Международная экономическая интеграция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 23:01, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение международной экономической интеграции, ее сущности, этапов и разновидностей в разных странах.
Задачи:
Исследовать международную интеграцию;
Рассмотреть этапы интеграции;
Изучить развитие интеграции в разных странах.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Сущность экономической интеграции……………………………………4
Этапы экономической интеграции………………………………………..8
Формы экономической интеграции…………………………………….....11
Европейский союз………………………………………………………….11
Сотрудничество в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР)………….14
Интеграционные процессы в Южной Америке………………………...17
Интеграционное сотрудничество в Африке, в арабских странах…….18
Интеграционная система развития СНГ………………………………..19
Заключение………………………………………………………………………21
Список использованной литературы…………………………………………23

Файлы: 1 файл

Реферат Эконом теория..docx

— 44.39 Кб (Скачать файл)

Договором о создании МЕРКОСУР, заключенным  в 1991 г., предусматривалась отмена в перспективе всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной торговле между четырьмя странами установление единого таможенного тарифа в отношении третьих стран, свободное движение капитала и рабочей силы, координация политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, согласование стратегии в валютно-финансовой сфере.

Интеграционные  процессы в МЕРКОСУР развиваются  не без трудностей и противоречий между странами-участницами. Так, они  не сумели прийти к согласию о полной отмене тарифов во внутрирегиональной торговле к первоначально намеченному  сроку — 1 января 1995 г. Не удалось им также согласовать в установленные сроки единые внешние тарифы на импорт товаров из третьих стран. Аргентина и Бразилия, на долю которых приходится 90% общего ВНП стран — членов МЕРКОСУР, уделяют особое внимание защите от иностранных конкурентов создаваемых у себя высокотехнологичных отраслей промышленности — производства компьютеров и телекоммуникационного оборудования. В частности, в середине 90-х гг. Бразилия выступала за введение импортных пошлин в торговле с третьими странами на продукцию электронной, нефтехимической промышленности и тяжелого машиностроения на уровне 35%, Аргентина — на уровне 12%, а Уругвай и Парагвай, опасающиеся технологической зависимости от Бразилии и Аргентины, были за минимальные пошлины.

 

 

3.4 Интеграционное  сотрудничество в Африке, в арабских странах

 

С учетом приоритетных потребностей все больше внимания уделяется реализации Договора о поэтапном создании Африканского экономического сообщества (АфЭС), соглашение о котором вступило в силу в  мае 1994 г. План постепенного — в шесть этапов — создания АфЭС должен быть реализован в течение 34 лет. При этом, поскольку главными элементами АфЭС являются уже существующие субрегиональные группировки, в частности, ЭКОВАС, КОМЕСА, САДК, САМЭСГЦА, ЮДЕАК, в первые 20 лет первоочередное внимание планируется уделить именно им, их всемерному укреплению и усилению скоординированность их деятельности. Создание АфЭС объективно зависит от дальнейшего «самочувствия» субрегиональных африканских группировок, которое пока оставляет желать лучшего.

Интеграционные  процессы на Юге Африки идут весьма нелегко, наталкиваясь на препятствия  объективного и субъективного характера. Даже в этом регионе, где расположены  относительно благополучные страны, между ними сохраняются серьезные  различия в экономическом и социальном развитии, расстановке внутренних и  внешнеполитических приоритетов, на что  часто накладываются и личные амбиции некоторых государственных  лидеров. Естественно, характер субрегионального развития во многом определяется позицией ЮАР, экономически самой сильной  страны в регионе. Не будет ошибкой, если сказать, что трансформация  САДК в действительно крепкую  интеграционную группировку требует определенного времени.

 

 

3.5 Интеграционная  система развития СНГ

 

Экономика СССР развивалась как высокоинтегрированный  комплекс, где взаимные части были очень тесно связаны друг с  другом, хотя внутрисоюзное разделение труда отнюдь не всегда было оправданным  с точки зрения развития производительных сил. Разрыв сложившихся связей в  результате распада СССР был очень  болезненным (по оценке, от 1/3 до 1/2 падения  ВВП в странах—членах СНГ в 1992-1995 гг. приходилось на последствия от разрушения этих связей).

Сразу же после распада Советского Союза  возникли интеграционные тенденции  среди бывших советских республик. На первом этапе они проявлялись  в попытках оградить, хотя бы частично прежнее единое экономическое пространство от дезинтеграционных процессов. Эти  попытки в первую очередь затрагивали  области, где прекращение связей оказывало особенно неблагоприятное  воздействие на состояние народного  хозяйства (транспорт, связь, поставки энергоносителей и т.п.). В дальнейшем, примерно с 1996 — 1997 гг. усилились стремления к интеграции на новых основах с учетом возникших реалий.

Однако  всякая интеграция, даже самая умеренная, предполагает передачу каких-то прав единым органам интеграционного объединения, т.е. добровольное ограничение суверенитета в определенных областях. Запад, с  неодобрением встречавший любые  интеграционные процессы на постсоветском  пространстве и рассматривавший  их как попытки «воссоздания СССР», сначала скрыто, а затем и открыто  начал активно противодействовать интеграции во всех ее формах. Учитывая расту финансовую и политическую зависимость стран — членов СНГ  от Запада, это не могло не препятствовать интеграционным процессам.

Готовность  бывших советских республик к  интеграции была различной, что определялось не столько экономическими, сколько  политическими и даже этническими  факторами. С самого начала прибалтийские  страны были против участия в каких-либо структурах СНГ. Для них стремление дистанцироваться от России и своего прошлого возможно дальше с целью  упрочить свой суверенитет и «войти в Европу» было доминирующим, несмотря на высокую заинтересованность в  поддержании и развитии экономических  связей со странами — членами СНГ.

Решение о создании Содружества Независимых  Государств (СНГ) было принято президентами России, Белоруссии и Украины одновременно с подписанием Беловежских соглашений о роспуске СССР в конце 1991 г. В дальнейшем к СНГ присоединились все бывшие советские республики, кроме прибалтийских. В Уставе определены цели Содружества: способствовать интеграции членов СНГ в экономической, политической и гуманитарной областях, поддерживать и развивать контакты и сотрудничество между людьми, государственными институтами и предприятиями стран Содружества. СНГ — открытая организация для присоединения других стран.

международная экономическая интеграция

Заключение

 

Международная экономическая интеграция — характерная  особенность современного этапа  мировой экономики. В конце XX в. она  стала мощным инструментом ускоренного  и гармоничного развития региональных экономик и повышении конкурентоспособности  на мировом рынке стран — участниц интеграционных группировок.

Между странами — участницами интеграционного  объединения, прежде всего снижаются  или отменяются вообще таможенные пошлины; таможенный союз, когда наряду с  отменой внешнеторговых ограничений  устанавливается единый таможенный тариф и проводится единая внешнеторговая политика в отношении третьих  стран; общий рынок, знаменующийся  подписанием договора, охватывающего  «четыре свободы» пересечения государственных  границ — для товаров, услуг, капитала и людей; экономический и валютный союз, когда договоры о зоне свободной  торговли, таможенном союзе и общем  рынке дополняются соглашениями о проведении общей экономической  и валютной политики, а также вводятся наднациональные институты управления интеграционным объединением. Дальнейшее развитие и совершенствование форм международной экономической интеграции, возможно, приведет к политическому  союзу, т.е. к превращению интеграционного  объединения в конфедеративное  государство со всеми вытекающими  последствиями, включая образование  центральных органов с еще  большими полномочиями и властью, чем  наднациональные институты управления.

По ряду объективных, а также субъективных причин именно в Западной Европе существует насущная потребность в развертывании  интеграционных процессов, которая  привела к созданию ЕС. Единая валюта ЕС (евро) уже в ближайшие годы может во многом потеснить доллар США в качестве международного платежно-расчетного средства. (10,с.259)

Наиболее  значимые и динамичные интеграционные группировки на американском континенте — НАФТА и МЕРКОСУР, возможно, положат начало всеамериканской зоне свободной торговли «от Аляски до Огненной Земли».

В настоящее  время группировка АСЕАН, возросшая  по количеству стран-членов, пытается выйти из экономического кризиса, прежде всего путем структурной перестройки  экономики входящих в нее стран.

Возрастает  роль и число участников другой группировки  Азиатско-Тихоокеанского региона —  АТЭС. Однозначно сформулировать пути ее развития сложно, хотя на встречах в  верхах оговаривались конкретные даты торгово-экономического сотрудничества стран-участниц, например, создания зоны свободной торговли и снятия барьеров в 15 секторах торгово-экономических  отношений.

Интеграция  в СНГ опирается на такие объективные  факторы, как сложившиеся в прошлом  разделение труда, технологическая  взаимозависимость, элементы общего культурно-цивилизационного пространства.

Главные препятствия интеграции — опасения в странах — членах СНГ ограничить свой суверенитет, экономические трудности, незавершенность строительства  новой социально-экономической системы. Организационные рамки интеграционных процессов определяются разветвленной  системой органов Содружества. Помимо этого заключено большое число  соглашений экономического, политического  и гуманитарного характера между  отдельными странами — членами СНГ, целью которых является развитие внутрирегионального сотрудничества («интеграция разных скоростей»). Результаты интеграции в СНГ оказались противоречивыми: было достигнуто множество договоренностей, но большинство из них не было выполнено. В то же время Содружество не распалось  и в целом доказало целесообразность своего существования.

 

 

Список  использованной литературы

 

  1. Киреев А.П. «Международная экономика» изд. «Международные отношения». – М.: 2009г. – 428с.
  2. «Международные экономические отношения» Учебник под редакции В. Рыбалкина, «Бизнес-школа», «Интел-синтез». – М.: 2008г. – 378с.
  3. Миклашевская Н.А, Хохлова А.В «Международная экономика» Учебник, изд. «Делон сервис», МГУ. – М.: 2008г. – 492с.
  4. Булатов А.С. «Экономика»: учебник, изд. «Бизнес-школа». – М.: 2009г. – 358с.
  5. Рубцов Б.Б. «Зарубежные фондовые рынки», изд. «ИНФРА-М». – М.: 2007г. – 427с.
  6. Федоров М.В. «Современные валютно-кредитные рынки», изд. «Финансы и статистика». – М.: 2008 г. – 348с.
  7. В. В. Круглов «Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений» Учебник, научный ред., изд. «ИНФРА-М». – М.: 2008г. – 385с.
  8. Авдокушин Е.Ф. «Международные экономические отношения»: Учебник, изд. «Юрист». – М.: 2009г. – 257с.
  9. «Мировая экономика»: Учебник. Под ред. проф. А.С.Булатова. изд. «Юрист». – М.: 2007г. – 423с.
  10. Фомичев В.И. «Международная торговля»: Учебник 2-е изд., перераб. и доп. « ИНФРА-М». – М.: 2008г. – 341с.
  11. Ю.А.Щербанин, К.Л.Рожков, В.Е.Рыбалкин, Г.Фишер «Международные экономические отношения. Интеграция»: Учебник. Пособие для вузов, изд. «Банки и Биржи», « ЮНИТИ». – М.: 2007г. – 352с.
  12. Черников Г.П., Черникова Д.А. «Мировая экономика : учеб. для вузов 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2006. – 430с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Международная экономическая интеграция