношения между людьми во всех сферах и фазах общественного воспроизводства во взаимодействии с развитием производственных сил. Он отметил прогрессивную роль акционерной собственности. К. Маркс экономически доказал объективно преходящий характер современного ему общества, обусловленный прежде всего прогрессом производительных сил, обобществлением производства и труда. Он доказал также преимущества коллективных форм производства над индивидуальными, частными, обосновал объективно неизбежное возрастание роли крупных предприятий и процесс возникновения монополий, а также рост экономической роли государства в условиях капитализма.

Вместе с Ф. Энгельсом К. Маркс раскрыл диалектику форм собственности (индивидуальной, акционерной, государственной), возрождение индивидуального присвоения на основе коллективного труда. К. Маркс создал теорию экономических кризисов, схемы воспроизводства, а также учение об общественно-экономической формации, причинах их смены на основе развития внутренних, противоречий. К. Маркс раскрыл сущность абсолютной ренты, обосновал теорию цены производства и дал общую характеристику капиталистической эксплуатации.

Однако марксистское экономическое  учение не лишено недостатков. К ним  относится, прежде всего, непоследовательное, в значительной мере, одностороннее  применение закона единства и борьбы противоположностей к отношениям между  двумя основными классами буржуазного  общества. Игнорируя требование основного  закона диалектики любое явление  рассматривать с позиции единства и борьбы противоположных сторон, основоположники марксизма-ленинизма  делали акцент только на борьбе, отмечая, что разрешение противоречия между  основными классами буржуазного  общества возможно лишь вследствие уничтожения  одного класса другим. Но в первые годы советской власти В. Ленин внес некоторые коррективы в практическую реализацию этого принципа, приобщая к строительству социализма буржуазных специалистов.

Кроме того, марксисты недооценили  роль частной трудовой собственности  в реализации сущностных сил человека. Их развитие они считали несовместимым  с существованием частной собственности. Классики марксизма, недооценив биологическое  естество человека, преувеличили роль его социальных качеств. Однако при  этом К. Маркс рассматривал человека и как естественное существо, наделенное естественными силами, считал его  биологическим явлением.

Марксистская теория переоценивает  роль крупного производства в экономике  общества, значение процесса вытеснения мелкого производства крупным. В  ней также необоснованно абсолютизируется роль государственной собственности  в строительстве нового строя. Наиболее полно это проявилось в идее В. Ленина о социализме как единой государственной  фабрике.

К. Маркс ошибочно считал, что социализм несовместим с  товарно-денежными отношениями. Этих взглядов придерживался сначала  и В. И. Ленин, но изменил их в последние  годы жизни. В трудах К. Маркса несколько  прямолинейно отстаивался принцип  экономического детерминизма, примат экономики над системой надстрочных  отношений (социальных, правовых, политических, национальных, культурных и др.), то есть устанавливалась односторонняя  зависимость этих сфер общественных отношений от экономики. Такая зависимость  действительно наблюдается на протяжении длительного периода времени  и в широком формационном контексте. Но в непродолжительные промежутки времени в той или иной стране нередко имеет место примат политики, идеологии над экономикой. При  этом надстроечные отношения влияют на развитие базиса значительно эффективнее, чем это показано в трудах Маркса. Позже и Ф. Энгельс в своих  письмах указывал на этот недостаток марксизма.

Маркс и Энгельс недостаточно внимания уделяли закону спроса и  предложения, влиянию субъективных оценок потребителей, в том числе  поведения потребителей, на процесс  ценообразования. Это послужило  одной из причин возникновения маржинализма. К. Маркс необоснованно считал источником стоимости лишь труд наемных работников, игнорируя при этом труд предпринимателей.

Оценивая экономическое  учение К. Маркса с позиций сегодняшнего дня, некоторые «ученые» стран бывшего  СССР пытаются его полностью опровергнуть. В наибольшей степени это касается марксистских теорий эксплуатации, собственности, формационного подхода и др. В  этой связи хотелось бы отметить, что  полная теоретико-методологическая переориентация этих авторов свидетельствует о  шаткости их позиций в прошлом  и о конъюнктурности взглядов в настоящем. Колебания от фетишизации  марксистских идей к их полному отрицанию  говорят об отсутствии научной этики, конформизме, неконструктивном восприятии взглядов западных ученых и марксистской теории.

Нельзя отрицать, что советской  экономической наукой догматически объяснялись некоторые положения  теории К. Маркса, игнорировались ее многие конструктивные выводы. Однако в целом множество идей, положений, теорий и методология К. Маркса имеют огромную эвристическую ценность, выдержали проверку временем и используются ведущими экономистами многих стран мира. Вследствие жизненности многих выводов и положений марксистской политической экономии она остается и сейчас одним из важнейших направлений экономической теории.Марксизм возник в конце XIX века в Европе. Это материалистическое учение было разработано в Англии немецкими учеными Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом.

Основой марксизма является многотомный труд Карла Маркса "капитал", стержнем которого является учение о прибавочнойстоимости. Согласно теории Маркса, материальное производство сводится к эксплуатации труда капиталом, в ходе которой труд рабочих прилагается к принадлежащим капиталистам средствам производства, в результате чего образуется продукция, стоимостькоторой выше, чем сумма износа средств производства и стоимости оплаченной трудящимся их рабочей силы. 
Согласно марксизму, капиталист платит рабочему лишь ту сумму, которая минимально необходима для физического выживания самого работника и членов его семьи (принцип воспроизводства рабочей силы). Прибавочная стоимость, присваиваемая капиталистом по праву собственности на средства производства, возникает потому, что за смену рабочий способен произвести такое количество продукции, что стоимость ее превышает стоимость затраченной рабочей силы (сумму, минимально необходимую для воспроизводства рабочей силы).

Будучи закоренелыми материалистами, создатели и приверженцы марксизма  не понимали важности частнопредпринимательской  и инженерной составляющих процесса производства. Марксисты считали капиталистов чисто паразитическим классом, а интеллигенцию - прислужниками эксплуататоров. Марксисты думали, что лишь рабочие выполняют действительно необходимую для производства товаров функцию. Таким образом, по мнению марксистов, необходимо было посредством социальной революции освободить рабочий класс от угнетения его капиталистами и полностью уничтожить частную собственность на средства производства. Практическое воплощение эти идеи нашли в Союзе Советских Социалистических Республик (CCCP) и на примере этого государства показали всему миру свою полную несостоятельность.

Учение Маркса пользовалось в Европе на стыке XIX и XX веков большой популярностью из-за конфликтных отношений между трудом и капиталом, царивших в то время (на начальной стадии развития капитализма). С середины XX века марксизм утратил свою притягательность, поскольку капитал пошел на сотрудничество (социальное партнерство) с рабочим классом. В наше время марксизм пользуется успехом лишь в Российской Федерации, Северной Корее и в ряде других слаборазвитых стран мира. 

Этапы развития марксизма.

Марксизм развивается  качественно определенными этапами  и его подлинное творческое обновление сочетается с борьбой против открытого  и скрытного, завуалированного пересмотра, ревизии марксизма. Мы выделяем три основных качественных этапа развития марксизма с середины XIX в. до конца XX в. Следующие этапы – предстоящие, уже в XXI столетии – это и четвертый, и последующие.

Первый этап – этап формирования и развития марксизма К.Марксом  и Ф.Энгельсом во второй половине XIX в. Это собственно марксистский этап, этап классического марксизма, изначальный, связанный с беззаветной, выдающейся научной и практической деятельностью  его учредителей, “классиков”, как их часто называют, – Карла Маркса и Фридриха Энгельса, а также их соратников, окружения, друзей. К собственным научным, теоретическим положениям, следуя выработанному методу, они относились как к развивающимся и требующим развития, критически и самокритически, нередко с большой долей иронии. Создав великие творческие разработки, они и относились к ним творчески.

Второй этап – этап развития марксизма прежде всего В.И.Лениным с 90-х гг. XIX века теоретически и особенно в единстве теории и практики в условиях победы Великой Октябрьской социалистической революции в Российской Федерации 1917 г., первых практических шагов движения по пути созидания социализма, творческого применения марксистской теории к особенностям российской практики, первого реального, труднейшего и сложнейшего, диалектического опыта строительства нового социалистического общества. Это ленинский этап развития марксизма. Этот этап охватывает примерно последнее десятилетие XIX в. – первую половину XX столетия. На него приходятся и кризисные годы насильственного сталинского упрощения и извращения марксизма, ленинизма, марксизма-ленинизма, замены творческого живого духа марксизма примитивной схоластикой и догматизмом. 
Революция 1917 г., во главе которой стоял В.И.Ленин, дала возможность применять теоретический марксизм к реальной практике, проверять его революционной, созидательной практикой, корректировать и дальше творчески развивать в ходе реального социалистического строительства. Что и делал и сделал В.И.Ленин всей огромной совокупностью своих творческих, новаторских, выдающихся работ. Теоретическая и практическая гениальность К.Маркса и Ф.Энгельса была продолжена гениальной теоретической и практической деятельностью В.И.Ленина. Марксизм второй половины XIX в. нашел своего выдающегося, великого продолжателя в первые два с половиной десятилетия ХХ в. в лице В.И.Ленина.

В.И.Ленин своим конкретным примером показал жизненность, неисчерпаемые  потенции и огромные научные, теоретико-практические возможности марксизма, развивая его  в органическом единстве преемственности  и новаторства. Марксизм принял вид, соответствующий эпохе XX столетия.

Этот творческий этап развития марксизма получил название ленинизма. Сам же В.И.Ленин считал себя просто последователем К.Маркса и Ф.Энгельса, марксистом, творчески применяющим  марксизм на практике, творчески развивающим  марксизм на базе реальной и конкретной практики, как того и требовали  К.Mapкс и Ф.Энгельс.

О марксизме, проявившем себя в ленинизме, обоснованно говорят  потому, что В.И.Ленин внес колоссально  много творческого, новаторского, дополняющего, расширяющего и углубляющего марксизм в соответствии с требованиями времени  и на основе теоретического обобщения  нового, громаднейшего революционного и социалистического практического  опыта. В этот период общие верные научные положения реально проявлялись в конкретной и живой диалектике общего, особенного и единичного и требовали нового научного осмысления и продвижения вперед. Вот почему В.И.Ленин писал: “Было бы величайшей ошибкой, если бы мы стали укладывать сложные, насущные, быстро развивающиеся практические задачи революции в прокрустово ложе узко-понятой “теории” вместо того, чтобы видеть в теории прежде всего и больше всего руководство к действию”.

Своим творческим, новаторским  отношением к марксизму В.И.Ленин  подтвердил, что марксизм развивается  вслед за изменяющимися реальными  условиями бытия и сознания и  опережая их, что в новой объективной  и субъективной общемировой конкретно-региональной, конкретно-национальной обстановке сам  марксизм всегда должен быть новым, современным, и при этом обоснованно прогностически заглядывающим вперед, предвидящим будущее. В.И.Ленин подчеркивал: “Не обращать внимания на изменившиеся с тех пор условия, отстаивать старые решения марксизма – значит быть верным букве, а не духу учения, значит повторять по памяти прежние выводы, не умея воспользоваться приемами марксистского исследования для анализа новой политической ситуации”.

Следовательно, и решения  и выводы марксизма, верные для прежних, старых условий и обстоятельств, старых времен, в новых ситуациях  должны творчески обновляться, подниматься  на качественно новый, современный  уровень.

Такое творческое, критическое  и самокритическое отношение как к теории, так и к совершаемой практике В.И.Ленин, как подлинный марксист, распространял и на себя, на собственную теоретическую и практическую деятельность, вовсе не считая ее идеалом, полным образцом, абсолютной истиной, которым нужно беспрекословно следовать в любых обстоятельствах, в любых условиях, в любое время. Так после провозглашения в 1919 г. Венгерской Советской республики В.И.Ленин в радиотелеграмме Бела Куну предупреждал: “Совершенно несомненно, что голое подражание нашей русской тактике во всех подробностях при своеобразных условиях венгерской революции было бы ошибкой. От этой ошибки я должен предостеречь...”. Вот что значит быть на деле подлинным диалектиком, настоящим марксистом, самокритичным теоретиком и практиком.

Информация о работе Марксизм