Милтон Фридмен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 18:28, реферат

Описание работы

Милтон Фридмен - американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 1976 г «за достижения в области анализа потребления, истории денежного обращения и разработки монетарной теории, а также за практический показ сложности политики экономической стабилизации».
Имя М.Фридмена ассоциируется, как правило, с лидером "чикагской монетарной школы" и главным оппонентом кейнсианской концепции государственного регулирования экономики.

Файлы: 1 файл

Фридмен.docx

— 30.56 Кб (Скачать файл)

Милтон Фридмен - американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 1976 г «за достижения в области анализа потребления, истории денежного обращения и разработки монетарной теории, а также за практический показ сложности политики экономической стабилизации».

Имя М.Фридмена ассоциируется, как правило, с лидером "чикагской монетарной школы" и главным оппонентом кейнсианской концепции государственного регулирования экономики.

Биография

Милтон Фридмен родился 31 июля 1912 г. в Нью-Йорке в семье выходцев из Восточной Европы.

Окончил Рутгерский (1932) и  Чикагский (1934) университеты; доктор философии Колумбийского университета (1946); профессор в Чикаго и Кембридже (1953—1954). Президент Американской экономической ассоциации в 1967 году. Награждён медалью Дж. Б. Кларка (1951). Жена Милтона Фридмана — Роза (Роуз) Фридман (1910—2009) также являлась известным экономистом. В честь ученого с 2002 г. Институтом Катона вручается «Премия Милтона Фридмана за развитие свободы».

В 1932 году стал бакалавром по экономике и математике. Во время учёбы на его взгляды оказали влияние ассистенты с кафедры и будущие главные экономисты Америки — Артур Бернс, который в будущем стал директором Федеральной резервной системы США, и Гомер Джонс, один из признанных знатоков в области теории процентной ставки. Благодаря Гомеру Джонсу Фридман написал дипломную работу по экономике и получил рекомендации для углублённого изучения этой области в университете. В 1933 году он получил степень магистра и стажировался в аспирантуре Колумбийского университета.

Осенью 1934 года Фридман снова перешёл в Чикагский университет, где до 1935 года работал ассистентом-исследователем. Затем он стал сотрудником Национального комитета по природным ресурсам США, принял участие в масштабном проекте исследования потребительского бюджета для комитета, а с 1937 года начал многолетнее сотрудничество с Национальным бюро экономических исследований, где он работал помощником Саймона Кузнеца.

Некоторое время Фридман преподавал в университете Висконсина (1940). В 1940 году Кузнец и Фридман завершили написание совместного исследования «Доходы от независимой частной практики» (англ. Income From Independent Professional Practices), которое стало основой докторской диссертации Фридмана.

В 1941—1943 годах Фридман работал в Министерстве финансов США в группе, занимавшейся исследованиями в области налогов. До конца Второй мировой войны он занимал должность заместителя директора группы статистических исследований военной сферы в Колумбийском университете.

После окончания войны Фридман получил степень доктора и вернулся в Чикагский университет для работы профессором экономики (1946).

В 1950 году Фридман консультировал стратегию реализации «плана Маршалла», разработанного Дж. Маршаллом, приезжал в Париж, где выступил в защиту идеи плавающих валютных курсов. Он прогнозировал, что фиксированные валютные курсы, введенные в результате договоренностей Бреттон-Вудского соглашения, в конечном счете потерпят крах, что и произошло в экономике Европы в начале 1970-х годов.

Милтон Фридман был удостоен Нобелевской премии по экономике 1976 года «за достижения в области анализа потребления, истории денежного обращения и разработки монетарной теории, а также за практический показ сложности политики экономической стабилизации».

В Нобелевской речи он возвратился к теме, затрагивавшейся ещё в 1967 году при обращении к Американской экономической ассоциации, — к отрицанию замечания Кейнса относительно устойчивой зависимости между темпом развития инфляции и безработицей. Фридман пришёл к выводу, что на длительном интервале кривая Филлипса всё же смещается вверх при условии естественного роста незанятости.

В 1980 г. была издана (ставшая популярной) его книга "Свобода выбора", которая дала название циклу проводимых им на телевидении бесед по социальным и экономическим вопросам.

В 1981-1984 гг. М. Фридмен являлся экономическим советником президента США Рональда Рейгана.

Милтон Фридмен удостоен почетных учебных степеней многих американских и зарубежных университетов и академий.

16 ноября 2006 года Милтон  Фридман скончался в Сан-Франциско, Калифорния, от сердечного приступа в возрасте 94 лет 
Ряд работ Фридмана созданы в сотрудничестве с его женой на протяжении 68 лет — экономистом Роуз Фридман

Научные достижения

Фридман – представитель направления в экономической науке, получившего название монетаризма. Работы ученого посвящены структуре доходов и потребления, денежному обращению, проблематике «человеческого капитала» и противоречиям экономической стабилизации, взаимосвязи инфляции и уровня безработицы. Фридман – наиболее яркий защитник классического либерализма, свободного рынка, свободного от какого-либо государственного вмешательства.

Фридман рекомендует совсем отказаться от последовательной денежно-кредитной политики, все равно приводящей к циклическим колебаниям и придерживаться тактики постоянного наращивания денежной массы, причем эмпирически американский ученый пришёл к выводу, что оптимальный прирост денег в экономике должен равняться 4 % в год. В работе «Монетарная история Соединенных Штатов» (1963) Фридман и Анна Шварц проанализировали роль денег в экономических циклах, в частности, в период Великой депрессии. В дальнейшем Фридман и Шварц опубликовали в соавторстве монументальные исследования «Монетарная статистика Соединенных Штатов» (Monetary statistics of the United States, 1970) и «Монетарные тренды в Соединенных Штатах и Соединенном Королевстве» (Monetary trends in the United States and the United Kingdom, 1982).

Тем не менее главным своим достижением в экономической теории сам Фридман считает «Теорию потребительской функции», которая утверждает, что люди в своем поведении учитывают не столько текущий доход, сколько долгосрочный.

Достижения Фридмена в области теории денег так или иначе связаны с анализом теории Дж.М.Кейнса и его последователей, исходивших из положения о несущественном влиянии денег на общие расходы, потребление и цены и убежденности в неспособности рыночной экономики автоматически добиться должной занятости и стабильности цен. Критику этих положений Фридмен изложил в статье «Относительная стабильность скорости обращения денег и мультипликатор инвестиций в Соединенных Штатах, 1897—1958 гг.» («The Relative Stability of Money Velocity and the Investment Multiplier in the United States, 1897—1958»), написанной в соавторстве с Д.Мейселменом. В ней показано, что номинальные потребительские расходы определяются скорее денежной массой, чем отдельными статьями государственного бюджета. Исходя из определяющей роли денег по отношению к ценам и доходам, Фридмен доказывал, что изменения интенсивности роста номинальных доходов преимущественно обусловлены изменениями в росте денежной массы.

В отличие от кейнсианской доктрины, ключевым пунктом количественной теории денег Фридмен является положение, что спрос на деньги хотя и не обязательно стабилен в номинальном исчислении, является стабильной функцией незначительного числа переменных.

Фридман также известен как последовательный сторонник классического либерализма. В своих книгах «Капитализм и свобода» и «Свобода выбирать» он доказывает нежелательность государственного вмешательства в экономику. Несмотря на огромное влияние в американской политике, из 14 пунктов, предложенных им в «Капитализме и свободе», в США реализован только один — отмена обязательного призыва.

Монетарная экономическая теория Фридмена дает ясное представление об используемых им экономических методах. Экономические модели, как он полагает, следует оценивать по их способности прогнозировать реальные экономические результаты, а не по их умозрительным построениям. Кроме того, простые, основанные на использовании единственных уравнений модели явлений, происходящих в денежной сфере, намного предпочтительнее моделей, предлагаемых сторонниками Кейнса, которые основаны на множестве систем уравнений. Монетарная доктрина Фридмена стала жизнеспособной основой существующих доктрин.

Многие предложения Фридмана, такие, как сокращение объема вмешательства государства в экономику, введение наемной военной службы, использование т.н. «негативного подоходного налога» (выплат из бюджета лицам с недостаточными доходами), получили практическое воплощение. Другие предложения - получение образования на основе поручительства относительно последующей оплаты, отказ от социальной защищенности и минимальной заработной платы - до сих пор встречают серьезные возражения со стороны политиков.

Несмотря на часто приклеиваемый ему политическими оппонентами ярлык "консерватора", Фридмен оказывается намного ближе к классическому либерализму Адама Смита и Джона Стюарта Милля, чем к традиционно консервативному крылу экономического учения. Он верит, что преследуемые им цели в действительности не расходятся с целями современного либерального течения. Он говорит: "Различный подход к экономической политике, особенно для непосвященных, проистекает в основном из-за различия прогнозов последующих экономических действий, а не вследствие несхожести фундаментальных принципов и понятий". Так, Пол Сэмюэлсон назвал его "экономическим экономистом".

Критика

Взгляды Фридмана (как и вообще Чикагской школы экономики) подвергаются резкой критике марксистами (в том числе западными), левыми, антиглобалистами, особенно Наоми Кляйн, которая считает его виновным в негативных явлениях в экономике Чили во время диктатуры Пиночета и в России во время президентства Ельцина.

По их мнению полностью свободный рынок приводит к обнищанию огромного большинства людей, невиданному обогащению крупных корпораций, вывод из под контроля государства системы образования приводит к превращению школы в бизнес, при котором полноценное образование становится недоступным для многих граждан, сходная ситуация наблюдается и в медицине.

       Научные труды

  • «Капитализм и свобода» (Capitalism and Freedom, 1962)
  • «Роль денежной политики» (The Role of Monetary Policy. 1967)
  • «Деньги и экономическое развитие» (Money and economic development, 1973)
  • «Свобода выбора» (Free to Choose, 1980).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

    1. ru.wikipedia.org›Фридман, Милтон
    2. business-citation.ru›article/17
    3. bibliotekar.ru›istoria-economicheskih-ucheniy-3/
    4. e-ng.ru›ekonomika_i…teoriya/milton_fridmen.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Милтон Фридмен