Национальная экономика: основные результаты функционирования и их измерение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 12:17, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование основных результатов функционирования национальной экономики.
Исходя из цели, были поставлены задачи исследования:
-рассмотреть понятие, признаки и субъекты национальной экономики;
-изучить структуру национальной экономики;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………2
1 Сущность, признаки и сбалансированность национальной экономики
1.1 Понятия,признаки и субъекты национальной экономики……………...3
1.2 Структура национальной экономики…………………………………….7
1.3 Сбалансированность национальной экономики………………………...9
2 Проблемы и направления развития национальной экономики
2.1 Модернизация национальной экономики на основе стратегии инновационного развитя…………………………………………………………12
2.2 Модернизация национальной экономики через развитие региональной
производственной инфраструктуры…………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………..26
Список использованных источников…………………………………..28

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 113.21 Кб (Скачать файл)

Применение структурно-инновационной  политики в условиях кризиса предполагает ряд особенностей. В частности, с  точки зрения формирования позитивных структурных преобразований в ее рамках выделяется два этапа. На первом этапе обычно осуществляются меры по преодолению экономического кризиса  и спада производства с целью  сохранения технического потенциала (путем  поддержания определенных сфер экономики, отдельных секторов или регионов). В это время в качестве приоритетных сфер государственной поддержки  выделяются отрасли, производящие жизненно важную продукцию (топливо, продовольствие, медикаменты и др.), а также  социальная сфера (жилищное строительство, здравоохранение и пр.). На втором этапе достигаются стабилизация и постепенный экономический  рост. Данный этап предусматривает  создание долговременных стимулов развития, формирование льготных условий хозяйствования для наиболее перспективных отраслей и производств. При этом структурные  изменения должны быть направлены на увеличение выпуска высокотехнологичной, наукоемкой продукции при снижении удельного веса сырьевых отраслей, материалоемких и экологически вредных  производств.

Однако необходимые структурные  сдвиги невозможны без создания адекватной современным потребностям институциональной  среды ведения бизнеса, создания условий для его развития, более  активного внедрения инноваций  и т.д. Кроме того, анализ зарубежного  опыта экономической и политической модернизации показывает, что ни одна успешная структурная реформа не обошлась без предварительного глубокого  анализа законодательной базы и  ее четкого, грамотного изменения в  соответствии с направлениями и  целями структурных реформ13.

К сожалению, до сих пор инновационная  деятельность в России регулируется селективно различными нормативными актами, а единый системообразующий нормативный  акт федерального уровня (например, Закон об инновационной деятельности), призванный регулировать весь комплекс взаимоотношений в инновационной  сфере, отсутствует, хотя попытки его  принятия предпринимались неоднократно. Различные нормативные акты, регулирующие инновационную деятельность, можно  сгруппировать по двум основаниям:

  • законодательные акты общеотраслевого характера;
  • региональные нормативные акты.

К группе законодательных актов  общеотраслевого характер относятся  Федеральные законы РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности»14, «О науке и государственной научно-технической политике»15, «О статусе наукограда Российской Федерации»16, «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»17, «О Российской корпорации нанотехнологий»18, «О Государственной корпорации "Ростехнологии"»19 и ряд других. Определенное влияние на процессы развития инновационной деятельности оказывает и гражданское законодательство, прежде всего ГК РФ20, который, в частности, содержит нормы об интеллектуальной собственности, о выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, о коммерческой концессии, а раздел VII ГК РФ, специально посвященный охраняемым результатам интеллектуальной деятельности, регламентирует отношения, связанные с правами на результаты интеллектуальной деятельности, и средства индивидуализации. Наконец, в сфере отношений, связанных с осуществлением инновационной деятельности, существует значительное количество подзаконных актов в ранге указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, которые посвящены различным направлениям, сторонам и аспектам указанной деятельности.

Вторую группу образуют региональные нормативные акты. В настоящее  время в большинстве субъектов  Российской Федерации уже приняты  и действуют разнообразные региональные законодательные акты, определяющие инновационную политику регионов и  регулирующие инновационную деятельность различных хозяйствующих субъектов. Однако эти региональные законы часто  никак не связны с федеральным  законодательством, в результате чего на практике сложился серьезный разрыв между различными уровнями законодательства, что в свою очередь также препятствует развитию инновационной деятельности в России.

Более того, как показывает анализ, отечественное законодательство в  области инноваций в целом  характеризуется рядом серьезных  недостатков. В частности, остается без внимания сущностная характеристика инновационной деятельности как  сложного комплекса отношений государства, бизнеса, науки, образования, общества21.

Таким образом, основными стратегическими  направлениями формирования и развития законодательства России в сфере  инновационной деятельности должны стать разработка единого понятийного  аппарата, четкое разграничение компетенций  органов государственной власти в сфере регулирования инноваций  по уровням управления, разработка механизма государственной поддержки  инновационной сферы. В свою очередь, законодательно поддержанная и отрегулированная инновационная деятельность должна стать основой структурной модернизации экономики России. 

 

2.2 Модернизация национальной экономики через развитие региональной производственной инфраструктуры

 

Комплексный системный анализ структуры региональной экономики определяет две ключевые сферы: производственную и социальную, которые на мезо-уровне экономического управления отражают разделение национальной экономики на производственные и непроизводственные отрасли. Для исследования влияния региональной экономической системы на комплекс экономических проблем, которые связаны с модернизацией экономики России на современном этапе, выделена важнейшая часть региональной производственной системы – инфраструктура.

Производственная  инфраструктура, выполняя важнейшую  роль для развития региональной экономики, является сложным объектом, внутренние взаимосвязи которого, несмотря на хорошо разработанную теорию региональной экономики, изучены недостаточно.

Одним из способов исследования свойств производственной инфраструктуры является представление  ее в виде совокупности элементов  с определенными взаимосвязями. Из множества элементов региональной производственной инфраструктуры рассматриваются  следующие наиболее

крупные и значимые элементы:

- транспортная инфраструктура;

- информационно-коммуникационная инфраструктура;

- коммунальная инфраструктура.

Выделенные  ключевые элементы региональной производственной инфраструктуры сами являются сложными системами, включающими множество  элементов и частных систем. Предлагается рассматривать в качестве ключевых элементов инфраструктуры те системы, которые определяют основополагающие свойства региональной экономики и  ее важнейшие функции. Поэтому ключевые элементы производственной инфраструктуры имеют следующую совокупность общих  свойств и признаков:

- длительные сроки создания объектов, высокая фондоемкость и капиталоемкость;

- развитие региональной производственной инфраструктуры опережает уровень развития регионального основного производства;

- отсутствие взаимозаменяемости объектов между ключевыми элементами инфраструктуры на региональном уровне;

- внутри ключевых элементов региональной производственной инфраструктуры возможна функциональная взаимозаменяемость.

Региональная  транспортная инфраструктура является важнейшим ключевым элементом региональной производственной инфраструктуры потому, что она определяет единство регионального  экономического пространства и его  организационную территориальную  целостность, а также межрегиональные  экономические связи.

В настоящее  время в большинстве российских регионов в транспортной инфраструктуре наблюдается износ основных фондов на 55–65%, обновление происходит недостаточными темпами22. Проблемы неразвитой транспортной инфраструктуры приводят к ослаблению регионального производственного потенциала, что, в свою очередь, приводит к сокращению спроса на транспортные услуги и обусловливает снижение доходов транспортных компаний.

Эти процессы оказывают влияние на все виды транспортных перевозок: автомобильные, железнодорожные, водные и авиационные.

Железнодорожный транспорт испытывает трудности  на подходах к морским портам и  пограничным пропускным пунктам. Производственные фонды железнодорожного транспорта изношены на 68%. Недостаточно взаимодействие с иными видами транспорта. Отсутствуют  развитые мультимодальные перевозки. Низкий уровень механизации в  инфраструктуре, занимающейся обслуживанием  железнодорожного транспорта23.

Для дорожного  хозяйства российского государства  характерно несоответствие дорожной сети темпам автомобилизации. Развитие сети автомобильных дорог отстает  от зарубежных стран. В районах Севера, Сибири, Дальнего Востока не сформированы опорные сети федеральных автомобильных  дорог.

На федеральной  дорожной сети обостряется ситуация с дефицитом пропускной способности, особенно резко выраженным на походах  к крупным городам и транспортным узлам. Ввиду низкого технического уровня дорог, резко возрастает себестоимость  перевозок. Это также обусловливает  существенно более высокие темпы  роста стоимости горючего в сравнении  с аналогичными показателями в развитых зарубежных странах. Отсутствует связь  посредством автомобильных дорог  с твердым покрытием для 50 тыс. населенных пунктов24.

Для развития воздушного транспорта необходима значительная модернизация инфраструктуры; в особенности  это касается взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, мест стоянки самолетов, светосигнального оборудования. В ряде районов аэропорты не функционируют  или работают, но не стабильно. Особенно остро этот вопрос стоит в тех  местах, где воздушный транспорт  является безальтернативным.

Ввиду неудовлетворительного  состояния части существующих судоходных гидротехнических сооружений, на внутренних водных путях создается угроза техногенных  катастроф.

Таким образом, вся региональная транспортная инфраструктура нуждается в техническом перевооружении. Это необходимо для эффективного использования транспортного потенциала, обслуживания экономики регионов, обеспечения  безопасности перевозок и окружающей среды.

По основным видам региональной транспортной инфраструктуры необходимо срочно решать следующие  задачи:

- для железнодорожной инфраструктуры необходимо завершение электрификации многих участков, которые работают в настоящее время на тепловой тяге;

- для внутренней водной инфраструктуры необходимо развитие портов и складских помещений, а также реконструкция судоходных шлюзов гидротехнических сооружений;

- для автодорожной инфраструктуры требуется реконструкция дорожного покрытия магистралей, создание объездных дорог в населенных пунктах и многоуровневых развязок в городах;

- для инфраструктуры воздушного транспорта необходима реконструкция объектов производственной базы и оснащение их современным оборудованием;

- для инфраструктуры морского транспорта требуется наращивание мощностей перегрузочных комплексов и модернизация погрузочно-разгрузочного оборудования.

В целом, по всем видам транспортировки существующий уровень развития региональной транспортной инфраструктуры не соответствует современным  задачам модернизации экономики  и требованиям интеграции в мировое  экономическое пространство.

Коммуникативный элемент инфраструктуры включает информационные ресурсы, средства связи и информации, а также совокупность технических  и телекоммуникационных средств  создания и передачи информации25. Развитие коммуникативной инфраструктуры, по мнению автора, необходимо рассматривать, прежде всего, в управленческом аспекте. Управленческий аспект определяется принятием эффективных решений по информационно-коммуникативным процессам, качеством государственной информационной политики и изменением культуры управления26.

Коммуникативная инфраструктура расширяет возможности  стратегического и оперативного маневрирования, участвует в формировании и изменении информационно-коммуникативных  процессов в регионе.

Важнейшее значение в развитии производственной инфраструктуры региона принадлежит  жилищно-коммунальному комплексу  региона. В России коммунальная инфраструктура обслуживает 30% воспроизводимого недвижимого  имущества. Большая часть объектов инфраструктуры по санитарным требованиям  не соответствует современному уровню, является физически и морально устаревшим. Существующие инженерные сети достигают  уровня критического износа. Соответственно, не удовлетворяются потребности  в капитальном ремонте, модернизации, реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры. Высок износ основных фондов. В настоящее время отсутствуют  рыночные механизмы и инструменты  кредитования коммунальной инфраструктуры. В муниципальном бюджете недостаточно средств для инвестирования воспроизводства  основных фондов.

Коммунальная  инфраструктура влияет на развитие региона, с одной стороны, путем обеспечения  общих условий функционирования региональной экономики в общих  хозяйственно-экономических связях страны. С другой стороны, коммунальная инфраструктура призвана обеспечить удовлетворение внутренних потребностей региона при  формировании общих условий воспроизводства.

Состав  коммунальной инфраструктуры и полнота  предоставления в регионе коммунальных услуг являются ключевыми факторами  развития региона, поскольку они  создают благоприятные условия  для производства и проживания. Эти  факторы являются условием размещения новых хозяйственных субъектов  и показателем качества жизни  населения. Их неадекватность сдерживает развитие экономики.

Рынок предприятий  коммунальной инфраструктуры ограничен  конкурентной средой, имеет высокое  социальное значение оказываемых услуг  и регулируемое ценообразование27.

В коммунальной инфраструктуре неэффективно используются энергоресурсы. Так, потенциал энергосбережения исчисляется в 20% всех энергоресурсовстраны28. Неэффективность использования энергоресурсов обусловливает прямые суммарные потери экономики государства в размере 70–80 млрд. руб. в год. Расход федерального бюджета на энергоресурсы коммунального хозяйства составляет 8% от бюджета, что выше совокупных расходов на национальную оборону. Упущенная выгода от сокращения выбросов в атмосферу парниковых агентов составляет дополнительно 30 млрд. руб. в год29.

Информация о работе Национальная экономика: основные результаты функционирования и их измерение