5. Математическая школа
Значение математической
концепции в экономической науке
определяется тем специфическим
влиянием, которое оказало на развитие
экономической теории применение математических
исследовательских приемов. Основными
предпосылками все более активного
внедрения математических методов
в экономическое исследование были:
1) превращение капитализма в развитую
хозяйственную систему с высокой степенью
взаимозависимости и однородности всех
ее частей и элементов; 2) значительные
достижения в области математики и возможность
их использования применительно к анализу
экономических процессов. Самостоятельность
математического метода состоит в том,
что это не только метод описания, но и
исследовательский прием, причем не только
количественный, а и качественный. Математический
анализ должен опираться на разработанную
теорию причинно-следственных экономических
зависимостей: чем меньше существенных
зависимостей принимает к вниманию математическое
исследование, тем более оно становится
условным, формальным. В том случае, если
математическая теория базируется на
ошибочных трактованиях причинных зависимостей,
она приводит также к ошибочным результатам.
Исследования экономистов-математиков
состоят в описании, систематизации и
исследовании. Впервые исследования высшей
математики были применены в сфере общественной
науки. В работах экономистов-математиков
сделана первая попытка описать рынок
конкуренции товаровладельцев, как замкнутую
систему четких взаимозависимостей. Тем
самым был сделан шаг вперед в понимании
того, что существует тесная связь количественных
и социальных характеристик функционирования
хозяйственной системы как единого целого.
Ученые - математики, таким образом, исследуют
действие рыночного механизма в условиях
свободной конкуренции и центральной
является проблема экономического равновесия.
В эволюции математической концепции
равновесия в 19ст. следует выделить два
этапа: 1) работы А.Курно (1838) и Г.Госсена
(1854). Этот этап является предысторией
математической концепции экономического
равновесия, так как в роботах этого периода
(І половина 19ст.) помещаются лишь отдельные
элементы, подходы к этой концепции. 2)
работы представителей Лазонской школы,
которые появились в 1870 – 1890гг., и в которых
математическая концепция представлена
в развитом виде: Л.Вальраса У.Ст.Джеменса
В.Парето Л.Вальрас (1834 – 1910 гг.). Основоположник
Лазанской школы, выдающийся ученый экономист-математик.
Основная работа - “Элементы чистой политической
экономии”, 1874 г. Главная заслуга Вальраса
состоит в создании замкнутой математической
модели общего экономического равновесия.
Эта модель является попыткой объяснить
во взаимосвязи все категории рыночного
хозяйства на основе принципа субъективной
полезности. Всех агентов производства
Вальрас поделил на две группы: -
собственники продуктивных услуг (земли,
труда, капитала); -
предприниматели. Таким образом, в модели
Вальраса положен рыночный подход к экономическим
явлениям. Субъекты первой группы являются
продавцами указанных услуг и покупателями
предметов потребления; субъекты второй
группы наоборот являются покупателями
продукции услуг и продавцами продуктов
потребления. Производство и потребление
становятся связанными путем взаимодействия
двух рынков: продукции услуг и предметов
потребления. Равновесие в этой системе
Вальрас характеризовал как “состояние,
при котором: 1) эффект спроса = предложению
продукции услуг; 2) существует постоянная
стойкая цена на рынке продукции; 3)
продовольственная цена продукции = затратам,
выраженным в продукции услуг. Два первых
условия относятся к равновесию обмена,
а третье – к равновесию производства”.
Эти условия равновесия Вальрас отобразил
через четыре взаимосвязанные системы
уравнений. В этих четырех системах общее
число уравнений = числу неизвестных, которые
дают математическое решение задачи. В
теории Вальраса равновесие рассматривается
с одной стороны, как явление функциональное,
а с другой, как проявление субъективного
стремления субъектов хозяйственной деятельности
к наибольшей полезности в условиях свободной
конкуренции. В.Парето (1848 – 1923 гг.) – глава
Лазанской школы. Его главная идея состоит
в создании чистой экономической теории,
очищенной от понятий ценности и полезности.
Он считал, что экономическая теория должна
изучать механизм установления равновесия
между потребностями людей и ограниченными
ресурсами для их удовлетворения.