Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:00, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является изучение и рассмотрение явления монополизма, его форм и последствий. Исходя из цели, можно выделить следующие задачи работы: изучить историю рассмотрения учеными вопроса монополий, рассмотреть общие понятия монополий, их поведение на рынке, сущность монополий, их виды и т.д., и, наконец, проследить динамику становления монополизма в России.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. История рассмотрения вопроса монополий…………………………….5
Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина…………5
Глава 2. Монополии и социальная цена их власти………………………………14
2.1. Сущность, формы и виды монополий………………………………...14
2.2. Государственное влияние в деятельности монополий ……………...22
Глава 3. Динамика становления монополизма в современной России…………25
3.1. История развития монополий в России……………………………….25 Заключение………………………………………………………………………….32
Список литературы……………………………………………………………........33
В
отличие от совершенного
5) Правовые монополии (юридические). Другой причиной возникновения и сохранения фирмой особого монопольного положения является ограниченность и невозможность воспроизводить отдельные природные ресурсы (например, нефть). Контроль над добычей и реализацией данного вида сырья создает их собственникам особые благоприятные условия на рынке, препятствует проникновению на рассматриваемый рынок других компаний.
Контроль фирмы над знаниями в виде собственности на патент предоставляет ей исключительное право на производство и продажу вновь изобретенного продукта в течение определенного периода времени. Классическим примером монополии данного вида была компания «General Electric», которая безраздельно господствовала на рынке электрических лампочек, изобретенных Эдисоном, с 1892 по 1930 г. Такой вид монополий также называют закрытыми монополиями.
Современная экономическая теория выделяет три типа монополий:
• монополия отдельного предприятия;
• монополия как соглашение;
• монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.
Так
же различают пять основных
форм монополистических
1) Картель.
Картель - это объединение нескольких
предприятий одной сферы
2) Синдикат.
Синдикат - это объединение ряда
предприятий одной отрасли
3) Трест. Трест - это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого, теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, то есть объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста;
4) Многоотраслевой
концерн. Многоотраслевой
Необходимо
сказать пару слов о таком
способе монополизации, как
Корнер – способ, придуманный еще в XVI веке. Смысл этого метода прост: купцы или производители заключают тайное соглашение о скупке, о временном изъятии с рынка какого-либо товара, чтобы искусственно создать его дефицит и вызвать рост цен. После чего товар из запасов выбрасывается на рынок, и участники «ринга» получают повышенный доход.
Например,
в 1931 году участники Международного
оловянного картеля
В
60-х годах в США и некоторых
странах капитала появились и
начали развиваться
2.2. Государственное влияние в деятельности монополий.
Важнейшим
средством регулирования
Антимонопольное законодательство представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных «правил игры» на рынке.
Начало антимонопольному законодательству было положено в США и Канаде, что явилось реакцией на усиление власти союзов монополистов в экономике. В 1880 г. был принят первый закон – закон Шермана, который запрещал монополизацию рынка, признавал незаконными любые объединения и сговоры, направленные на ограничение производства и торговли. Позднее, в 1914 г., был принят еще один важный законодательный акт – закон Клейтона. Этот закон был направлен в первую очередь против различных видов монополистической практики. Он объявлял вне закона ценовую дискриминацию, запрещал исключительные или «принудительные» соглашения, формирование взаимопереплетающихся директоратов, приобретение акций конкурирующих корпораций. В 1914 г. была образована Федеральная торговая комиссия, предназначенная для борьбы с антиконкурентными слияниями компаний. В 1938 г. на эту комиссию была возложена дополнительная ответственность по защите общественности от вводящей в заблуждение или ложной рекламы. Акт Целлера–Кефовера 1950 г. дополнил закон Клейтона о слияниях запретом на слияние путем приобретения активов, результатом чего могло явиться ослабление конкуренции.
Первые антимонопольные законы США представляли собой попытку борьбы против крупного производства за выживание мелкого. В дальнейшем практика антимонопольного законодательства неоднократно менялась на протяжении XX столетия, периоды его ужесточения и либерализации чередовались.
В последние
десятилетия наблюдается
В Западной
Европе антимонопольное
Хотя конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в различных странах имеют свои особенности, можно выделить общие для всех стран основы этого законодательства: охрана и поощрение конкуренции, контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке, контроль над ценами, защита интересов потребителей, защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса.
Современное
антимонопольное
Слияние компаний происходит, когда одна фирма приобретает акции другой. В результате вторая компания становится составной частью первой. Со второй половины 80-х гг. усиление этого процесса наблюдается практически во всех странах. Так, в США в 1987 г. более 2000 фирм были поглощены в процессе слияний.
Правительство обычно предпринимает меры, когда в результате горизонтального слияния (объединение сходных компаний) фирм их рыночная доля значительно увеличивается. Исключение может быть сделано, когда одна из фирм находится на грани банкротства.
В случае
вертикального слияния (объединение
последовательно связанных
Конгломератные слияния (объединение компаний из разных отраслей) обычно разрешаются. Если нефтяная или страховая компания приобретает фирму по производству мороженого, то в результате их позиции на соответствующих рынках практически не меняются.
Глава 3. Динамика становления монополизма в современной России.
3.1. Российские монополии и перспективы их развития.
При переходе
России к рынку вновь возникли
монополии и проблемы связанные
с ними. В российской промышленности,
в данный момент, существуют четыре
тысячи предприятий – монополистов
и их продукция составляет 7% от общего
числа. Из них естественных монополий
– 500. Классическим примером естественных
монополий на федеральном уровне
являются передача электроэнергии, нефти
и газа, железнодорожные перевозки,
а также отдельные под отрасли
связи, а на региональном уровне –
коммунальные услуги, включая теплоснабжение,
канализацию, водоснабжение и т.д.;
такие отрасли либо регулируются,
либо они находятся в
Прибыли, получаемые продавцами
на рынке, служат как сигнал
для предпринимателей о том,
стоит ли выходить на данный
рынок или нет. Естественно,
что высокая экономическая
Экономические объекты, на которые распространяется исключительное право государства: сбор налогов, коммунальное хозяйство, железные дороги, почта и телеграф. Государственные монополии не исключают конкуренции со стороны частных предприятий, производящих замещающие товары и услуги.
Развивающаяся чистая монополия может стремиться компенсировать прошлые убытки и полностью извлечь пользу из своего нового положения господства на рынке, назначая непомерные цены на свои товары и услуги.
Чтобы избавить
общество от таких неблагоприятных
результатов, правительство обычно
предоставляет исключительную привилегию
одной фирме поставлять воду, природный
газ, электричество, телефонные услуги.
В обмен правительство
В условиях
российской действительности регулирование
цен продукции естественных монополий
связано с политическими
В независимости от того, является ли предприятие-монополист естественным или искусственным, каждое из таких предприятий обладает монопольной властью, т.е. способностью регулировать цену на производимый товар через ограничение предложения.
Зачастую
монополисты злоупотребляют этой властью,
пытаясь ограничить конкуренцию, и
таким образом причиняют ущерб
потребителям. Такое явление называется
монополистической
Предприятия-монополисты злоупотребляют своим особым положением, устанавливая либо монопольно высокие, либо монопольно низкие цены. Сейчас в России практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией – монопольно низкие, иногда демпинговые. Как правило, монопольно высокой ценой компенсируются необоснованные затраты предприятий.
Анализ затрат предприятий-монополистов выявил две причины их роста:
1. отсутствие
конкурентного давления на
2. искушение
получить монопольную