Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 14:27, доклад
Древний Рим приобрел историческое значение в целом после расцвета Греции. Завоевав многие страны, в том числе и Грецию, древний Рим стал центром империи. Он оказал большое воздействие на последующую историю всего общества, в том числе и на развитие экономической мысли.
Древний
Рим приобрел историческое значение
в целом после расцвета Греции.
Завоевав многие страны, в том числе
и Грецию, древний Рим стал центром
империи. Он оказал большое воздействие
на последующую историю всего
общества, в том числе и на развитие
экономической мысли.
Римская
экономика в основных чертах похожа
с греческой. Для нее характерны
полисная собственность на землю
и классическое рабство, достигшее
в Риме расцвета в III-I вв. до н.э. Однако
в Риме большее развитие получило
товарное производство, причем не только
в ремесле, но и в сельском хозяйстве. Кроме
того, в Риме сформировалась и постепенно
стала преобладающей честная собственность
на землю. Эти особенности, а также ярко
выраженный практицизм римлян обусловил
специфику экономической мысли Древнего
Рима, основным содержанием которой стали
вопросы развития частного рабовладельческого
хозяйства.
Основные
теоретические положения:
КАТОН
Катон
Старший (234—149 гг. до н.э.) - крупный землевладелец.
В своем сочинении «Земледелие»
он выступал защитником натурального
хозяйства, основанного на рабском труде.
Идеалом Катона являлось имение, объединяющее
в себе как можно больше хозяйственных
отраслей, однако все они должны приносить
доход. Продавать он рекомендовал только
излишки, а покупать только то, чего нельзя
производить в собственном хозяйстве.
Главным принципом ведения хозяйства
должна быть его товарность: «Хозяину
любо продавать, а не покупать». В хозяйстве
все должно быть рациональным. От того,
что перестает приносить прибыль, следует
избавляться, например, от износившегося
инструмента, больного скота, старых рабов.
Катон
разработал и методы ведения хозяйства
на основе рабского труда. Он считал, что
приобретать рабов следует малолетними,
чтобы легче было их воспитывать, рекомендовал
насаждать рознь и раздоры между рабами,
чтобы исключить заговоры их против своих
хозяев. Требуя, чтобы рабы были «всегда
в работе», Катон отмечал, что условия
их жизни не должны быть плохими, что всегда
нужно учитывать умонастроение рабов,
ведь все это сказывается на производительности
труда, прибыльности хозяйства.
ВАРРОН
Марк
Терренций Варрон (116 - 27 вв. до н.э.) –
писатель и ученый-энциклопедист. Экономические
вопросы освещены Варроном в работе
«О сельском хозяйстве», которые представляли
собой сборник практических сельскохозяйственных
советов об организации полевых работ,
об уходе за скотом, о разведении домашней
птицы, о пчеловодстве.
Главной
целью производства Варрон считал получение
прибыли, также отмечал необходимость
повышения товарности производства.
По его мнению, для получения большего
дохода следует учитывать колебание цен
на рынке, использовать достижения агрономии,
повышать интенсивность производства,
совершенствовать организацию труда.
В
хозяйстве должен использоваться наемный
труд, однако основным является труд рабов,
которых он относил к орудию труда. «Рабы
– это говорящее орудие труда; скот –
это орудие труда, издающее нечленораздельные
звуки; инвентарь – немое орудие труда»
КОЛУМЕЛЛА
Представителем
экономической мысли древнего Рима
периода упадка и разложения рабовладельческого
строя был Луций Колумелла (I в. н.э.). В своей
трактовке «О сельском хозяйстве» он подчеркивал
низкую производительность труда рабов.
Он заявлял, что рабы плохо обрабатывают
землю и не заботятся о том, чтобы земля
давала высокие урожаи. Чтобы лучше организовать
труд рабов, повысить его производительность,
Колумелла предлагает увеличить число
надзирающих за рабами, а к наиболее квалифицированным
рабам применить самые строгие меры,
в частности приводить их на работу закованными.
Большое значение Колумелла придает пробуждению
духа соревнования между рабами. Большое
место отводиться вилику (управляющему).
По мнению Колумелла он должен быть не
грамотный, чтобы не смог нажиться на хозяине.
Подделывать отчеты, счета.
Рабы,
составлявшие исключительно важный для
античного Рима класс непосредственных
производителей материального богатства,
подвергались самой жестокой, бесчеловечной
эксплуатации. Это заставляло их становиться
на путь борьбы со своими эксплуататорами
- рабовладельцами. Восстания рабов происходили
на протяжении всего существования древнего
Рима, принимая все более острые формы.
Экономическая мысль рабов находила свое
выражение в тех требованиях, которые
выдвигались ими во время восстаний. Освобождение
рабов было главной целью этих восстаний.
Не
отрицал Колумелла и
ЦИЦЕРОН
Цицерон
(106—43 до н.э.) - государственный деятель,
знаменитый оратор. Жил он в то время,
когда Римская империя, объединившая
разнообразные провинции и области, не
могла обойтись без торговли и торгового
капитала, когда ростовщичество стало
одним из источников обогащения римской
знати. Цицерон был один из тех, кто рассматривал
теоретические вопросы сельского хозяйства.
Цицерон,
выступая сторонником сельского хозяйства,
производящего продукты на рынок, важным
источником обогащения считал также крупную
торговлю и ростовщичество. Поэтому он
был не только идеологом класса рабовладельцев,
но и защитником интересов ростовщиков
и купечества.
Создание
огромных латифундий в Римской империи
проводилось за счет изъятия земли
у крестьян, в результате чего исчезало
свободное римское население
и многие крестьяне и солдаты
римской армии оказывались
Цицерон
вслед за греками считал, что естественным
свойством природы является справедливость.
Справедливость должна распространяться
на все категории населения, даже
на рабов. Цицерон не был уверен в справедливости
рабства и предлагал относиться к рабам
как к наемным работникам, предоставляя
им за труд все необходимое. По его мнению
справедливость должна быть соединены
с благотворительностью, ведь люди живут
не каждый сам по себе, а в обществе и обязаны
помогать друг другу.
СЕНЕКА
(4—65 гг. н.э.)
Экономические
взгляды Сенеки отразились в его
знаменитых “Нравственных письмах
к Луциллию”. В них он советовал
людям избирать такую линию поведения,
которая обеспечит ему “
С рабами, по мнению Сенеки, нельзя обращаться как со скотом: “Обходись со стоящими ниже так, как ты бы хотел, чтобы с тобой обращались стоящие выше”. Для наказаний он призывал использовать только слова, метод убеждения.
Но
Сенека, резко критикуя рабство, не
видел нужды в освобождении рабов.
Критикуя рабовладение, он не находит
ему никакой альтернативы. Его
взгляды на участь раба были полны
пессимизма.
Концепция
рабства Сенеки имела еще одну
важную сторону: и невольники, и свободные
— рабы фортуны. Но кроме “поголовного
рабства” от судьбы есть и “добровольное
рабство” от пороков. “Покажи мне, кто
не раб. Один в рабстве у похоти, другой
— у скупости, третий — у честолюбия все
— у страха”,—писал он.
Всем
этим Сенека стремился доказать, что раб
— не “говорящее орудие” или быдло, а
человек. Эти взгляды выглядели крайне
радикально и предшествовали идеям раннего
христианства.
Кроме того, Сенека выступал против ростовщичества, хотя сам через вольноотпущенников занимался ростовщичеством и был очень богат