Мелкий и средний бизнес и его роль в смешанной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 17:02, реферат

Описание работы

Малый и средний бизнес выступает важной частью функционирования и социально-экономического развития территории. Он создает рабочие места, разрабатывает и внедряет новые технологии, максимально учитывает местные условия, проникает в невыгодные для крупных предприятий сферы, дает значительную часть валового продукта. Благодаря малому управленческому персоналу и простым организационным формам он обладает гибкостью к изменениям внешней среды, мобильностью управления, быстрой реакцией на требования потребителей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….………………3
1 МЕЛКИЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС, ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ……..………..4
1.1 Основные критерии малого и среднего предпринимательства…………...………..4
1.2 Правовые основы деятельности предприятий малого и среднего бизнеса…….….5
2 РОЛЬ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКЕ……………….…………………….8
2.1 Экономическая роль…………………………………………………..………………8
2.2 Социальная роль……………………………………………………………..………..9
2.3 Политическая роль………………………………………………..…………………11
3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА…………………………………….12
4 ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ……………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………...…………………………………………18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………....19

Файлы: 1 файл

реферат по экономической теории.docx

— 35.57 Кб (Скачать файл)

Этот сектор экономики  создает необходимую атмосферу  конкуренции, способен быстро реагировать  на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской  сфере, создает дополнительные рабочие  места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет  социальную базу проводимых реформ.

Во-первых, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Важность малых предприятий  еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они  вынуждены постоянно развиваться  и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы  прибыль доставалась именно им.

Необходимо дать свободу  для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать России необходимую  насыщенность рынка, тенденцию к  устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным  монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения  новых технологий всегда был заторможен.

Наконец, развитие мелкого  предпринимательства необходимо только потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в  союзе с ними получают значительную выгоду как для себя, так и для  рыночной экономики в целом. Об этом говорят следующие цифры: в США  на малый бизнес приходится 34,9% чистого  дохода, а в Японии 56,6% всей продукции  в обрабатывающей промышленности производят предприятия малого бизнеса.

Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает 10-12 миллионов малых  предприятий, работающих на предпринимательских  началах, в то время, как их фактически насчитывается 300-400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство  как особый сектор рыночной экономики  еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал4.

 

2.3 Политическая  роль

 

Политическое влияние  малого и среднего бизнеса в различных  странах достаточно велико, поскольку  эта социальная группа давно стала  основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного  по своей численности и являющегося  выразителем политических предпочтений значительной части населения. В  условиях устойчивого социально-экономического и политического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам  демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет наибольшую активность, и даже агрессивность  при возникновении угрозы в отношении  собственности, так как в отличие  от крупных собственников для  владельцев малых предприятий их собственность зачастую является единственным средством к существованию и  важнейшим способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует  свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей. Данный фактор определяет неразрывность связи  малого и среднего предпринимательства  с интересами местных и региональных сообществ, что обусловливает его  зависимость от национальной основы и составляет питательную среду  для его патриотических настроений. При этом, как свидетельствует  исторический опыт России и ряда других стран, патриотические настроения в  среде мелких собственников в  условиях экономического спада и  политической нестабильности могут  принимать крайние формы и  подталкивать их к поддержке наиболее экстремистских политических сил5.

 

 

3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО 

   БИЗНЕСА

 

Малый и средний бизнес не может развиваться без помощи со стороны государства. С другой стороны, государственное регулирования  малого и среднего бизнеса позволяет  «поднять» определенный сектор экономики.

Очевидно, что, предоставляя льготы определенным категориям малых  и средних предприятий, государство  может увеличить как приток капитала, так и приток рабочей силы в  определенных областях экономики. Некоторые  страны поддерживают малые и средние  предприятия, которые занимаются разработкой  инновационных технологий, что позволяет  не только сохранить квалифицированных  специалистов, но и сделать серьезный  шаг вперед в научно-техническом  развитии. К сожалению, в Российской Федерации накоплен негативный опыт по предоставлению налоговых льгот  предприятиям. Во многих странах мира применяется государственное регулирование  малого и среднего бизнеса, именно поэтому  малый и средний бизнес составляет 50 - 60, а в некоторых странах  до 90 процентов ВВП. Благодаря государственному регулированию, владелец малого или  среднего бизнеса имеет больше гарантий того, что он не потеряет вложенные  средства, и обладает большей свободой действий при организации и управлении предприятием. Денежные средства, вложенные  в малый или средний бизнес, приносят прибыль намного быстрее, чем средства, вложенные в крупные  предприятия6.

Правительство Российской Федерации  в настоящее время может предоставлять  помощь всем предприятиям малого и  среднего бизнеса. Начинающий предприниматель  может получить льготный кредит или  страховку, пройти упрощенную регистрацию  или получить консультацию у специалиста. В некоторых регионах нашей страны строятся специальные «инкубаторы», где будут собраны малые и  средние предприятия, которые, например, занимаются разработкой инновационных  технологий или работают в этой сфере.

Одной из важнейших проблем  малого и среднего бизнеса в России является кредитование. Кредиты предоставляются только под залог или поручительство, которые не всегда могут предоставить малые и средние предприятия. Союзы малых и средних предприятий, как и специальные фонды, в настоящее время не выступают поручителями по кредитам, получаемым этими предприятиями. Отсутствуют специальные банки, которые бы обслуживали малый и средний бизнес. В особо трудном положении оказываются частные малые предприятия. Невозможность получения кредита исключает способность конкурировать с иными предприятиями.

Малые и средние предприятия  нуждаются также в информационном обслуживании, подготовке кадров, в  льготном банковском кредите и другой помощи.

Заслуживает внимания опыт финансово-кредитной поддержки малого и среднего бизнеса со стороны  государства через прямые и гарантированные  займы. Прямые займы выдаются небольшим  фирмам на определенный срок под более  низкие процентные ставки, чем кредит на частном рынке ссудного капитала. Гарантированные займы дают кредиторам государственные гарантии до 90% заемного капитала. Таким образом, государство  старается заинтересовать частные  банки, торговые и промышленные корпорации, страховые компании, пенсионные фонды  в предоставлении капитала мелким фирмам.

Имеются и другие формы  государственной поддержки: обеспечение  малых и средних предприятий  государственным и муниципальным  заказом, предоставление особых льгот  предприятиям, создаваемым в отсталых областях со слабо развитой промышленностью  и другие.

Развитие малых и средних  предпринимательских форм происходит сейчас в основном в посреднической сфере и отраслях, не требующих  значительных капитальных вложений – торговле, общественном питании, строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, сельском хозяйстве. Между тем, такой  мощный рынок, как сфера научно-технических  новшеств и информации, не осваивается. С одной стороны, это обусловлено  недостаточным вниманием к данным проблемам государственных структур управления, отсутствием правовых актов, обеспечивающих развитие малого научно-технического бизнеса, с другой – монополией государственных  научно-исследовательских институтов, сосредоточивших у себя весь объем финансирования научной сферы. В результате это привело к монополизму госсектора в науке и отсутствию внедренческих структур в материальной сфере7.

 

 

4 ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ И ПУТИ

   ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

 

Малые и средние предприятия  в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями. Актуальными проблемами развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации являются:

  1. Внешние:

- высокий уровень налогообложения;

- противоречия и пробелы  в правовом поле, в том числе  беззащитность интеллектуальной  собственности;

- административные барьеры  (оформление предприятия, аренды  помещения, земельного участка,  деятельность контролирующих органов);

- искаженная структура  цены, обусловленная высокими тарифами  на энергоресурсы;

- внешние факторы микро  - и макроуровня, которые поддаются  слабому влиянию со стороны  местной администрации, за исключением  может быть стимулирования платежеспособного  спроса через создание новых  рабочих мест, оказания связанной  социальной помощи малоимущим  слоям населения и других мер.

  1. Внутренние:

- недостаток квалифицированных  кадров, прежде всего управленческих (Часто говорят, что предпринимателем  надо родиться. Против этого трудно  возразить, но нельзя не считаться,  во-первых, с тем, что "урожденных" предпринимателей все, же меньше, чем реально нужно обществу, во-вторых, что и им требуется приобрести  определенный объем знаний: ведь  обучают же, скажем, "урожденных" музыкантов, ученых, спортсменов. Нет  оснований считать, что к предпринимателям  нужно подходить с иной меркой. Между тем с обучением кадров  для бизнеса дело обстоит далеко  не лучшим образом);

- слабость регулярного  менеджмента;

- непродуктивная инвестиционная  среда (недостаток доступных инвестицион-ных ресурсов);

- маркетинговые проблемы (например, по утверждению экспертов, 90% российских предприятий могут  повысить эффективность как минимум  на треть, изменив свою ценовую  политику);

-недостаточная ресурсная  база, как материально-техническая,  так и финансовая (материально-техническое  обеспечение малых предприятий  осуществляется в недостаточном  объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные  для малых предприятий и учитывающие  их специфику, отсутствуют. Ограничен  доступ малых предприятий к  высоким технологиям, так как  их покупка требует значительных  одноразовых финансовых затрат)8.

На Министерство экономики  Российской Федерации возложены  разработка основ политики государственной  поддержки малого и среднего предприни-мательства, а также координация деятельности центральных органов федеральной исполнительной власти и формирование инфраструктуры малого и среднего предпринимательства. Дальнейшее развитие малого и среднего бизнеса в России предусмотрено Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ9.

На территории Российской Федерации реализуются разработанные  государственными органами программы  поддержки малого и среднего бизнеса. Например, некоторые из них:

- специальная программа "Кредитование коммерческими банками субъектов малого предпринимательства". Программа предусматривает возмещение субъектам малого предпринимательства из краевого бюджета затрат, связанных с получением кредита в коммерческом банке в размере до 90% этих затрат, в зависимости от осуществляемого вида экономической деятельности;

- специальная программа «Гранты начинающим субъектам малого предпри-нимательства на создание собственного бизнеса». Программа предусматривает безвозмездное выделение субъектам малого предпринимательства грантов в виде субсидий на возмещения затрат в форме обязательных платежей, связанных с государственной регистрацией юридических лиц или индивидуальных предпри-нимателей, затрат, связанных с началом предпринимательской деятельности, финансирования целевых расходов на уплату первого взноса при заключении договора лизинга оборудования, выплат по передаче прав на франшизу;

- специальная программа "Приобретение основных средств в лизинг". Про-грамма предполагает компенсацию до 50% общей суммы документально подтвержденных затрат, произведенных в связи с договором лизинга, но не более 450 тыс. рублей;

- специальная программа "Выставочно-ярмарочная деятельность". Целью программы является компенсация затрат до 50%, но не более 350 тыс. рублей, связанных с участием в выставках (ярмарках);

- специальная программа "Бизнес-инкубатор". Целью настоящей программы является оказание имущественной поддержки субъектам малого предпринима-тельства путем предоставления субъектам малого предпринимательства на льготных условиях нежилых помещений бизнес-инкубаторов и комплекса услуг на безвозмездной основе.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате анализа, малое  и среднее предпринимательство  является важной частью функционирования и социально-экономического развития, как в целом Российской Федерации, так и самого маленького поселения. Малое и среднее предпринимательство  ведет к оздоровлению экономики  в целом, что наглядно видно из данной работы. Следовательно, лучший выход для России - это государственная  политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий  малого и среднего предпринимательства  в нашей стране.

Таким образом, как у предприятий, так и у государства до сих  пор открытыми остается большое  количество проблем, но, несмотря на сохранение, довольно сложного экономического положения, реформирование экономики способствовало освоению новой модели общественно-экономического развития, имеющей рыночную ориентацию. Контуры современной экономики  стали определять: направление на доминирование частного сектора, либерализацию  практически всех отраслей экономики  и активизация рыночных регуляторов, локализацию очагов кризиса, ориентацию на платежеспособный спрос, то есть создание благоприятных условий для скорого  подъема промышленности.

Информация о работе Мелкий и средний бизнес и его роль в смешанной экономике