Международные сопоставления стран по уровню ВВП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 23:47, курсовая работа

Описание работы

В последние несколько десятилетий во всем мире возрос интерес к международным сопоставлениям наиболее важных макроэкономических показателей (ВВП, национальный доход и др.). Это связано с расширением внешнеэкономических связей, углублением интеграционных процессов, интенсификацией международного экономического сотрудничества. Правительства всех стран мира хотят знать, какое место занимает их страна в мировой и региональной экономике, в каком соотношении находится экономика их страны с экономиками других стран, с которыми они сотрудничают или конкурируют на мировых рынках.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Общие принципы методологии международных сопоставлений валового внутреннего продукта………………………………………………….....5
Сущность ВВП как основного макроэкономического показателя…5
Система национальных счетов как методология исчисления ВВП и представления экономик стран в сопоставимом виде……………………….……7
Программа международных сопоставлений ООН…………………...8
Расчеты макроэкономических показателей в сопоставимой валюте на основе паритета покупательной способности………………………………...10
Глава 2. Подходы, методы, проблемы международных сопоставлений…11
2.1. Базовый подход международных сопоставлений ВВП……………..11
2.2. Методы международных сопоставлений ВВП………………………13
2.3. Трудности, возникающие при сопоставлении ряда компонентов ВВП, и пути их преодоления………………………………………………………18
Глава 3. Материалы Программы международных сопоставлений (ПМС). Российская Федерация в международных сопоставлениях……..………………21
3.1. Участие РФ в международных сопоставлениях ВВП………………...21
3.2. Глобальный раунд международных сопоставлений ВВП……………22
3.3. Международное сопоставление ВВП за 2008 год…………………….25
Заключение………………………………………………………………..….28
Приложения………………………………………………………………….30
Список литературы…………………………………………………………..36

Файлы: 1 файл

Курсовая МакроЭ 2011.docx

— 93.39 Кб (Скачать файл)
  1. Метод Жерарди (Джирарди);

Данный  метод основан на использовании  средних международных цен, исчисляемых  исходя из средних национальных цен  с помощью формулы средней  геометрической невзвешенной. Индексы, получаемые на основе этого метода, соответствуют требованиям транзитивности, аддитивности и независимости от выбора базисной страны. При применении формулы Джирарди «эффект Гершенкрона» не оказывает влияния на результаты сопоставления. Однако экономическое  содержание средних международных  цен, исчисляемых по формуле Джирарди, неясно. Тем не менее формула Джирарди применялась недолгое время в  международных сопоставлениях ВВП  на основе ППСВ, проводимых для европейских  стран отделом статистики Европейского сообщества (Евростатом).

При использовании  методов  данной группы,  средние  международные цены  рассчитываются  из национальных цен,  переведенных с помощью ППС в условную международную  валюту,  и ППС национальных валют  рассчитываются по отношению к  условной международной валюте. ППС валют  между странами рассчитываются путем  соотнесения ранее исчисленных  паритетов (к международной валюте) между собой. 

 В  некоторых случаях для многосторонних  сопоставлений применяется метод  центральной страны. В соответствии  с этим методом показатели  ВВП всех стран сравниваются  с ВВП одной страны, рассматриваемой  в качестве базисной (центральной)  страны. В этом случае индексы  для любой пары стран (кроме  тех пар стран, одной из которых  не является центральная страна) исчисляются косвенным методом,  т.е. путем сопоставления индексов  показателей этих стран к показателям  центральной страны. Например, если  в сопоставлении принимают участие  четыре страны A, B, C и D, а в качестве центральной рассматривается страна A, тогда индекс, характеризующий соотношение показателей стран A и C исчисляется следующим образом:

I B/C = I B/A/ I C/A.

Индексы, получаемые таким методом, транзитивны, однако транзитивность достигается  механическим путем. Это означает, что  индекс   I В/С , исчисленный вышеописанным косвенным методом, будет отличаться от индекса I В/С , исчисленного на основе прямого парного сопоставления стран B и С. Кроме того, индексы, исчисленные с помощью метода центральной страны, не соответствуют требованию независимости от выбора центральной страны. Это означает, что если бы в качестве центральной страны была избрана страна D, а не страна A, тогда соотношения между показателями всех стран были бы другими. Поэтому метод центральной страны, хотя и широко применяется на практике в международных сопоставлениях, не рассматривается как полноценный метод многосторонних сопоставлений. Его применение связано главным образом с соображениями практического характера: отсутствие исчерпывающей информации, экономия ресурсов и т.д.

Выбор метода многосторонних сопоставлений зависит  от ряда факторов: целей сопоставлений, возможности получения тех или  иных данных, ресурсов, которыми располагают  организаторы сопоставлений, и т.д.

 

    1. Трудности, возникающие при сопоставлении ряда компонентов ВВП, и пути их преодоления

Рассмотрим ряд проблем, связанных с сопоставлением тех  компонентов ВВП, которые требуют  процедур учета, отличных от общей методологии.

Среди практических вопросов международных сопоставлений  ВВП следует отметить трудности, возникающие при подборе для  сопоставляемых стран идентичных товаров-представителей с ценами. Концепция идентичности товаров-представителей предполагает схожесть не только физических характеристик  товаров и услуг, по и аналогичность  условий реализации товара. Процесс  подбора идентичных товаров-представителей включает разработку подробных спецификаций, которые детально описывают технико-экономические  характеристики товаров, условия их реализации и т.д. В том случае, когда подобранные товары-представители  различаются по своим характеристикам, статистики вынуждены вносить в  их цены коррективы на различия в качестве - для приведения их к сопоставимому  виду. Иногда внесение подобных коррективов  требует применения сложных математических методов, например, метода регрессии.

Весьма  трудным является определение цен  на отобранные товары-представители. Дело в том, что эти цены должны соответствовать  средним ценам, по которым они  учтены в соответствующих категориях ВВП. Принимая во внимание, что одни и те же товары реализуются в стране по разным ценам (региональные цены, различные  цены отпуска тем или иным категориям потребителей, разные каналы реализации продукции и т.д.), их определение  по конкретным товарам является достаточно сложной статистической задачей. Во многих случаях исходной базой для  сравнения цен в контексте  международного сопоставления ВВП  служат данные о ценах, собираемые статистическими  органами для расчетов национальных индексов потребительских цен.

Особенно сложно решить эти  проблемы в строительстве, где трудно найти абсолютно идентичные строительные объекты. Поэтому на практике применяется  метод стандартизированных строительных объектов, суть которого состоит в  следующем. Создают подробное описание нескольких строительных объектов, например, жилого здания, школы, больницы, административного  здания, дороги и т.д. Описание этих стандартных объектов включает их основные объективные характеристики и типы материалов, которые необходимо использовать при их возведении. Они оцениваются  в ценах стран, участвующих в  сопоставлениях, что обеспечивает основу для исчисления индексов цен на строительную продукцию. Эти индексы применяются  затем для переоценки продукции  в сравнимые цены.

Сложно решить также проблемы сопоставления нерыночных услуг, оказываемых  органами государственного управления и некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства. Эти  проблемы связаны с тем, что нерыночные услуги предоставляются бесплатно  и, следовательно, отсутствуют цены, сопоставление которых могло  бы помочь определить соответствующие  ППСВ. Поэтому для сопоставления  нерыночных услуг применяются несколько  иные подходы. Как правило. Нерыночные услуги коллективного потребления (общее управление, безопасность, наука  и т.д.) сопоставляются путем переоценки их стоимости в сравнимые цены по элементам затрат (промежуточное  потребление, оплата труда, потребление  основного капитала и т.д.). Для  переоценки применяются индексы  цен и тарифов на соответствующие  элементы затрат.

Продукция нерыночных услуг  индивидуального потребления (образование, здравоохранение и т.д.) сопоставляются иногда с помощью физических индикаторов. Стоимость услуг страны A в национальных ценах умножается на коэффициент, выражающий соотношение некоторых показателей стран A и B в физических единицах, например, число врачей, студентов, коек в больницах и т.д. С помощью этого метода определяют стоимость нерыночных услуг в стране B в ценах страны A. Аналогичным образом можно исчислить стоимость услуг страны B в ценах страны A. Оба эти подхода позволяют таким образом исчислить для нерыночных услуг индексы физического объема. Если индекс стоимости этих услуг, исчисленный путем сопоставления стоимости услуг в национальных ценах A и B, разделить на индекс физического объема, то косвенным образом можно определить величину ППСВ для этих услуг. Обычная процедура расчета же предусматривает получение индекса физического объема путем деления индекса стоимости на индекс цен.

Методы сопоставления  нерыночных услуг, и особенно метод  переоценки по элементам, могут дать удовлетворительный результат, если уровни производительности труда в сопоставляемых странах примерно одинаковы. Если же они значительно различаются, тогда  в эти расчеты вносятся поправки. Общепризнанно, что результаты сопоставлений  нерыночных услуг носят условный характер и уступают по надежности результатам сопоставления рыночных товаров и услуг.

 

Глава 3. Материалы Программы международных  сопоставлений (ПМС). РФ в международных  сопоставлениях

 

    1. Участие Российской Федерации в международных сопоставлениях ВВП

Для повышения  достоверности результатов международных  сопоставлений Статистический Отдел  ООН в сотрудничестве с другими  международными организациями (в  частности, со Всемирным банком), национальными  статистическими службами и исследовательскими организациями (в частности, Группой  международных сопоставлений Университета Пенсильвании) разработали в конце 1960-х годов Проект международных  сопоставлений (ПМС ООН; с 1989 г. Программа  международных сопоставлений). Этот проект был основан на расчете  паритетов покупательной способности (ППС) национальных валют. Предыдущие раунды ПМС проводились за базисные 1970, 1973, 1975, 1980, 1985, 1993, 2005 года.

С 1980 г. международные  сопоставления проводятся по региональному  принципу один раз в 3-5 лет. Европейские  страны участвуют в Европейской  программе сопоставлений (ЕПС, раунды 1980, 1985, 1990, 1993, 1996, 1999, 2002, 2005 и 2008 гг.). 

Начиная с 1993 г. Российская Федерация участвовала  в  международных сопоставлениях ВВП  за 1993, 1996, 1999, 2002, 2005 и 2008 годы.

Текущий раунд ПМС  будет  выполнен по данным  за  2011 год.  Помимо 146 стран, участвовавших в цикле 2005 года, Программа планирует привлечь к участию новые страны из Африки, Латинской Америки и Западной Азии, а также малые страны из Карибского бассейна и Океании. Ожидается, что в ПМС 2011 примут участие около 170 стран. В основу ПМС  2011 года будут положены процедуры, сформированные в предыдущем цикле, с внесенными в них усовершенствованиями, где это необходимо. 

 Качество  результатов ПМС зависит от  качества информации, предоставляемой  странами. В  результате общего  развития национальной статистики, в ПМС  2011  можно ожидать  качественных сдвигов, вытекающих  из  интеграции ИПЦ с работами  по ПМС (ППС), из  улучшения качества  исходных ценовых данных и  данных национальных счетов стран,  участвующих в программе. Улучшению  в значительной степени будет  способствовать также решение  методологических проблем, выявленных  в ПМС 2005. Это особенно касается  таких областей как жилая рента,  нерыночные услуги, обработка категории  «Чистый экспорт», межрегиональное  сопоставление и др.

 

Основные результаты международных  сопоставлений ВВП 
Российской Федерации1

 

1993

1996

1999

2002

2005

2008

Валютный курс (руб./долл. США)

932

5124

24,62

31,35

28,28

24,85

Паритет покупательной способности  по ВВП (руб./долл. США)

231

2209

5,41

9,27

12,74

14.34

ВВП по ППС на душу населения (долл. США)

4950

6742

6067

8087

11861

20350

Индекс физического  объёма ВВП на душу населения (США=100, %)

20,4

24,2

18

22

28,5

43

Сопоставимый  уровень цен по ВВП в целом (отношение ППС к валютному  курсу долл. США,%)

25

43

22

30

45

54


 

 

 

    1. Глобальный раунд международных сопоставлений ВВП

Федеральная служба государственной  статистики представила окончательные  результаты международных сопоставлений  ВВП по 146 странам и территориям  мира по данным за 2005г., исчисленные  и опубликованные Всемирным банком.

Глобальный раунд Программы  международных сопоставлений (ПМС) проведен впервые в истории, в  нем приняли участие 146 стран и  отдельных экономических территорий. Этот раунд сопоставлений проводился по решению Статистической комиссии ООН. Координация работ была поручена Всемирному банку, активную поддержку  оказали Секретариат ООН, МВФ, ОЭСР, Евростат, ряд региональных банков развития, а также ведущих международных  и национальных статистических служб. В целях оптимизации управления работами в рамках Глобального раунда все участники были сгруппированы  в шесть групп стран (регионов): страны Азии (кроме Западной), страны Западной Азии, страны Африки, страны Южной  Америки, страны - участницы СНГ, а  также группа стран, сопоставления  которых координируются ОЭСР - Евростатом. Руководство работами в каждом регионе  осуществляли региональные координаторы.

В соответствии с обращением Всемирного банка, по решению Совета руководителей статистических служб  стран СНГ в качестве региональных координаторов Глобального раунда в регионе СНГ выступили Статкомитет  СНГ и Росстат.

Ключевым результатом  состоявшегося Глобального раунда ПМС является статистически обоснованный расчет паритетов покупательной  способности для всех участников раунда, как по ВВП в целом, так  и по важнейшим его компонентам. Это составляет основу для содержательных сравнительных исследований масштабов  и строения экономик различных стран  мира с исключением влияния официальных  валютных курсов и структур национальных цен.

Полный цикл работ по сопоставлениям, включая подготовку, согласованный  сбор и проверку первичной информации, обработку данных и расчет результатов, представляет собой трудоемкий длительный процесс. Проведение раунда сопоставлений  занимает, как правило, три года.

 

 

Основные итоги  сопоставления ВВП за 2005 год.

Совокупный объем ВВП  стран составил около 55 трлн.долларов США по паритету покупательной способности (ППС).

По объему ВВП первая десятка  стран мира выглядит следующим образом:

  1. США (12,4 трлн.долларов),
  2. Китай (5,3 трлн.долларов),
  3. Япония (3,9 трлн.долларов),
  4. Германия (2,5 трлн.долларов),
  5. Индия (2,3 трлн.долларов),
  6. Великобритания (1,9 трлн.долларов),
  7. Франция (1,9 трлн. долларов),
  8. Россия (1,7 трлн.долларов) – около 3% мирового объема ВВП,
  9. Италия (1,6 трлн.долларов)
  10. Бразилия (1,6 трлн.долларов).

Информация о работе Международные сопоставления стран по уровню ВВП