Музей предпренемателей и миценатства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 19:35, творческая работа

Описание работы

«Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей» мы посетили группой в середине октября. Он расположен в старой части Москвы, которая богата уникальными памятниками культуры, архитектуры и искусства. Кстати, стоит отметить, что это единственный в России музей, хранящий в своих стенах историю издревле почитаемых на Руси меценатства и благотворительности.
Первое, на что мы обратили внимание, это на большое количество стульев, ну понятно….студенты. А когда экскурсовод сказала, что нас ждет экскурсия в «сидячем положении», то нашему счастью не было предела. Ну это так, небольшое отступление.

Файлы: 1 файл

Музей предпринимателей.docx

— 22.98 Кб (Скачать файл)

«Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей» мы посетили группой в середине октября. Он расположен в старой части Москвы, которая богата уникальными памятниками  культуры, архитектуры и искусства. Кстати, стоит отметить, что это единственный в России музей, хранящий в своих стенах историю издревле почитаемых на Руси меценатства и благотворительности. 

Первое, на что  мы обратили внимание, это на большое  количество стульев, ну понятно….студенты.  А когда экскурсовод сказала, что нас ждет экскурсия в «сидячем положении», то нашему счастью не было предела. Ну это так, небольшое отступление.

Итак, музей находится в здании XIX века, принадлежавшем купцу И.Г.Простякову, известному московскому предпринимателю, кавалеру пяти российских орденов за благотворительную деятельность, который на свои средства открыл в этом доме начальную школу.  Елена Ивановна Калмыкова поведала нам о многих благотворителях. Но больше всего мне запомнились Кашина Мария Капитоновна.

Мария Капитоновна Кашина (1857-1916) – нижегородская предпринимательница, пароходовладелица, прототип героини пьесы М.Горького «Васса Железнова».     

Мария Капитоновна родилась в 1857 году (точная дата рождения неизвестна), в Ярославской губернии, в крестьянской семье. Систематического образования она не получила, но это не помешало ей после смерти мужа, моложе которого она была на пятнадцать лет, стать во главе принадлежавшего ему пароходства и руководить семейным делом почти полтора десятилетия. По свидетельству современников, Кашина в одиночку довела семейное дело до «крупного общеволжского масштаба».     

Первый пароход на Волге  появился в 1817 году. К 1843 году образовалось «Общество пароходства на Волге», затем появились другие общества, среди которых наиболее известны «Кавказ и Меркурий», «Самолет», «Дружина», «Лебедь». От плашкоутного моста по правому берегу Волги на протяжении двух верст тянулись двадцать пристаней, арендуемых пароходными обществами и частными пароходовладельцами, среди которых был и М. М. Кашин.     

Пароходство Кашиных было основано в 70-х годах XIX века. Всё  началось с того, что в Нижний Новгород явился ярославский крестьянин Михаил Кашин, который почти полжизни был крепостным. Еще живя у барина, его отец сумел сколотить небольшой капиталец. На эти деньги молодой Кашин построил в компании с неким Константиновым буксирный пароход «Манифест». Вскоре ярославец продал свою долю компаньону и заказал на заводе Тета в Перми пассажирский пароход «Аввакум», названный так в честь его деда.      

С этим пароходом Михаил Кашин и начал ходить между  Нижним и Пучежем, Нижним и Исадами, заходя иногда и в Унжу на обслуживание рабочих-плотовщиков. Кашин был и хозяином, и капитаном, и приказчиком, а на берегу — пристанщиком. Одним словом, на все руки мастер и хороший хозяин. Публику Кашин возил невзыскательную: едущих на заработки мастеровых, крестьян с товарами на рынок, богомольцев и странников. На тюках, ящиках и прямо на неметёном полу сидели всякого сорта пассажиры, здесь и спали, и чаёвничали. «Аввакум» возил на пятак дешевле больших и мытых пароходов, поэтому популярность его среди низов была непревзойдённой.      

Успеху Кашина завидовали многие предприниматели. Так, пароходчик Зарубин однажды надумал пустить  параллельно с «Аввакумом» свой пароход и повез на пятак дешевле  Кашина. По всем правилам демпинга последний снизил гривенник, а когда Зарубин еще «попилил» цены, Кашин повез за пятак в любом классе и на любое расстояние. Противостояние продлилось с неделю, после чего оба конкурента принялись возить всех желающих даром, а Кашин еще вдобавок и угощал своих пассажиров французскими булками. Первым не выдержал конкуренции и сошел с дистанции Зарубин. Как только это произошло, на следующий же день победитель снова поднял цены до первоначального уровня, оставил булки себе и стал наверстывать убытки.     

Прошло двадцать лет, и  Михаил Кашин из деревенского мужика превратился в барина — купца  первой гильдии, ворочавшего миллионами. Волгу уже бороздила целая флотилия его пароходов, во главе которой стояла двухтрубная «Мария», названная так в честь его супруги – красавицы Марии Капитоновны. Среди других судов выделялся буксирно-пассажирский пароход «Михаил Кашин», который по весне работал на Нижней Волге, а на время Нижегородской ярмарки перегонялся на плес Нижний — Казань. Другие суда, поменьше, назвали в честь детей и родственников («Анюта», «Михаил», «Матвей», «Анна» и т.д.)     

С каждым годом пароходство  Кашина обслуживало все больше районов, причем суда останавливались не только на крупных пристанях, как это делали другие пароходства, но и у менее значительных селений. Строились новые пароходы. Дело расширялось.     

С самого начала супружеской  жизни Мария Капитоновна помогала мужу: работала кассиром и ревизором на пароходе. Постепенно, с расширением дела, она стала вникать во все подробности, фактически встав на равных с мужем в прибыльном семейном бизнесе. К этому времени в семье подрастало четверо детей: Вера, Анна, Михаил и Павел. Вот что мы узнаем из документов 1891 года о рождении четвёртого ребенка: «У купца первой гильдии Михаила Матвеевича Кашина и его жены Марии Капитоновны родился 26 февраля сын Павел. 3 марта крещен в Варварской церкви. Крестные: купец Николай Петрович Сергеев и жена надворного советника Елизавета Николаевна Фиалковская».     

Богатство и удача не на шутку вскружили голову бывшему  крепостному. Постепенно пароходные дела для Михаила Кашина отошли на второй план. Все ночи напролёт он просиживал в притонах, развратничал, пристрастился к картишкам. Его ставки поражали окружающих: иногда за несколько часов он спускал тысячи. Однажды он проиграл небогатому купцу Кожебаткину свой пароход «Маруся». Зная вкусы заказчика, сводни часто приводили к подпившему Кашину малолетних девиц.      

В 1895 году в возрасте 58 лет  Михаил Матвеевич Кашин был привлечен  к уголовной ответственности  за растление малолетних, но до суда растлитель не дожил — умер, как  свидетельствуют документы, от застарелой болезни. А. М. Горький в своей пьесе, как известно, усилил этот трагический аспект: драматург заставил героя принять яд по настоянию жены, дабы спасти семью от позора. Суд состоялся лишь в 1897 году, когда Кашина не было в живых.     

Устроив супругу пышные похороны, Мария Капитоновна тут же взяла  в свои руки управление пароходством. По свидетельствам современников, она отличалась недюжинным умом, деловой хваткой, умением видеть перспективу, отлично ориентировалась в делах, ей сопутствовала удача. При ней открывались новые линии, строились пароходы, арендовались дополнительные участки под пристани, о чем свидетельствует, например, «Дело Нижегородской ярмарочной конторы о предоставлении пароходству М. К. Кашиной отведенного ей участка на Сибирской пристани в 1900 году».     

Пароходство имело ежедневную линию Рыбинск — Казань и четыре отправления в неделю между Казанью  и Пермью, обслуживаемые восемью  первоклассными легкопассажирскими пароходами. На ежедневных линиях Нижний — Кострома, Нижний — Исады — Лысково и Рыбинск — Тверь ходили пароходы меньших размеров. Кроме того, с открытием москворецких шлюзов устраивалась срочная товарная линия Нижний — Москва.     

Фрахт и такса на проезд у Кашиной были дешевле, чем у  других крупных пароходств. С 1906 года суда М. К. Кашиной пошли в Москва-реку. Полного расцвета пароходство достигло в 1900-е годы, работая одновременно на Каме и Волге. К 1900 году флот нижегородской пароходовладелицы насчитывал девять пароходов: два пассажирских, пять товаро-пассажирских, буксиро-товаро-пассажирский и буксиро-пассажирский. Устаревшие суда своевременно заменялись новыми, и в начале первого десятилетия ХХ века было построено четыре крупных парохода: «Матрена» (1903), «Григорий», «Харитина» (1904), «Вера» (1905). Все пароходы были оборудованы современными машинами «Compound» мощностью в 90, 100, 120, 150 номинальных сил. В это же время было выстроено несколько мелких пароходов для коротких линий местного сообщения.      

Однако с течением времени  начались неудачи. Трудные навигации 1909—1910 года привели к тому, что  целый ряд судоходных предприятий  ликвидировали свои дела. У Марии  Капитоновны за недоимки были описаны  три парохода («Мария», «Надежда», «Аввакум») на сумму 50 тысяч рублей. Но и это  не спасло положение.     

Если верить М.Горькому, то «деловая женщина» Мария Кашина, не нашла в своих детях опоры  для продолжения семейного бизнеса. Здоровье её серьёзно пошатнулось, а  сыновья Михаил и Павел, получив  университетское образование, оказались  неспособны заниматься столь хлопотным  делом. Пароходство пришлось продать. Объединенная корпорация судовладельцев, в которую вошли «Кавказ и Меркурий» и «Восточное общество», в 1913 году купила кашинское пароходство за 1 305 000 рублей. После этого события персональных частных компаний на Волге и Каме больше не осталось, пришло время крупной, коллективно-акционерной собственности. Мария Капитоновна Кашина прожила еще три года и умерла в сентябре 1916 года в возрасте 59-и лет.     

В начале первого акта своей  пьесы «Васса Железнова» А.М. Горький дает описание комнаты, в которой главная героиня проводит большую часть дня:     

«Большой рабочий стол, перед ним легкое кресло с жестким  сиденьем, несгораемый шкаф, на стене  обширная, ярко раскрашенная карта верхнего и среднего течения Волги — от Рыбинска до Казани».     

Не знаем, насколько это  соответствовало действительности, но в описи движимого и недвижимого  имущества, принадлежавшего нижегородской купчихе первой гильдии М. К. Кашиной, составленной после её смерти 5 октября 1916 года, мы нашли описание двух кабинетов, в которых она работала. В одном из них стоял письменный стол на двух шкафчиках с сукном цвета бордо, японский экран к камину, чернильный прибор бронзовый на мраморных подставках, две пишущие машины «Премьер» и «Ундервуд». В другом кабинете — письменный стол на ножках с зеленым сукном.     

Чтобы представить круг интересов  семьи Кашиных, упомянем о беккеровском рояле, трех книжных шкафах, наличии энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона в 82 томах. Это, безусловно, свидетельствует о духовных интересах представителей рода Кашиных.      

А вот описание дома, принадлежавшего  Марии Капитоновне:     

«Дом каменный, двухэтажный. Крыт железом на два ската. Мерою: по Варварской улице восемь сажен и по Малой Печерской улице двенадцать сажен. В верхнем этаже одна квартира, состоящая из девяти комнат, прихожей, коридора и кухни. В нижнем этаже такая же квартира с тем же количеством комнат».     

По словам краеведов, дом  этот до настоящего времени не сохранился. Все имущество М. К. Кашиной было оценено в 378 535 рублей 35 копеек. Его  унаследовали дети Марии Капитоновны.      

Разумеется, как и все  обеспеченные люди того времени, Кашины принимали участие и в общественной жизни города, активно занимались благотворительностью. В частности, когда было открыто речное училище, значительную сумму на его содержание предоставляли различные общества и частные лица, имевшие близкое отношение к судоходству, в том числе и чета Кашиных. Позднее, в 1901 году, Мария Капитоновна давала деньги на содержание убежища для призрения бедных детей общества вспомоществования бедным.      

Будучи человеком неординарным, имея жесткий, требовательный характер, Мария Капитоновна не была обойдена вниманием недругов и конкурентов. Многие за глаза называли её «стервой», которая ради выгоды своего предприятия может пойти и на нелицеприятные поступки. В документах упоминается и такой факт из её жизни. 20 октября 1907 года в сыскное отделение полиции Нижнего Новгорода явился некто Вениамин Прокофьев Крупин, житель города Сарапула. Он заявил, что 12 октября на него пал жребий убить пароходовладелицу Кашину, для чего он прибыл в Нижний Новгород. То ли Каму не поделили пароходчики-конкуренты, то ли ещё где-то властная «Кашиха» переступила им дорогу, но сарапульский посланник усовестился убивать женщину и явился с повинной в полицию. Таким образом, покушение не состоялось.     

А. М. Горький, создавая пьесу  «Васса Железнова», описывал жизнь русского купечества на основе наблюдений, путешествуя по городам Поволжья: Самаре, Перми и Нижнему Новгороду. Он изобразил свою героиню человеком властным, сильным, волевым, талантливым, умным, «убежденным в незыблемости основ, на которые она опиралась, строя благополучие своей семьи». Такие женщины, как Васса Железнова (а именно - Мария Капитоновна Кашина), предпринимательницы и благотворительницы Варвара Алексеевна и Мария Фёдоровна Морозовы доказали факт полноправного участия женщин в трудном деле российского предпринимательства.


Информация о работе Музей предпренемателей и миценатства