Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 19:35, творческая работа
«Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей» мы посетили группой в середине октября. Он расположен в старой части Москвы, которая богата уникальными памятниками культуры, архитектуры и искусства. Кстати, стоит отметить, что это единственный в России музей, хранящий в своих стенах историю издревле почитаемых на Руси меценатства и благотворительности.
Первое, на что мы обратили внимание, это на большое количество стульев, ну понятно….студенты. А когда экскурсовод сказала, что нас ждет экскурсия в «сидячем положении», то нашему счастью не было предела. Ну это так, небольшое отступление.
«Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей» мы посетили группой в середине октября. Он расположен в старой части Москвы, которая богата уникальными памятниками культуры, архитектуры и искусства. Кстати, стоит отметить, что это единственный в России музей, хранящий в своих стенах историю издревле почитаемых на Руси меценатства и благотворительности.
Первое, на что мы обратили внимание, это на большое количество стульев, ну понятно….студенты. А когда экскурсовод сказала, что нас ждет экскурсия в «сидячем положении», то нашему счастью не было предела. Ну это так, небольшое отступление.
Итак, музей находится в здании XIX века, принадлежавшем купцу И.Г.Простякову, известному московскому предпринимателю, кавалеру пяти российских орденов за благотворительную деятельность, который на свои средства открыл в этом доме начальную школу. Елена Ивановна Калмыкова поведала нам о многих благотворителях. Но больше всего мне запомнились Кашина Мария Капитоновна.
Мария Капитоновна Кашина
(1857-1916) – нижегородская
Мария Капитоновна родилась в 1857 году (точная дата рождения неизвестна), в Ярославской губернии, в крестьянской семье. Систематического образования она не получила, но это не помешало ей после смерти мужа, моложе которого она была на пятнадцать лет, стать во главе принадлежавшего ему пароходства и руководить семейным делом почти полтора десятилетия. По свидетельству современников, Кашина в одиночку довела семейное дело до «крупного общеволжского масштаба».
Первый пароход на Волге появился в 1817 году. К 1843 году образовалось «Общество пароходства на Волге», затем появились другие общества, среди которых наиболее известны «Кавказ и Меркурий», «Самолет», «Дружина», «Лебедь». От плашкоутного моста по правому берегу Волги на протяжении двух верст тянулись двадцать пристаней, арендуемых пароходными обществами и частными пароходовладельцами, среди которых был и М. М. Кашин.
Пароходство Кашиных было основано в 70-х годах XIX века. Всё началось с того, что в Нижний Новгород явился ярославский крестьянин Михаил Кашин, который почти полжизни был крепостным. Еще живя у барина, его отец сумел сколотить небольшой капиталец. На эти деньги молодой Кашин построил в компании с неким Константиновым буксирный пароход «Манифест». Вскоре ярославец продал свою долю компаньону и заказал на заводе Тета в Перми пассажирский пароход «Аввакум», названный так в честь его деда.
С этим пароходом Михаил Кашин и начал ходить между Нижним и Пучежем, Нижним и Исадами, заходя иногда и в Унжу на обслуживание рабочих-плотовщиков. Кашин был и хозяином, и капитаном, и приказчиком, а на берегу — пристанщиком. Одним словом, на все руки мастер и хороший хозяин. Публику Кашин возил невзыскательную: едущих на заработки мастеровых, крестьян с товарами на рынок, богомольцев и странников. На тюках, ящиках и прямо на неметёном полу сидели всякого сорта пассажиры, здесь и спали, и чаёвничали. «Аввакум» возил на пятак дешевле больших и мытых пароходов, поэтому популярность его среди низов была непревзойдённой.
Успеху Кашина завидовали
многие предприниматели. Так, пароходчик
Зарубин однажды надумал
Прошло двадцать лет, и Михаил Кашин из деревенского мужика превратился в барина — купца первой гильдии, ворочавшего миллионами. Волгу уже бороздила целая флотилия его пароходов, во главе которой стояла двухтрубная «Мария», названная так в честь его супруги – красавицы Марии Капитоновны. Среди других судов выделялся буксирно-пассажирский пароход «Михаил Кашин», который по весне работал на Нижней Волге, а на время Нижегородской ярмарки перегонялся на плес Нижний — Казань. Другие суда, поменьше, назвали в честь детей и родственников («Анюта», «Михаил», «Матвей», «Анна» и т.д.)
С каждым годом пароходство Кашина обслуживало все больше районов, причем суда останавливались не только на крупных пристанях, как это делали другие пароходства, но и у менее значительных селений. Строились новые пароходы. Дело расширялось.
С самого начала супружеской
жизни Мария Капитоновна
Богатство и удача не на шутку вскружили голову бывшему крепостному. Постепенно пароходные дела для Михаила Кашина отошли на второй план. Все ночи напролёт он просиживал в притонах, развратничал, пристрастился к картишкам. Его ставки поражали окружающих: иногда за несколько часов он спускал тысячи. Однажды он проиграл небогатому купцу Кожебаткину свой пароход «Маруся». Зная вкусы заказчика, сводни часто приводили к подпившему Кашину малолетних девиц.
В 1895 году в возрасте 58 лет Михаил Матвеевич Кашин был привлечен к уголовной ответственности за растление малолетних, но до суда растлитель не дожил — умер, как свидетельствуют документы, от застарелой болезни. А. М. Горький в своей пьесе, как известно, усилил этот трагический аспект: драматург заставил героя принять яд по настоянию жены, дабы спасти семью от позора. Суд состоялся лишь в 1897 году, когда Кашина не было в живых.
Устроив супругу пышные похороны, Мария Капитоновна тут же взяла в свои руки управление пароходством. По свидетельствам современников, она отличалась недюжинным умом, деловой хваткой, умением видеть перспективу, отлично ориентировалась в делах, ей сопутствовала удача. При ней открывались новые линии, строились пароходы, арендовались дополнительные участки под пристани, о чем свидетельствует, например, «Дело Нижегородской ярмарочной конторы о предоставлении пароходству М. К. Кашиной отведенного ей участка на Сибирской пристани в 1900 году».
Пароходство имело ежедневную линию Рыбинск — Казань и четыре отправления в неделю между Казанью и Пермью, обслуживаемые восемью первоклассными легкопассажирскими пароходами. На ежедневных линиях Нижний — Кострома, Нижний — Исады — Лысково и Рыбинск — Тверь ходили пароходы меньших размеров. Кроме того, с открытием москворецких шлюзов устраивалась срочная товарная линия Нижний — Москва.
Фрахт и такса на проезд у Кашиной были дешевле, чем у других крупных пароходств. С 1906 года суда М. К. Кашиной пошли в Москва-реку. Полного расцвета пароходство достигло в 1900-е годы, работая одновременно на Каме и Волге. К 1900 году флот нижегородской пароходовладелицы насчитывал девять пароходов: два пассажирских, пять товаро-пассажирских, буксиро-товаро-пассажирский и буксиро-пассажирский. Устаревшие суда своевременно заменялись новыми, и в начале первого десятилетия ХХ века было построено четыре крупных парохода: «Матрена» (1903), «Григорий», «Харитина» (1904), «Вера» (1905). Все пароходы были оборудованы современными машинами «Compound» мощностью в 90, 100, 120, 150 номинальных сил. В это же время было выстроено несколько мелких пароходов для коротких линий местного сообщения.
Однако с течением времени начались неудачи. Трудные навигации 1909—1910 года привели к тому, что целый ряд судоходных предприятий ликвидировали свои дела. У Марии Капитоновны за недоимки были описаны три парохода («Мария», «Надежда», «Аввакум») на сумму 50 тысяч рублей. Но и это не спасло положение.
Если верить М.Горькому, то
«деловая женщина» Мария Кашина, не
нашла в своих детях опоры
для продолжения семейного
В начале первого акта своей пьесы «Васса Железнова» А.М. Горький дает описание комнаты, в которой главная героиня проводит большую часть дня:
«Большой рабочий стол, перед ним легкое кресло с жестким сиденьем, несгораемый шкаф, на стене обширная, ярко раскрашенная карта верхнего и среднего течения Волги — от Рыбинска до Казани».
Не знаем, насколько это
соответствовало
Чтобы представить круг интересов семьи Кашиных, упомянем о беккеровском рояле, трех книжных шкафах, наличии энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона в 82 томах. Это, безусловно, свидетельствует о духовных интересах представителей рода Кашиных.
А вот описание дома, принадлежавшего Марии Капитоновне:
«Дом каменный, двухэтажный. Крыт железом на два ската. Мерою: по Варварской улице восемь сажен и по Малой Печерской улице двенадцать сажен. В верхнем этаже одна квартира, состоящая из девяти комнат, прихожей, коридора и кухни. В нижнем этаже такая же квартира с тем же количеством комнат».
По словам краеведов, дом этот до настоящего времени не сохранился. Все имущество М. К. Кашиной было оценено в 378 535 рублей 35 копеек. Его унаследовали дети Марии Капитоновны.
Разумеется, как и все
обеспеченные люди того времени, Кашины
принимали участие и в
Будучи человеком неординарным, имея жесткий, требовательный характер, Мария Капитоновна не была обойдена вниманием недругов и конкурентов. Многие за глаза называли её «стервой», которая ради выгоды своего предприятия может пойти и на нелицеприятные поступки. В документах упоминается и такой факт из её жизни. 20 октября 1907 года в сыскное отделение полиции Нижнего Новгорода явился некто Вениамин Прокофьев Крупин, житель города Сарапула. Он заявил, что 12 октября на него пал жребий убить пароходовладелицу Кашину, для чего он прибыл в Нижний Новгород. То ли Каму не поделили пароходчики-конкуренты, то ли ещё где-то властная «Кашиха» переступила им дорогу, но сарапульский посланник усовестился убивать женщину и явился с повинной в полицию. Таким образом, покушение не состоялось.
А. М. Горький, создавая пьесу «Васса Железнова», описывал жизнь русского купечества на основе наблюдений, путешествуя по городам Поволжья: Самаре, Перми и Нижнему Новгороду. Он изобразил свою героиню человеком властным, сильным, волевым, талантливым, умным, «убежденным в незыблемости основ, на которые она опиралась, строя благополучие своей семьи». Такие женщины, как Васса Железнова (а именно - Мария Капитоновна Кашина), предпринимательницы и благотворительницы Варвара Алексеевна и Мария Фёдоровна Морозовы доказали факт полноправного участия женщин в трудном деле российского предпринимательства.