Модели рыночной экономики: мировой опыт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 01:51, курсовая работа

Описание работы

Главной целью курсовой работы является необходимость понять условия развития рыночного хозяйства на примере стран, экономика которых имеет отличительные черты, и исследовать принимаемые этими странами меры для дальнейшего экономического процветания.
Курсовая работа имеет ряд задач:
- выявить понятие и сущность экономических систем;
- определить основные типы экономических систем;
- установить основные модели рыночной экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….……3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ ...……5
2. ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ……………………….....…10
3. МОДЕЛИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ……………………….…...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….......27

Файлы: 1 файл

МОДЕЛИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.docx

— 44.95 Кб (Скачать файл)

Многоукладность экономики  означает существование различных  форм хозяйствования. В ряде стран  сохраняются натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных  формах распределения продукта. Сюда относятся крестьянское и ремесленное  хозяйства. [8. С.32] Обычаи определяют начало и конец сельскохозяйственных работ, отсутствует свободный выбор профессии - дети должны наследовать занятие отца.

Высокая рождаемость при  данном уровне развития экономики обрекает огромное количество населения на нищенское  существование. В традиционной системе  активную роль играет государство. Подавляющую  часть национального дохода оно  вынуждено направлять на оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения  и на развитие инфраструктуры.

В этих странах в условиях относительно слабого развития национального  производства большую роль играет иностранный  капитал.

Наличие специфических ресурсов так же обуславливает традиционность в решении экономических задач. Например, если Бразилия в прошлом  году выращивала в основном кофе, то и в этом году она будет выращивать кофе, и теми же технологическими приемами, и для тех же потребителей-импортеров. [9. С.37]

Эта система характеризуется  устойчивостью и стабильностью, что является не столько преимуществом  данной системы, сколько ее недостатком, так как она не способна к быстрым  изменениям, техническому прогрессу, а  следовательно, и не ведет к повышению  уровня жизни населения. [10. С.15]

Также для этих стран характерны: низкий уровень жизни и неравномерное  распределение доходов; политическая и экономическая нестабильность; слабая валюта, инфляция и большой  внешний долг; чрезмерная опора на государственный сектор в развитии экономики; неконкурентные цены на товары; низкий уровень накопления и скудные  инвестиции; малоэффективное использование  природного сырья; неразвитое сельское хозяйство; большой процент неграмотных; недостаток квалифицированных работников и высокий уровень безработицы.

Интересно, что и в наше время изолированные племена (например, индейцы бассейна Амазонки), которые  соблюдают традиции, живут успешно  и выживают, имея, впрочем, очень  низкий уровень потребления. А народы, нарушившие вековые традиции, но не перешедшие к иным типам экономических  систем, находятся в крайне бедственном  состоянии. Так, например, произошло  со значительной частью африканских  племен, утративших под воздействием белых колонизаторов старинные  обычаи, но не сумевших освоить современные  сельскохозяйственные технологии. Их хозяйственная деятельность, в частности, привела к экологической катастрофе (потере плодородного слоя земли) на больших  территориях Африки. [11. С.71]

Командно-административную систему можно определить как  особую форму организации экономической  деятельности, опирающуюся на абсолютное господство государства в экономике, принудительное планирование и уравнительное  внеэкономическое распределение материальных благ.

Характерными чертами  системы выступают:

- прямое управление предприятиями  из центра;

- полный контроль государства  за производством и распределением;

- управление с помощью  административно-приказных методов.

Централизованный план в  условиях монополизма государственной  собственности является обязательной директивой, необходимой для выполнения, доводимой до регионов, отраслей, отдельных  производств, включая сельское хозяйство.

Государственный план представляет собой совокупность обязательных к  исполнению распоряжений органов государственного управления, адресованных конкретным предприятиям организациям народного  хозяйства и регламентировавших ассортимент и объем производства, цены и другие аспекты их хозяйственной  деятельности.

Материальное богатство  и социальный статус человека зависят  от его положения в государственной  иерархии и принадлежности к той  или иной профессиональной группе. Это воспроизводит принципы феодального  устройства общества и есть огромный шаг назад в магистральном  движении человеческой цивилизации  к свободе и автономности индивида. [12. С.756]

Фактически для командной  экономики характерен натуральный  тип производства. В сельском хозяйстве  крестьянство закрепляется за определенным хозяйством, весь прибавочный продукт  и часть необходимого продукта изымается  государством.. Происходит строгое  регламентирование со стороны государственных  органов объема и ассортимента продукции (Госплан), цен (Госкомцен), потоков продукции (Госснаб) и т. д., что ведет к  отсутствию самостоятельности предприятий. Приоритет принадлежит натуральным  показателя, затраты факторов производства, эквивалентность в обмене не играет существенной роли. В основе экономической  деятельности лежит затратный механизм

Командная система базируется на государственной форме собственности, вся экономическая деятельность планируется и координируется из единого центра, где происходит согласование объемов производства и потребностей через количественные балансы; выполнение единого общегосударственного плана  контролируется многочисленными чиновниками. Частная собственность ограничивается личным имуществом граждан. Государственный  аппарат выступает в роли работодателя.

Предприятия являются собственностью государства и осуществляют производство на основе государственных директив. Таким же образом осуществляется и распределение потребительских  товаров среди населения. В такой  системе у покупателя отсутствует  свобода выбора и возможность  воздействовать на цены, качество и  др.

Приказное управление оправдано  при чрезвычайных обстоятельствах, вызванных войной, хозяйственной  разрухой, голодом. В этих условиях оно способно быстро сосредоточить  материальные и людские ресурсы  на решающих участках, успешно решать актуальные народнохозяйственные задачи. В экстремальных условиях данный тип может отказаться единственно  возможным и по-своему эффективным. [13. С.338]

В XХ веке командно-административный тип экономики был достаточно широко распространен, попытки реализовать  его осуществлялись в СССР, Китае, странах Восточной Европы и др. однако в конце ХХ века эти попытки  потерпели крах и ортодоксальные коммунистические режимы сохранились  у власти лишь в КНДР и на Кубе. [14. С.12]

Противоположностью командной  системы является рыночная экономика (чистый капитализм). Это такая экономическая  система, где координация действий осуществляется на основе взаимодействия производителей и потребителей с  минимальным вмешательством государства. Здесь все решения отдельными лицами, домашними хозяйствами, предприятиями, компаниями, государственными учреждениями, странами в процессе их взаимодействия на рынке.

Рыночная экономическая  система функционирует на принципах  саморегуляции. Факторы производства находятся в частной собственности, которая призвана обеспечить личную независимость и возможность  развития экономической деятельности каждому человеку.

Инициатива сосредоточена  в руках частного сектора, действия которого координирует рынок. Поведение  продавцов и покупателей осуществляется через механизм цен, который поддерживает равновесие между производством  и потреблением, спросом и предложением.

Благосостояние каждого  человека в рыночной системе определяется тем, насколько успешно он может  продать на рынке товар, которым  владеет: свою рабочую силу, навыки, собственные изделия, земельный  участок, умение проводить коммерческие операции. Тот, кто предложит покупателям  лучший товар и на более выгодных условиях, открывает себе дорогу к  росту собственного благосостояния.

Рыночной экономикой управляют, по меткому выражению великого экономиста Адама Смита, «невидимая рука» рынка, складывающиеся на нем спрос, предложение, цены, конкуренция. [15. С.53]

Основным регулирующим инструментом в такой системе является закон  стоимости. Поведение каждого ее участника мотивируется его личными, эгоистическими интересами. Каждый субъект  экономических отношений стремиться максимизировать свой доход на основе индивидуального принятия решений. В такой системе существует много  самостоятельно действующих покупателей  и продавцов каждого продукта и ресурса. Экономическая власть здесь широко рассеяна, здесь мала или вовсе отсутствует необходимость  в правильном вмешательстве в  экономический процесс и в  правительственном контроле. Роль правительства  ограничивается защитой частной  собственности и установлением  надлежащей правовой структуры, облегчающей  функционирование свободных рынков.

Особенности современной  рыночной экономики: гибкое адаптивное производство; целевой функцией является не прибыль, а расширение рынка, модификация, повышение качества, снижение затрат; насыщенность товарами и услугами; изменение форм предпринимательской  деятельности в сторону увеличения доли мелкого бизнеса (производит до 30% ВВП США);государственное регулирование  конкуренции; формирование нового типа трудовых отношений через участие  в собственности , в управлении производством  рабочих. [16. С.83]

В такой системе поведение  каждого ее участника мотивируется его личными, эгоистическими интересами; каждая экономическая единица стремится  максимизировать свой доход на основе индивидуального принятия решений. Рыночная система функционирует  в качестве механизма, посредством  которого индивидуальные решения и  предпочтения предаются гласности  и координируются. Существует много  самостоятельно действующих покупателей  и продавцов каждого продукта и ресурса. В результате экономическая  власть широко рассеяна. Роль правительства  ограничивается защитой частной  собственности и установлением  надлежащей правовой структуры, облегчающей  функционирование свободных рынков. [17. С.22]

Рынок как эффективный  механизм координации деятельности экономических субъектов характеризуется  следующими преимуществами: эффективное  распределение ресурсов; возможность  функционирования при ограниченной информации о цене и издержках; гибкая приспособляемость к изменениям (70-е гг. - рост цен на энергоносители разработка альтернативных источников, ресурсосбережение); оптимальное использование  результатов НТР; свобода выбора и действий; способность к удовлетворению разнообразных потребностей.

Отрицательными сторонами  рыночной экономики являются следующие  черты: отсутствие стабильности, циклические  колебания, проявление негативных последствий  для развития общества. Практика современной  экономики предполагает использование  гибкой фискальной политики, формирование стратегических переходящих запасов  для стабилизации развития национальной экономики в кризисных ситуациях.

Проявление монополистических  тенденций, ведущих к повышению  цен, сокращению производства и ухудшению  качества предполагаемых услуг, предполагает проведение государством взвешенной антимонопольной  политики и стимулирование конкурентной борьбы на товарных рынках.

Значительная дифференциация доходов, их неравномерное распределение. Поэтому одной из функций государства  является проявление эффективной налоговой  политики и осуществление социальной поддержки наиболее незащищенных слоев  населения. [18. С.35]

В сегодняшней реальной жизни  уже нет примеров чисто рыночной, полностью свободной от государства  экономики. Передовые страны (особенно Германия, Франция) ищут наиболее рациональные, гуманные и социально справедливые пути хозяйствования, стремятся органически  и гибко сочетать рыночную эффективность  с государственным регулированием. Подобные попытки соединить все  лучшее и образуют смешанную экономику.

Образование таких систем обусловлено тем, что конкуренция  в эпоху чистого капитализма  неизбежно порождает могущественные экономические организации (монополии), которые стремятся противостоять  этой конкуренции и обеспечить себе экономические преимущества. Способность  этих мощных блоков манипулировать работой  рыночной системы и искажать ее нормальное функционирование в своих интересах  объективно требует вмешательство  государства в процесс регулирования  экономических процессов. Причем усложнение механизмов рыночной системы ведет  к расширению этого вмешательства  как методами экономического характера, так и административными методами.

В ней с одной стороны, большая часть хозяйственных  ресурсов находится в частных  руках, многочисленные малые и средние  бизнесы плодотворно сотрудничают с крупными корпорациями, эффективно действуют стимулы и принципы свободного рынка, свобода частной  инициативы гарантирует право на частную собственность, самостоятельность  в хозяйственной деятельности, свободные  цены, конкуренция, свобода торговли.

В то же время, с другой стороны, ряд важных сфер (оборонный и космический  комплексы, общее образование и  здравоохранение, социальная защита) принадлежит  государству, и правительство активно  воздействует на социально-экономические  процессы. При этом забота иных государств о развитии столь значительна (как  скажем, в Германии, Швеции), что хозяйство  таких стран часто называют социально-рыночной экономикой.

В разных странах и регионам складываются различные модели смешанной  экономики. Они отличаются друг от друга  своим специфическим сочетанием разных форм собственности, рынка и  государственного регулирования, капитала и социальности, экономической и  постэкономической сторон. Эта особенность  зависит от многих факторов: уровня и характера материально-технической  базы, исторических и геополитических  условий формирования общественного  устройства, национальных и социокультурных  особенностей страны, влияния тех  или иных социально-политических сил  и т.п. более того, в смешанной  экономике, как правило, может доминировать та или иная сторона параметров.

Информация о работе Модели рыночной экономики: мировой опыт