Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 19:43, курсовая работа
Цель курсовой работы - проанализировать занятость молодежи в современной России и выявить возможности ее повышения. Для этого необходимо выполнить следующие задачи: выявить проблемы занятости молодежи; рассмотреть влияние занятости молодежи на экономику страны;
выявить состояние занятости молодежи на современном этапе и оценить перспективы повышения занятости молодежи
Факультет экономики Кафедра общей
и управления экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Молодежная занятость и ее влияние на экономику современной России»
по дисциплине:
Экономическая теория
Нормоконтроль
Научный руководитель:
Курс, группа:
Студент:
Екатеринбург
2009
Будущее любой страны находится в руках современных юношей и девушек. Молодежь – исключительно важный ресурс производительных сил общества, поскольку является не только энергичной и работоспособной, но и быстрообучаемой рабочей силой. В соответствии с методологией Росстата к молодежной категории населения относятся лица в возрасте от 16 до 29 лет. Это солидная часть потенциальной рабочей силы, составляющая на конец 2008 года 25,5% экономически активного населения.[1. С.38]
Молодые люди – будущее страны, и от стартовых условий их деятельности зависит её последующее развитие. Молодежь является одной из особо уязвимых групп на рынке труда, особенно в нашей стране. В условиях России, когда за последнее десятилетие происходит резкое снижение качества жизни, здоровья юношей и девушек, обеспечения занятости, усиление наркозависимости, рост преступности в молодежной среде, требуется кардинальная активизация государственной политики по отношению к поколению, самостоятельно вступающему в жизнь. Поэтому очень важна государственная поддержка и стимулирование потенциала молодежи.
Серьезной проблемой молодежной занятости является несоответствие объемов и профилей подготовки специалистов потребностям рынка труда, что создает предпосылки роста безработицы среди выпускников учреждений профессионального образования. Это приводит к тому, что наиболее активная и образованная часть молодежи, оканчивая учебное заведения, вынуждена получать статус безработного. Сегодня среди безработных, зарегистрированных в органах занятости, каждый третий – с высшим и средним профессиональным образованием.
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. В современных условиях экономического хаоса потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня, часто вплоть до полной нищеты, и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом многочисленных дискуссий и исследований.[2]
Объектом изучения данной курсовой работы является занятость молодежи в современной рыночной экономике. Предметом курсовой является повышение занятости молодежи в современной России.
Цель курсовой работы - проанализировать занятость молодежи в современной России и выявить возможности ее повышения. Для этого необходимо выполнить следующие задачи: выявить проблемы занятости молодежи; рассмотреть влияние занятости молодежи на экономику страны;
выявить состояние занятости молодежи на современном этапе и оценить перспективы повышения занятости молодежи
Понятие «молодежь» многозначно. С одной стороны, это определенная социальная группа, которая отличается от других по существенным признакам. С другой стороны, должен существовать некий набор общепринятых характеристик, по которым конкретного индивида можно отнести именно к молодежи как особой социально-культурной категории.
Возрастные границы
молодежной группы очерчены нестрого,
обусловлены особенностями
Первое, на что обычно ссылаются, как на объективный показатель – это возраст. Возраст важен не только в теоретическом осмыслении понятия «молодежь», но и в исследовательской практике, например, при построении выработки. Разные исследователи определяют молодежный возраст не одинаково. Такие разделения достаточно условны.
В своем диссертационном исследовании В. Т. Лисовский определяет молодежь как «поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные категории молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет» [1 С.38].
В противовес ему И. С. Кон в «Философском энциклопедическом словаре» не называет возрастных рамок, а больше останавливается на качественных характеристиках: «Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств[4 С.375]. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла, биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-психологическую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации» [2 С.375]. ряд других авторов поддерживаются близкого мнения: «молодежь – это социально-демографическая группа общества, выделяемая на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми и другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации» [3 С. 12]
И все-таки, если остановиться
на возрасте в 16-30 лет, то выяснится, что
в настоящее время молодежь составляет
около 21% населения страны и представляет
собой значительную демографическую
группу с особыми социально-
По своим социальным, экономическим установкам и ориентациям современное поколение молодых россиян в значительной его части стоит на позициях принятия и понимания рыночных отношений, что в целом адекватно общему направлению и характеру происходящих перемен.
Тем не менее, существуют тенденции, снижающие роль молодежи как социального ресурса. В России сложилась не благоприятная демографическая ситуация; имеет место ухудшение состояния здоровья детей и подростков; рост неудовлетворенности молодежи основными показателями качества жизни – материальным положениям, жилищными условиями, работой, возможностями ее получения и пр.
Вследствие этого молодежь может выступать в обществе в качестве достаточно мощного фактора социальной нестабильности. Перспективы развития молодежи в значительной степени зависят от регулирования со стороны государства, от его реальной, а не декларируемой молодежной политики. Государственная молодежная политика – это вопрос стратегического развития общества и его стабильности. Отсюда и особая актуальность изучения данной проблемы, поскольку очевидно, что успешное реформирование общественного устройства возможно лишь при активном участии молодежи[3 С.105]. Это требует научного знания, стратегии преодоления опасных тенденций развития, усугубляющих неустойчивость российского общества, своевременного и систематического исследования потребностей и интересов молодежи.
Проблемы занятости российской молодежи во многом связаны с объективными явлениями развития общества – социально-экономической ситуацией, государственной молодежной политикой, тенденциями в структуре занятости и т.д. В зависимости от региона доля молодых в общей численности безработных колеблется от 34 до 60%, причем, большая их часть – выпускники учебных заведений. Многие же из тех, кто сумел трудоустроиться, работают не по специальности, что свидетельствует о том, что система профессиональной подготовки не отвечает потребностям современного рынка труда, а сам рынок труда слабо влияет на эту систему[5 С.12].
Ежегодно ряды безработных пополняют молодые специалисты, которых официальная статистика департамента Минтруда попросту не регистрирует.
Выходящие на рынок труда молодые люди различаются по возрасту, образовательному уровню, жизненным установкам. В данной социальной группе можно выделить, по меньшей мере, четыре подгруппы, каждая их которых имеет свои специфические черты.
Наибольшие проблемы в поиске работы возникают у самых юных – окончивших 9-й или 11-й классы[7 С.61-71]. Наиболее популярные специальности в ПТУ и колледжах: юриспруденция, экономика, парикмахерское дело, медицина и автодело. Однако именно эти профессии оказываются наименее востребованными: на каждую из них приходится около 1% имеющихся вакансий, содержащихся в банке данных службы занятости. Серьезно обосновать свой выбор способны не многие молодые люди (высокая заработная плата – 13%,соответствие внутренним качествам и склонностям – 11%, интерес к отдельным дисциплинам, имеющим отношение к профессии – 7% [4 С. 348].
В последние годы в виду острой конкуренции на российском рынке труда и растущего спроса на квалифицированную рабочую силу все более явной становится тенденция к продлению периода получения образования. Следовательно, система образования в современных условиях следи других приобретает еще одну значимую социальную функцию – выступает как фактор, непосредственно обеспечивающий занятость молодежи, снижения безработицы[6 С.400]. Продолжение учебы в целях повышения уровня знаний и квалификации позволяет молодым людям избежать выхода на рынок труда в период значительной безработицы и увеличить свои шансы на получение в будущем хорошей должности и высокой зарплаты. Кроме того, растет число молодых людей, совмещающих работу с учебой. По данным опросов студентов КГПУ им В.П. Астафьева, на третьем курсе работают 15% от общего числа, к пятому курсу этот показатель достигает уже 50%. Такая практика дает возможность повысить доходы семьи, приобрести трудовой опыт, установить деловые контакты.
Складывается парадоксальная ситуация: государство тратит огромные финансовые средства на обучение молодого поколения, а потом эти выпускники не могут устроиться на работу, что подтверждается сведениями различных Центров занятости. Около 30% молодых специалистов обращаются за помощью в трудоустройстве. Эта ситуация характерна для многих регионов России [5 С. 95]. И вновь государство должно выделять средства, но теперь уже не на стипендии, а на пособия по безработице.
В нашем обществе все ощутимее появляется тенденция: выпускники профессиональных учебных заведений легче устраиваются на работу, чем выпускники вузов. Но они при этом имеют более скромные перспективы в плане продвижения по службе и заработной платы. Это происходит из-за стремительных изменений требований к профессиональным навыкам работников, на которые образование отреагировало недостаточно гибко. Развитие современного рынка труда, связанное с изменением конъюнктуры специальностей, вынуждает молодежь менять специальность сразу после окончания вузов или в течение дальнейшей своей трудовой жизни.
Очевидно, сказываются
просчеты в определении перспективной
потребности в
Такие явления, как уровень безработицы среди молодежи, значительно превышающий уровень безработицы среди взрослого населения, или широко распространенное трудоустройство молодых людей на рабочие места, не требующие полученных профессиональных квалификаций указывают на существование проблемы недостаточной координации между системой профессионального обучения и рынком труда.
Развитие экономики, науки и информационных технологий предъявляет высокие требования к качеству рабочей силы. Это относится и к молодым рабочим, и к начинающим специалистам. На рынке труда они считаются наиболее уязвимой категорией. Работодатели отдают предпочтение уже «готовым» высококвалифицированным работникам, способным принимать необходимые решения, опираясь не только на знания, но и на свой опыт.
Информация о работе Молодежная занятость и ее влияние на экономику современной России