Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 12:51, курсовая работа
Цель работы – показать значимость ценовой политики в системе государственного регулирования экономики в условиях рыночного хозяйства.
Задачами курсовой работы являются:
1. Определить цели, задачи и функции цены;
2. Выявить правовые аспекты цены и вопросов ценообразования;
3. Проанализировать принципы определения цены для целей налогообложения;
4. Исследовать механизм государственного регулирования на примере политики цен.
Введение
Глава 1. Основные теоретические подходы к определению сущности цены
1. Цели, задачи и функции цены
1.2. Цена и вопросы ценообразования – правовые аспекты
1.3. Принципы определения цены для целей налогообложения
Глава 2. Механизм государственного регулирования на примере политики цен
2.1.Формы и методы воздействия государства на цены
2.2. Государственное регулирование процесса ценообразования в России
Заключение
Список использованной литературы
План
Введение
Глава 1. Основные теоретические подходы
к определению сущности цены
1. Цели, задачи и функции цены
1.2. Цена и вопросы ценообразования – правовые
аспекты
1.3. Принципы определения цены для целей
налогообложения
Глава 2. Механизм государственного регулирования
на примере политики цен
2.1.Формы и методы воздействия государства
на цены
2.2. Государственное регулирование процесса
ценообразования в России
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В России по мере развития
рыночного хозяйства возникали
и обострялись экономические
и социальные проблемы, которые не
могли быть решены автоматически
на базе частной собственности. Появилась
необходимость значительных инвестиций,
малорентабельных или нерентабельных
с точки зрения частного капитала,
но необходимых для продолжения
воспроизводства в национальных
масштабах; отраслевые и общехозяйственные
кризисы, массовая безработица, нарушения
в денежном обращении, обострившаяся
конкуренция на мировых рынках требовали
государственной экономической
политики.
Постоянным объектом внимания государственных
регулирующих органов является денежное
обращение. Основная направленность регулирования
денежного обращения - борьба с инфляцией,
представляющей серьезную опасность для
экономики. Регулирование денежного обращения
опосредованно воздействует и на другие
объекты - условия накопления, цены, социальные
отношения.
Состояние платежного баланса является
объективным показателем экономического
здоровья страны. Во всех странах с рыночным
хозяйством государство постоянно осуществляет
оперативное и стратегическое регулирование
платежного баланса путем воздействия
на экспорт и импорт, движение капитала,
повышение и понижение курсов национальных
валют, торгово-договорной политики и
участия в международной экономической
интеграции.
Одним из главных объектов государственного
регулирования являются - цены. Динамика
и структура цен отражает состояние экономики.
В то же время сами цены сильно влияют
на структуру хозяйства, условия капиталовложений,
устойчивость национальной валюты, социальную
атмосферу.
Государственные регулирующие инстанции
стремятся влиять и на другие объекты
государственного регулирования экономики,
например, заинтересовать частные фирмы
в развитии научных исследований и внедрении
их результатов, в экспорте товаров, капиталов
и накопленных знаний и опыта. Изучаются
и совершенствуются законы по соблюдению
правил конкуренции, социальной защите,
охране окружающей среды.
Объектом курсовой работы является государственный
аппарат как регулирующий орган экономики
в условиях рыночного хозяйства.
Предметом исследования является ценовая
политика государства один из рычагов
государственного регулирования.
Цель работы – показать значимость ценовой
политики в системе государственного
регулирования экономики в условиях рыночного
хозяйства.
Задачами курсовой работы являются:
1. Определить цели, задачи и функции цены;
2. Выявить правовые аспекты цены и вопросов
ценообразования;
3. Проанализировать принципы определения
цены для целей налогообложения;
4. Исследовать механизм государственного
регулирования на примере политики цен.
Структура курсовой работы. Данная работа
состоит из введения, основной части, заключения
и списка использованной литературы.
Заключение
Одним из главных
объектов государственного регулирования
являются - цены. Динамика и структура
цен отражает состояние экономики.
В то же время сами цены сильно влияют
на структуру хозяйства, условия
капиталовложений, устойчивость национальной
валюты, социальную атмосферу.
Исходя из вышесказанного следует отметить,
что:
- Фирмы подходят к проблемам ценообразования
по-разному. В мелких фирмах цены часто
устанавливаются высшим руководством.
В крупных компаниях проблемами ценообразования
обычно занимаются управляющие отделений
и управляющие по товарным ассортиментам;
- Цена представляет собой денежное выраже¬ние
стоимости товара;
- Цена является инструментом коммерческой
политики предпринимателя, поэтому выбор
методов и правил свободного ценообразования
организации предопределяется основными
целями ее коммерческой политики;
- В соответствии со статьей 71 (пункт «ж»)
Конституции РФ основы ценовой политики
относятся к предметам исключительного
ведения Федерации;
- Публично-правовые основы ценообразования
охватывают как государственное, так и
муниципальное управление. Оба вида публичного
регулирования цен должны осуществляться
в единых формах, соответствующих экономическому
единству Федерации;
- Порядок определения рыночной цены для
целей налогообложения достаточно подробно
изложен в п. 3-11 ст. 40 НК РФ;
- Воздействие на цены служит глобальным
целям государственного регулирования
экономики, целям конъюнктурной и структурной
политики, борьбе с инфляцией, усилению
национальной конкурентоспособности
на мировых рынках и смягчению социальной
напряженности. Воздействие государственной
экономической политики на другие объекты
регулирования, в свою очередь, отражается
на процессах формирования цен;
- Государственные мероприятия по регулированию
цен могут носить законодательный, административный
и судебный характер;
- Прямым государственным вмешательством
в процесс ценообразования является государственная
политика установления цен на так называемые
акцизные товары. Прямое воздействие на
цены и лидерство в ценах имеет место в
отраслях, где доля государства в потреблении
товаров и услуг значительна, например,
в военных отраслях промышленности, в
ряде подотраслей строительства;
- Особым направлением государственной
экономической политики является государственное
воздействие на внешнеторговые цены;
Государственное регулирование также
оказывает значительную роль в формировании
цен. В России законодательным путем ограничиваются
попытки сговора о ценах и установления
фиксированных цен производителями товара,
представителями оптовой и розничной
торговли, а также запрещается ценовая
дискриминация, если она наносит ущерб
конкуренции. Государственное регулирование
цен осуществляется на продукцию предприятий,
занимающих монопольное положение на
рынке товаров, а также на товары и услуги,
определяющие масштаб цен в экономике
и социальную защищенность отдельных
категорий граждан.
Государственное регулирование цен необходимо
для предотвращения:
- инфляции роста цен при устойчивом дефиците;
-монополизма производителей;
- резкого роста цен на эксплуатируемое
сырье и топливо.
Принятый в Российской Федерации Закон
«О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках» направлен
на пресечение любого вида монополизма
в народном хозяйстве. Он создает широкие
возможности для развития предпринимательской
деятельности в условиях конкуренции,
свободной борьбы за потребителя с проявлением
гибкости в ценах, качестве, сроках, при
повышенном внимании к покупателю.
Все выше сказанное позволяет сделать
вывод, что прежде чем установить окончательную
цену, фирма должна выбрать метод ценообразования,
учесть степень государственного регулирования,
издержки производства, уровень и динамику
спроса, характер конкуренции, потребности
оптовых и розничных торговцев, которые
продают товар конечному потребителю.
Таким образом, успех фирмы зависит от
грамотного анализа всех ценообразующих
факторов и правильного выбора ценовой
политики. Поэтому дальнейшее изучение
цены как экономической категории и процесса
ценообразования останется одной из важнейших
задач экономической науки.
Литература
4. Цены и ценообразование:
Учебник для вузов / Под ред.
В.Е. Есипова. 4-е изд. СПб.: Издательство
«Питер», 2007.― 560с
5. Цены и ценообразование: Учебное пособие
/ Желтякова И. А., Маховикова Г.А., Пузыня
Н.Ю. — СПб: Издательство «Питер», 1999.—
112с.
6. Герасименко В.В. Ценообразование: Учебное
пособие / Герасименко В.В.― М.: ИНФРА-М,
2008. ―427с.
7. Курс экономической теории: Общие основы
экономической теории. Микроэкономика.
Макроэкономика. Основы национальной
экономики: Учебное пособие / Под ред. А.В.
Сидоровича.— 2-е изд.— М.: Издательство
«Дело и Сервис», 2001. — 832 с.
8. Шуляк П.Н. Ценообразование: учеб.-практич.
Пособие / Шуляк П.Н. ―8-е изд. ―М.: Издательско-торговая
корпорация «Дашков и Ко», 2005. ―192с.
9. Экономическая теория: В 3 ч. Ч. 3 Макроэкономика:
Учебное пособие / Седов В.В.― Челябинск,
2002.― 120с.
10. Салимжанов И.К. Ценовая политика организации
/ И.К. Салимжанов // Финансы.―2006. ―№8. ―
С.55-58.
11. Колесников Ю.А. Основы государственной
политики в сфере регулирования страховой
деятельности в российской федерации
/ Ю. А.Колесников // Финансы и право.―2007.―№1.
...........
1)
Функции цены
Цена — сильная экономическая категория. Она может активно участвовать в решении многих экономических, социальных, политических задач, поэтому и государство, и различные субъекты рынка учитывают и используют все качества цены в своих действиях. Роль цены, ее место на микро- и макроуровне проявляется через функции.
Функции цены:
измерительная
благодаря цене удается измерить, определить количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец получить за проданный товар. Зная цены различных товаров, услуг и количество продаваемых и покупаемых товаров, можно определить величину денежного платежа за товары и услуги. Зная цену рабочей силы, труда, можно определить размер зарплаты на предприятии, отрасли и т. д.
соизмерительная
с помощью цены сопоставляются ценности разных товаров.Сравнивая цены разных товаров, мы можем их дифференцировать на дорогие и дешевые. Если цены учитывают полезность, то по соотношению таких цен можно судить о соотношении полезности разных товаров.
учетная
с помощью цен разнообразный и многообразный мир товаров из натурально-вещественной формы переводится в денежную оценку. Цена в этом качестве выступает как денежное выражение общественно признанных затрат труда и его полезности. С помощью цены в ее учетной функции исчисляются все стоимостные показатели на макро- и микроуровне: валовой внутренний продукт, национальный доход, объем розничного товарооборота, объем произведенной и реализованной продукции отдельных отраслей, предприятий и т. д.
регулирующая
цена выступает как инструмент регулирования экономических процессов: уравновешивает спрос и предложение, увязывая их с денежно-платежной способностью производителя и потребителя.
стимулирующая
заключается в том, что ее уровень служит стимулом к применению наиболее экономичных методов производства и наиболее полному использованию ресурсов. С помощью розничных цен стимулируется потребление продукции.
перераспределительная
посредством цен осуществляется распределение и перераспределение доходов. Другими словами, распределительная, или более правильно — перераспределительная функция цен означает, что с помощью цен осуществляется перераспределение вновь созданной стоимости между отраслями, секторами национальной экономики, районами страны, социальными группами и тем самым происходит регулирование доходов отраслей, предприятий, населения.
Изучая функции ценообразования, необходимо учитывать, что одни и те же экономические процессы можно выполнять с помощью различных элементов хозяйственного механизма. Разница состоит в том, что финансовый, кредитный, плановый аппараты воздействуют на производство и распределение, как правило, административными методами, цена же воздействует всегда на экономические интересы. Например, налоги, которые платят производители, потребители, они не в силах отменить, не в силах отменить процентную ставку за кредит, в то время как цены они могут снижать, повышать или покупать товары, сырье с разным уровнем цен. Методы государственного регулирования цен в условиях рыночной экономики
Различают прямое и косвенное воздействие государства на цены. Прямое, или административное, вмешательство государства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней, структуры и движения цен, установлении определенных правил ценообразования.
Прямое вмешательство государства целесообразно тогда, когда ставится задача стабилизации действующих цен или их незначительного роста.
Решение о необходимости регулирования цен принимается на основе анализа деятельности субъектов ценообразования с учетом стимулирующей роли соответствующих методов регулирования в повышении качества производимой продукции и удовлетворении спроса на нее.
Можно выделить следующие формы прямого вмешательства государства в процесс ценообразования:
Общее замораживание цен
(оно применяется при чрезвычайно сильном инфляционном развитии экономики) или замораживание цен на отдельные группы товаров (отдельные товары).
Установление фиксированных цен и тарифов.
субъекты ценообразования в случае введения фиксированных цен обязаны реализовать свою продукцию по ценам, не превышающим фиксированной цены. Фиксированные цены стали одним из основных видов цен, применяемых при заключении государственных контрактов. Предприятие-изготовитель в данном случае принимает на себя хозяйственный риск и получает широкие возможности получения дополнительной прибыли за счет экономии затрат.
Установление пределов возможного роста цены за определенный период времени или предельного уровня цены
то есть максимального или минимального уровня цены, выше или ниже которого цена не может подниматься. Такое регулирующее мероприятие очень важно в условиях дефицита, так как рост свободных цен в конечном счете ведет к сокращению производства.
Установление предельного норматива рентабельности.
В этом случае в цене при ее расчете учитывается прибыль в размере предельного норматива рентабельности. Цены на продукцию, по которой фактическая рентабельность превышает установленный уровень, должны пересматриваться предприятиями в сторону снижения. Дальнейшая реализация этой продукции должна производиться по сниженным ценам с рентабельностью не выше предельного уровня. Метод имеет серьезный недостаток: не заинтересовывает предприятия в снижении издержек.
Установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок.
Органам исполнительной власти на местах разрешено устанавливать предельные уровни снабженческо-сбытовых и торговых надбавок наценок на соответствующей территории, определять порядок их установления.
Для биржевой торговли и вне биржевого оборота может быть введен предельный уровень котировальных цен на товары, поступившие из государственного сектора и прогрессивное налогообложение прибыли продавцов этих товаров по рыночным ценам, превышающим предельные уровни цен .
Декларирование цен.
По решению органов исполнительной власти может вводиться декларирование оптовых (отпускных) цен на отдельные виды продукции. При этом все субъекты предпринимательской деятельности, производящие и реализующие такую продукцию, обязаны представлять в органы ценообразования декларации относительно применяемых цен для заявительной регистрации. С момента регистрации цены субъекты ценообразования обязаны заключать с потребителями договоры на поставку продукции, оплачиваемой по цене, не выше зафиксированной в декларации.
Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции.
Информация о работе Механизм государственного регулирования на примере политики цен