Монетарная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование денежно-кредитной политики ЦБ РФ и особенности ее реализации на современном этапе. Объектом исследования в данной курсовой работе становится денежно-кредитная сфера экономики России, предметом исследования – инструментарий денежно-кредитной политики.
Задачи исследования следующие:
1. Определение понятия, целей и видов кредитно-денежной политики государства;
2. Определить, какую роль в ней играет банковская система;
3. Изучение основных инструментов денежно-кредитной политики и способов их воздействия на экономику;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….….3
Глава 1. Сущность, цели и виды монетарной политики ……………………5
1.1 Понятие монетарной политики, ее цели и объекты………………5
1.2 Виды монетарной политики………………………………………..8
1.3 Концепции монетарной политики……………………………..…11
1.3.1. Кейнсианская теория денег………………………………….…13
1.3.2. Монетаристский подход……………………………………..…16
Глава 2. Основные инструменты монетарной политики………………..…18
2.1 Операции на открытом рынке………………………………….…19
2.2 Политика учетной ставки (ставки рефинансирования)…………21
2.3 Изменение нормы обязательных резервов…………………….…23
2.4 Селективные методы денежно-кредитной политики……………27
Глава 3. Монетарная политика в современной России………………….…28
3.1 Основные мероприятия Центрального Банка РФ в области денежно-кредитной политики ………………………………..…28
3.2 Цели и задачи монетарной политики на 2009-2011 гг………..…30
Заключение……………………………………………………………………33
Список литературы…………………………………………………….......…36

Файлы: 1 файл

Монетарная политика.doc

— 209.00 Кб (Скачать файл)

Так, при продаже государственных  ценных бумаг на открытом рынке в  целях уменьшения денежного предложения  Центральный банк устанавливает  высокую учетную ставку (выше доходности ценных бумаг), что ускоряет процесс продажи коммерческими банками правительственных ценных бумаг населению, так как им становится невыгодно выполнять резервы займами у Центрального банка, и повышает эффективность операций на открытом рынке. И наоборот, при покупке Центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке Центральный банк резко понижает учетную ставку (ниже доходности ценных бумаг). В этой ситуации коммерческим банкам выгодно занимать резервы у Центрального банка и направлять имеющиеся средства на покупку более доходных государственных ценных бумаг у населения, которое заинтересовано в их продаже. Расширительная политика Центрального банка становится более эффективной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • 2.3 Изменение нормы обязательных резервов
  • В основе действия этого  инструмента денежно-кредитной политики лежит механизм влияния банковской системы на денежное предложение  через банковский (денежный) мультипликатор, а именно:

    1. если Центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к мультипликативному уменьшению денежного предложения;
    2. при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликативное расширение предложения денег.

    Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, занимающихся данной проблемой, наиболее долгим по времени, но достаточно сильнодействующим, поскольку затрагивает основы банковской системы и движения денежной массы. Самое незначительное изменение нормы обязательных резервов вызывает сильные изменения в объеме банковских депозитов и все денежной политики.

    В современных условиях обязательные резервы выполняют  обычно функцию страхования банковских депозитов и всей системы расширения банковского капитала. Банки хранят не только обязательные, но и избыточные резервы для целей поддержания необходимого уровня ликвидности. С помощью резервных требований Центральный банк регулирует не только объем денежной массы, но и процесс осуществления межбанковских расчетов. Норму обязательного резервирования следует рассматривать как инструмент наиболее долговременного действия. Их влияние на ситуацию на денежном рынке обычно дополняет рост ставки рефинансирования. Под влиянием роста процентной ставки снижается уровень избыточных резервов. Сама эта мера, норма обязательного резервирования, поскольку действует долговременно, используется довольно редко.

    Три классических инструмента  денежно-кредитной политики дополняются  действием других инструментов. Существуют инструменты, связанные с прямой формой государственного регулирования денежного обращения. Это, например, лимиты, кредитования, устанавливаемые Центральным банком. Смысл таких ограничений двоякий: воздействие на решения банков с точки зрения поддержания ликвидности; кроме того, нормирование кредитной экспансии банков сдерживает нежелательный рост денежной массы.

    Инструментарий денежно-кредитного регулирования предполагает реализацию не только стратегических целей макроэкономики. Конкретно эти цели реализуются  через решение промежуточных  задач. Такими промежуточными задачами являются изменение объема и структуры денежной массы, изменение ставок процента на отдельных сегментах финансового рынка, воздействие на обменный курс национальной денежной единицы.

    Достижение промежуточных  целей есть конкретный подход к реализации коренной макроэкономической цели. Здесь мы видим столкновения кейнсианских и монетаристских подходов. Императив монетаризма – денежно-кредитная конституция. Это понятие предполагает, что денежно-кредитная политика должна осуществляться стихийно, как бы сама, вырабатывая инструменты своей реализации. Поэтому монетаристы считают, что государственное регулирование привносит лишь хаос. Многие монетаристы признают, что стихийная денежно-кредитная политика не в состоянии поддержать необходимый параметр экономического роста в течение относительно длительного периода времени. Поэтому концепция кейнсианцев, направленная на осуществление активной макроэкономической политики, представляется более жизненной. Следует указать хотя бы на два основных, но постоянно действующих источника нестабильности – недостаточная гибкость рынка труда и недостаточная степень эластичности цен в сторону снижения. Вспомним знаменитый «эффект храповика».

    В реальной экономической  практике очевидны недостатки и в  осуществлении кейнсианской политики. Поэтому отметим, что абсолютно эффективной экономической политики не существует. Она всегда есть синтез различных средств, связывающих стихийные и сознательно осуществляемые экономические формы.

    Любые меры экономической  политики, в том числе в денежно-кредитной области наталкиваются на некоторые объективные препятствия. К ним следует отнести фактор времени (временные лаги), несовершенство (асимметрия) экономической информации, изменчивость экономических ожиданий.

    Здесь фактор времени следует рассматривать как объективное расхождение между моментом какого-либо экономического действия и моментом принятия соответствующих мер экономической политики. Например, если увеличилась инфляция, то для того, чтобы нейтрализовать некоторый рост цен Центробанк увеличивает ставку рефинансирования. Такое  решение Центробанком принимается не сразу. Он реагирует на изменение экономической ситуации по прошествии некоторого времени. Это есть внутренний лаг. А внешний лаг – это время между моментом принятия меры экономической политики и моментом появления результатов от этой меры. Действие лага времени особенно ярко проявляется в планировании крупных инвестиционных проектов, рассчитанных на долгий срок реализации. Ведь такие проекты сами по себе есть форма изменения совокупного спроса. Изменяя величину процентной ставки или структуру денежной массы, мы изменяем экономические условия реализации проекта. В связи с этим мы вынуждены корректировать рентабельность проекта и другие его характеристики.

    Огромное воздействие на поведение экономических агентов имеет полнота и точность экономической информации. Если экономическая информация искажена и неполна, то это крайне затрудняет проведение мер стабилизационной политики.

    На оценку макроэкономической ситуации влияют ожидания в экономике. Ожидания складываются как оценка данной ситуации потребителем, производителем и инвестором. Оценка адекватности ожиданий – дело непростое. Ожидания формируются их этой объективной ситуации, которая складывается на рынке. Но туда примешиваются последствия мер государственной политики. Особенно важно учесть уровень ожидания при разработке стратегии антиинфляционной политики.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

  • 2.4 Селективные методы денежно-кредитной политики
  •  

    Наряду с общими методами регулирования кредитных взглядов центральные банки применяют селективные методы. К ним относятся:

    • Контроль по отдельным видам кредитов. Он часто практикуется в отношении кредитов под залог биржевых ценных бумаг, потребительских ссуд на покупку товаров в рассрочку, ипотечного кредита. Регулирование потребительского кредита обычно вводится в периоды напряжения на рынке ссудных капиталов, когда государство стремится перераспределить их в пользу отдельных отраслей или ограничить общий объем потребительского спроса.
    • Регулирование риска и ликвидности банковских операций. В многочисленных правительственных положениях и документах (законах, актах, инструкциях, директивах, указаниях и т.д.), регулирующих операционную деятельность банков, основное внимание уделяется риску и ликвидности банковских операций. Государственный контроль за риском усилился в последние два десятилетия. Характерно, что риск банковской деятельности определяется не через оценку финансового положения должников, а через соотношение выданных кредитов и суммы собственных средств банка.

    Поэтому во многих странах при кредитовании клиентуры банки должны соблюдать ряд принципов. Как правило, размер кредитов, выданных одному клиенту или группе «породненных» клиентов, должен составлять определенный процент от суммы собственных средств банка; так, он в США — не более 10%, во Франции — 75%. В развитых странах также определяется соотношение общего объема кредитных операций и собственных средств. Во Франции сумма всех кредитов, предоставленных банком, не должна превышать более чем в 20 раз его собственные средства.

     

     

                 Глава 3. Монетарная политика в современной России

    3.1 Основные мероприятия Центрального банка РФ в области денежно-кредитной политики

    В России монетарная политика имеет название "денежно-кредитная политика" и осуществляет ее Центральный банк России, а разрабатывают ЦБ и Правительство (МинФин).

    При решении  этих задач Центральный банк выполняет  три основные

    функции:

    • регулирующую,
    • контролирующую
    • информационно-исследовательскую.

    В России в соответствии Законом о Центральном банке (1995 г.) эти функции конкретизированы так. Банк России должен:

    - во взаимодействии  с правительством разрабатывать  и проводить единую монетарную  политику, направленную на защиту  и обеспечении устойчивости рубля;

    - монопольно осуществлять эмиссию наличных денег и организовывать их обращение;

    - быть кредитором  последней инстанции для коммерческих  банков, устанавливать систему рефинансирования;

    - устанавливать  правила осуществления расчетов  в РФ;

    - устанавливать  правила проведения банковских операций, бухучета и

    отчетности  для банковской системы страны;

    - проводить  государственную регистрацию кредитных  учреждений,

    выдавать и  отзывать лицензии, заниматься аудитом;

    - осуществлять  надзор за деятельностью кредитных  организаций;

    - регистрировать  эмиссию ценных бумаг кредитных  организаций;

    - выполнять  все виды банковских операций, необходимых для решения своих  основных задач;

    - регулировать  операции по купле – продаже  иностранной валюты,

    определять  порядок расчетов с иностранными государствами;

    - организовывать  и производить валютный контроль;

    - организовывать  составление платежного баланса  РФ;

    - в целях  осуществления перечисленных функций  проводить анализ и

    прогнозировать  состояние экономики РФ;

    - осуществлять  иные функции в соответствие с федеральными законами.

    «Основные направления  единой государственной денежно-кредитной  политики отражают цели политики Банка  России и задают ключевые ориентиры  эволюции монетарной сферы российской экономики.»[7,3-9]. Согласно статье 25 Федерального закона «О Банке России»  Центральный Банк РФ предоставляет отчет о развитии финансово-экономической российской системы. Соответственно, проблемы развития экономики и пути их решения средствами монетарной политики также отображаются в данном документе. Г.Фетисов, анализируя данный документ, делает вывод, что «в целом монетарная политика нуждается в существенных корректировках, реализация которых повысит эффективность её проведения»[7,4].

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3.2 Цели и задачи монетарной политики РФ на 2009-2011 года

    «Правительство РФ одобрило проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»,- сообщил журналистам по итогам заседания кабинета министров вице-премьер - министр финансов РФ Алексей Кудрин.

    "В предстоящие три  года основной задачей денежно-кредитной  политики является последовательное  снижение инфляции до 5-6,8% в 2011 году (из расчета декабрь к  декабрю)", - говорится в документе.

    Банк России, согласно основным направлениям ДКП, намерен в трехлетний период в основном завершить переход к режиму таргетирования инфляции, предполагающему приоритет цели по снижению инфляции.

    В основных направлениях ДКП на 2009-2011 годы отражаются главные  задачи, стоящие перед Банком России в этот период в соответствии с проводимой правительством РФ экономической политикой, и определяются меры денежно-кредитной политики, ведущие к достижению поставленных целей. Временной горизонт совпадает с горизонтом планирования федерального бюджета.

    Банк России и правительство РФ в вариантах развития российской экономики в 2009 - 2011 годах исходят из единых оценок внешних и внутренних условий ее функционирования.

    Цена на нефть на мировых  энергетических рынках является важнейшим  фактором, оказывающим влияние на развитие российской экономики. В этой связи Банк России рассмотрел четыре варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2009-2011 годах, три из которых основываются на прогнозах правительства РФ.

    В рамках первого варианта, который рассмотрен дополнительно к вариантам прогноза правительства РФ, предполагается снижение в 2009 году среднегодовой цены на российскую нефть до 66 долларов за баррель.

    В соответствии со сценарными условиями и основными параметрами  прогноза социально-экономического развития РФ на 2009-2011 годы правительство РФ и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2009 году до 7,5-8,5%, в 2010 году - 5,5-7,0%, а к 2011 году выйти на уровень инфляции 5,0-6,8% (из расчета декабрь к декабрю). Этой цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция 6,7-8,0% в 2009 году, 4,5-6,2% в 2010 году и 4,5-6,1% в 2011 году.

    В документе отмечается, что в условиях, заданных основными  макроэкономическими вариантами развития России, а также параметрами реализации денежно-кредитной политики, "темпы повышения реального эффективного курса рубля будут иметь тенденцию к снижению". Ранее Банк России устанавливал в основных направлениях ДКП конкретные цели по курсу национальной валюты.

    Информация о работе Монетарная политика