Меценатская деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 17:27, реферат

Описание работы

Неотъемлемой частью жизни российского торгово-промышленного класса была благородная культурная деятельность, покровительственное отношение к науке и искусству. Этому святому делу отдали дань представители купеческого сословия. Для иных из них деятельность на этом поприще была истинным подвижничеством, а не средством утоления мелкого тщеславия, тем паче наживы. Пожалуй, эта сфера деятельности – одна из самых славных страниц в истории российского купечества, которую не смогли зачеркнуть все годы коммунистического режима.

Содержание работы

Введение 3
Найденовы 5
Заключение 7
Список использованной литературы 9

Файлы: 1 файл

goroda.docx

— 25.04 Кб (Скачать файл)

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

на тему « Меценатская деятельность »

 

 

 

 

 

Работу выполнила: Шеянова Е.В.

Работу проверил: Арсентьев В.М.

                                                           

 

 

 

 

Саранск 2012 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                           3     

Найденовы                                                                                        5                                    

Заключение                                                                                       7                                                                             

Список  использованной литературы                                           9                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Неотъемлемой частью жизни российского  торгово-промышленного класса была благородная культурная деятельность, покровительственное отношение  к науке и искусству. Этому  святому делу отдали дань представители  купеческого сословия. Для иных из них деятельность на этом поприще  была истинным подвижничеством, а не средством утоления мелкого тщеславия, тем паче наживы. Пожалуй, эта сфера  деятельности – одна из самых славных  страниц в истории российского  купечества, которую не смогли зачеркнуть все годы коммунистического режима. Только она облагораживает облик  в целом инфантильной русской  буржуазии, не сумевшей избежать грядущей социальной катастрофы.

Для подтверждения этого утверждения  можно привести слова одного из признанных во всем мире деятеле в области  театра – К.С. Алексеева-Станиславского:

«Я жил в такое время, - пишет  он, - когда в области искусства, науки, эстетики началось большое оживление. Как известно, в Москве этому немало способствовало тогдашнее молодое  купечество, которое впервые вышло  на арену русской жизни и, наряду со своими торгово-промышленными делами, вплотную заинтересовалось искусством».

В московском купеческом родословии было два с половиной десятка  семей, которые нужно поставить  на самых верхах генеалогической  лестницы. Это были те, которые занимали почетное положение в народнохозяйственной жизни и помнили о своих ближних: помогали страждущим и неимущим и откликались на культурные и просветительные потребности. Все эти семьи можно разделить на несколько категорий.

На первом месте надо поставить  пять семей, которые из рода в род  сохраняли значительное влияние, либо в промышленности, либо в торговле, постоянно участвовали в общественной – профессионально-торговой и городской  деятельности и своей жертвенностью  или созданием культурно-просветительных  учреждений обессмертили свое имя. Это  были Морозовы, Бахрушины, Найденовы, Третьяковы и Щукины.

Во вторую группу нужно отнести  семьи, которые также играли выдающуюся роль, но которые к моменту революции  сошли с первого плана, либо отсутствием  ярких представителей, что для  этой группы особо характерно, либо выходом из купеческого клана  и переходом в дворянство. Это были семьи Прохоровых, Алексеевых, Шелапутиных, Куманиных, Солдатенковых, Якунчиковых. Далее надо поставить семьи, в прошлом занимавшие самые первые места, но бывшие либо на ущербе, либо ушедшие в другие области общественной или культурной жизни. Таковыми были семьи Хлудовых, Мамонтовых, Боткиных, Мазуриных и Абрикосовых. Следующую группу составляют семьи, которые в последние годы были более известны общественной деятельностью их представителей, чем своей коммерческой активностью. Это Крестовниковы, Гучковы, Вишняковы, Рукавишниковы, Коноваловы.

В заключении можно привести характеристику этой части московского купечества, какую дает ей В.В. Стасов в своей  известной статье, посвященной П.М. Третьякову и его галерее. Он свидетельствует, что в течение первой половины настоящего столетия выросла иная порода людей купеческой семьи, у которых, невзирая на богатство, всегда было мало охоты до пиров, до всякого жуирства и нелепого прожигания жизни, но у которых была вместо того великая потребность в жизни интеллектуальной, было влечение ко всему научному и художественному. И вот эти люди ищут себе постоянных товарищей и знакомых в среде интеллигентной, истинно образованной и талантливой, проводят много времени с писателями и художниками, интересуются созданиями литературы, науки и искусства. Одни из них накопляют в своем доме богатые собрания книг и рукописей, другие – не менее богатые коллекции картин и всяких художественных произведений. Одни сами становятся писателями, другие – людьми науки, третьи – художниками и музыкантами, четвертые заводят типографский станок и печатают целые библиотеки хороших книг, пятые создают публичные галереи, куда открывают доступ всем желающим. И всегда, во всем стоит у них на первом месте общественное благо, забота о пользе всему народу.

Я хочу рассмотреть жизнь и меценатскую  деятельность Найденовых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Найденовы.

 

Самым выдающимся представителем семьи  Найденовых был Николай Александрович. В течение долгих лет он занимал  одно из самых первых мест в московской общественности и работал в разных направлениях. В течение 25 с лишним лет он был председателем Московского  биржевого комитета, который в  ту пору был единственной промышленной организацией Московского района. Громадный  рост текстильной, в особенности  хлопчатобумажной, индустрии, имевший  место в те годы, в значительной степени был облегчен деятельностью  Биржевого комитета, и в этом отношении  заслуги его председателя были значительны  и несомненны. Именно в период возглавления  им московской торгово-промышленной общественности у Биржевого комитета создался тот престиж, который внешне выявлялся в том, что новоназченный руководитель финансового ведомства долгом своим почитал приезжать в Москву и представляться Московскому купечеству.

Помимо биржи Н.А. уделял немало внимания и работе в Московском купеческом обществе. Но здесь по преимуществу он работал в другой области. Вместе со своим другом, известным русским  историком И.Е. Забелиным, он взял инициативу собрать и напечатать архивные документы, которые могли бы служить источником для истории московского купечества, а именно – ревизские, окладные, переписные книги, общественные приговоры  и прочие. Найденовская инициатива встретила живой отклик среди выборных купеческого общества: в восьмидесятых годах было издано 9 томов, заключающих данные десяти ревизий (первая – в 20-х годах XVIII века, при Петре Великом, десятая – при Александре II, в 1857 г.). Кроме того, вышло несколько дополнительных томов, содержащих переписные книги XVII века, окладную книгу 1798 года и другие документы.

Изданием материалов для Московского  купечества не исчерпывается забота Найденова об опубликовании исторических документов. Им лично уже были собраны, переведены и напечатаны многочисленные извлечения из описаний  «Московии», содержащиеся в различных трудах иностранцев, приезжавших туда в XVI – XVIII веках. Главным образом были напечатаны карты, планы и гравюры, которые мало кому были известны. Все это составило 4 или 5 сборников.

Но самым примечательным памятником, оставленным Н.А., было издание, посвященное  московским церквям. В ту же примерно эпоху по его инициативе и на его  средства были сняты фотографии большого альбомного размера всех московских церквей. Подлинник – фотографии – составлял 6 больших альбомов. С подлинника были перепечатки, с  литографиями и коротким текстом.

Вот как описывает Н.А. Найденова  В.П. Рябушинский, хорошо его знавший:

«Значение и авторитет Н.А. в  Москве, были тогда очень велики. Маленький, живой, огненный – таким  он живет у меня в памяти; не таков  казенный тип московского купца, а кто мог быть им более чем  Н.А. Так все в Москве: напишешь какое-нибудь правило, а потом самым  характерным явлением – исключение. Как в грамматике. Н.А. делал свое купеческое ремесло, и хорошо делал, но главное его занятие было общественное служение…

Жило в нем большое купеческое самосознание, но без классового эгоизма. Выросло оно на почве любви  к родному городу, к его истории, традициям, быту. Очень поучительно читать у Забелина, как молодой гласный Московской думы отстаивал ассигновки на издание материалов для истории Москвы.

Что-то общее чувствуется в мелком канцеляристе Забелине, будущем докторе  русской истории, и в купеческом сыне Найденове, будущем главе московского  купечества».  

Александра Герасимова Найденова  – одна из самых крупных московских домовладелец – была также одной  самых больших благотворительниц. Яузское попечительство о бедных так и называлось «Найденовским». Она была большим знатоком русского фарфора, и дом ее на Покровском бульваре был как бы маленьким музеем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Однако приводимые яркие  примеры меценатской деятельности лучших представителей торгово-промышленных кругов России лишь оттеняют главное, а именно, что этот класс в целом  мало интересовало то, что лежало вне  сферы их деловых интересов и  не могло принести реальной прибыли. А многие из них и состояния-то свои сколачивали именно на ниве русской  культуры, считая ее достойной сферой приложения капитала. К такого рода дельцам можно отнести известного книгоиздателя, по сути монополиста  в области бумагопечатной продукции  И. Сытина. Начав с продажи календарей, он со временем превратился в крупнейшего  книгоиздателя России. И хотя его  деятельность, безусловно, была полезной для общества, она все же была лишена всяких альтруистических побуждений и движима своекорыстным предпринимательским  расчетом. Также вряд ли можно считать  меценатской деятельностью коллекционирование предметов искусства, чем занимались многие русские купцы и фабриканты.

Особенно была известна и  знаменита коллекция современной  французской живописи купца С. Щукина, которая при Советской власти составила весомую часть художественной экспозиции Государственного музея  изобразительных искусств имени  А.С. Пушкина и петербургского Эрмитажа.

С. Морозов, прожив совсем недолгую жизнь, оставил после себя память не только как меценат, но и как  щедрый филантроп. Он помогал как  конкретным лицам, так и целым  учреждениям и организациям. Пожертвования  эти были нередко весьма значительными. Он дал несколько десятков тысяч  рублей на строительство родильного приюта при Староекатерининской больнице (ныне Московский областной научно-исследовательский клинический институт имени М.Ф. Владимирова), десять тысяч рублей – «на дело призрения душевнобольных в Москве». Другая не менее яркая представительница морозовской династии, фактическая владелица товарищества Тверской мануфактуры, Варвара Алексеевна, твердо придерживалась принципа, что жертвовать надо исключительно на то, лечить или учить народ. Верная этому принципу, она на свои средства построила первую раковую клинику на Девичьем поле, богадельню и школу в Твери.

Довольно значительные пожертвования  во благо ближнему делал самый знаменитый российский меценат П. Третьяков. Он пожертвовал средства на устройство работ для нищих в городском рабочем доме, для учреждения стипендий в московских мещанском училище и училище глухонемых. Как высоконравственный человек, П. Третьяков никогда не выставлял свои пожертвования напоказ и не любил никаких чествований по этому поводу.

Особенно большую заботу он проявлял по улучшению условий  труда и быта на вверенной ему  фабрике товарищества Ново-Костромской  льняной мануфактуры. Под его  влиянием здесь были устроены образцовая школа, больница, родильный приют, ясли и потребительское общество. В  конце XIX века это предприятие считалось  одним из самых передовых и  благоустроенных в России.

В современной России традиции меценатства и филантропии оживают  в благотворительной деятельности нового поколения российских предпринимателей. Правда, деятельность эта пока носит  ограниченный характер, ей не хватает  дореволюционного размаха и широты. Может быть, это связано с общими трудностями, которые переживает становящиеся на ноги частное предпринимательство. Да и само состояние гражданской и духовной жизни общества пока не располагает к благотворительности, хотя яркие примеры меценатства и филантропии имеются уже и сейчас.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

·     Боткина А.П., «П.М. Третьяков в жизни и искусстве», М., 1993г.

·     Бурышкин П.А., «Москва купеческая», М., 1991г.

·     Сущенко В.А., «История российского предпринимательства», учебник для ВУЗов, Ростов-на-Дону, 1997г.

Информация о работе Меценатская деятельность