Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 15:57, доклад
Для определения целей, задач и механизма денежно-кредитной политики большое значение имеет рассмотрение так называемого кругооборота продуктов и доходов (рис. 2. 1), который представляет собой модель национальной экономики. В экономической системе действуют четыре типа экономических агентов: предпринимательский сектор, домашние хозяйства, государственные организации и финансовые институты. Эти агенты выделены по функциональному принципу, т. е. по той роли, которую они выполняют в экономической системе с точки зрения создания валового национального продукта (ВНП) (gross national product - GNP) и распределения валового национального дохода (ВНД) (gross national income - GNI).
Предприятия в виде товариществ подразделяются на полные товарищества, товарищества с ограниченной ответственностью, смешанные товарищества.
Полные товарищества представля
Общества с ограниченной ответственностью представляют собой объединения граждан или юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности. Их уставный фонд образуется только за счет вкладов учредителей. Минимальный размер основного капитала в разных странах различен: в Австрии он составляет 500 тыс. шиллингов, в ФРГ – 50 тыс. марок, в Венгрии – 1 млн форинтов. Члены общества отвечают по своим обязательствам в пределах своих вкладов.
Смешанные товарищества – это договорные объединения нескольких граждан или юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности, включающие в свой состав действительных членов и членов-вкладчиков. Действительные члены несут полную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом, а члены-вкладчики – в пределах своих долей.
До 1917 г. в России эта форма товарищества называлась «товариществом на вере».
В зарубежных странах она используется как одна из форм аккумуляции денежных средств (так называемое коммандитное товарищество). В некоторых странах такие товарищества используются для «отмывания» криминальных капиталов.
Капитал акционерных обществ образуется на основе объединения многих индивидуальных капиталов и личных сбережений посредством выпуска акций, облигаций и других ценных бумаг, которые дают право на получение дохода в виде дивидендов, а также на участие в управлении производством. Акционерное общество – это форма централизации капитала и одновременно основная организационная форма хозяйствования крупного предприятия. Акционерные общества существуют в формах закрытых и открытых обществ.
Закрытые акционерные общества – это фирмы, капитал которых в виде акций распределяется среди членов трудового коллектива.
Капитал открытых акционерных обществ распределяется в виде акций путем их свободной продажи в форме открытой подписки. Совладельцем открытого акционерного общества может стать всякий, кто приобрел хотя бы одну акцию. Однако, чтобы обладать реальной властью в управлении и распоряжении имуществом акционерного общества, необходимо владеть контрольным пакетом акций.
Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание акционеров. Совет директоров и наблюдательный совет избираются на общем собрании, которое созывается, как правило, один раз в год.
Развитие акционерных обществ осуществляется двумя путями:
а) путем предоставления
хозяйственной свободы при
б) путем административных методов воздействия.
Первый путь использовали США и Англия; второй – Германия, Италия, Россия, Япония (вторая половина XIX в.).
Вопрос 4. Государственный сектор экономики и его структура.
Государственный
сектор экономики (сокр. госсектор)
— совокупность предприятий, орга
Государственный сектор экономики включает в себя все экономические ресурсы, которыми владеет государство, и все организации, с помощью которых осуществляется государственное регулирование экономики. Это и государственный бюджет, государственные производственные предприятия, государственные организации в сфере управления, здравоохранения, образования, обороны, государственные земли.
Государственный сектор экономики представляет собой совокупность предприятий и организаций, находящихся в государственной собственности и финансируемых из государственного бюджета. Границы государственного сектора в переходной экономике довольно подвижны. Из-за набирающей силу корпоратизации и приватизации предприятий существует большое разнообразие смешанных государственно-частных структур. В настоящее время статистика большинства стран с переходной экономикой обычно исключает из рамок госсектора предприятия, находящиеся в процессе приватизации, причем даже в тех случаях, когда доля государственной собственности в их капитале остается значительной. Поэтому общий объем государственного имущества за счет государственных пакетов акций и далей в капитале смешанных предприятий оказывается гораздо больше, чем собственно государственный сектор.
Отношение к государственному сектору экономики и после десятилетия рыночных реформ остается одним из наиболее спорных вопросов. Начало рыночной трансформации в большинстве стран было связано с ультралиберальными настроениями в отношении к государству как собственнику и в оценке возможности эффективного функционирования государственных предприятий. В эйфории надежд на чудеса приватизации правительства постсоциалистических стран явно недооценили потенциал госкапиталистической модели компаний в переходной экономике. Сейчас понятно, что причиной этому скорее были политические предпочтения, чем трезвый экономический расчет.