Модель поведения человека в экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 17:50, реферат

Описание работы

Многообразие человеческой личности, ее неповторимая индивидуальность, разнообразные мотивы ее деятельности (в том числе и прежде всего хозяйственной) сделали необходимым при научном анализе экономической жизни использовать унифицированное представление о человеке, действующем в конкретной системе исторических координат. Эта модель человека включает в себя основные параметры, характеризующие индивидов, и, прежде всего, мотивы экономической активности, а также особенности физических, психологических и интеллектуальных возможностей человека, используемых им для достижения поставленной цели.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.docx

— 44.92 Кб (Скачать файл)

 

Модель человека в экономической теории

 

Многообразие человеческой личности, ее неповторимая индивидуальность, разнообразные мотивы ее деятельности делают необходимым при научном анализе экономической жизни использовать унифицированное представление о человеке, действующем в. конкретной системе исторических координат, т. е. построить модель человека. Эта модель включает в себя основные параметры, характеризующие индивидов, и, прежде всего мотивы экономической активности, ее цели, а также особенности физических, психологических и интеллектуальных возможностей человека, используемых им для достижения поставленных целей.

Экономическая теория выделяет в человеке главным образом то, что отвечает задаче объяснения экономического поведения людей в различных хозяйственных системах при ограниченности ресурсов и безграничности человеческих потребностей.

Конечно, образ «человека экономического», или «homo economicus» страдает определенной односторонностью, поскольку человек — не только «человек экономический» И, тем не менее, экономическая деятельность людей — существенная характеристика реализации человеческой личности, условие, основа и предпосылка всех иных сторон жизни, как отдельного человека, так и общества в целом.

Особо следует подчеркнуть огромную роль в мотивации экономической деятельности психологических факторов. Ведь недаром многие, если не все, теоретики прошлого и настоящего, при объяснении экономического поведения людей оперируют такими понятиями, как «склонность», «предпочтение», «ожидание», «намерение» и т.д. Так, например, в России сложившаяся веками и возведенная в степень 70-летним господством коммунистической идеологий коллективистская и патерналистская психология оказалась существенной преградой в проведении рыночных реформ, психологической основой которых с необходимостью является разумный индивидуализм и экономическая обособленность хозяйствующих агентов.

Среди многочисленных направлений «моделирования» человека условно можно выделить четыре.

Первое направление представлено английской классической школой, маржинализмом и неоклассиками. Во главу угла моделей, выработанных в рамках этого направления, ставится эгоистический материальный, прежде всего денежный интерес, являющийся главным мотивационным стимулом деятельности «экономического человека». Модель «homo economicus» — наиболее известная из рассматриваемых моделей. Разработанная еще в XVIII в., она дожила до наших дней и ей отводится почетное место в любом учебнике по экономической теории. «Homo economicus», как предполагается, обладает таким уровнем интеллекта, информированности и компетентности, который в состоянии обеспечить реализацию его целей в условиях свободной конкуренции.

Экономическая система, в которой действует такой человек, выступает как простая совокупность хозяйствующих субъектов, и ничем не деформированная рыночная структура, не терпит никакого воздействия извне (со стороны государства, например), кроме такого, которое обеспечивает соблюдение правил свободного рыночного равновесия.

Анализ экономического поведения людей в рамках модели «homo economicus» предполагает использование постулата о рациональном поведении человека. В его основе лежит стремление индивидуума получить максимальный результат при минимальных затратах в условиях ограниченности используемых возможностей и ресурсов. При удовлетворении своих субъективных интересов люди везде находятся перед необходимостью выбирать альтернативные способы использования ограниченных экономических благ. Естественно, что для реализации своего рационального поведения индивидуумы должны обладать свободой выбора.

Идея о рациональном экономическом поведении людей  в системе рыночного хозяйства очень важна. Ведь строить определенные прогнозы в отношении тех или иных последствий, например, государственной экономической политики возможно только тогда, когда предполагается, что человек будет вести себя экономически рационально.

Анализ экономического поведения человека затрудняется и неэкономическим компонентом в мотивации его деятельности (альтруизм, религиозные установки и др.), т. е. компонентом, удельный вес которого меняется с развитием человеческого общества.

Второе направление присуще кейнсианской школе, институционализму, исторической школе. Модели человека, выработанные в рамках этого направления, представляются более сложными. В частности, мотивационные стимулы включают в себя не только стремление к материальным, денежным благам, но и определенные элементы психологического характера — милосердие, цели, связанные с традициями, соображениями престижа, использованием свободного времени и др. Существенно затруднено в этой модели и достижение поставленных целей вследствие недостаточной информированности хозяйствующих субъектов (ограниченной рациональности), несовершенства их интеллекта, эмоциональности, стереотипности поведения в зависимости от привычек, религиозных установок и т. п. В этих условиях представляется невозможным достижение целей хозяйствующих субъектов через посредство свободной конкуренции, тем более, что кроме индивидуального, здесь возникает еще и выраженный групповой интерес, складывающийся вследствие стремления хозяйственных агентов преодолеть ограниченность «экономического эгоизма» путем самоорганизации в группы с общими интересами.

В этих моделях общество имеет более сложную структуру, для поддержания которой в состоянии равновесия требуется вмешательство в экономические отношения со стороны государства.

Третье направление  представлено принципиально новой  моделью субъектов социально-экономического процесса, отражающей современные реалии. Для нее характерно изменение мотивации деятельности в направлении возрастания значения тех или иных составляющих, которые обеспечивают реализацию не столько материальных, сколько духовных потребностей личности

(удовлетворенность  от самого процесса труда, его социальная значимость, сложность и др.). Новой модели присущи значительная информированность о мире, в котором люди существуют, более высокий общеобразовательный и культурный уровень, ее отличают многообразие и динамизм потребностей, главной из которых является потребность в свободе самовыражения, установления связей с другими людьми, свобода духовного самоопределения,

свободного выбора типа культуры и общественно-политических взглядов. Эта модель социально-индивидуального человека предполагает общество, основанное на демократических и плюралистических началах с развитыми межгрупповыми связями и размытыми, нежесткими границами между социальными общностями.

Интересно, что сама раздвоенность целей порождена неистребимыми чертами человека, представленными в модели «homo economicus». Ведь даже в рамках тоталитарного режима человек стремился минимизировать свои затраты и максимизировать выгоду, а это есть не что иное, как рациональное экономическое поведение.

 

 

Хозяйствование  как организационная деятельность человека

 

Человек — вершитель  производства, его организатор. Производство — не только сфера жизнедеятельности человека, но еще и организация этой жизнедеятельности — труд по организации труда. Производить — производить не только потребительное благо, но и организацию, которая тоже есть благо, но уже благо ради блага. Человек производящий является непременно и человеком организующим. Производство есть процесс производства и процесс организации.

Деятельность человека по организации производства, выливающаяся в организацию производительного взаимодействия производительных сил, есть предприятие. А поскольку такая деятельность сопряжена с организацией и функционированием целостной системы взаимодействующих производительных сил, призванной обеспечить создание потребительных благ, то предприятие есть не только организационная деятельность человека, но и целостная система взаимодействующих производительных сил.

Предприятие — не только организованная человеком, но и организующая человека и общество система, не только объект, но и субъект организации; это такая социально-технологическая единица, которая позволяет ее организатору быть полноценным хозяйствующим субъектом, способным не только производить продукт, но и определять его судьбу, а посредством этого — и свою собственную судьбу. Предприятие — хозяйствующий субъект, который способен участвовать в общественной организации производства как представитель производимого в обществе продукта, обеспечивающий жизнедеятельность общества и жизнедеятельность самого себя. Предприятие либо само производит все необходимое для жизни, либо обеспечивает получение всего необходимого через обмен продуктами. Предприятие воспроизводит не только производство, не только себя, но и человека, в нем участвующего.

Облик предприятия  может быть различным: община, поместье, ремесленная мастерская, фабрика, объединение фабрик, — но при любом облике предприятие есть самоорганизующийся и самовоспроизводящийся социально-производственный организм, автономный центр производственных, хозяйственных и социальных решений. Предприятие может быть простым, сложным, суперсложным, может быть маленьким, большим, гигантским. Главное — не количественные, а качественные параметры, отражающие некую "завершенность" производственного, хозяйственного и социального процессов, их целостность, обращенность в себя и от себя, возобновляемость.

Предприятие сопряжено  с разделением труда. Последнее реализуется как технологическое и как социальное, а на базе того и другого — и как хозяйственное. Технологическое разделение диктуется разнообразием природы, предметов и орудий труда, а также самого труда как физического процесса, различиями в трудовых приемах и навыках. Социальное разделение труда обусловлено необходимостью, с одной стороны, распределения различных трудовых функций по различным исполнителям (полифункциональные возможности одного человека, как и единой группы лиц, весьма ограничены и довольно скоро преодолеваются), а с другой — закрепления исполнителей за определенными трудовыми функциями. Само по себе социальное разделение труда естественной нормально. Несовершенной и ненормальной может оказаться лишь его практическая реализация, если указанное закрепление, во-первых, осуществляется насильственно, во-вторых, ведет к физической и духовной деградации человека. Хозяйственное разделение труда реализуется двояко: как внутрипроизводственное ("внутрипредприятийное") и как межпроизводстненное ("межпрсдприятийнос"). Хозяйственное разделение труда несет в себе черты технологического и социального, оно связано с конкретными видами труда, привязано к определенной производственной специализации. Хозяйственное разделение труда демонстрирует также, что труд в обществе разделен не только по специализации, но и по организации труда. Организовать производителей можно лишь обособляясь в предприятие, создавая особый социально-производственный организм, существующий в обществе, но в то же время как бы и вне общества, рядом с ним, параллельно. Это уже обособление не вида труда, а самого цикла труда, его организации, его системы.

Предприятие — социально-технологическая  система труда, имеющая специфику не только по характеру и месту труда, но еще и по его целостности.

Труд целостен дважды: как труд общества, или как общественный труд, и как труд части (частицы) общества, или частный труд. Общественное целое состоит из частных целых, оно реализуется через взаимодействие последних. И важно то, что общественное именно состоит из частных элементов, а не распадается на них. Целое из разделения, а не разделение из целого.

Хозяйственное разделение труда, выражающееся, с одной стороны, в специализации труда, а с другой, — в его организационной обособленности, обязано своим наличием не тому, что производители-организаторы не дотягивают до неразделенной общественной организации, а тому, что организация производства не может не быть частью обособленной, оно идет от частного и в частном же осуществляется, и только осуществившись в часом на может осуществиться в общественном. Общественное от частного, а не частное от общественного. Предприятие как раз и есть то частное целое, которое оказывается в своей реализации элементом общественного целого.

Указывая на то, что предприятие есть выражение  разделения труда, т.е. реализатор обособленности одного труда от другого, одной организации труда от другой, важно не забывать и то, что предприятие есть средство соединения разделенного труда, реализатор его единства. Таковым предприятие предстает в рамках своей внутренней организации и в пределах своих взаимоотношений с другими предприятиями. Предприятие — это не только разделенный, но и объединенный труд, не только труд, выделенный из общественного труда, но и труд, вводимый в общественный труд. Предприятие — единственно возможное средство (способ) разрешения противоречия между разделением труда, его обособленностью, и объединением труда, его общностью. Обособляясь, предприятие объединяет (внутри и вовне себя), а объединяя, обособляется.

Предприятие — механизм разъединения и объединения, характерных для сферы производства, его организации.

Организуя производство, человек организует предприятие. Предприятие же, воплотившись в особую социально-технологическую систему, организует производство, организует и человека. Предприятие — производитель, оно и организатор. Будучи единицей и системой хозяйства, предприятие является также и единицей и системой хозяйствования. Предприятие — хозяйствующий субъект.

 

Новый технологический  переворот — вторая промышленная революция

 

К началу 60-х гг. перед человеком индустриальным возникла исключительная по исторической значимости и грандиозности исполнения задача. Вполне сравнимая с той задачей, которая уже была однажды решена человеком неиндустриальным при его превращении в существо индустриальное, т.е. задача переворотная: от взаимного отчуждения человека, техники и природы к их взаимному единению. Одним словом — новая революция.

Антипромышленная  революция должна свершиться в рамках индустриальной цивилизации, т.е. послужить развитию именно индустриальной цивилизации, ее превращению в конечном итоге в другую индустриальную цивилизацию, или НЕОиндустриальную цивилизацию. Главная задача новой промышленной революции — второй промышленной революции — преодолеть посредством новой индустриализации отчуждение, принудительные зависимости и насилие, характерные для взаимоотношений человека, техники и природы в рамках первичной индустриальности. И сделать это возможно с помощью нового технического переворота, позволяющего перейти к такому технологическому способу жизнедеятельности общества, при котором денежный и технический фетишизмы уступают место фетишизмом гуманитарному и природному, что будет означать, по всей вероятности, решительный шаг к высвобождению человека из-под гнета внешних обстоятельств.

Информация о работе Модель поведения человека в экономической теории