Миграция рабочей силы как форма международных экономических отношений. Причины и основные направления международной трудовой миграции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Одним из проявлений интернационализации и демократизации хозяйственной и социально-культурной жизни человечества, а также последствий острых межнациональных противоречий, прямых столкновений между народами и странами, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий являются крупномасштабные внутристрановые и межстрановые перемещения населения и трудовых ресурсов в разных формах.

Содержание работы

ведение 3

1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА РАБОЧЕЙ СИЛЫ 5

1.1. Сущность и причины возникновения мирового
рынка рабочей силы 5

1.2. Основные направления и центры трудовой
миграции 8

1.3. Виды международной трудовой миграции 10

2. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ 11

3. Иммиграционная политика стран-импортеров
трудовых ресурсов 16

4. Эмиграционная политика стран-экспортеров трудовых ресурсов 19

5. Миграционная политика Российской Федерации 22

Файлы: 1 файл

курсовая миграция.docx

— 52.64 Кб (Скачать файл)

        С возрастанием объемов миграционных потоков в международных экономических отношениях их воздействие на экономику принимающих и направляющих государств становится все более ощутимым. Поэтому представляется крайне важным рассмотреть проблему мирового рынка рабочей силы под этим углом зрения.

 

 

2. Международно-правовые основы  международной  миграции рабочей  силы

 

        Учитывая, что правительство каждой страны суверенно в своем праве определять направления и цели миграционной политики, при разработке комплекса мер, регулирующих процессы внешней трудовой миграции, признано целесообразным и необходимым условием придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций. Ратифицируя международные конвенции, страны, регламентирующие процесс трудовой миграции, признают приоритет норм международного права над национальным законодательством, что имеет важное значение как для самой страны с точки зрения ее интеграции в мировое сообщество, так и для мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются и нуждаются в защите.

        Важная особенность международной миграции рабочей силы состоит в том, что регулирование данного процесса осуществляется двумя (или более) субъектами, воздействующими на разные стадии перемещения населения и преследующими зачастую несовпадающие интересы. Если страна-импортер рабочей силы в большей степени отвечает за прибытие и использование мигрантов, то в функции страны-экспортера рабочей силы в большей степени входит регулирование оттока и защита интересов мигрантов за рубежом.

        Во многих аспектах интересы стран-экспортеров и импортеров рабочей силы оказываются тесно переплетенными. Правовое выражение взаимной заинтересованности стран, принимающих и направляющих мигрантов, осуществляется в форме двух- или многосторонних международных соглашений по вопросам миграции. Согласно Программе действий, принятой в 1976 г. на Всемирной конференции по занятости в рамках МОТ (Международный организации труда), организация набора рабочей силы должна производиться на базе двух- или многосторонних соглашений, разработанных на основе изучения экономических и социальных потребностей стран-экспортеров и импортеров рабочей силы3.

        В настоящее  время значительное число учреждений  и организаций, прежде всего в рамках ООН, а также региональных группировок занимаются проблемами, связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов.

        Так, Комиссия ООН по народонаселению располагает соответствующим фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения. Деятельность МОТ в качестве одной из целей предусматривает регулирование миграции населения. Ряд международных договоров, принятых ВОЗ (Всемирной организацией здравоохранения), содержит специальные нормы, которые касаются физического состояния трудящихся-мигрантов. В конвенциях ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Возрастает роль Международной организации по миграции (MOM), целью которой является обеспечение упорядоченной и плановой международной миграции, ее организация, обмен опытом и информацией по указанным вопросам. В Западной Европе деятельностью, связанной с обеспечением и защитой прав трудящихся мигрантов, занимается Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ).

        Соответствующие документы международных  организаций имеют большое значение  применительно к национальному  законодательству, поскольку при формировании национальной политики в области внешней трудовой миграции должны быть учтены требования международных конвенций.

        Одной из основных идей Конвенции  МОТ о трудящихся-мигрантах   является признание государствами,  ратифицирующими данный документ, равенства в отношении мигрантов независимо от их национальности, расовой принадлежности, религии, пола и т.п.4 Конвенция содержит статьи, направленные на регулирование условий, при которых трудящиеся-мигранты будут иметь равные с гражданами принимающего государства права в вопросах, определенных Конвенцией. Защита прав трудящихся-мигрантов обеспечивается:

        • организацией бесплатных служб  для помощи мигрантам и обеспечения  их необходимой информацией (ст. 2);

        • принятием мер против недостоверной  информации и пропаганды в  отношении вопросов, касающихся  иммиграции и эмиграции граждан (ст. 3);

        • принятием мер, облегчающих  все стадии миграции: отъезд, перемещение и прием мигрантов (ст. 4);

        • организацией соответствующих  медицинских служб (ст. 5);

        • разрешением переводить на  родину заработок и сбережения трудящихся-мигрантов (ст. 9).

        Два приложения к Конвенции  касаются найма, размещения и  условий труда мигрантов, еще  одно – вопросов ввоза мигрантами  личного имущества, рабочих инструментов  и оборудования. В приложении 1, в  частности, указывается, что посреднической  деятельностью по трудоустройству мигрантов могут заниматься:

        • наниматель или лицо, находящееся  у него на службе и действующее  от его имени, при наличии  разрешения от компетентных властей  и под их контролем;

        • частное агентство, получившее  на это предварительное разрешение  компетентных властей территории, на которой данные операции будут производиться, при соблюдении условий и в тех случаях, которые могут быть предусмотрены либо законодательством данной территории, либо соглашением между компетентными органами принимающей и направляющей стран.

        В данной Конвенции также указывается,  что лицо или организация, способствующие незаконной миграции, подлежат соответствующему наказанию. В ней подчеркивается также необходимость письменного оформления трудовых контрактов и соблюдения права трудящихся-мигрантов на получение данных документов с указанием сроков найма, условий и содержания труда и уровня его оплаты.

        Документы МОТ провозглашают  равенство мигрантов с гражданами страны пребывания также и в уровне минимальной заработной платы, а в тех странах, где это предусмотрено национальными законодательствами, – возможность участвовать в процедурах по установлению размера заработной платы. При этом оговаривается, что заработная плата трудящимся-мигрантам должна выплачиваться регулярно и наличными деньгами.

        Статья 9 Конвенции № 97 закрепляет  право трудящегося-мигранта на  свободный перевод полученных  валютных средств на родину.

        Международными стандартами предусматривается  также возможность для трудящихся-мигрантов  получить образование или повысить квалификацию в стране пребывания. Так, в Рекомендациях МОТ для мигрантов оговаривается равный с гражданами принимающей страны доступ к получению образования.

        Конвенция МОТ, принятая в 1962 г., гарантирует равноправие граждан стран пребывания и иностранцев или лиц без гражданства в области социального обеспечения. Государства, принявшие настоящую Конвенцию, обязуются соблюдать по отношению к гражданам любого другого государства, подписавшего данную Конвенцию, равенство в социальном обеспечении независимо от срока пребывания в стране. При этом принятые обязательства по желанию сторон могут предусматривать одну или более социальных гарантий: медицинское обслуживание, пособие по инвалидности в случае потери трудоспособности, пенсионное обеспечение, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице и т.п.5

        Согласно Конвенции МОТ 1975 г., государства должны выявлять  на своей территории нелегальную  миграцию и принимать необходимые меры по ее сокращению. Конвенция содержит требования, предъявляемые государствам в отношении равенства в образовании, занятости, социального обеспечения, участия в профсоюзах и прочих гражданских прав и социальных гарантий для лиц, находящихся на территории государства на законном основании в качестве трудящихся-мигрантов или членов их семей.

        Наконец, в Конвенции МОТ, одобренной  в 1982 г., изложена международная  система сохранения прав трудящихся-мигрантов  в области социального обеспечения.  Назначение данной Конвенции – координация национальных систем социального обеспечения с учетом различий в уровнях развития отдельных стран.

        Ратификация заинтересованными государствами международных конвенций, регламентирующих процесс трудовой миграции, является необходимым условием для их осуществления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Иммиграционная политика стран-импортеров  трудовых ресурсов

 

        Страны-импортеры трудовых ресурсов, которые постоянно испытывают потребности в привлечении рабочей силы, свою иммиграционную политику основывают прежде всего на мерах регулирования численности и качественного состава прибывающих трудящихся-мигрантов.

В качестве инструмента регулирования численности  используется показатель иммиграционной квоты, который ежегодно рассчитывается и утверждается в стране-импортере. При определении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе и по отдельным категориям привлекаемого населения (половозрастным группам, образованию и т.п.), а также принимается во внимание состояние национальных рынков труда, жилья, политическая и социальная обстановка в стране-импортере.

Иммиграционная  квота может быть распределена в  определенной пропорции между различными категориями иммигрантов. Например, в США в 1995 г. было принято следующее распределение иммиграционной квоты: 71% – родственники граждан США, 20% – специалисты, в которых нуждаются США, и 9% – прочие группы иммигрантов. Новый закон об иммиграции, принятый в США в 1996 г., существенно расширил размеры квоты для иммигрантов, но и ужесточил требования к их качественным характеристикам6.

Качественный  состав трудящихся-иммигрантов регулируется в принимающих странах путем  использования различных методов (в целях определения групп иммигрантов, для которых предусмотрены преференции, в части первоочередного получения въездной визы).

О высоких  требованиях к качеству прибывающей  рабочей силы свидетельствует необходимость  прохождения процедуры признания  имеющихся у мигранта документов об образовании или профессиональной подготовке, а также имеющегося опыта  работы по специальности. Возрастной ценз является одним из распространенных критериев отбора иммигрантов. Шансы  получить разрешение на въезд в страну выше у более молодых претендентов.

Национальность  иммигранта является качественным признаком, дифференцированным в зависимости от национального состава принимающей страны и учитываемым для обеспечения, например, в США национального равновесия.

К числу  других требований, предъявляемых к  качеству рабочей силы, относят:

• требование хорошего состояния здоровья у прибывающего мигранта (характерно для ряда скандинавских  стран и США);

         • дополнительные профессиональные требования, относящиеся к ряду специальностей или профессий (в США, например, иностранный программист программист должен владеть принятыми в стране программными средствами, быть знакомым с соответствующими компьютерными системами);

• ограничения  личностного и психологического плана. Так, например, претендент на получение  гражданства ЮАР должен иметь  «добрый характер». В США издавна  ограничен въезд для представителей любой из партий тоталитарного типа.

Значение  того или иного качественного  признака при отборе иммигрантов не является постоянным и может меняться в пользу других приоритетов. Вместе с тем по ряду важнейших характеристик, таких, как возрастной ценз, наличие трудового сертификата, обладание определенной профессией и профессиональной подготовкой, требования достаточно устойчивы во времени.

Селективность миграционной политики стран-импортеров выражается также в предоставлении льгот отдельным категориям мигрантов  с целью их привлечения в страну. Так, приоритетным правом получения  разрешения на иммиграцию пользуются бизнесмены, предполагающие открыть дело в стране пребывания.

        Одной из целей иммиграционной политики является защита национального рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы. Для осуществления этой цели государства-импортеры применяют меры, направленные на сокращение или предотвращение иммиграции, а также на сокращение иностранной рабочей силы в стране пребывания. Например, в США одновременно с ужесточением политики по отношению к нелегальным иммигрантам законодательством предусмотрено право на легализацию для части иностранцев, без разрешения находящихся в стране, что является гуманным актом и свидетельствует о демократических тенденциях в осуществлении иммиграционной политики. Многие страны-импортеры рабочей силы приняли и реализуют государственные программы стимулирования репатриации официально зарегистрированных иностранцев, в которых преобладают экономические (а не административные) стимулы (предоставление материальной помощи и возможности приобретения профессии и т.п.)

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Эмиграционная политика стран-экспортеров  трудовых ресурсов

 

Международная организация труда так определила цели эмиграционной политики стран-экспортеров: эмиграция трудовых ресурсов должна способствовать сокращению безработицы, поступлению от трудящихся-эмигрантов валютных средств, которые используются для сбалансированности экспортно-импортных операций; эмигрантам за рубежом должен быть обеспечен соответствующий жизненный уровень; требование возвращения на родину эмигрантов сочетается с приобретением последними в зарубежных странах профессий и образования.

Информация о работе Миграция рабочей силы как форма международных экономических отношений. Причины и основные направления международной трудовой миграции