Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 09:43, контрольная работа
Целью работы является изучение теоретических моделей рынков несовершенной конкуренции и механизма функционирования этих рынков на практике.
Для достижения этой цели в ходе работы решаются следующие задачи:
- раскрыть понятия «конкуренция», «несовершенная конкуренция», «монополия»;
- изучить основные теоретические подходы к пониманию экономической сущности рынков совершенной и несовершенной конкуренции;
- выявить проблемы ценообразования и максимизации прибыли в условиях чистой монополии;
- проанализировать действие рынков несовершенной конкуренции в современных российских условиях.
Введение 3
Глава 1. Модели конкуренции 6
1.1. Эволюция моделей рынков в экономической теории 6
1.2. Конкуренция как основа рыночной экономики 9
1.3. Модели рынка несовершенной конкуренции 12
Глава 2. Монополия как рыночная власть 15
2.1. Понятие монопольной власти 15
2.2. Показатели монопольной власти. Прибыль монополиста. 17
2.3. Тенденции развития монопольной власти в Российской Федерации 26
2.4 Влияние монополии на экономику Республики Саха (Якутия) на примере АК «Алроса» 29
Заключение 33
Список использованных источников 36
Содержание
Проблема соотношения
монополии и конкуренции всегда
занимала важное место в экономической
теории и привлекала внимание исследователей,
начиная с классиков
В процессе формирования в России социально ориентированного рыночного хозяйства возрастает интерес к тем научным идеям и теоретико-методологическим положениям, которые позволяют глубже уяснить проблемы конкуренции в экономике, обеспечивающей достижение высоких социально-экономических результатов общественного воспроизводства.
Большой опыт в создании конкурентной рыночной среды накоплен в зарубежных странах, где период экономических потрясений конца двадцатых — начала тридцатых годов XX в. явился отправным пунктом формирования нового, нетрадиционного понимания конкуренции.
Более чем десятилетний опыт реформ показал, сколь важно глубокое осмысление проблем формирования институтов рыночной экономики, как ненадежны здесь упрощенные подходы. Основное упрощение состоит не в игнорировании принципиальной роли тех или иных рыночных институтов, а в рекомендуемых путях их формирования. Идеология рыночного фундаментализма породила многие деформированные структуры и стимулировала появление многочисленных пороков рынка. Именно ввиду фундаментальных ошибок в институциональных реформах экономика все еще не может войти в нормальный устойчивый режим. Следствием этого является усугубление проблемы монополизма на федеральном, региональном и локальном уровнях, создание и воспроизводство неравных условий конкуренции, в том числе в результате действий органов государственной власти всех уровней, неэффективность антимонопольных механизмов защиты экономики.
Снижение уровня монополизации экономики, формирование и поддержание конкурентной среды, качественное проведение антимонопольной политики остаются ключевыми задачами экономической политики на современном этапе. Особую актуальность приобретает проблема обеспечения приемлемого для общества сочетания конкуренции и монополии, определяющего условия и эффективность хозяйствования, мотивацию хозяйствующих субъектов, формирование и распределение доходов, а, в конечном счете, темпы и уровень социально-экономического развития.
Объектом исследования
является система конкурентных отношений.
Предмет исследования — развитие
системы несовершенной
Целью работы является изучение теоретических моделей рынков несовершенной конкуренции и механизма функционирования этих рынков на практике.
Для достижения этой цели в ходе работы решаются следующие задачи:
- раскрыть понятия
«конкуренция», «несовершенная
- изучить основные теоретические подходы к пониманию экономической сущности рынков совершенной и несовершенной конкуренции;
- выявить проблемы
ценообразования и
- проанализировать действие
рынков несовершенной конкуренц
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы.
Первая глава называется «Модели конкуренции». В ней раскрывается сущность конкуренции, эволюция моделей рынков, модели рынка несовершенной конкуренции.
Вторая глава называется «Монополия как рыночная власть». Она состоит из трех частей, в которых описывается понятие монопольной власти, показатели монопольной власти, прибыль монополиста, тенденции развития монопольной власти в Российской Федерации и на примере Республики Саха (Якутии) и Акционерной компании «Алроса» рассматривается влияние монополии.
Теоретической и методологической основой работы являются труды отечественных ученых по проблемам конкуренции и монополии.
Рынок и конкуренция связаны неразрывными нитями. Без конкуренции нет рынка. Конкуренция – это характернейшая черта отношений между продавцами или между покупателями. В то же время продавец и покупатель не конкурируют, не соперничают друг с другом, а ищут взаимоприемлемых условий для сделки.[11, c.19-20]
Свобода выбора, реализующаяся в форме стремления каждого получать для себя лично денежный доход, служит основой для конкуренции, или экономического состязания, как конкретного свойства капитализма. Конкуренция, как она представляется экономистам, означает следующее:
1. Наличие на рынке
большого числа независимо
2. Свободу для покупателей и продавцов выступать на тех или иных рынках или покидать их.
Ф.Хайек обращает внимание на ключевую роль конкуренции в техническом процессе: «Конкуренция – исследовательский поиск, который осуществляют первооткрыватели». Внедрение ими новых, ранее не использовавшихся технологий, распространяется впоследствии на другие предприятия.
Что касается рыночных методов конкуренции, то с давних времен ключевой была ценовая конкуренция, то есть привлечение покупателя пониженными ценами, а так же рекламой, улучшением условий поставки, комфортностью, послепродажным обслуживанием и т.д. Важным направлением остается соперничество в качестве продукции, ее потребительских свойствах.
Покупатели конкурируют между собой, преследуя цель нахождения и привлечения лучшего поставщика товаров и услуг. Ярким примером конкуренции покупателей служат аукционы.
Общий баланс последствий конкуренции, несомненно, позитивен, благотворен для экономики в целом, хотя каждый участник должен считаться с возможностью «разочаровывающего эффекта».
Каждая система – биологическая, физическая, экономическая стремится к равновесию. Конкуренция позволяет достичь оптимума, хотя равновесие остается зыбким, достигается через перелив капитала в прибыльные отрасли. Конкуренция удерживает прибыль в определенных пределах, способствует снижению цен или замедлению их роста.
Четыре основные модели рынка
Детальное изучение предпринимательского сектора экономики показывает, чуть ли не бесконечное число различных рыночных ситуаций, ибо нет двух похожих отраслей. Любая попытка исследовать каждую отдельную отрасль экономики была бы бесконечной и невыполнимой задачей. Их просто слишком много. Значит, следует определить и обсудить несколько основных рыночных структур, или моделей.
Экономисты различают четыре довольно несхожих рыночные ситуации: чистую конкуренцию, чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию. Эти модели отличаются по количеству фирм в отрасли независимо от того, является ли продукция стандартизированной или дифференцированной и насколько легко или трудно новым фирмам войти в отрасль.[10, c.5-7]
В таблице 1 подытожены характерные основные черты четырех укрупненных типов рынков: чистой конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и монополии, имеющих важное значение на практике.
Таблица 1 «Характерные черты четырех основных моделей рынка»:
Модель рынка | ||||
Характ. черта |
Чистая конкуренция |
Монополист. конкуренция |
Олигополия |
Чистая |
Число фирм |
Очень большое число |
Много |
Несколько |
Одна |
Тип продукта |
Стандартиз-ый |
Дифференцированный |
Стандартиз. или дифференц. |
Уникальный; нет близких заменителей |
Контроль |
Отсутствует |
Некоторый, но в довольно узких рамках |
Огранич. взаимной завис-тью |
Значительный |
Условия |
Очень легкие, препятствия отсутствуют |
Сравнительно легкие |
Наличие существующих препятств. |
Вступление блокировано |
Неценовая |
Отсутствует |
Значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки |
Очень типична, особенно при дифференц. продукта |
Главным образом реклама связи фирмы с общественными организациями |
Примеры |
Сельское хозяйство |
Розничная торговля, производство одежды |
Произв-во стали, автом-ей, многих электроприборов |
Местные предприятия общественного пользования |
Взаимодействие между спросом и предложением, как известно, происходит на рынке. В системе рыночных отношений покупатели свободно обмениваются благами на многих конкурентных рынках. Конкуренция является механизмом, который решает все экономические проблемы общества.
«Конкуренция - это ситуация, когда существует несколько альтернативных направлений использования редкого блага, в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся между собой за право распоряжаться этим благом».[4, c.370]
В рыночной системе основное содержание конкуренции - борьба за потребителя, полное удовлетворение его потребностей. Это борьба за долю на рынке, успех которой зависит от дешевизны и качества товаров. Конкуренция превращает потребителя в мерило предпринимательской деятельности.
Конкуренция возникла одновременно с товарным производством, однако лишь при капитализме она превратилась в главный рычаг рыночного регулирования общественного производства. К середине 19 в. Получил широкое развитие рынок со свободной конкуренцией, не регулируемый государством. Такой рынок воздействовал на товаропроизводителей исключительно через механизм спроса и предложения и колебания цен, постоянно заставляя считаться с требованиями потребителей, улучшать качество, повышать производительность труда, расширять производство, снижать издержки. В этот период четко определились две основные формы конкуренции - внутриотраслевая и межотраслевая.
Внутриотраслевая конкуренция – это конкуренция между товаропроизводителями одной и той же отрасли, когда предприятия с более высокой, чем средняя, производительностью труда получают дополнительную прибыль, а технически и организационно отсталые предприятия, наоборот, теряют часть индивидуальной стоимости производимых ими товаров и разоряются. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует на предприятиях развитие научно-технического
прогресса.[15, c.6]
Межотраслевая конкуренция - конкуренция между предприятиями различных отраслей, выражающаяся в переливе капиталов из отраслей, имеющих низкую норму прибыли, в отрасли с высокой долей прибыли.[15,c.7] Новые капиталы способствуют расширению наиболее нужных в общественном отношении производств, увеличению предложения наиболее необходимых товаров. Цены падают - снижается и прибыль.
К обратному результату приводила утечка капитала из низкоприбыльных отраслей: объем производства сокращался, спрос на товары начинал превышать их предложение, в результате цена поднималась, а с ней и росла норма прибыли. Цены служили сигналами перераспределения ресурсов в ответ на изменение вкусов и платежеспособности потребителя, технологии и других факторов. Таким образом, межотраслевая конкуренция создавала динамичное равновесие, обеспечивающее получение равной прибыли на равный капитал независимо от того, куда он вложен. Она так же стимулирует научно-технический прогресс.
Конкуренция требует определённого, желательно оптимального сочетания экономических, технологических и социальных предпосылок. Нарушение этого условия затрудняет проявление конкуренции и даже сводит её на нет. Итог - застой в экономике, снижение её эффективности, возможное падение жизненного уровня населения страны.
Информация о работе Модели рынка: соотношение конкуренции и власти