Монополизм и его последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является изучение и рассмотрение явления монополизма, его форм и последствий. Исходя из цели, можно выделить следующие задачи работы: изучить историю рассмотрения учеными вопроса монополий, рассмотреть общие понятия монополий, их поведение на рынке, сущность монополий, их виды и т.д., и, наконец, проследить динамику становления монополизма в России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. История рассмотрения вопроса монополий…………………………….5
Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина…………5
Глава 2. Монополии и социальная цена их власти………………………………14
2.1. Сущность, формы и виды монополий………………………………...14
2.2. Государственное влияние в деятельности монополий ……………...22
Глава 3. Динамика становления монополизма в современной России…………25
3.1. История развития монополий в России……………………………….25 Заключение………………………………………………………………………….32
Список литературы……………………………………………………………........33

Файлы: 1 файл

Экономическая теория.docx

— 65.31 Кб (Скачать файл)

   В  отличие от совершенного конкурента, принимающего рыночную цену как  данную извне, монополия сама  определяет свои цены, исходя  из объема рыночного спроса  и величины своих издержек. Монополизация  рынка ведет, как правило, к  относительному сокращению объемов  производства и более высоким  рыночным ценам на реализуемые  монополией товары и услуги. Вот  почему во всех развитых странах  мира государство проводит более  или менее жесткую политику  регулирования деятельности монополий,  особенно естественных, и поощрения  сил конкуренции на рынке.

   5) Правовые монополии (юридические). Другой причиной возникновения и сохранения фирмой особого монопольного положения является ограниченность и невозможность воспроизводить отдельные природные ресурсы (например, нефть). Контроль над добычей и реализацией данного вида сырья создает их собственникам особые благоприятные условия на рынке, препятствует проникновению на рассматриваемый рынок других компаний.

   Контроль  фирмы над знаниями в виде  собственности на патент предоставляет ей исключительное право на производство и продажу вновь изобретенного продукта в течение определенного периода времени. Классическим примером монополии данного вида была компания «General Electric», которая безраздельно господствовала на рынке электрических лампочек, изобретенных Эдисоном, с 1892 по 1930 г. Такой вид монополий также называют закрытыми монополиями.

   Современная  экономическая теория выделяет  три типа монополий:

• монополия  отдельного предприятия;

• монополия  как соглашение;

• монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.

   Так  же различают пять основных  форм монополистических объединений: 

   1) Картель.  Картель - это объединение нескольких  предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют  собственность на средства производства  и произведенный продукт, производственную  и коммерческую самостоятельность,  и договариваются о доле каждого  в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта;

   2) Синдикат. Синдикат - это объединение ряда  предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют  средства на средства производства, но теряют собственность на  произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но  теряют коммерческую самостоятельность.  У синдикатов сбыт товара осуществляется  общей сбытовой конторой;

   3) Трест.  Трест - это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого, теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, то есть объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста;

   4) Многоотраслевой  концерн. Многоотраслевой концерн  - это объединение десятков и  даже сотен предприятий различных  отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют  собственность на средства производства  и произведенный продукт, а  главная фирма осуществляет над  другими участниками объединения  финансовый контроль.

   Необходимо  сказать пару слов о таком  способе монополизации, как корнер.

Корнер –  способ, придуманный еще в XVI веке. Смысл этого метода прост: купцы  или производители заключают  тайное соглашение о скупке, о временном  изъятии с рынка какого-либо товара, чтобы искусственно создать его дефицит и вызвать рост цен. После чего товар из запасов выбрасывается на рынок, и участники «ринга» получают повышенный доход.

   Например, в 1931 году участники Международного  оловянного картеля организовали  корнер по олову. Они скупили  огромное количество олова и  создали на него ажиотажный  спрос, вызвавший, в свою очередь,  резкий рост цен. Добившись  этого, участники корнера  спустя  год распродали свои запасы  металла с огромной прибылью.

   В  60-х годах в США и некоторых  странах капитала появились и  начали развиваться конгломераты, то есть монополистические объединения,  образованные путем поглощения  прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства.

 

2.2. Государственное влияние в деятельности монополий.

 

Важнейшим средством регулирования деятельности монополий является антимонопольное  законодательство, основы которого заложены в законодательных актах Верховного Совета Российской Федерации.

Антимонопольное законодательство представляет собой  пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных «правил игры» на рынке.

Начало  антимонопольному законодательству было положено в США и Канаде, что  явилось реакцией на усиление власти союзов монополистов в экономике. В 1880 г. был принят первый закон –  закон Шермана, который запрещал монополизацию рынка, признавал незаконными любые объединения и сговоры, направленные на ограничение производства и торговли. Позднее, в 1914 г., был принят еще один важный законодательный акт – закон Клейтона. Этот закон был направлен в первую очередь против различных видов монополистической практики. Он объявлял вне закона ценовую дискриминацию, запрещал исключительные или «принудительные» соглашения, формирование взаимопереплетающихся директоратов, приобретение акций конкурирующих корпораций. В 1914 г. была образована Федеральная торговая комиссия, предназначенная для борьбы с антиконкурентными слияниями компаний. В 1938 г. на эту комиссию была возложена дополнительная ответственность по защите общественности от вводящей в заблуждение или ложной рекламы. Акт Целлера–Кефовера 1950 г. дополнил закон Клейтона о слияниях запретом на слияние путем приобретения активов, результатом чего могло явиться ослабление конкуренции.

Первые  антимонопольные законы США представляли собой попытку борьбы против крупного производства за выживание мелкого. В дальнейшем практика антимонопольного законодательства неоднократно менялась на протяжении XX столетия, периоды его ужесточения и либерализации чередовались.

В последние  десятилетия наблюдается смягчение  действий статей законодательства. В  этом проявилось влияние представителей чикагской школы. По их мнению, основной задачей антимонопольного законодательства является не защита интересов отдельных компаний, а предотвращение ухудшения условий конкуренции.

В Западной Европе антимонопольное законодательство было принято в послевоенный период и имеет ряд особенностей. С одной стороны, оно формально направлено на защиту интересов потребителей, а с другой – призвано поощрять процесс концентрации производства и образования крупных корпораций, если это связано с научно-техническим прогрессом.

Хотя конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в различных странах имеют свои особенности, можно выделить общие для всех стран основы этого законодательства: охрана и поощрение конкуренции, контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке, контроль над ценами, защита интересов потребителей, защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса.

Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления – контроль над ценами и контроль над слияниями компаний. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашения по ценам. Незаконным является любой сговор между фирмами в целях установления цен. Законом также преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов. Например, в деле против «IBM» министерство юстиции США обвинило компанию в демпинге при установлении цен на аренду компьютеров ее собственного производства.

Слияние компаний происходит, когда одна фирма  приобретает акции другой. В результате вторая компания становится составной  частью первой. Со второй половины 80-х  гг. усиление этого процесса наблюдается практически во всех странах. Так, в США в 1987 г. более 2000 фирм были поглощены в процессе слияний.

Правительство обычно предпринимает меры, когда  в результате горизонтального слияния (объединение сходных компаний) фирм их рыночная доля значительно увеличивается. Исключение может быть сделано, когда  одна из фирм находится на грани  банкротства.

В случае вертикального слияния (объединение  последовательно связанных производств  типа угольных, сталелитейных и автомобильных компаний) закон также устанавливает верхний предел доли фирм на соответствующих рынках. Ведь слияние бывших поставщиков и потребителей лишает возможности другие фирмы продавать свои товары фирме-покупателю.

Конгломератные  слияния (объединение компаний из разных отраслей) обычно разрешаются. Если нефтяная или страховая компания приобретает фирму по производству мороженого, то в результате их позиции на соответствующих рынках практически не меняются.

 

Глава 3. Динамика становления монополизма в современной России.

3.1. Российские монополии и перспективы их развития.

 

При переходе России к рынку вновь возникли монополии и проблемы связанные  с ними. В российской промышленности, в данный момент, существуют четыре тысячи предприятий – монополистов и их продукция составляет 7% от общего числа. Из них естественных монополий  – 500. Классическим примером естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти  и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные под отрасли  связи, а на региональном уровне –  коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д.; такие отрасли либо регулируются, либо они находятся в государственной  собственности. Но следует заметить, что во многих странах в последние  годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились  как в связи с технологическими нововведениями, так и в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих  рынков.

     Прибыли,  получаемые продавцами  на рынке, служат как сигнал  для предпринимателей о том,  стоит ли выходить на данный  рынок или нет. Естественно,  что высокая экономическая прибыль,  получаемая монополистом, привлечет  на рынок потенциальных производителей  данного товара. Поддержание чистой  монополии, следовательно, требует  наличия условий, которые предотвращают  конкуренцию новых продавцов  с монополистом. Барьер для входа  в отрасль ( Barrier entry ) - ограничитель, который предотвращает появление новых дополнительных продавцов на рынке монопольной фирмы. Барьеры для входа на рынок необходимы для того, чтобы поддерживать монополию в долгосрочном плане. Так, если бы был возможен свободный вход на рынок, то экономические прибыли, получаемые монополистом, привлекли бы на рынок новых продавцов, а значит, возросло бы предложение. Монопольный контроль над ценами исчез бы вовсе, так как рынки, в конечном счете, стали бы конкурентными. Можно выделить несколько основных типов барьеров для входа в отрасль:

  • Исключительные права, полученные от государства. Иногда, правительство сознательно идет на то, чтобы предоставить отдельной фирме статус монополиста в данной отрасли или в определенном секторе национального рынка. Часто в качестве такого монополиста может выступать само государство.
  • Патенты и авторские права. Патенты и авторские права обеспечивают создателям новых продуктов или произведений искусства, литературы, музыки исключительные права на продажу, использование, предоставление лицензии на использование их изобретений и творений. Патенты могут выдаваться на производственные технологии. Но патенты и авторские права обеспечивают монопольные позиции лишь на ограниченное количество лет, в зависимости от местного законодательства. После окончания срока действия патента барьер для входа в отрасль исчезает. Идея патентов и авторских прав стимулирует фирмы и отдельные личности к изобретению новых продуктов, так как изобретателю заранее гарантируются эксклюзивные права на реализацию продукта.
  • Собственность на все предложение производственного ресурса. Монополия также может поддерживаться в результате владения всеми источниками конкретного ресурса, необходимого для производства монополизированного товара.
  • Уникальные способности и знания также могут создать монополию. Так певцы, художники, спортсмены обладают монополией на использование своих услуг. Фирма, обладающая технологическим секретом, при условии, что другие фирмы не могут воспроизвести данную технологию, обладает монополией на данный продукт. Хотя, как правило, такая монополия не является чистой, так как могут существовать близкие заменители данного продукта.
  • Преимущество низких издержек крупного производства, обусловленного монополизацией рынка, Преимущества в затратах, имеющиеся у очень крупных фирм, могут позволить одной фирме, обслуживающей весь рынок в качестве единственного продавца, производить продукцию с более низкими издержками, чем это было бы возможно, если бы на рынке было бы большее количество продавцов. Это может способствовать монополизации рынка, так как монополист имеет возможность устанавливать низкие цены, соответствующие его издержкам, что сделает недоступным данный рынок для потенциальных продавцов, так как они не смогут получать прибыль при данной цене. Так, если фирмы могут последовательно снижать средние издержки и при этом получать прибыль, путем расширения производства, удовлетворяя долгосрочный рыночный спрос, то в итоге на рынке останется только одна фирма - монополист. При появлении доминирующей фирмы новые фирмы не могут войти на рынок, так как они изначально слишком малы, чтобы достичь таких средних издержек, которыми обладает фирма - естественный монополист. Она может использовать контроль над ценой, чтобы устранять конкурентов со своих рынков сбыта.

Экономические объекты, на которые распространяется исключительное    право   государства:    сбор   налогов,    коммунальное хозяйство,    железные    дороги,    почта   и    телеграф.    Государственные  монополии    не   исключают     конкуренции     со     стороны     частных предприятий,      производящих    замещающие    товары    и    услуги.

Развивающаяся чистая монополия может стремиться компенсировать прошлые убытки и  полностью извлечь пользу из своего нового положения господства на рынке, назначая непомерные цены на свои товары и услуги.

Чтобы избавить общество от таких неблагоприятных  результатов, правительство обычно предоставляет исключительную привилегию одной фирме поставлять воду, природный  газ, электричество, телефонные услуги. В обмен правительство сохраняет  за собой право определять географическую сферу деятельности монополиста, регулировать качество его услуг и контролировать цены, которые он может назначать. Результатом является регулируемая или государственно -  организованная монополия, предназначенная для того, чтобы достичь низких издержек на производство единицы продукции, но регулируемая, чтобы гарантировать, что потребители будут извлекать выгоду от этой экономии в издержках.

В условиях российской действительности  регулирование  цен продукции естественных монополий  связано с политическими конфликтами.

В независимости  от того, является ли предприятие-монополист естественным или искусственным, каждое из таких предприятий обладает монопольной  властью, т.е. способностью регулировать цену на производимый товар через  ограничение предложения.

Зачастую  монополисты злоупотребляют этой властью, пытаясь ограничить конкуренцию, и  таким образом причиняют ущерб  потребителям. Такое явление называется монополистической деятельностью, и проявляется эта деятельность в форме ценовых злоупотреблений.

Предприятия-монополисты  злоупотребляют своим особым положением, устанавливая либо монопольно высокие, либо монопольно низкие цены. Сейчас в России практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией – монопольно низкие, иногда демпинговые. Как правило, монопольно высокой ценой компенсируются необоснованные затраты предприятий.

Анализ  затрат предприятий-монополистов выявил две причины их роста:

1. отсутствие  конкурентного давления на норму  прибыли ведет к более слабому  контролю над расходами;

2. искушение  получить монопольную сверхприбыль  может стимулировать увеличение  расходов на усиление и защиту  монопольного положения.

Информация о работе Монополизм и его последствия