Местный бюджет Кыргызской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

Местный бюджет представляет собой бюджет местного сообщества аила, поселка, города
и района, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы
местного самоуправления.
Местные бюджеты являются составной частью единой бюджетной системы
государства. Долгое время местными бюджетами, в соответствии с законодательством
Кыргызстана о бюджетном праве, считались бюджеты областей, города Бишкека, районов,
городов, районов в городах, аилов и поселков.

Файлы: 1 файл

Местный бюджет Кыргызской Республики.pdf

— 51.53 Кб (Скачать файл)
Page 1
1
Местный бюджет Кыргызской Республики
Определение местного бюджета.
В соответствии со статьей 46 Закона Кыргызской Республики «Об основных
принципах бюджетного права».
Местный бюджет представляет собой бюджет местного сообщества аила, поселка, города
и района, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы
местного самоуправления.
Местные бюджеты являются составной частью единой бюджетной системы
государства. Долгое время местными бюджетами, в соответствии с законодательством
Кыргызстана о бюджетном праве, считались бюджеты областей, города Бишкека, районов,
городов, районов в городах, аилов и поселков. В свою очередь, бюджет области состоял из
областного бюджета, бюджетов районов и городов областного подчинения. Бюджет
города - из городского бюджета, а имеющего районы и поселки - из бюджетов городских
районов и поселков. Бюджет района - из районного бюджета, бюджетов городов
районного подчинения, аильных и поселковых бюджетов. При этом следует отметить, что,
как правило, структура местных бюджетов всегда исходила и исходит из
государственного устройства и соответствующего административно-территориального
деления государства
Тем самым система местных бюджетов была логически взаимосвязана с
административно-территориальным делением республики. В обновленной интерпретации
и в соответствии с нормативными правовыми актами с 2007 года местный бюджет
ограничен рамками сельского, поселкового и городского сообществ, притом, что сохранен
традиционный смысл, раскрываемый через призму административной единицы и
понимаемый как роспись доходов и расходов. В 2008 году в состав местных бюджетов
был включен районный бюджет.
В то же время разграничение предметов ведения местного самоуправления на
собственные и делегированные полномочия, предполагающие самостоятельную
хозяйственную деятельность, несколько расширило традиционное понимание. И с этих
позиций бюджет сообщества должен выступать не просто как роспись доходов и
расходов, но и как ключевой документ, механизм проведения в жизнь финансово-
экономической политики местного самоуправления. Более того, учитывая, что бюджеты
сообществ, связаны множеством взаимоотношений через налоги, выделение бюджетных
средств со всеми предприятиями, организациями, учреждениями, а также физическими
лицами, расположенными на территории, они (местные бюджеты) выступают как
инструмент управления на местном уровне.
Утверждение и исполнение местных бюджетов органами местного самоуправления
осуществляются на основе принципа сбалансированности местных бюджетов, где объем
предусмотренных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов
бюджета. При этом в течение бюджетного года органы местного самоуправления должны
обеспечивать баланс своего бюджета.
Формирование и исполнение местного бюджета
Принципы
формирования
местных
бюджетов.
В
соответствии
с
законодательными актами республики формирование местных бюджетов базируются на
следующих принципах:

Page 2

2
разграничения функций государственной власти и органов местного
самоуправления;
обеспечения необходимыми финансово-экономическими средствами для
решения дел местного значения;
обеспечения необходимыми финансово-экономическими средствами для
исполнения делегированных государственных полномочий;
независимости местных кенешей в управлении финансово-экономическими
средствами местного самоуправления.
Республиканский и местный бюджеты, являясь одним из способов влияния на
финансово-экономическую и социально-политическую ситуацию в сообществе,
выполняют определенные стратегические функции, которые можно сформулировать как
распределительная и контрольная. Через бюджет осуществляется формирование
государственных финансов и их распредление (использование)
между различными
уровнями управления.
Распределительная функция, как видно из смысла слова «распределение»
заключается в том, чтобы распределить финансовые ресурсы, поступившие от финансово-
экономической деятельности органов местного самоуправления, отчислений от
общегосударственных налогов и трансфертов, иных средств аккумулированных в
бюджете местного сообщества. А значит, истинную роль данная функция начинает
выполнять после формирования доходной части бюджета, когда известны источники и
размеры поступления средств, наступает необходимость их распределения.
Одной из важных в реализации бюджета является процедура контролирования его
исполнения, как на стадии поступления, так и на стадии расходования средств.
Контрольная функция позволяет быть в курсе того, насколько своевременно и полно
поступают финансовые средства, фактического наличия поступивших средств и их
использования. Таким образом, эти наиважнейшие бюджетные функции структурно
связывают местный бюджет по его доходной и расходной части.
Формирование и исполнение местных бюджетов. Прежде чем исполнительно-
распорядительные органы местного самоуправлдения приступят к составлению проектов
местных бюджетов, Министерство финансов через свои территориальные подразделения
до 30 мая текущего года доводит до финансовых органов айылных округов, поселковых,
городских управ и мэрий городов инструкцию по составлению бюджета. Помимо этого
доводится
календарный
план,
предполагаемые
нормативы
отчислений
от
общегосударственных налогов и
предполагаемые размеры
категориальных и
выравнивающих грантов, распределяемых в местные бюджеты.
Проекты местных бюджетов составляются исполнительно-распорядительными
органами местного самоуправления через свои финансовые органы. Первоначальный
проект местного бюджета исполнительно-распорядительным органом местного
самоуправления согласовывается с аильным, поселковым, городским и районным
кенешем.
Согласованный первоначальный проект местного бюджета представляется в
соответствующие структурные подразделения Министерства финансов Кыргызской
Республики, а города районного, областного, республиканского значений
-
непосредственно в Министерство финансов Кыргызской Республики.
Проекты доходной части местных бюджетов представляются в Министерство
финансов Кыргызской Республики до 1 июля текущего года. Проекты расходной части
местных бюджетов представляются в Министерство финансов Кыргызской Республики до
1 августа текущего года. После представления Правительством Кыргызской Республики
проекта республиканского бюджета в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики

Page 3

3
Министерство финансов Кыргызской Республики доводит уточненные нормативы
отчислений от общегосударственных налогов и размеры категориальных и
выравнивающих грантов, распределяемых в местные бюджеты, до исполнительно-
распорядительных органов местного самоуправления.
Исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления уточняют
первоначальные проекты местных бюджетов после получения уточненных нормативов
отчислений от общегосударственных налогов и размеров категориальных и
выравнивающих грантов, распределяемых в местные бюджеты, и представляют их в
аильный, поселковый, городской и районный кенеш для утверждения.
Бюджетная комиссия аильных, поселковых, городских и районных кенешей
предварительно заслушивает доклады руководителей управлений и отделов органов
местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений, рассматривает
предложения, касающиеся изменения доходов и расходов бюджета, составляет и
представляет аильным, поселковым, городским и районным кенешам заключение по
проекту бюджета.
Аильные, поселковые, городские и районные кенеши заслушивают доклады
исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления и бюджетных
комиссий и рассматривают проекты местных бюджетов на очередной бюджетный год и
два последующих прогнозируемых года. По итогам докладов исполнительно-
распорядительных органов местного самоуправления и бюджетных слушаний с участием
представителей местных сообществ, аильные, поселковые, городские и районные кенеши
утверждают:
местные бюджеты в общей сумме доходов и общей сумме расходов с выделением
бюджета текущих расходов и бюджета развития, а также, при необходимости, размер
превышения доходов над расходами;
источники доходов и направления расходов местных бюджетов в соответствии с
бюджетной классификацией;
размер оборотной кассовой наличности на конец года по местным бюджетам.
Утвержденные в установленном порядке местные бюджеты представляются в
Министерство финансов Кыргызской Республики для включения в государственный
(консолидированный) бюджет республики не позднее двух месяцев после утверждения
республиканского бюджета Жогорку Кенешем Кыргызской Республики.
Министерство финансов Кыргызской Республики проверяет соответствие
утвержденных в местных бюджетах размеров общегосударственных налогов (в
суммарном выражении и по нормативу), размеров категориальных, выравнивающих,
стимулирующих (долевых) грантов показателям, установленным в законе о
республиканском бюджете. Дополнительные расходы, предусмотренные в местных
бюджетах, принимаются и включаются в государственный (консолидированный) бюджет
Кыргызской Республики, если они покрываются за счет собственных доходных
источников.
Изменения и уточнения по доходам местных бюджетов, поступающих из
республиканского бюджета, в течение года подлежат обоснованию и согласованию с
Министерством финансов Кыргызской Республики.
Исполнение местных бюджетов осуществляется исполнительно-распорядительными
органами местного самоуправления через региональные отделения казначейства и органы
налоговой службы в соответствии с росписями доходов и расходов, составленными на
основании утвержденных бюджетов.
Отчеты об исполнении местных бюджетов составляют соответствующие
исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления один раз в год, если

Page 4

4
иное не установлено законодательством.
Бюджетные комиссии аильных, поселковых, городских и районных кенешей
рассматривают отчет об исполнении бюджета, составляют заключения и представляют их
соответствующему кенешу. Аильные, поселковые, городские и районные кенеши
заслушивают
доклады
исполнительно-распорядительных
органов
местного
самоуправления и бюджетных комиссий, рассматривают заключения бюджетных
комиссий и утверждают отчеты об исполнении местных бюджетов.
Отчеты об исполнении местных бюджетов представляются в Министерство
финансов Кыргызской Республики в срок не позднее 1 марта года, следующего за
отчетным периодом.
Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности
Кыргызстан по Конституции является унитарным государством, но так исторически
сложилось, что уровень экономического развития регионов различен. Для неизменного
общественного обеспечения нужно употреблять механизм перераспределения доходами и
затратами регионов через государственный бюджет.
В последние несколько лет в бюджетной системе Кыргызской Республики произошли
значительные изменения, касающиеся, в частности, процессов подготовки, представления
и исполнения бюджета, а также принципов формирования межбюджетных отношений.
Все изменения были внедрены в практику в процессе реформы системы управления
государственными ресурсами и зафиксированы в законе “Об основных принципах
бюджетного права в Кыргызской Республике”.
Система государственных финансов Кыргызской Республики основывается на
следующих предпосылках.
1. Организация государственного управления, определенная Конституцией
Кыргызской Республики, предполагает разделение республики на административно-
территориальные единицы, уровень социально-экономического развития и соответственно
налоговый потенциал, которых крайне неоднородны.
2. В соответствии с Законом “Об основных принципах бюджетного права в
Кыргызской Республике” бюджетные полномочия распределяются в соответствии с тремя
уровнями:
функции правительства – это расходные обязательства на финансирование
мероприятий, имеющих общегосударственное значение;
местные функции — это расходные обязательства по мероприятиям,
ответственность за исполнение которых несут местные органы власти и от
выполнения которых зависит общий уровень образования, здоровья и
благосостояния населения региона;
смешанные функции — это расходные обязательства по мероприятиям,
ответственность за выполнение которых несут как центральное, так и местные
правительства, но осуществление их по ряду причин эффективно проводится
местными уровнями государственной власти.
Если расходные обязательства по первому уровню бюджетных полномочий
полностью финансируются из средств республиканского бюджета, а по второму – из
средств местного бюджета, то финансирование смешанных функций производится из
обоих источников, причем из местного бюджета – из собственных средств органов
местного самоуправления и районов, а из республиканского бюджета – посредством
межбюджетных грантов.
3. Распределение поступлений по общегосударственным (регулирующим) налогам в
ходе проведения бюджетной реформы также претерпело значительные изменения. При

Page 5

5
этом основной целью являлось создание механизма, направленного на определение
стабильных, фиксированных и единых для всех регионов нормативов отчислений от
общегосударственных налогов и других доходов. Это позволило бы местным органам
государственного управления создать более эффективное бюджетное планирование,
основанное на научном методе прогнозирования доходов, а также повысить активность по
сбору налогов и других платежей как на республиканском, так и на местном уровне,
создать стимулы по изысканию дополнительных источников пополнения доходной части
бюджета.
Таким образом, экономическое развитие регионов и распределение обязательств
между органами местного самоуправления и центральным правительством обусловили
функционирование в бюджетной системе Кыргызской Республики системы трансфертов,
являющихся третьей составной частью доходов местных бюджетов.

Информация о работе Местный бюджет Кыргызской Республики