Место человека в экономической системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

Поставленные задачи – проследить все ступени изменений экономических систем, а также роль и место человека в ней. Изучить факторы, влияющие на эти изменения, сделать анализ текущего состояния «рынка труда» на примере Европейских государств и в Республике Беларуси.
Цель работы – оценка перспектив изменений экономической системы Беларуси и выявление наиболее сильных и слабых сторон государства.

Содержание работы

Введение 2
1. Место человека в экономической системе 4
2. Рынок труда в современной экономике 9
2.1 Предложения услуг труда со стороны домашнего хозяйства. Эффект дохода и эффект замещения 9
2.2 Спрос на труд и факторы его определяющие. 13
2.3 Равновесие на рынке труда. 14
3. Особенности развития человека в условиях трансформации экономики. 18
3.1. Влияние экономического кризиса на «рынок труда» Европы 18
3.2. Влияние экономического кризиса на «рынок труда» Беларуси 24
Заключение 28
Список используемой литературы 32

Файлы: 1 файл

курсовая Экономическая теория Человек в системе экономического производства(2).doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

Назначения платежей из общественного фонда по безработице в некоторых секторах экономики уточняются в коллективных договорах и гарантируют рабочим более благоприятные условия, чем это описано в законодательных актах. Поэтому оба подхода — законодательное регулирование и коллективные договоры тесно взаимосвязаны. Такой подход приводит к различию в изменении количества рабочего времени в секторах, где имеются коллективные договоры, например в строительном и металлургическом секторах и в секторах, где их нет — предоставления услуг. В связи с увеличением компаний использующих этот инструмент возросла важность обучения сотрудников подобному характеру работы, хотя это обучение не включено в закон о сокращенном рабочем дне.

Результатом экономического кризиса явилось увольнение временных  работников и контрактников, поэтому профсоюзы стараются трудоустроить этих людей на неполный рабочий день.

Франция: «частичная безработица» и государственная политика в ситуации экономического кризиса

Французское правительство объявило о выделении 26 миллиардов евро на создание от 80.000 до 100.000 рабочих мест в 2009 году. Большая часть этих денег пошло на поддержание наиболее пострадавших от кризиса автомобильной и строительной отраслей экономики. Компании, пострадавшие от значительного спада продаж своей продукции представили несколько законодательных и коллективных инструментов в ответ на сложившуюся экономическую ситуацию.

«Частичная безработица» — инструмент рынка труда, разработанный для обеспечения частичной компенсации работникам, занятым меньше своих обычных рабочих часов во время экономического кризиса. В основном он применяется в автомобильной, металлургической, химической и строительной отраслях.

Организации, защищающие социальные интересы работников призвали усилить меры, направленные на переподготовку рабочих, которые подпадают под программу частичной безработицы. Они также хотят создать «кризисный фонд», который будет финансироваться из различных общественных фондов, средства которого будут использоваться для обучения новым профессиям в условиях кризиса. Работодатели подчеркнули необходимость вовлечь в процесс организации, отвечающие за страхование по безработице и включить их в регулирование использования фондов. Наиболее спорным вопросом является обязанность работодателей вкладывать деньги в обучение работников.

Еще одной мерой являются так называемые «контракты по смене рода деятельности». Их применение было расширено с 8 до 25 «групп работников». Эти контракты обеспечивают создание компенсационного резерва для работников в размере 80 процентов их зарплаты на период один год, во время которого они будут проходить обучение для получения новой специальности. Ранее эта мера была применима в компаниях насчитывающих не менее 1000 работников, сегодня она применяется для любых фирм. Социальные партнеры и агентства по трудоустройству должны находить способ обеспечить работникам профессиональное обучение.

Коллективные договора также представляет важный инструмент для регулирования уменьшения рабочего времени. Рамочное соглашение о 35-часовой рабочей неделе (1999) обеспечивает снижение количества рабочих часов без уменьшения зарплат и позволяет изменять график или продлевать отпуск в зависимости от положений коллективного договора.

В случаях, когда сокращение неизбежно применяется так называемое «увольнение по собственному желанию», которое гарантирует определенные выплаты, если это было прописано в социальном пакете.

Новые государства-члены  из Центральной и Восточной Европы, а особенно так называемая Вышеградская четверка — Чехия, Венгрия, Польша и Словакия наиболее пострадали от кризиса из-за высокого уровня экономической и торговой интеграции с Западной Европой, а особенно с Германией. Автомобильная промышленность, широко представленная в этих странах сильно зависит от экономических циклов и от иностранных компаний. Индустрия производства электронных компонентов еще больше подвержена любым изменениям в экономике. Так как эти два вида промышленности составляют большую часть индустриального составляющего новых государств-членов, то они сильно зависят от внешнего воздействия.

Филиалы мультинациональных корпораций, которые испытали резкое падение спроса на свою продукцию осенью 2008 года, начали применять меры, схожие с теми, которые применяются их материнскими компаниями, но более радикально и проводя меньше переговоров с профсоюзами. В ситуации временной остановки производства используются либо резервы стандартных отпусков, либо работников отправляют в отпуск с сохранением базовой оплаты. Поставщики деталей для автомобилестроения пострадали еще в большей мере.

Было сокращено большое  количество рабочих мест. В случае с большими компаниями такое сокращение, прежде всего, затронуло наиболее уязвимые группы рабочих — временных работников, мигрантов, контрактников (либо на испытательном сроке). В малом бизнесе сокращения были одним из основных мер выхода из создавшейся ситуации и постоянные работники пострадали также сильно, как и вышеуказанные группы.

Увольнения регулируются трудовым законодательством, в котором указан минимальный размер выплат при увольнении. Кроме этого применяются трудовые договора, где они существуют, за процессом следят специальные советы и профсоюзы. В случае увольнения они договариваются о выплате компенсационного пакета.

Особые меры рынка  труда, схожие с немецкими или французскими, регулирующие подобные проблемы были предприняты лишь в нескольких случаях с января 2009 в Венгрии и с апреля 2009 в Болгарии.

По всей Европе ответы компаний на финансовый и экономический кризис очень разнятся. Различие можно провести только в использовании либо инструментов коллективного договора, либо законодательных инструментов. Существование системы коллективных договоров и переговоров профсоюзов с нанимателями помогает изменять графики рабочего времени, чтобы избежать увольнений и помогает компаниям реагировать на кратковременные проблемы.

По результатам видно, что во многих странах рассматриваются такие варианты выхода из сложившейся на рынке труда ситуации как коллективные договора и законодательные инструменты. В Германии коллективные договоры на уровне производств и межсекторальном дополняют друг друга и помимо них существуют государственные субсидии, для тех работников, рабочие часы которых были сокращены. Схожую ситуацию можно наблюдать во Франции, Бельгии и Голландии, с той разницей, что работники в этих странах больше страдают от сокращения рабочей недели, так как пособие в этих странах меньше. В Великобритании государственная поддержка менее существенна.

В новых государствах-членах Евросоюза поддержка на государственном уровне практически отсутствует, хотя некоторые меры уже предпринимаются. Но на уровне предприятий меры, предпринимаемы в этих странах более радикальные, чем в западной Европе. Коллективные договоры, даже если они существуют на предприятиях, с трудом могут справиться с условиями, когда на производстве нужно вводить изменение рабочего графика и сокращение рабочего времени. В отсутствие специальных инструментов рынка труда — за исключением Венгрии и Болгарии — решении о компенсации за временную безработицу принимались исключительно управляющими того или иного производства. Наиболее уязвимы группы работников — временные, контрактники либо мигранты — попали под большое сокращение штата. Также следует отметить большую разницу между крупными компаниями и малым и средним бизнесом, где сокращения являлись практически единственной реакцией на сложившуюся ситуацию.

 

3.2. Влияние  экономического кризиса на «рынок  труда» Беларуси

 

Особенности становления  рынка труда Республики Беларусь:

1. Сущностью процесса  становления рынка труда в Республике Беларусь является переход от ресурсоограниченного рынка труда к спросоограниченному.

2. Белорусский  рынок   труда  после  распада   СССР соответствующе  организационно-правовой среды тормозит  налаживание  новых  межгосударственных контактов по вопросам занятости, миграции.

3. Белорусский рынок  труда функционирует в условиях, когда важнейшие компоненты его самонастройки   заработная плата, уровень духовного потребления не  приведены в соответствие со стоимостью товара рабочая сила, что уже изначально  деформирует спрос и предложение на нем, инфляция усугубляет положение.

    4. Рынок труда  в Беларуси функционирует в  условиях неразвитости института,  социального партнерства, который  только зарождается и охватывает пока не все  уровни.  Это  крайне  затрудняет  выработку политики  солидарности  и  согласия  в  вопросах ценообразования, заработной  платы,   доходов, налогов с учетом интересов разных субъектов рынка труда, существенно снижает роль этого института регулирования в процессе становления спросоограниченного рынка труда.

      5. Недостаточно  хорошо организована инфрастуктура  белорусского рынка. Только налаживается система сбора информации о рынке труда, не завершено создание нормативно-правовой среды. Нет механизма учета: и регулирования скрытого рынка труда, только начинает создаваться единая республиканская автоматизированная система учета спроса и предложения на рынке труда.

       6. В  существующих экономических условиях, в условиях инфляции существующая  система социальной защиты населения, не способна полностью реализовывать свои функции.

Последствия экономического кризиса проявились в Беларуси еще далеко не в полной мере. Однако на сегодняшний день наблюдаются достаточно четко выраженные тенденции.

Во-первых, уже имеет место сокращение доходов государственного бюджета. Это означает уменьшение прямого финансирования (субсидирования) сокращение прямых возможностей финансирования общественных благ, предоставляемых наемным работникам, а также ограничение государственной поддержки реального сектора экономики, что порождает ряд дополнительных проблем, в частности, на рынке труда. [8]

В январе-июне 2010 года в  органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве  обратилось 166,8 тыс. человек (99,9 процента к соответствующему периоду 2009 года), из них признаны безработными 108,2 тыс. человек (101,4 процента). Включая граждан, состоявших на учете на начало года, в трудоустройстве в январе-июне 2010 года нуждалось 227,3 тыс. человек (102,3 процента от уровня 2009 года), в том числе 148,5 тыс. безработных (103,1 процента от уровня 2009 года).

Количество вакансий в сравнении с январем текущего года увеличилось и составило  на 1 июля 2010 г. − 54,4 тыс. (119,6 процента к  уровню 2009 года). Напряженность на рынке труда в сравнении со вторым кварталом 2009 года снизилась и составила в целом по республике 1 безработный на одно рабочее место.

Уровень безработицы  удерживается в социально допустимых пределах - на 1 июля 2010 г. он составлял 0,8 процента к численности экономически активного населения (задание Программы - 1,2-1,5 процента).

В Брестской области  уровень безработицы составил 1,0 процента при прогнозе 1,6;

в Витебской - 1,1 при прогнозе 1,6;

в Гомельской – 1,0 при  прогнозе 1,4;

в Гродненской – 1,0 при прогнозе 1,4;

в Минской – 0,8 при  прогнозе 1,2;

в Могилевской – 1,0 при  прогнозе 1,5;

в г. Минске – 0,4 процента при прогнозе 0,6 процента.

Из 118 районов и 12 городов  областного подчинения в 77 регионах республики уровень безработицы 1 процент и  ниже, в 46 регионах уровень безработицы составил от 1,1 до 1,5 процента, в 7 регионах - от 1,6 до 2,0 процентов.[7]

Во-вторых, падает занятость экономически активного населения, т.е. растет безработица (скрытая или официально зарегистрированная). Правительство предпочитает ограничивать зарплату, но сохранять занятость. Однако даже при нынешней глубине кризиса это удается делать только благодаря непрерывным внешним заимствованиям и производству „на склад“.

В-третьих, наблюдаются проблемы с работой у временных трудовых мигрантов, являющихся гражданами Беларуси. Часть этих людей не могут найти работу за границей и пытаются сделать это на белорусском рынке труда. Таким образом, даже сфера строительства в скором времени, возможно, перестанет объявлять о вакансиях, как это было до сих пор. Многие вернувшиеся из России белорусы работали там именно в строительных организациях.

В-четвертых, возможна макроэкономическая нестабильность, сопровождаемая значительной девальвацией и/или инфляцией. А в условиях ограничения номинальной зарплаты это приведет к падению реальных доходов. А, соответственно, и сокращению объема доступных благ.

В-пятых, высока вероятность повышения тарифов на услуги ЖКХ. И работники с низким уровнем дохода, в потребительской корзине которых высока доля продуктов питания и оплат услуг ЖКХ, окажутся более чувствительными к росту цен, нежели работники с более высокими доходами.

Белорусы, осознавая возможные  последствия кризиса, озабочены  финансовым вопросом. В первой десятке рейтинга восприятия населением Беларуси основных проблем страны, девять — проблемы материального плана. Вопросы низких доходов, недоступности жилья, бедности, безработицы и нестабильности национальной валюты видятся белорусам более актуальными, чем проблемы преступности, экологии, плохих отношений с другими странами.[8]

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

 

В первой главе данной курсовой работы были рассмотрено понятие  «экономическая система», что является сложной упорядоченной совокупностью всех экономических отношений и видов хозяйственной деятельности общества, реализующаяся через функционирование производительных сил и осуществляющаяся в формах определенных производственных и социальных отношений и социальных институтов, целью, которой является удовлетворение потребностей общества в материальных благах и услугах.[3 с. 33]

Информация о работе Место человека в экономической системе