Мелкий и средний бизнес, возрастание их роли в современном хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Целью в данной курсовой работе является: произвести характеристику малого и среднего бизнеса в России, выделить специфические особенности, обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях, продемонстрировать программу поддержки малого и среднего бизнеса и, конечно же, отметить возрастание их роли в современном хозяйстве.

Содержание работы

Введение
Глава 1. История развития, понятие и сущность малого и среднего бизнеса в России
1.1. История развития малого и среднего бизнеса в России
1.2. Понятие и сущность малого и среднего бизнеса в России
Глава 2. Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России
Глава 3. Основные направления государственной поддержки развития малого бизнеса в Российской Федерации
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

курсовая 1.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

Удельные издержки производства и обращения у малых предприятий, как правило, выше, чем у крупных  предприятий: им труднее получить кредит, наладить рекламу; требуется затрачивать  относительно больше средств на обучение и переподготовку кадров, изучение рынка, получение необходимой информации и т.д., поэтому практически во всех индустриально развитых странах малым предприятиям устанавливаются определенные льготы и оказывается государственная поддержка.

В России по мере развития малого и среднего бизнеса и укрепления рыночных отношений возникли общественные организации малого и среднего предпринимательства, например, Союз предпринимателей России. Существуют также федеральные и местные фонды финансовой помощи, основной задачей которых является стимулирование развития приоритетных производственных видов деятельности малых предприятий. Ежегодно проводятся различные экономические форумы, посвященные проблемам малого предпринимательства как на федеральном, так и на местном уровнях.

В последние годы широко исследуются вопросы о наиболее эффективных и формах и методах  государственной поддержки, не подрывающих  основ предпринимательства и  интересов частного собственника, и  одновременно способных оказывать  реальную помощь в становлении и развитии малого предпринимательства в России.

 

Глава 3. Основные направления  государственной поддержки развития малого бизнеса в Российской Федерации

 

Одной из важнейших задач  в экономической жизни России является поддержка предпринимательства и малого бизнеса, которая осуществляется на государственном уровне.  Программа поддержки малого бизнеса в 2010 году включает в себя ряд мер, которые позволят малым предприятиям выжить в сложный экономический период.  Серьёзная поддержка малого бизнеса и предпринимательства позволит не только решить экономические, но и социальные проблемы. Кроме того, так как малые предприятия могут более оперативно реагировать на изменения потребностей рынка, это позволит удовлетворить спрос потребителей.

Особое внимание государственные органы уделяют молодым предпринимателям, делающим первые шаги в малом бизнесе. Прежде всего, молодой предприниматель может получить консультации квалифицированных специалистов, которые помогут в регистрации компании, разработке бизнес плана или подборе кадров.

Кроме того, поддержка  предпринимательства и малого бизнеса  выражается в предоставлении льготных кредитов, которые позволят предпринимателям увеличить оборотный капитал  или закупить необходимое оборудование. Планируется, что в 2010 году должна полностью заработать программа кредитования малых предприятий и механизм гарантийных фондов, которые будут заниматься поддержкой малого и среднего бизнеса.  Через банки-партнеры «Российского банка развития» малому бизнесу будет выделено кредитов на сумму не менее 100 миллиардов рублей, через гарантийные фонды малый бизнес в виде кредитов получит около 80 миллиардов рублей.

Стоит учитывать, что  поддержкой предпринимательства и  малого бизнеса занимаются не только центральные, но и местные органы власти, которые организуют семинары и консультации с ведущими специалистами в различных областях, разрабатывают собственные программы поддержки малого бизнеса.

Во многих регионах Российской Федерации строятся бизнес-центры, которые ориентированы на предприятия малого бизнеса, где предприниматели смогут не только снять помещение по выгодной арендной ставке, но и получить все необходимые условия  для успешной работы. Компактное размещение предприятий малого бизнеса позволит создать необходимую атмосферу для творчества, что немаловажно для работы многих предприятий, занимающихся разработкой инновационных технологий.

Еще одним способом поддержки  предпринимательства и малого бизнеса  в 2010 году является совершенствование  работы налоговых служб, таможенных органов и органов правопорядка, упрощение процесса регистрации предприятий и снижение количества проверок со стороны контролирующих органов.

Также в целях поддержки  малого бизнеса и предпринимателей многие государственные  заказы на производство товаров или услуг  размещаются в виде тендеров, что позволяет предпринимателям найти выгодный заказ, который позволит обеспечить хорошую прибыль предприятия.

Несмотря на все усилия государственных органов, предпринимательство  и малый бизнес развиваются в  России пока ещё медленно. Если во многих зарубежных странах малые предприниматели создают большую часть ВВП, то в России малые предприятия не могут соперничать с государственными структурами ни по количеству занятых людей, ни по прибыли, ни по обороту. 

Поддержка предпринимательства и малого бизнеса является одной из важнейших задач, которая ставится правительством Российской Федерации в планах развития страны. По мнению политиков, именно поддержка предпринимательства, малого и среднего бизнеса позволит вывести страну на новый уровень развития. 

 

Заключение

На основании вышеизложенного, хотелось бы подвести некоторые итоги. В процессе рассмотрения развития малого и среднего бизнеса в России, было выяснено следующее. Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. А также создавать атмосферу конкуренции и ту среду предпринимательства, без которой рыночная экономика невозможна.

Мелкие и средние  предприятия играют заметную роль в  занятости, производстве отдельных  товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. Не малый успех малого бизнеса в этой области объясняется следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы охотнее берутся за освоение оригинальных нововведений. Малые предприятия стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Что, прежде всего, приводит к расширению рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.

Важность малых предприятий  еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они  вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других не только в количестве производимой продукции, но и в ее качестве, чтобы прибыль доставалась именно им.

Мелкие и средние  предприятия в свою очередь являются опорой для крупных компаний, так  как массовый выпуск промышленных изделий  длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) вызывает потребность в соответствующих  промышленных услугах по ремонту и обслуживанию. Ведь из-за своей громоздкости крупные монополисты вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть мелких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы.

Малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности  в дефицитных видах товаров и  услуг на основе разработки местных  источников и обеспечивает при этом большую занятость. Создавая новые рабочие места, происходит снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.

Развитие малого предпринимательства  способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников, так называемого  среднего класса, самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества. Однако, занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности.

Таким образом, малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом и, следовательно, лучший выход для России – это создание такой политики государства, которая была бы направлена на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

Однако, перспективность  сектора малого и среднего бизнеса  в современной экономике, не следует  рассматривать лишь как очередную  компанию в системе антикризисной  политики правительства РФ. Именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечивая перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

Хотя у предприятий, как и у государства до сих  пор остаются открытыми большое  количество проблем, и до сих пор  сохраняется довольно сложное экономическое положение, все же продолжается реформирование экономики, что  способствует освоению  новой модели общественно-экономического развития, имеющей рыночную ориентацию. В современной политике государства все более акцентируется внимание в сторону доминирования частного сектора, либерализации практически всех отраслей экономики и активизации рыночных регуляторов, локализации очагов кризиса, ориентации на платежеспособный спрос, то есть создание благоприятных условий для скорого подъема промышленности.

 

Библиографический список

  1. 26 ноября 2008 г. Закон РФ № 60-ФЗ «О поддержке и развитии малого и среднего  предпринимательства в Российской Федерации»
  2. А.А. Одинцов, «Экономическая и информационная безопасность предпринимательства». – М.: «Академия», 2007. – 336 с.
  3. А.В. Бусыгин, «Предпринимательство». Учебник. – М.: Дело, 2007. – 640 с.
  4. А.Г. Грязнова, Н.Н. Думная. Макроэкономика: теория и российская практика. – М.: КноРус, 2006, 678 с.
  5. А.Г. Зельднер, И.Ю. Ваславская, В.К. Южелевский. Государство и экономика: Факторы роста / А.Г. Зельднер, И.Ю. Ваславская, В.К. Южелевский. – М.: Наука, 2009, 214 с.
  6. А.И. Антилов. Проблемы малого предпринимательства в национальной экономике // Актуальные проблемы современной науки, № 6, 2008, с. 14 - 22
  7. А.И. Архипов, А.К. Большаков. Экономика / А.И. Архипов. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2007, 840
  8. Б.М. Маклярский. Экономика России. Учебное пособие / Б.М. Маклярский. – М.: Международные отношения, 2001, 304 с.
  9. Г.И. Шепеленко, «Экономика, организация и планирование производства на предприятии».Учебное пособие для студентов экономических факультетов и вузов. 5-е изд., доп. и переработ. – М.: ИКЦ «МарТ» 2004. – 608 с.
  10. Е.В. Лысаковская. Проблемы и перспективы государственной поддержки малого и среднего бизнеса // Право и образование, № 5, 2006, с. 261 - 266
  11. З.И. Калугина. Большие проблемы малого бизнеса Сибири // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства, № 2, 2006, с. 105 – 127
  12. Л.Н. Никитина, М.И. Худилайнен. Становление малого бизнеса в России // Инновации,    № 9, 2008, с. 63 – 67
  13. Н.Н. Малис. Малый бизнес имеет налоговый потенциал // Финансы, № 7, 2008, с. 30 - 33
  14. Н.Н. Малис. Малый бизнес имеет налоговый потенциал // Финансы, № 7, 2008, с. 30 - 33
  15. Т.В. Бутова, М.В. Ерхов. Власть и бизнес в современном обществе / Т.В. Бутова,         М.В. Ерхов. – М.: Маросейка, 2007, 192 с.

 

 

 

Приложение 1

Предложение для студентов XXI века

Абсолютно всем без исключения известно, что лекции посещаются студентами в не полном количестве, в лучшем случае это половина. А что же делать тем студентам кто не присутствовал на лекциях? Ведь когда нужно готовиться к экзаменам, за материал пропущенных лекций студенты готовы заплатить совсем немаленькую сумму. Этой ситуацией воспользуются «продвинутые студенты», посещая лекции своего курса, и брав лекции других курсов, можно издать брошюрку с подборкой лекций. Типографские затраты будут полностью окупятся перед сессиями, ведь знания всем нужны. Если возникнут вопросы распространения, то достаточно будет расклеить листовки с номером контактного телефона.


Информация о работе Мелкий и средний бизнес, возрастание их роли в современном хозяйстве