Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 10:44, курсовая работа
Знание методов и владение приемами экономического анализа в современных условиях рыночной экономики приобретают особую актуальность, особенно для организаций, которые, осуществляя предпринимательскую деятельность, стремятся при ограниченности используемых ресурсов максимизировать получение прибыли. Поэтому перед субъектами хозяйствования стоит проблема поиска и реализации альтернативных решений, неважно, касается ли это проблем выпуска новых товаров на рынок, способов их производства, приобретения средств и предметов труда.
Введение
Глава 1. Предмет и задачи экономического анализа. Экономический анализ в системе наук
1.1 Предмет экономического анализа
1.2 Задачи экономического анализа
1.3 Субъекты и объекты экономического анализа
1.4 Взаимосвязь экономического анализа с другими науками
Глава 2. Методы экономического анализа
2.1 Понятие метода экономического анализа в экономической науке
2.2 Классификация методов и приемов, используемых в экономическом анализе хозяйственной деятельности предприятия
2.3 Практическое применение методов экономического анализа в хозяйственной деятельности предприятия
Заключение
Список использованной литературы
Глава 2. Методы экономического анализа
2.1 Понятие метода экономического анализа в экономической науке
Слово «метод» происходит от греческого «methodos», что буквально означает «путь к чему-либо». Толковый словарь трактует:
«Метод – способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь. Методика – совокупность методов практического выполнения. Прием- способ осуществления чего-нибудь. Способ- действие или система действий, применяемые при осуществлении чего-нибудь».
Отсюда метод науки есть совокупность общих способов теоретического исследования предмета и выработке приемов практического применения с использованием категориально - понятийного аппарата. В результате выработки приемов формируется методика практического выполнения.
Обычно метод исследования формируется на базе определенной методологии, включающей в себя мировоззренческий подход, исследование предмета, структуры и места данной науки в общей системе знаний и собственно метод.
Метод науки, с одной стороны, отражает уже познанные законы исследуемой сферы окружающего мира, а с другой – выступает как средство последующего познания. Таким образом, метод одновременно является и результатом процесса исследования, и его предпосылкой. Сохраняя в себе свойства и законы изучаемого объекта, он в то же время несет на себе отпечаток целесообразной деятельности познающего его субъекта. Объективное переходит в субъективное, и наоборот.
Метод науки экономического анализа в соответственной литературе интерпретируется, в мировоззренческом аспекте, без значительных различий. Так А.Д. Шеремет под методом экономического анализа понимает «диалектический способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии»11. Все методы и приемы диалектики… должны найти и находят свое применение в исследовании хозяйственных процессов, хозяйственной деятельности на всех уровнях.
Целесообразно рассмотреть метод науки во взаимосвязи и структуре в общей системе знаний.
К общим способам научного исследования относятся: наблюдение, сравнение, моделирование, системный подход, анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, формализация, исторический и логический методы.
Так, определяя место экономического анализа в структуре наук, следует отметить, что строгой иерархии нет, также нельзя сказать, что существует строго сетевая организация наук. Это объясняется тем, что проникновение естественных наук в общественные, как средство измерения общих и частных закономерностей, и проникновение общественных наук в естественные, как источник не встречающихся в природе объектов, происходит в общих принципах отношений не общего к частному или частного к общему, а как абстрагирование одной из сторон от условия масштабности. Так, метод общей экономической теории дает особенности познания экономических явлений для экономического анализа, являясь при этом наукой фундаментальной. Метод теории статистики может быть использован для макроэкономического уровня, являясь при этом также архинаукой для экономического анализа. В то же время большинство приемом статистики находят применение в методе экономического анализа, находясь при этом с ним на одном уровне.
Статистика как наука, связанная с деятельностью по организации государственной статистической работы, становится подчиненной наукой экономического анализа, обеспечивающая его приемами по обеспечению информационной базой и находящейся таким образом на одном уровне с бухгалтерским учетом. Поскольку структура экономического анализа, как прикладной науки, соответствует основным этапам практической методики экономического анализа, где на каждом из них исследуется определенная сторона предмета исследования, целесообразно рассмотреть метод науки сквозь грани предмета ее исследования. Как уже отмечено, вопросы подготовки информационной базы решаются с помощью изучения приемов статистики и бухучета. Организация базы данных должна руководствоваться принципами и приемами современной информатики. Анализ как процедура использует знания законов поведения экономических явлений, способы их моделирования, основываясь при этом на экономической теории. Алгоритмизация моделей производится с помощью способов и приемов математических наук. Рейтинговая оценка использует знания математической науки исследование операций, теории экспертных систем, теории социального выбора, отдельных моделей экономики из экономической теории.
Характерными особенностями метода экономического анализа являются: использование системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность, изучение причин изменения этих показателей, выявление и измерение взаимосвязи между ними в целях повышения социально-экономической эффективности.
Кроме того, Г.В. Савицкая выделяет довольно важную методологическую черту анализа в том, что «он способен не только установить причинно-следственные связи, но и давать им количественную характеристику, т.е. обеспечить измерение факторов на результаты деятельности»12. На самом деле, это скорее предмет анализа, методическое здесь то, что существует направленность на исследование этого предмета. Поэтому необходимо заметить, что наука анализа для решения сложных проблем количественного измерения обращается к математическим приемам.
Поскольку наличие особенностей метода науки имеет решающую роль для её развития, он должен обогащаться и совершенствоваться.
Таким образом, метод науки экономического анализа, вырабатывая приемы практического осуществления, обогащает свое содержание и оставляет за собой авторское право, включая эти приемы в свою систему дальнейшего исследования. Как известно, содержание должно приобрести форму. Форма, состоящая из разработанных наукой приемов, есть методика. Следовательно, совокупность приемов и способов – это и метод, и методика.
2.2 Классификация методов и приемов, используемых в экономическом анализе хозяйственной деятельности предприятия
Основным элементом метода любой науки является ее научный аппарат. В настоящее время практически невозможно выделить приемы и методы какой-либо науки как присущие исключительно ей, наблюдается взаимопроникновение научных инструментариев различных наук. В экономическом анализе могут применяться различные методы, разработанные изначально в рамках той или иной экономической науки.
Существуют различные
классификации методов и приемов анализа
финансово-хозяйственной деятельности
экономического субъекта
(см. Приложение 1). В основе всех классификаций
лежат разные признаки. Одним из наиболее
информативных представляется деление
приемов и методов по степени их формализуемости,
т. е. по тому, возможно ли и в какой степени
описать данный метод с помощью неких
формализованных (в первую очередь математических)
процедур.
Для изучения производственно-хозяйственных и финансовых процессов и их результатов используется совокупность взаимосвязанных методов и приемов экономического анализа, которые можно подразделить на экономико-логические, экономико-математические, эвристические и др.
К экономико-логическим приемам относятся: сравнение, детализация, группировки, средние и относительные величины, балансовый метод, методы последовательного изолирования факторов, абсолютных и относительных разниц.
К экономико-математическим, наиболее часто применяемым в экономическом анализе, можно отнести интегральный, графический, корреляционно-регрессионный методы. Применяются и другие более сложные методы.
К эвристическим методам относятся методы обработки информации, основанные на изучении и обобщении прошлого опыта. Применяются в ходе комплексной рейтинговой оценки финансовой деятельности предприятия.
В основе аналитического чтения финансовых отчетов лежит дедуктивный метод, т. е. от общего к частному. Он должен применяться многократно. В ходе такого анализа воспроизводятся историческая и логическая последовательность хозяйственных фактов и событий, направленность и сила влияния их на результаты деятельности (см. Приложение 2).
Все аналитические методы могут быть подразделены на неформальные и формализованные.
Неформальные методы (вероятно, правильнее их назвать трудно формализуемыми) основаны на описании процедур на логическом уровне, без помощи строгих аналитических зависимостей. Применение этих методов характеризуется определенным субъективизмом, поскольку большое значение имеют интуиция, опыт и знания аналитика.
К неформализованным методам относятся: разработка системы показателей, метод сравнений, построение аналитических таблиц, прием детализации, метод экспертных оценок, методы ситуационного анализа и прогнозирования.
Формализованные методы (иногда их еще называют математическими) опираются на предварительно заданные строгие зависимости и правила. Не все из них равнозначны по сложности используемого математического аппарата, возможности реализации в практической деятельности и степени распространенности в работе аналитических служб на предприятиях и специальных консалтинговых фирм.
В большинстве случаев при анализе (в том числе экспресс-анализе) финансово-хозяйственной деятельности предприятия применяют в первую очередь неформальные методы, а также классические методы экономического анализа и статистики. Применение компьютеров существенно расширило аналитический инструментарий, расширив возможности «старых» методов и дав аналитикам новые. Аналитические пакеты того или иного объема и сложности есть практически в любой бухгалтерской программе, а также в табличных процессорах для персональных компьютеров. Сегодня работа по анализу деятельности предприятия немыслима без применения компьютеров.
Формализованные методы экономического анализа – это методы, в основе которых лежат строгие аналитические зависимости. К формализованным (математическим) относятся методы, в основе которых лежат достаточно строгие аналитические зависимости. Эти методы составляют второй уровень классификации, в которой выделяют: - классические методы - традиционные методы - математико-статистические - методы финансовых вычислений; - методы теории принятия К первой группе относятся балансовый метод, методы детерминированного факторного анализа (цепных подстановок, арифметических разниц, выявления изолированного влияния факторов, дифференциальный, интегральный и логарифмический) и прогнозирование на основе пропорциональных зависимостей. Во вторую группу включают: метод средних величин, метод группировок, элементарные методы обработки расчетных данных индексный метод. В третью группу включают: методы корреляционный, регрессионный, дисперсионный, кластерный анализ. Методы теории принятия решение объединяют метод построения дерева решений, линейное программирование и анализ чувствительности. Анализ показателей, экономических явлений, процессов, ситуаций начинается с использования абсолютных величин (объем производства по стоимости или в натуральных измерителях, объем товарооборота, сумма производственных затрат и издержек обращения, сумма валового дохода или прибыли). Без абсолютных величин в анализе, как в бухгалтерском учете и в статистике, обойтись нельзя. Но если в бухгалтерском учете они являются способом измерения хозяйственных процессов, то в анализе - в большей мере используются в качестве базы для исчисления средних и относительных величин. Экономический анализ начинается с исчисления относительной величины. Например, если бизнес-планом предусматривалось выпустить промышленной продукции на миллион рублей, а выпущено лишь на 950 тыс., то по отношению к заданию это составит 95%. Относительные величины незаменимы при анализе явлений динамики. Эти явления можно выразить и в абсолютных величинах, но доходчивость, яркость достигаются только при использовании относительных величин. Относительные величины динамики исчисляются путем построения временного ряда, т.е. они характеризуют изменение того или иного показателя, явления во времени (например, отношение выпуска промышленной продукции за ряд лет к базисному периоду, принятому за 100). Аналитичность относительных величин хорошо проявляется и при изучении показателей структурного порядка. Отражая отношение части совокупности к совокупности в целом, они наглядно иллюстрируют как всю совокупность, так и ее часть (например, удельный вес в валовой продукции готовых изделий основного назначения, вспомогательных изделий и незавершенного производства). Чисто аналитический характер имеют относительные величины интенсивности (например, выпуск промышленной продукции на 100 руб. инвестиционных фондов, выход сельскохозяйственной продукции на 100 га пашни, сумма розничного товарооборота на 1 м2 торговой площади). Не менее важное значение имеют в процессе анализа средние величины. Их смысл состоит в обобщении соответствующей совокупности типичных, однородных показателей, явлений или процессов. Они позволяют переходить от единичного к общему, от случайного - к закономерному; абстрагироваться от случайности отдельных колебаний; без них невозможно изучение признака по разным совокупностям, характеристикам изменения варьирующего показателя во времени. В аналитических расчетах применяют, исходя из необходимости, различные формы средних - средняя арифметическая, средняя гармоническая взвешенная, средняя хронологическая моментного ряда, мода, медиана. Сравнение - самый ранний и наиболее распространенный метод экономического анализа13. Сравнение как рабочий прием познания того или иного явления, понятия, соотношения применяется во многих учебных дисциплинах. В экономическом анализе способ сравнения считается одним из важнейших: с него и начинается анализ. Существует несколько форм сравнения: с планом; с прошлыми периодами; с лучшим; со средними данными. Важной задачей анализа хозяйственной деятельности является, как отмечалось выше, всесторонняя оценка выполнения бизнес-плана. Этим обусловлена роль способа сравнения фактических показателей с планом, Непременным условием такого сравнения должны быть сопоставимость плановых и отчетных показателей (по кругу планируемых и учитываемых объектов; по ценам, если анализируются стоимостные показатели; по структуре выпуска продукции и ее реализации, если анализируются себестоимость промышленной продукции и уровень издержек производства). Выявленные в результате сравнения отчетных показателей с плановыми величины отклонения являются объектом дальнейшего анализа. При этом выявляются факторы, связанные с качеством самого планирования. В частности, значительные плюсовые отклонения от плана могут иногда возникать в результате заниженного или недостаточно напряженного плана. Для обеспечения сопоставимости допускаются и расчетные корректировки плановых показателей. Так, можно и должно пересчитывать плановую сумму издержек по статьям затрат, зависящим от объема производимой и реализуемой промышленной продукции. Сравнение с предшествующим периодом времени выражается в сопоставлении хозяйственных показателей текущего дня, декады, месяца, квартала, года с аналогичными предшествующими периодами. Сравнение с лучшим - с лучшими методами работы и показателями, передовым опытом, новыми достижениями науки и техники – может осуществляться как в рамках предприятия, так и вне его. Внутри предприятия сравниваются показатели работы лучших цехов, участков, отделов, наиболее передовых работников. Большой эффект дает экономический анализ показателей данного предприятия путем сравнения их с показателями лучших предприятий данной системы, работающих примерно в одинаковых условиях, а также с показателями предприятий других ведомств (собственников). Часто используется сравнение показателей предприятия со средними показателями (объединения, отрасли, аналогичных зарубежных предприятий и т.д.). Роль сравнений в экономическом анализе определяется тем, что этот способ позволяет достичь ряда важных целевых установок, например, таких, как оценка хода выполнения текущих и перспективных бизнес-планов, имеющихся возможностей экономии ресурсов, выбора оптимальных вариантов решения, оценка степени бизнес-рисков14. Группировка - это метод экономического анализа, предполагающий определенную классификацию явлений и процессов, а также причин и факторов, влияющих на эти процессы. Она является неотъемлемой частью почти любого экономического исследования, позволяет изучить те или иные экономические явления в их взаимосвязи и взаимозависимости, выявить влияние наиболее существенных факторов, обнаружить закономерности и тенденции, свойственные этим явлениям и процессам. Научная классификация экономических явлений, их объединение в однородные группы и подгруппы возможны лишь на основе их тщательного изучения. Нельзя группировать явления по случайным признакам; необходимо раскрыть их политико-экономическую природу. То же самое можно сказать о причинах и факторах, влияющих на показатели. Группировка как способ анализа может широко применяться в концернах, акционерных обществах, товариществах с ограниченной ответственностью и других ассоциациях. Структурные группировки используются, как показывает их название, при изучении состава самих предприятий (по производственной мощности, уровню механизации, производительности труда и другим признакам), а также структуры выпускаемой ими продукции (по видам и заданному ассортименту). Состав и структура могут рассматриваться как в статике, так и в динамике, что, естественно, раздвигает границы экономического анализа. Аналитические группировки, охватывающие, по существу, типологические и структурные, предназначены для выявления взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодействия между изучаемыми явлениями, объектами, показателями. При построении аналитических группировок из двух взаимосвязанных показателей один рассматривается в качестве фактора влияющего на другой, а второй - как результат влияния первого. Но при этом следует иметь в виду, что взаимозависимость и взаимовлияние факторного и результативного признаков для каждого конкретного случая могут меняться (факторный признак может выступать в качестве результативного и наоборот).
|
2.3 Практическое применение методов экономического анализа в хозяйственной деятельности предприятия
Использование приемов анализа для конкретных целей изучения состояния анализируемого хозяйствующего субъекта составляет в совокупности методику анализа.
Горизонтальный метод анализа. Данный метод используется для оценки изменения показателей в динамике. Для определения абсолютного изменения показателя рассчитывается величина, равная:
ΔЗ1 – З0
где
З1 – значение показателя в отчетный период;
З0 – значение показателя в базисный период.
Для оценки темпа роста показателя рассчитывается величина:
Тр(З) = З1 – З0
Значение показателя говорит о том, во сколько раз изменилось значение показателя в отчетный период по сравнению с базисным периодом.
Для оценки относительного изменения рассчитывается темп прироста по формуле:
Тр(З) = (З1 : З0 – 1) х 100 % = ΔЗ: З0 х 100%
Темп прироста Тпр(З) показывает, на сколько процентов изменилось значение показателя в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом.
Задание 1. Проанализируем динамику изменения дохода и прибыли от основной деятельности за два периода, если: выручка от продаж составила соответственно 9800 и 12 080 тыс. руб., материальные расходы – 5000 и 6500 тыс. руб., фонд оплаты труда с отчислениями – 2200 и 2400 тыс. руб., прочие расходы, связанные с управлением производством и сбытом продукции, – 1600 и 2100 тыс. руб.
Решение.
1. Определим изменение дохода от основной деятельности:
абсолютное:
ΔВ = В1 – В2 = 12080 – 9800 = 2280 (тыс. руб.);
относительное:
Тпр(В) = ΔВ : В0 х 100 % = 2280 : 9800 х 100 % = 23,27%
2. Определим изменение затрат предприятия за анализируемые периоды:
S = М + ОРТ + РУ,
где
М – материальные затраты;
ОРТ – затраты на оплату труда с начислениями;
PУ – расходы по
управлению производством и
S0 = 5000 + 2200 + 1600 = 8800 (тыс. руб.);
S1 = 6500 + 2400 + 2100 = 11000 (тыс. руб.).
Изменение себестоимости:
абсолютное:
ΔS = S1 – S0 = 1100–8800 = 2200 (тыс. руб.);
относительное:
Тпр(S) = ΔS : S0 х 100 % = 2200 : 8800 х 100 % = 25,00%
Затраты в отчетный период увеличились на 25 %, или на 2200 тыс. руб.
3. Определим изменение прибыли:
ПР = В – S,
где
В – выручка от реализации;
S – затраты на управление производством и сбытом продукции.
Значения прибыли:
ПР0 = В0 – S0 = 9800–8800 = 1000 (тыс. руб.);
ПР1 = В1 – S1 = 12080 – 11000 = 1080 (тыс. руб.).
Изменение прибыли:
абсолютное:
ΔПР = ПР1 – ПР0 = 1080–1000 = 80 (тыс. руб.);
относительное:
Тпр (ПР) = ΔПР : ПР0 х 100 % = 80 : 1000 х 100 % = 8 %.
Вывод: в отчетный период абсолютные значения выручки и прибыли от продаж соответственно увеличились на 23,27 и 8 %. Темп прироста прибыли от основной деятельности значительно ниже, чем темп прироста выручки от продаж, что связано с увеличением затрат на 25 %, это отрицательный фактор.