Модели рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 18:14, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в нашей стране в последние годы начали осуществляться экономические реформы, связанные с переходом к рыночным отношениям, демонополизацией экономики, приватизацией и разгосударствлением собственности.
Начнем с того, что от типа экономической системы зависит поведение государства, как на мировой, так и на внутренней арене.

Содержание работы

Введение………………………………………………………. 3
1.Понятие и сущность экономических систем…………… 6
1.1 Экономика как система…………………………………… 6
1.2 Различия экономических систем………………………… 8
2. Типы экономических систем……………………………. 12
2.1 Традиционная экономическая система………………….. 12
2.2 Административно- командная экономическая система… 13
2.3 Рыночная экономика свободной конкуренции………… 15
2.4 Современная рыночная экономика……………………… 17
2.5 Смешанная экономика…………………………………… 20
3.Современные модели рыночной экономики………….. 22
3.1Американскаямодель…………………………………….. 22
3.2 Шведская модель…………………………………………. 24
3.3 Германская модель………………………………………. 26
3.4 Китайская модель……………………………………….. 27
3.5 Японская модель………………………………………… 29
3.6 Южнокорейская модель………………………………… 32
3.7 Российская модель переходной экономики…………… 33
Заключение………………………………………………… 38
Список литературы………………………………………… 41
Приложения…………………………………………………. 43

Файлы: 1 файл

Современные модели рыночной экономики.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

Успешное функционирование экономической системы зависит от динамики цен, конкурентоспособности шведской промышленности и экономического роста.

Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная система производства эффективна, государство не вмешивается в  производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня населения, но без воздействия на основы производства. При этом упор делается на инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды.

Это привело  к очень большой роли государства в Швеции в распределении, потреблении и перераспределении национального дохода через налоги и государственные расходы, достигшие рекордных уровней.

 

3.3 Германская модель

Германская  модель — это модель социального  рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики.

В германской экономической  модели государство не устанавливает экономические цели - это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, - а создаст надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов. Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой.

Важнейшая задача государства - обеспечивать баланс между  рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Трактовка государства как источника и защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий не выходит за пределы западной экономической традиции. Но понимание государства в германской модели и, в целом, в концепции социальной рыночной экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях представлением о более активном вмешательстве государства в экономику.

Германская  модель характеризуется следующими чертами:

  • индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованного принятия решений. В свою очередь, это условие обеспечивается активной государственной политикой поддержания конкуренции
  • социальное равенство - рыночное распределение доходов обусловлено объемом вложенного капитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как достижение относительного равенства требует энергичной социальной политики. Социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные интересы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, например, в жилищном строительстве
  • антициклическое регулирование
  • стимулирование технологических и организационных инноваций
  • проведение структурной политики
  • защита и поощрение конкуренции.

Перечисленные особенности германской модели есть производные от основополагающих принципов  социальной рыночной экономики, первым из которых является органическое единство рынка и государства.

  

3.4 Китайская модель

Утверждается, что китайская экономика растет так быстро потому, что уровень развития в Китае был низким, а темпы роста слаборазвитых стран выше, чем более развитых стран. Однако исследование среднегодовых темпов роста ВВП на душу населения показывает, что такой закономерности не существует. При одних и тех же душевых показателях ВВП возможен и быстрый рост и глубокое падение.

Ни одна другая слаборазвитая страна не имела темпов роста, сколько-нибудь близких к  китайским. Более того, темпы роста  Китая оказались уникальными для всей мировой экономики. Решающий вклад в ускорение экономического роста внесла структура китайской экономики — низкая доля промышленности и высокая доля сельского хозяйства. На самом деле вопреки широко распространенным заблуждениям удельный вес промышленности в ВВП в Китае был не ниже, а выше, чем в России.

Утверждается, что феноменальные результаты экономического развития Китая обусловлены уникальными  чертами китайского национального  характера, в том числе такими, как трудолюбие, самоотверженность, неприхотливость. Если бы это было так, то Китай отличался бы высокими темпами экономического развития на протяжении всей своей истории. Однако в течение первых трех четвертей XX века китайская экономика имела очень низкие темпы роста, которые периодически становились отрицательными. До недавнего времени Китай относился к наиболее бедным странам мира, а реальная угроза голода была ликвидирована лишь несколько лет назад.

Лишь в конце 70-х годов произошел перелом  в тенденциях развития, и Китай  с огромной скоростью стал сокращать свое отставание от многих стран мира. Таким образом, лишь в конце 70-х годов в Китае произошло то, что привело в движение гигантский потенциал развития, о существовании которого многие и не подозревали. Очевидно, эти радикальные перемены были вызваны именно экономическими реформами.

Успехи китайской  экономики обусловлены примененной  моделью экономического реформирования. В Китае государство сохранило  значительный контроль за экономикой, а его роль в экономическом  развитии заметно возросла.

Внешнеэкономическая политика. Либерализации внешнеэкономической  деятельности в Китае привела  к сокращению фактически взимаемых  импортных таможенных пошлин с 17,7% от объема импорта в 1978 г. до 2,5% в 1996 г. В  отличие от этого в России произошел переход от относительно либеральной внешнеторговой политики к протекционизму — отношение импортных пошлин к общему объему импорта возросло с 0,7% в 1992 г. до 5,3% в 1997 г.

В тезисах настоящей  работы совершенно очевидно определяется место Китая в мировой экономике. Весь мир заполнен китайскими товарами, качество которых часто весьма высокое. Это радиоэлектроника, станки и технологическое оборудование, металлы, ткани, ковровые изделия, продукция сельскохозяйственного производства, тысячи видов современных игрушек, изделия легкой промышленности. Развит экспорт вооружений, производимых, в основном, по российским лицензиям. За короткий период Китай превратился в экономически развитую страну и занял достойное место в мировой экономике.

 

3.5 Японская модель

Сегодня достижениями Японии никого не удивишь. Гораздо важнее понять и объяснить причины «японского экономического чуда», или, вернее, феноменального послевоенного рывка Японии, выведшего  ее в разряд экономической сверхдержавы. И хотя в японском рывке немаловажную роль сыграл американский фактор, все же главными оказались собственные усилия нации.

Казалось бы, исходные позиции, с которых начинала свой послевоенный разбег Япония, были весьма неблагоприятными. Экономика  была подорвана и истощена длительной агрессивной войной, крупные города и многие промышленные предприятия лежали в развалинах (в начале 1946г. уровень промышленного производства составлял 14% от среднего предвоенного уровня). Население обнищало, не хватало элементарных условий для жизни — продовольствия, жилья, работы.

Обделенная  многими важными природными ресурсами  и оторванная от колониальных источников их поступления, Япония, казалось, была обречена влачить жалкое существование  третьеразрядной страны. Но этого  не случилось.

Как это ни парадоксально, но именно сокрушительное поражение Японии во второй мировой войне дало мощный импульс социально-экономическому развитию страны, привело к устранению многочисленных экономических и политических препон, мешавших более свободному и естественному развитию капиталистического способа производства, рыночного механизма, интеграции Японии в мирохозяйственные связи.

Сегодня рост производительности труда в Японии обгоняет рост заработной платы, и темпы прироста производительности труда в Японии выше, чем во многих других странах Запада. Потери от забастовок и прогулов на японских предприятиях значительно меньше, чем в США и странах Западной Европы, отпуска короче, затраты на социальное обеспечение ниже. Отношение японских рабочих и служащих к порученному делу ответственнее, их заинтересованность в процветании своего предприятия или фирмы более высокая, чем во многих других странах. Вопрос о взаимоотношениях труда и капитала в Японии заслуживает отдельного рассмотрения. Сейчас же важно подчеркнуть, что без трудолюбия, дисциплины и до известной степени самоограничения японского народа экономический подъем, вряд ли бы состоялся.

Потерпевшая поражение  в войне Япония не допустила в  сколь либо значительных размерах иностранный капитал в свою экономику. А сегодня ее заграничные капиталовложения значительно превосходят вклады иностранных инвесторов в японскую экономику. Японские страховые компании, банки и сберегательные учреждения аккумулируют огромные средства, складывающиеся из непрерывного притока личных сбережений японского народа.

В Японии низкий уровень военных расходов. Говоря о послевоенных успехах Японии, нельзя пройти мимо еще одного весьма важного  обстоятельства: а именно относительно низкого уровня военных расходов.

Однако по мере того как Япония подтягивается до уровня США и других промышленно развитых стран, темпы прироста производительности труда в японской промышленности будут неизбежно выравниваться.

В течение 50—70-х  годов японцы буквально «впитывали»  иностранную технологию после почти 20 лет «технической изоляции» страны. Приток этой технологии направлялся прежде всего на техническое обновление тяжелой промышленности — машиностроения, в первую очередь электротехнического и транспортного, химической промышленности и черной металлургии.

Массированный приток передовой иностранной технологии позволил Японии выиграть время и сэкономить значительные средства в процессе модернизации своей экономики. Пожалуй, наиболее разительный пример — это приобретение «Сони корпорэйшн» у американской компании «Вестерн электрик» неограниченного права на производство транзисторов.

Таким образом, японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны.

 

3.6 Южнокорейская  модель

Южнокорейская модель имеет много общего с японской. Это, в частности, относится к особенностям психологического склада населения страны, его высокому трудолюбию и ответственному отношению к своим обязанностям, базирующимся на нравственных нормах конфуцианства. Общим для обеих моделей является и активное участие государственных органов в перестройке экономики. В целях ее ускоренной модернизации широко используются налоговая, тарифная и валютная политика. Длительное время существовал контроль над ценами на ресурсы и широкий круг товаров производственного и потребительского назначения. Сложившаяся в Южной Корее система государственного регулирования экономики способствует повышению конкурентоспособности южнокорейских товаров на мировом рынке.

Вследствие  относительно меньшего, чем в Японии, развития рыночных отношений южнокорейское  государство целенаправленно способствовало созданию мощных плацдармов рыночной экономики в лице крупных корпораций, так называемых чеболь, переросших затем в финансово-промышленные группы.

И наконец, еще  один элемент южнокорейской модели, представляющий несомненный интерес  для России, — это оказание государственными органами всесторонней поддержки мелкому и среднему предпринимательству, что способствовало созданию в сжатые сроки среднего класса. В то же время, как показал конец 90-х гг., у южнокорейской и японской моделей с их особенно сильным государственным вмешательствам в рыночный механизм возникает пониженная приспособляемость последнего к мировым финансовым кризисам.

 

3.7 Российская модель переходной экономики

После длительного  господства административно-командной  системы в экономике России на рубеже 80-х и 90-х гг. начался переход к рыночным отношениям.

Исходные позиции  для перехода к рыночной экономике, сложившиеся к концу 80-х гг. в  России, в целом были неблагоприятными по следующим обстоятельствам (объективные  факторы):

• крайне высокая (даже для стран с административно-командной системой) степень огосударствления экономики, почти полное отсутствие в то время легального частного сектора при неуклонно расширявшейся «теневой экономике»;

• длительное (на протяжении жизни трех поколений) существование принципиально нерыночной экономики, что ослабляло хозяйственную инициативу большинства населения и порождало преувеличенное представление о социальной роли государства;

• крайне искаженная структура национальной экономики, где ведущую роль играл военно-промышленный комплекс, а роль отраслей, ориентированных на потребительский рынок, была принижена;

• неконкурентоспособность  преобладающей части отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Все это было усугублено отсутствием в обществе консенсуса по поводу самого перехода к рыночной системе, темпов и конкретных способов этого перехода, что вело к почти непрерывному социально-политическому кризису.

Стратегическая  цель переходного периода в России — это формирование эффективной  рыночной экономики с сильной социальной ориентацией. Условиями создания такой экономики являются:

а) преобладание частной собственности;

б) создание конкурентной среды;

в) эффективное  государство, обеспечивающее надежную защиту прав собственности и создающее  условия для экономического роста;

г) эффективная  система социальной защиты;

д) открытая конкурентоспособная  на мировом рынке экономика.   

Формирование современной  рыночной экономики в России происходит в условиях взаимопереплетающихся  и взаимоотягощающих экономических, политических и социальных кризисов, что затягивает переход к зрелой рыночной системе на десятилетия и усиливает болезненность самих переходных процессов. 

Информация о работе Модели рыночной экономики