Монополистическая конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2015 в 19:01, реферат

Описание работы

Совершенная конкуренция и монополия – это противоположные крайние модели рыночных структур. Однако могут существовать и промежуточные модели, которые не являются полностью конкурентными, не контролируются единственным продавцом и которые встречаются гораздо чаще. Монополии, владея даже 99% рынка, не могут сохранить свою власть надолго. С течением времени происходят многократные разделения и слияния, что в конечном итоге приводит к конкуренции сильных соперников.

Файлы: 1 файл

Монополистическая конкуренция.docx

— 47.68 Кб (Скачать файл)

                             Монополистическая конкуренция

    Совершенная конкуренция и монополия – это противоположные крайние модели рыночных структур. Однако могут существовать и промежуточные модели, которые не являются полностью конкурентными, не контролируются единственным продавцом и которые встречаются гораздо чаще. Монополии, владея даже 99% рынка, не могут сохранить свою власть надолго. С течением времени происходят многократные разделения и слияния, что в конечном итоге приводит к конкуренции сильных соперников.

    Исследование и использование модели монополистической конкуренции начались относительно недавно в 1930-хх годах. Но эта модель имела мгновенный успех и чрезвычайно быстро вошла в основное течение микроэкономической науки.

   Классификация рынков. Совершенная и несовершенная конкуренции.

   Взаимодействие между спросом и предложением (продавцами и покупателями, производителями и потребителями) происходит на рынке. Очевидно, что решения продавцов (покупателей) о цене и объеме производства (закупки) товара будут существенно различаться для различных типов рыночных структур.

   Вообще говоря, в зависимости от целей экономического исследования может быть предложено несколько различных классификаций типов рынков. Рассмотрим для начала очень простую и наиболее важную в экономической теории классификацию рынков. Признаком, положенным в основу этой классификации, является степень влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену. Говорят, что рыночная структура характеризуется совершенной конкуренцией , если ни один из продавцов (покупателей) не способен оказать существенной влияние на цену товара. Если это условия не соблюдается, то конкуренция является несовершенной .

    Понятие «совершенная конкуренция» играет особую роль в экономической теории. Представляя собой «чистую» модель рынка, она играет такую же роль в экономической науке, как и подобные модели в физике – абсолютно упругий удар, абсолютный вакуум, «физика без трения» и т.п. – позволяющие сделать основополагающие выводы, построить некую идеальную модель, в сравнении с которыми можно изучать механизмы реально существующих систем. Считается, что рыночная структура характеризуется совершенной конкуренцией, если выполняются следующие условия : 

1. Имеется много покупателей и продавцов данного товара, причем каждый из них производит (покупает) малую долю общего рыночного объема.

2. Товар должен быть совершенно однородным с точки зрения покупателей, и все покупатели должны быть одинаковы с точки зрения продавцов.

3. Отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль нового производителя и возможности свободного выхода из отрасли.

4. Полная информация всех участников рынка, то есть каждый покупатель осведомлен о ценах всех продавцов и о любом изменении цен любым продавцом.

5. Рациональное поведение всех участников рынка, преследующих свои собственные интересы. Сговор, в какой либо форме исключается.

1. Монополия (чистая монополия) . В отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара и очень сильно влияет на цены. Сила монополиста тем больше, чем выше входные барьеры в отрасль и чем меньше товаров-заменителей у данного товара. В реальной экономике развитых стран чистая монополия – такая же абстракция, как и совершенная конкуренция.

2. Олигополия – в отрасли имеется незначительное количество производителей. В этой ситуации производители могут вести себя различными способами:

a) не учитывать поведения других производителей, как и при совершенной конкуренции;

b) пытаться предвидеть поведение других производителей;

c) вступать в сговор с другими производителями.

3. Монополистическая  конкуренция с дифференциацией продукта. В отрасли может быть много продавцов, предлагаемые ими товары неоднородны с точки зрения покупателей (не выполняется условие 2 для совершенной конкуренции). Эта ситуация наиболее характерна для рынков развитых стран.

   Лучше всего разработаны в экономической теории модели двух полярных типов рыночных структур – совершенной конкуренции и чистой монополии.

   Определение и условия монополистической конкуренции.

    Монополистическую конкуренцию можно определить как особую рыночную структуру, при которой большое количество производителей предлагает на рынок схожую, но неоднородную продукцию, имеющую отличия по качеству, дизайну или какому-либо другому признаку [7].

  Основные черты рынка монополистической конкуренции:

    Товар каждой фирмы, торгующей на рынке (дифференцированный товар), является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами. Дифференциация продуктов возникает из-за различия в потребительских свойствах, качестве, сервисе, рекламе. Часто потребитель платит не только за качество, но и за торговую марку.

    На рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но и не слишком маленькую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками. Доля должна быть более 1%. В типичном случае – от 1% до 10% продаж на рынке в течение года. Ни одна из фирм не имеет решающих преимуществ перед другими.

    Продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают, какую установить цену или сколько производить. Это следствие того, что количество продавцов большое и решение одного из них мало влияет на положение других.

     На рынке есть условия для свободного входа и выхода. Свободно могут прийти новые фирмы, однако уже существующие фирмы имеют преимущество и вновь приходящие будут испытывать трудности, так как завоевать репутацию новой торговой марке или новым услугам нелегко.

   Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции.

    Из выше перечисленного следует, что монополистическая конкуренция похожа на монополию, так как отдельные фирмы могут контролировать цену, однако она же похожа на совершенную конкуренцию, так как каждый товар продается многими фирмами и на рынке существует свободный вход и выход.

а) Кривая спроса на продукцию монополистически конкурентной фирмы.

    Поскольку каждый конкурент продает отличную от всех других разновидность определенного блага, то он выступает как монополист по отношению к своей группе постоянных покупателей. Поэтому кривая спроса имеет отрицательный наклон, и он сам определяет объем своего предложения и цену. Но поскольку продукция, производимая монополистическими конкурентами, легко взаимозаменяема, то спрос на продукцию отдельного конкурента зависит не только от цены на его продукцию, но и от цен на продукцию других конкурентов.

    Рисунок 11 демонстрирует различия в поведении предприятий в условиях монополии и монополистической конкуренции. Линия AB является графиком спроса при полной монополии, тогда как ломанная CDEK - кривая спроса при монополистической конкуренции.

    Производитель чувствует себя монополистом лишь на отрезке Q 2 Q 3 . Если он решит снизить объем до Q 1 , с тем, чтобы цена была P ` 1 , часть покупателей уйдет к конкурентам и цена установится на уровне P 1 . Соответственно при установлении низкой цены P 4 производитель рассчитывает производить Q ` 4 , однако его конкуренты тоже снизили цену и ему приходится увеличить объем до Q 4 [3].

 

б) Краткосрочный период. Прибыли и убытки.

    В краткосрочном  периоде фирма будет максимизировать  свои прибыли (или минимизировать  убытки), производя объем продукции, обозначенный пересечением кривых  предельных издержек и предельной  выручки, в соответствии с формулой (10) .

   Фирма, производя  выпуск объема Q1 и назначая цену P1 способна получить монопольную прибыль, если конечно P 1 >P` (Рисунок 9.). В этом случае ее прибыль характеризуется закрашенным прямоугольником (как и в противном случае (Рисунок 12.) может нести убытки, которые она способно минимизировать в соответствии с той же формулой (10) . В этом случае P 1 <P` ).

    Таким образом, фирма при монополистической  конкуренции в коротком периоде  ведет себя как монополист, стремясь  максимизировать прибыль (минимизировать убытки).

в) Долгосрочный период. Равновесие фирмы. Безубыточность.

    Однако на рынке  монополистической конкуренции  это долго продолжаться не  может.

    Прибыли: фирмы входят в отрасль.

    В случае получения прибылей в краткосрочном периоде можно ожидать, что экономические выгоды привлекут новых конкурентов, поскольку вхождение в отрасль является относительно простым. Что приведет к увеличению предложения. Когда новые конкуренты войдут в отрасль, кривая спроса, с которым сталкивается типичная фирма, сдвинется влево, потому что в этом случае каждая фирма станет обладать меньшей долей совокупного спроса и конкурирует с большим числом продуктов, представляющих собой близкие заменители. Это в свою очередь приводит к исчезновению экономических прибылей. Когда кривая спроса является касательной к кривой средних издержек при максимизирующем прибыль объеме производства, фирма просто покрывает свои издержки, т.е. безубыточна. При объеме производства равном Q , фирма достигает состояния равновесия. Любое отклонение от этого объема повлечет за собой возникновение средних издержек, которые превысят цену производства и, следовательно, приведут фирму к убыткам.

    Убытки: часть фирм уходит.

    Когда в отрасли  наступает краткосрочный период  убытков (Рисунок 13б), некоторые фирмы  постепенно покидают отрасль. Столкнувшись  с меньшим количеством продуктов-заменителей  и увеличившейся долей совокупного  спроса, выжившие фирмы видят, что  их убытки прекращаются и постепенно  уступают место нормальной прибыли. (Для простоты мы предположили постоянство цен; смещение ценовых кривых, по мере того как фирмы приходят и уходят, слегка бы усложнило рассмотрение вопроса, но не изменило бы выводов [1]).

   Таким образом, для  фирм, действующих при монополистической  конкуренции, в долгосрочном периоде  существует тенденция к получению  нормальной прибыли, или к возникновению  безубыточности. Эти тенденции, основанные  на наличии свойств «чистых  конкурентов» и «чистых монополистов», и определяют цены и объемы  производства в рассматриваемых  нами условиях.

 

    Неценовая  конкуренция – основной вид  конкуренции.

    Под неценовой  конкуренцией понимают использование  экономических и внеэкономических методов борьбы на рынке за увеличение и поддержание желательной величины спроса. Среди этих методов и приемов следует выделить: улучшение качества изделий, рекламу, маркетинг, лоббизм и т.п., тогда как ценовая конкуренция – это способы борьбы конкурентов посредством снижения и повышения цен [4].

   Учитывая то, что  монополистический конкурент действует  на рынке и как монополист  – способен влиять на цену, производимого им товара, - и то, что кроме него на рынке, в  его отрасли, присутствуют и другие производители неценовая конкуренция становится основным способом борьбы и защиты своей доли рынка.

  Неценовая конкуренция в современных условиях чаще базируется на дифференциации продукции. Так же особое внимание в неценовой конкуренции отводится рекламе.

    Являясь промежуточным типом таких рыночных структур, таких как совершенная (чистая) конкуренция и чистая монополия, монополистическая конкуренция впитала в себя черты их обеих. Эти черты отражаются как в определении условий ее существования, так и в особенностях поведения. Но все же, являясь самостоятельной структурой монополистическая конкуренция приобрела и свои собственные свойства, например, использование, в качестве основных, неценовые методы конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Монополистическая конкуренция