Методы государственного воздействия на рыночное равновесие в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

Равновесие - это такая ситуация на рынке, при которой объем спроса равен объему предложения. Но не всегда рынок и рыночное равновесие стабильно. Проблема стабильности рыночного равновесия и рынка в целом очень актуальна сегодня.
Если равновесие обладает свойством стабильности, то дополнительное регулирование рынка не представляется обходимым, так как рынок сам поддерживает свою сбалансированность. Если же равновесие не обладает свойством стабильности, то регулирование необходимо.
Необходимость государственного регулирования возникает не только в связи с несовершенством отдельных рынков (нестабильность равновесия), но и в связи с решением макроэкономических задач – инфляция, безработица, проблемы полной занятости и многие другие задачи. Данное регулирование может иметь целью смещение равновесия, его сдвиг, приближение к нему или от него.

Содержание работы

Введение
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по теме Методы государственного воздействия.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

В конце второй мировой  войны в некоторых странах  была введена купонная система рационирования. При такой системе каждый потребитель помимо денежного дохода получает некоторое количество купонов, которые он должен расходовать наряду с деньгами по особым купонным ценам.

Рационирование с помощью  купонов сохраняет за потребителем определенную свободу выбора структуры потребления, тогда как рационирование посредством установления физических норм при обычной карточной системе лишает потребителя такой свободы. Однако купонная система инициирует торговлю купонами, которые могут впоследствии превратиться в деньги.

1.3. Другие методы  государственного воздействия

Товарная интервенция – закупка товара с целью повышения рыночной цены и продажа его с целью понижения цены. Остановимся на таком понятии как спекуляция, действие которой подобно товарной интервенции.

Спекуляция – перепродажа  товара, если рынки покупки и продажи  различаются своим положением во времени. Спекулянт  - экономический  субъект (физическое и юридическое  лицо), которое покупает товар не с целью потребления или использования  его как ресурса в производстве, а с целью последующей перепродажи по более высокой цене. Данное определение может трактовать как определение в широком смысле. Часто выделяют такое понятие как посредничество. В отличие от спекуляции, посредничество представляет собой перепродажу товара, если рынок покупки и рынок продажи различны по местоположению. В обыденном понимании данные термины рассматриваются как синонимы.  При фиксированных ценах  посредничество теряет статус  легального занятия и перемещается в среду так называемого черного рынка, который функционирует параллельно с легальным.

Из товарных рынков наиболее подвержены влиянию спекуляции сельскохозяйственной продукции. Урожай картофеля собирается раз в год, но покупателям эти  продукты должны поставляться регулярно  в течение года. Как правило, самый низкий уровень цен наблюдается в период уборки урожая и постепенно повышается до наступления следующего урожая. При этом спекуляция сглаживает колебания цен в течение года по сравнению с ситуацией, при которой раз убранный урожай немедленно реализовался бы конечным потребителям.

Рассмотрим рис.10. Изображена ситуация на рынке некоторого сельскохозяйственного  продукта, предположим пшеницы, в  двух последовательных периодах времени. В левой части рисунка изображена ситуация в первом году, в правой части -  в последующем, втором году.

 

Рис.10. Влияние спекулянтов на рынок пшеницы

Линия HG характеризует некоторый “нормальный” уровень цены на пшеницу Pn (условно). При определении данного уровня цены экономические субъекты исходят, прежде всего, из прошлого опыта. Кроме того, они могут принимать во внимание изменение в технологии производства пшеницы, изменения в спросе и т.д.

Предположим, что спрос  на пшеницу не изменен. Поэтому линия AB - линия спроса на пшеницу – на обеих частях рисунка занимает одинаковое положение. Допустим, что предложение пшеницы не зависит от цены пшеницы в данном году (сколько пшеницы произведено – столько и предлагается ее производителями на рынке). Поэтому линии предложения пшеницы ее производителями вертикальны. В первом, урожайном году, эта линия занимает положение S1; во втором, неурожайном, году – S2.

Если бы спекулянтов  не было, то цена на пшеницу в урожайном  году  равнялась P1, что значительно ниже “нормального “ уровня цены. В неурожайном году цена бы поднялась до P3, что значительнее выше “нормы”.

 Рассмотрим воздействие на рыночную ситуацию спекулянтов. В левой части рисунка изображена линия спроса на пшеницу LK со стороны спекулянтов. Это означает, что спекулянты начинают предъявлять спрос на пшеницу при цене ниже “нормы”. Если цена превышает “норму”, то шансы перепродать пшеницу по еще более высокой цене очень маленькие. Линия KL имеет обычный отрицательный наклон. Чем  цены ниже “нормы”, тем выше потенциальный выигрыш от перепродажи и тем, следовательно, больший объем пшеницы хотят купить спекулянты.

Линия ACF представляет собой линию совокупного спроса на пшеницу, как со стороны потребителей, так и со стороны спекулянтов.

Положение равновесия в  урожайном году определяется пересечением линий ACF и S1. Цена пшеницы устанавливается на уровне P2, что выше цены P1, но ниже “нормы”. Потребители приобретают пшеницу в объеме  OM, а спекулянты – в количестве MN.

В неурожайном году линия  предложения пшеницы со стороны  производителей займет положение S2. Поскольку цена P3 превышает “норму”, спекулянты выбросят на рынок зерно прошлого урожая. Линия совокупного предложения (как со стороны производителей, так и со стороны спекулянтов) займет положение S3. Положение равновесия в неурожайном году будет определяться пересечением линий AB и S3. Цена пшеницы установится на уровне P4, что ниже P3, но выше “нормы”. Потребители приобретают зерно в количестве OT, причем объем OR приобретается у производителей, а объем RT – у спекулянтов.

Таким образом, в рассмотренном примере спекуляция привела к сокращению разрывов между ценами и между объемами продаж  двух последовательных периодов времени.

 

 

 

 

2. Методы государственного  воздействия на рыночное равновесие  в России

В России основным методом  государственного воздействия на рыночное равновесие являются налоги. Рассмотрим основные виды товарных налогов в России.

2.1. Налог на  добавленную стоимость (НДС)

Налог на добавленную  стоимость охватывает практически  все виды товаров и  услуг, поэтому  при относительно низких ставках пополняет казну лучше других видов налогов. Кроме того, НДС позволяет гибко балансировать бюджетные расходы и доходы при инфляционном росте цен, их либерализация.

НДС имеет преимущества, как для государства, так и  для налогоплательщиков: от него труднее уклонится, с ним связано меньше экономических нарушений, он повышает заинтересованность в росте доходов, а для налогоплательщиков, кроме того, предпочтительнее налогообложение расходов, а не доходов.

Для России этот налог  является “новым” налогом, так как он был введен с 1 января 1992 года, хотя более чем в 40 странах, в том числе и в 17 европейских, он используется уже более 30 лет.

Налог на добавленную  стоимость представляет собой изъятие  в государственный бюджет части  прироста стоимости, созданной в процессе производства товаров, работ и услуг, и вносится в бюджет по мере их реализации. Налог взимается с разницы между отпускной ценой и издержками производства до данной стадии движения товаров, то есть фактически на каждой технологической стадии движения товара к потребителю.

НДС – показательный  пример того, как может осуществляться перераспределение налогового бремени: субъект налога и носитель налога не совпадают. Налогоплательщик по закону (субъект налога) стремится к тому, чтобы переложить налог либо на покупателей своих товаров  и услуг (повышая цену этих товаров и услуг в соответствии с размером налога), либо на лиц, у которых он сам покупает товары и услуги, уплачивая им меньше, то есть столько, сколько он заплатил бы, если бы налога не существовало.

Фактически НДС –  это налог на потребителей, поскольку  в условиях свободных цен ничто  не мешает продавцам товаров и  услуг компенсировать налоговые  потери за счет роста цен. Фирмы являются здесь  лишь своего рода сборщиками налогов.

Еще одной особенностью НДС является то, что это внутренний налог – при вывозе товаров за границу его величина должна компенсироваться покупателю.

С 01.01.92 до 31.12.92 г. Налог  на добавленную стоимость в России взимался по ставке 28% к облагаемому  обороту по товарам (работам, услугам), реализуемым по свободным ценам и тарифам, а также  по продукции топливно-энергетического комплекса и услугам производственно – технического назначения; по товарам, реализуемым по государственным регулируемым ценам и тарифам, по ставке 21,88%. Специалисты считали эти ставки исключительно высокими и предсказывали их снижение вследствие ценового шока и сокращения производства.

С 1 января  1993 года ставки были снижены. До 10% были снижены ставки налога на все продовольственные  товары и отдельные товары детского ассортимента. Некоторые товары и услуги НДС не облагаются, например услуги городского пассажирского транспорта; товары, экспортируемые за пределы России и т.д. По остальным товарам, а также по выполняемым работам и услугам действует ставка НДС в размере 18%.

 В условиях современной  России НДС служит основным  гарантом накоплений в бюджет, поскольку платеж по нему производится  задолго до реализации товара. При внешней видимости эффективности   НДС оказывает негативное влияние  на конечные результаты всей экономики.

 

 

 

2.2. Акцизы 

Новым налогом, наряду с  налогом на добавленную стоимость, являются акцизы. Как и другие косвенные  налоги, акцизы включаются в цену товара и оплачиваются покупателями данного  товара. Однако диапазон действия акцизов невелик – это в основном избранные товары, поэтому у потребителя появляется возможность переориентации на замещающие товары и таким образом “ухода” от уплаты этих налогов. В России к подакцизным товарам относятся вино – водочные изделия, меха, табачные изделия, изделия из натуральной кожи и т.д.

С помощью акцизов  в государственный бюджет изымается  часть стоимости товара, которая  не отражает ни эффективности производства, ни потребительских свойств, а является следствием особых условий его производства и реализации. Если бы эта часть цены не изымалась в бюджет, то фирмы -  изготовители соответствующей продукции получали бы незаслуженно высокую прибыль. Это относится к легковым  автомобилям, табачным и ликероводочным изделиям и другим подакцизным товарам.

Ставки акцизов устанавливаются  в процентах по отношению к  свободным ценам, включающим издержки производства, прибыль и сумму  акциза. При этом ставки рассчитаны таким образом, чтобы после изъятия  акциза оставшаяся в цене прибыль  обеспечивала нормально работающему предприятию рентабельность 25% и более. С учетом этого ставки акцизов дифференцированы от 10%  до 90%.

Рассмотрим ставки акцизов  на алкогольную продукцию. Увеличение ставок акцизов на алкогольную продукцию  должно неизбежно привести к снижению деловой активности на данном рынке, то есть к сокращению объемов реализации соответствующей продукции. Следует отметить, что в силу специфики определения объекта налогообложения и порядка расчета налоговой базы для акциза достаточно аппроксимацией объема реализации подакцизной продукции может служить величина поступлений  акциза в бюджет. Ниже, в таблице № 2, приведены данные о корреляции между динамикой ставок акциза на алкогольную продукцию и соответствующих поступлений налога в бюджет.

Для того чтобы исключить влияние увеличения ставки акциза на объемы налоговых поступлений, в специальной графе таблицы произведен пересчет сумм поступившего в бюджет налога в условные литры алкоголя.

Таблица № 2

Изменение ставок акцизов  на алкогольную продукцию и поступление акциза в федеральный бюджет

 

год

Ставки акциза

Поступления в бюджет

действующая

Изменение к предыдущему  году

За год

Изменения к предыдущему  году (по усл. л)

Тыс. руб.

Усл. 1000 л

2001

8 руб. / л

__

3 338 988,6

417 373,6

__

2002

14, 11 руб. / л

1,76

3 151 395,6

223 344,8

0,54

2003

16, 2 руб. /л

1,15

3 725 519,7

229 970,4

1,03

2004

18 руб. /л

1,11

4 216 151,3

234 230,6

1,02

2005

19, 5 руб. /л

1,08

3 569 455,7

183 049,0

0,79

2006

21, 5 руб. /л

1,10

На момент написания  статьи данные отсутствуют




 

Статический анализ показывает, что при увеличении ставки акциза на алкоголь (к примеру, на этиловый спирт) с достаточно большой степенью вероятности объем производства этилового спирта (в условных литрах) возрастет.

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Таможенные  тарифы

К тарифным средствам регулирования внешних связей относятся таможенные пошлины – государственные налоги, взимаемые за провоз через границу страны (экспорт – импорт) товаров и иных материальных ценностей. Систематизированный перечень таможенных пошлин есть таможенный тариф. Различают экспортный и импортный тарифы.

Установление таможенной пошлины означает, что владелец товара должен уплатить государству определенную долю цены. На величину импортной пошлины  возрастут издержки производителя, а, следовательно, и цена, по которой импортер будет продавать товар.

Очевидно, что увеличение импортных пошлин негативно отражается первую очередь на потребителях.

Рассмотрим рис.11. Точка E и соответствующая цена P и количество Q  - равновесные цена и количество на внутреннем рынке на некий товар (при отсутствии внешней торговли). Предположим, что мировая цена на это товар ниже внутренней – на рисунке ее уровень определяется точкой P1.

Информация о работе Методы государственного воздействия на рыночное равновесие в России