Методы экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 14:19, доклад

Описание работы

Выделяют общие мировоззренческие, общие научные, а также частные методы исследования.
Рассмотрим их подробнее.

Файлы: 1 файл

законы экономической теории.docx

— 24.29 Кб (Скачать файл)

Метод экономической теории

Выделяют  общие мировоззренческие, общие  научные, а также частные методы исследования.

Общим мировоззренческим методом является  метод материалистической диалектики – единый для всех наук метод. Диалектический метод исходит из того, что:

в природе  и обществе все явления и отношения  не являются раз и навсегда данными, вечно и неизменно существующими. Применительно к экономической  теории это означает, что все экономические  явления и процессы должны рассматриваться  в постоянном движении, развитии;

в природе  и обществе развитие идет от простого к сложному, от низшего к высшему. Переход от простого к сложному есть переход к новому качеству.

Общенаучные методы включают:

метод научной абстракции. Он состоит в выделении наиболее существенных сторон изучаемого явления и отвлечении от всего второстепенного, случайного. В процессе абстрагирования формируются научные категории, т.е. понятия, выражающие отдельные или обобщенные стороны предметов, процессов, явлений.

анализ и синтез. При анализе исследуемый предмет или явление расчленяется на составные элементы, каждый из которых подвергается детальному изучению, выясняется его роль и место внутри целого. При синтезе происходит соединение расчлененных и проанализированных элементов в единое целое, раскрывается внутренняя связь между элементами, их взаимодействие, противоречия и т.д.

индукция и дедукция. Индукция – движение мысли от частного к общему, от отдельных фактов к общему положению. Данный процесс характерен для обработки наукой эмпирического материала. Результатом использования данного метода является формулирование категорий и законов. Дедукция – это движение от общего к частному. На базе общих положений обосновываются те или иные частности экономических объектов, процессов.

единство исторического и логического  подходов. Экономическая теория рассматривает  явления  в развитии, движении, т.е. исторически. Вместе с тем она рассматривает экономические процессы, освобожденные от случайностей исторического развития, т.е. логически.

количественная и качественная оценки. Качественная сторона выражает сущность явления. Количественный анализ экономических явлений предполагает широкое использование статистических данных, методов математики, экономико-математического моделирования и вычислительной техники.

Частные методы исследования включают:

графические

статистические

математические

моделирование

сравнительный анализ

экономический эксперимент и  т.д.

 

 

При разработке важных стратегических решений рекомендуется  анализировать механизм действия следующих  экономических законов функционирования рыночных отношений:

1)закон возвышения потребностей;

2)закон зависимости между спросом и ценой (закон спроса);

3)закон зависимости между предложением и ценой (закон предложения);

4)закон зависимости между предложением и спросом;

5)закон возрастания дополнительных затрат;

6)закон убывающей доходности;

7)закон экономической взаимосвязи затрат в сферах производства и потребления;

8)закон эффекта масштаба производства;

9)закон эффекта опыта;

10)закон экономии времени;

11)закон конкуренции.

Рассмотрим  сущность перечисленных законов.

Закон возвышения потребностей — это объективный закон, в соответствии с которым в мире происходит процесс увеличения видов (наименований), разновидностей, изменение структуры (в пользу качества) потребительских товаров и услуг и их качества. Количество видов товаров и услуг удваивается примерно через 10 лет, их объемы в натуральном выражении и структура изменяются дифференцированно по каждой ассортиментной группе.

Закон зависимости между спросом  и ценой (закон спроса) характеризует изменение цены товара при изменении спроса на него (при неизменном уровне качества). Со снижением цены товара спрос на него повышается, а с повышением цены — наоборот, снижается, т. е. покупатель либо не имеет средств купить этот товар, либо он покупает то-вар-заменитель.

Закон спроса описывает поведение покупателей  при изменении цены товара. Поведение  продавцов (изготовителей) товара на рынке  описывает закон предложения. Предложение — это тот аспект рыночных отношений, который отражает непосредственную взаимосвязь между рыночной ценой товара и его количеством, предлагаемым продавцом, изготовителем или посредником. Закон предложения характеризует изменение цены товара при изменении его предложения на рынке. Если цены повышаются, то на рынок будет поступать больше товаров данного наименования, рынок стимулирует увеличение объема предложения, продавцам (изготовителям) выгодно повышать объем продаж (объем производства). И наоборот, если цена на данный товар на рынке будет снижаться (под воздействием рыночных механизмов, а не продавцов), то продавцам становится невыгодно предлагать данный товар на таком рынке и его предложение будет сокращаться.

Механизм  действия закона зависимости между предложением и спросом объясняется взаимодействием кривой предложения и кривой спроса. Кривая предложения показывает, какое количество товара и по какой цене производители могут продать на рынке. Чем выше цена, тем большее число фирм имеет возможность выпускать и продавать товар. Более высокая цена позволяет существующим фирмам расширить объем производства в короткий промежуток времени за счет привлечения дополнительной рабочей силы или использования других факторов, а в длительный промежуток времени — за счет экстенсивного развития самого производства. Более высокая цена может также привлечь на рынок новые фирмы, у которых еще велики издержки производства и продукция которых при низких ценах является нерентабельной.

Кривая  спроса показывает, какое количество продукции потребители готовы приобретать  по каждой цене. Покупатель обычно предпочитает приобретать больше, если цена ниже (при одинаковом уровне качества). Две кривые пересекаются в точке равновесия спроса и предложения, т. е. при равновесных по обеим кривым цене и количестве товара. В этой точке нет ни дефицита, ни избыточного предложения, а значит, нет давления на изменение цены в дальнейшем. Этот закон действует в условиях совершенной, или чистой, конкуренции.

Закон возрастания дополнительных затрат характеризует структуру богатства страны, соотношение между накоплением и потреблением. Укрупненно к накоплениям относятся приобретенные или созданные материальные и нематериальные активы, к потреблению — совокупность товаров и услуг, созданных для личного потребления физическими лицами. Уровень богатства страны в целом определяется уровнем ее комплексного развития и природно-климатическими условиями. При неполном использовании ресурсов возрастают дополнительные затраты, при том же уровне потребления уменьшаются доля накопления, доля внутреннего валового продукта (ВВП) на душу населения. Эффективность использования ресурсов в России в 2-3 раза ниже, чем в промышленно развитых странах, а ВВП на душу населения — в 4-6 раз меньше.

Закон убывающей доходности проявляется на микроуровне: он показывает, что на получение каждой последующей единицы эффективности требуется больше единиц затрат, чем на получение предыдущей единицы эффективности, когда закон масштаба уже исчерпал себя. Например, при повышении силы конкуренции приращение каждой последующей доли рынка требует больше затрат, чем приращение рынка на такую же долю в предыдущий период. Или достижение каждого дополнительного приращения безотказности машины требует средств во много раз больше, чем затрачено на достижение предыдущей такой же доли безотказности.

Закон экономической взаимосвязи  затрат в сферах производства и потребления отражает соотношение затрат в сферах производства (разработка, изготовление, хранение) и потребления (доставка, использование, восстановление, утилизация) объекта. При подготовке любых стратегических решений должны учитываться эти виды затрат. Существенное повышение, например, качества объекта влечет за собой рост производственных затрат при снижении доли эксплуатационных затрат в совокупных затратах. В этом случае оптимальный уровень качества будет достигнут при минимальных совокупных затратах.

Закон эффекта масштаба проявляется в том, что с увеличением программы выпуска продукции или выполнения какой-либо работы (до оптимальной величины) условно-постоянные (или косвенные) расходы, к которым относятся общезаводские и общецеховые, на единицу продукции уменьшаются, снижая соответственно ее себестоимость. При этом качество продукции повышается. Исследования показывают, что программу выпуска можно увеличивать путем увеличения доли рынка за счет повышения конкурентоспособности продукции, выполнения комплекса работ по унификации и агрегатированию однородной продукции. За счет фактора масштаба себестоимость однородной продукции можно снизить до двух раз, а качество ее изготовления повысить до 40%.

Схема действия закона эффекта опыта выполнения работ или освоения новой продукции аналогична схеме действия закона масштаба. Очевидно, что если человек выполняет работу впервые, то он затратит времени в несколько раз больше, чем после полного освоения методов, приемов и навыков выполнения данной работы.

Закон экономии времени в авторской интерпретации гласит, что инновационная деятельность должна обеспечивать неуклонный рост эффективности аналогичных объектов, т. е. снижение суммы затрат прошлого (овеществленного), живого и будущего труда за жизненный цикл данного объекта на единицу его полезного эффекта (отдачи) по сравнению с предыдущей моделью объекта или лучшим мировым образцом.

Категории «будущий труд» в экономической  теории не было и нет, вследствие чего закон экономии времени в научной и учебной литературе рассматривался (в советские времена) и рассматривается сейчас как экономия суммы прошлого и живого труда на единицу продукции. Такой узкий статичный подход к главному закону эффективности общественного производства — закону экономии времени — исключает из сферы исследования эксплуатационные затраты и полезный эффект объекта, приводит в перспективе к неэффективному использованию ресурсов в народнохозяйственном масштабе.

Закон конкуренции — закон, в соответствии с которым в мире происходит объективный процесс постоянного повышения качества продукции и услуг, снижения их удельной цены (цены, деленной на полезный эффект объекта). Сформулированный нами закон конкуренции — объективный процесс «вымывания» с рынка некачественной дорогой продукции. Закон конкуренции длительное время может работать только при действии качественного антимонопольного законодательства.

 

Экономические категории

Общая экономическая  теория кроме экономических законов  изучает экономические категории. Экономическая категория — логическое понятие, представляющее теоретическое выражение реальных условий экономической жизни общества. Экономическая категория — абстрактное понятие о каком-то явлении или предмете, это наиболее общие и существенные стороны экономической жизни общества — спрос, предложение, производство, цена, полезность, издержки, прибыль и многие другие. Маркс и эньгелс. Примером научных абстракций могут служить категории капитала, цены, производственных фондов, потребностей, рабочего или свободного времени и т. д. Экономические категории объективны, поскольку обобщенно отражают сущность явлений объективной действительности.

ОСНОВНЫЕ  ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ

1. Основные  экономические категории. К ним  относят стоимость, себестоимость,  цену, прибыль и рентабельность.

 Стоимость (С) – экономическая категория товарного производства, представляющая собой овеществленный в товаре общественный труд, затраченный на производство товара. Величина стоимости определяется общественно необходимым рабочим временем.

 Себестоимость продукции (Ссп) – все издержки, связанные с производством продукции (товаров, работ, услуг). Себестоимость является частью цены.

 Цена (Ц) – денежное выражение стоимости товара. Она должна возмещать все издержки производства и обращения и приносить прибыль определенных размеров.

 Прибыль (П) – прибыль предприятия – это разность между выручкой от реализации продукции и общими издержками.

 Норма прибыли (Нп) – это коммерческая рентабельность – определяется как отношение прибыли ко всему авансированному капиталу, выражается в процентах.

 Рентабельность производства (Рп) – это обобщающий показатель его эффективности, отражающий размер прибыли, приходящийся на каждую денежную единицу производственных фондов. Рентабельность – это относительная величина (комплексный интегральный показатель), выражается в процентах или коэффициентом, и характеризует эффективность применения в производстве (авансированных) ресурсов овеществленного труда или текущих издержек производства. Определяют рентабельность капитала, инвестиций, производства, продукции.

Ц= Ссп + П (+ НДС + Налог с продаж) П = В – Ссп, Р=П / Соф + Соб ср или Р = Ц – Ссп/Ссп х 100%

Экономические категории, такие как финансы, деньги, цена, кредит, заработная плата и  другие, неразрывно связаны друг с  другом. Экономическим содержанием  финансов являются деньги. Деньги являются материальной формой финансов, но категорию  финансов нельзя сравнивать с денежными  средствами. 

Информация о работе Методы экономической теории