Методы выявления проблем развития муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 11:59, реферат

Описание работы

Муниципальное образование — территория, в границах которой совместно с государственным управлением разрешено местное самоуправление для решения только местных вопросов. Такое местное самоуправление осуществляется непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения.

Содержание работы

1 параграф:
-понятие «муниципального образования»
- Количество муниципальных образований в России
- Нормативно правовая законодательная база муниципального образования
2 параграф:
- Социальные проблемы муниципального управления:
- Основные проблемы развития муниципальных образовании России на современном этапе:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Реферат на тему.docx

— 34.67 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему

«Методы выявления проблем  развития муниципального образования»

 

 

 

Выполнила студентка 4 курса

Факультета «социального управления»

Специальности «Государственного  и муниципального образования»

Головко Ольга

 

 

 

 

 

Содержание

1 параграф:

-понятие «муниципального  образования»

- Количество муниципальных образований в России

- Нормативно правовая законодательная  база муниципального образования

2 параграф:

- Социальные проблемы муниципального управления: 
- Основные проблемы развития муниципальных образовании России на современном этапе:

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы выявления проблем развития муниципального образования.

 

1 параграф

Муниципальное образование  — территория, в границах которой совместно с государственным управлением разрешено местное самоуправление для решения только местных вопросов. Такое местное самоуправление осуществляется непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований:

  • сельское поселение — один или несколько объединённых общей территорией сельских населённых пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населённых пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и через выборные и иные органы местного самоуправления; соответствует сельсоветам советских времён и земствам досоветского периода.
  • городское поселение — небольшой город или посёлок городского типа, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и через выборные и иные органы местного самоуправления.
  • муниципальный район — несколько поселений (сельских и/или городских) и межселенных территорий, объединённых общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
  • городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных Федеральным законом вопросов местного значения.
  • внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

В связи с проводимой муниципальной реформой в России складывается двухуровневая система местного самоуправления. По смыслу законодательства о местном самоуправлении территория всех субъектов Российской Федерации поделена на территории муниципальных районов и городских округов, а территория муниципальных районов — на территории городских и сельских поселений, причем в малонаселенных местностях могут образовываться межселенные территории. В городских округах не может быть других муниципальных образований, такие муниципальные образования упразднены с 2006 года. Территории городов федерального значения разделяются на территории внутригородских территорий.

Территории муниципальных образований  в большинстве субъектов Российской Федерации совпадают с административно-территориальным делением, при этом городскому округу соответствует город республиканского, краевого, областного, окружного значения, городскому поселению — город или посёлок городского типа районного значения, сельскому поселению — сельсовет или сельский округ, но во многих регионах имеются расхождения.

В гражданских правоотношениях  муниципальные образования выступают  наравне с другими участниками  гражданских правоотношений — гражданами, юридическими лицами, а также Российской Федерацией и ее субъектами. От имени муниципального образования выступают уполномоченные органы местного самоуправления.

 

Количество муниципальных  образований в России:

Данные о количестве муниципальных  образований в Российской Федерации  постоянно меняются, так как во многих регионах происходят преобразования состава муниципальных образований.

по состоянию  на дату

муниципальные образования

примечания

всего

в том числе  по типам

муниципальные районы

городские округа

внутригородские территории городов федерального значения

поселения

всего

в том числе

городские

сельские

26 мая 2005 года

24079

1780

521

236[3]

 

1773

19769

По данным Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, исключая Чеченскую Республику, Ингушскую республику и Владимирскую область.

1 января 2010 года

23907

1829

512

236[3]

 

1739

19591

По данным Росстата

1 января 2011 года

23304

1824

515

236[3]

 

1733

18996

По данным Росстата

1 января 2012 года

23118

1821

517

236[3]

 

1711

18833

По данным Росстата


 

Нормативно правовая законодательная  база муниципального образования

Эффективное функционирование системы  местного самоуправления во многом определяется уровнем развития его правовой основы. В соответствии с принципами правового  государства самостоятельная деятельность населения по эффективному решению  вопросов местного значения возможна только при правовой регламентации  общественных отношений, возникающих  в процессе осуществления местного самоуправления.

Местное самоуправление в Российской Федерации функционирует на основе целой системы нормативно-правовых актов, разработанных на федеральном  уровне субъектов федерации и  на местном уровне.

Высшей юридической силой в  отношении всех законодательных  актов обладают конституционные  нормы.

Законодательное регулирование местного самоуправления осуществляется не только исключительно нормативно-правовыми  актами муниципального права, но и посредством  широкого круга федеральных законов, в той или иной степени затрагивающих  деятельность муниципальных образований. Например:

- Гражданский кодекс Российской  Федерации содержит статьи о  признании муниципальных образований  и выступающих от их лица  органов местного самоуправления  равноправными участниками гражданских  правоотношений;

- Земельный кодекс Российской  Федерации определяет механизм  формирования муниципальной собственности  на землю, права органов местного  самоуправления на земли своей  территории, порядок землепользования  в городах и других поселениях;

- Бюджетное и налоговое законодательство  регламентирует права органов  местного самоуправления по бюджетно-финансовым  вопросам, порядок разработки и  утверждения минимальных государственных  социальных стандартов и нормативов  бюджетной обеспеченности;

- Федеральный закон «Об основных  гарантиях избирательных прав»  является основой для муниципального  избирательного права и т.д.

Если на федеральном уровне закрепляются исходные начала, общие принципы правового  регулирования, выделяются основы, гарантируются  права местного самоуправления, то конкретные организационно-правовые формы, содержание и механизм функционирования местного самоуправления определяются на уровне субъекта Федерации (т.е. самостоятельно субъектом Российской Федерации) с учетом национальных, исторических, региональных и других особенностей 

В каждом субъекте Российской Федерации  на основании Федерального закона должен быть принят закон о местном самоуправлении на своей территории, а также пакет  других законов по вопросам местного самоуправления, вытекающих из федерального законодательства.

Для конкретного муниципального образования  региональные законы не менее важны, чем федеральные, ибо практически  местная власть взаимодействует  с органами Государственного управления субъекта Российской Федерации.

Основное содержание устава муниципального образования, порядок его разработки и регистрации, раскрывается в Федеральном  законе «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно Федеральному закону, в  уставе муниципального образования  отражаются следующие положения:

- наименование, состав, границы территории  муниципального образования, наличие  собственной символики (герба,  эмблемы и пр.);

- вопросы местного значения, относящихся к ведению муниципального образования;

- формы, порядок и гарантии  непосредственного участия населения  в решении вопросов местного  значения;

- структура органов местного  самоуправления, порядок их формирования, полномочия выборных и других  органов самоуправления и должностных  лиц, срок их полномочий;

- виды, порядок принятия и вступления  в силу нормативных правовых  актов органов местного самоуправления;

- основания и виды ответственности  органов местного самоуправления  и должностных лиц местного  самоуправления;

- условия и порядок организации  муниципальной службы;

- экономическая и финансовая  основа осуществления местного  самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной  собственностью;

- вопросы организации местного  самоуправления, обусловленные компактным  проживанием на территории муниципального  образования национальных групп  и общностей, коренных (аборигенных)  народов, казачества с учетом  исторических и иных местных  традиций.

 

 

 

2 параграф 

Социальные  проблемы муниципального управления: 
         В настоящее время российские ученые придерживаются точки зрения, согласно которой муниципальное управление является более широким понятием по сравнению с местным самоуправлением, включающим:  
-государственное управление на местном уровне, т.е. федеральные и региональные органы государственной власти, осуществляющие на местах ряд функций государственной политики в области финансов, налогообложения, землеустройства, занятости населения и др.; 
-местное самоуправление как форму народовластия;  
-муниципальный менеджмент как систему действий по налаживанию партнерских отношений между органами местного самоуправления, населением и частным капиталом в целях обеспечения поступательного социально-экономического развития муниципального образования.  
XXI век резко изменил взгляд на проблемы муниципального управления и качества его человеческого потенциала. Побудительными силами выступили:  
-технологический вызов - отставание от передовых стран, потеря интеллектуального потенциала, ответ на который заключается в повышении качества образования, развитие профессионализма, изменение модели компетенции для высших должностных лиц, разработка новых учебных планов, формирование более инновационной и готовой к риску организационной культуре в муниципальной службе;  
-демографический вызов - потеря людских ресурсов, дефицит кадров в социальной сфере и экономике, ответ на который лежит в обеспечении равного доступа на муниципальную службу, разработке в каждом министерстве плана по обеспечению представительства всех социальных групп населения;  
-экологический вызов - ухудшение здоровья нации, рост затрат на экологию, ответом на который может быть только экологический императив - экологическое воспитание и образование, изучение и применение новых здоровьесберегающих технологий, достижение баланса между работой и личной жизнью;  
-информационный вызов - информационное неравенство, экономическое отставание России в информационной сфере, выдвижение знания информационных технологий в качестве залога успешной карьеры и лучшего качества жизни, ответом на который может быть выдвижение новых приоритетов в информатизации управления, привлечение внимания международных и национальных научных и учебных центров, ведущих университетов к проблемам муниципального управления;  
-динамический вызов - отставание от мировой динамики перемен, кризис экономики, науки, образования, культуры, ответом на который является развитие опережающего образования как обучения жить и действовать в изменяющемся мире, облегчение доступа на высшие посты муниципальной службы специалистов со стороны, формирование небюрократического, инновационного климата в муниципальном управлении, улучшение межведомственного сотрудничества, необходимость сохранения единой системы государственной и муниципальной службы для обеспечения тесного сотрудничества между центральным правительством и формирующимися администрациями в регионах;  
-мировоззренческий вызов - нарастание кризисных явлений в развитии общества, необходимость нового научного мировоззрения, ответ на который заключается прежде всего в фундаментализации знания, вырабатывающего взгляд на человека как часть Природы, открытость и привлечение талантливых людей, созидательное сознание, формирование у руководителей стратегического мышления для определения приоритетов и целей развития территорий с учетом специфических характеристик и природных особенностей;  
-нравственный вызов - деморализация общества, утрата духовных ценностей, преступность, коррупция), ответом на который может быть приоритет воспитания (в том числе, нравственного) перед обучением, концентрация внимания муниципальных служащих на повышение качества их работы, необходимости сделать ее более ответственной для потребителей муниципальных услуг, управление результатами труда, новая система оплаты и оценки работы муниципальных служащих. 

 

Основные  проблемы развития муниципальных образовании России на современном этапе:

В настоящее время местное  самоуправление считается обязательным атрибутом любого цивилизованного  и правового государства. Наличие  либо отсутствие в государстве данного  института позволяет во многом судить о его демократическом или  антидемократическом характере. Местное  самоуправление выступает одним  из основных институтов гражданского общества, который позволяет населению  государства на самом близком  для них низовом уровне принимать  участие в управлении делами государства, самостоятельно решая отдельные  вопросы местного значения.  
 
Стоит отметить, что за последние годы многое удалось сделать на пути к закреплению местного самоуправления в качестве неотъемлемого элемента демократического и правового Российского государства. Были приняты основные нормативно – правовые акты, регламентирующие деятельность граждан по осуществлению конституционного права на местное самоуправление. Создана и довольно эффективно действует система органов местного самоуправления. Сформирована финансово – экономическая база, необходимая для деятельности муниципальных образований.  
 
Вместе с тем, несмотря на все предпринимаемые государством усилия, еще остаются отдельные проблемы на пути развития муниципальных образований, которые не решены в полной степени.

Проблемы развития у муниципальных  образований нередко возникают  на первоначальном этапе их создания и установления территориальных  основ местного самоуправления. Вопросы, связанные с разделением территории субъекта РФ на отдельные муниципальные образования и установления их административно – территориальных границ, были, в частности, одними из наиболее сложных при разработке нового Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 161 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Указанный федеральный закон  устранил некоторые сложности рационального  разделения субъекта России на муниципалитеты с равномерным распределением численности  населения в каждом. В частности, данный нормативно – правовой акт  более обоснованно распределил  полномочия между муниципальными образованиями  различных организационных форм, исключив ситуацию, при которой городское  муниципальное образование с  миллионной численностью населения  и маленький сельский муниципалитет  с населением 2 – 3 тысячи человек  обладали одинаковым объемом полномочий при объективно разных возможностях. Подобную ситуацию допускал действующий  ранее Федеральный закон Российской Федерации от 28 августа 1995 года № 154 – ФЗ « Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации».

Информация о работе Методы выявления проблем развития муниципального образования