Национальное богатство Республики Беларусь: структура и способы измерения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: исследовать количественные и качественные характеристики национального богатства Республики Беларусь.
Задачи:
1. Раскрыть сущность национального богатства;
2. Изучить его структуру;
3. Определить основные показатели национального богатства;
4. Произвести анализ основных показателей национального богатства;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО БОГАТСТВА 4
1.1.Сущность и структура национального богатства 4
1.2.Показатели национального богатства и их характеристика. 8
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ НАЦИОНАЛЬНОГО БОГАТСТВА БЕЛАРУСИ. 15
2.1. Характеристика и оценка основных средств 15
2.2. Анализ природно-ресурсного потенциала. 17
2.3. Анализ демографического и трудового потенциалов 23
ГЛАВА 3. СПОСОБЫ УВЕЛИЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БОГАТСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Файлы: 1 файл

RB_SODERZhANIE5.docx

— 63.11 Кб (Скачать файл)

За пределами Беларуси проживает около 3 млн. белорусов и их потомков, больше всего в России, в Украине, в США, Польше, а также в Латвии, Литве, Канаде, Аргентине.

По данным Национального статистического комитета 9,7% населения занято в первичном секторе экономики (сельское хозяйство), тогда как 34,9% рабочей силы сосредоточено во вторичном секторе экономики (промышленность и строительство), в котором производится готовая продукция.

Графическое изображение распределения населения по секторам экономики представлено на рис. 2.

Рис. 2. Распределение занятого населения по секторам экономики.

Примечание – Источник: Национальный статический комитет Республики Беларусь.

В настоящее время происходит перемещение трудовых ресурсов в сферу услуг, в которой в 2010 году было занято 29,6% всех работников, тогда как в 2000 году – 26,5%. В то же время количество работников, занятых в секторе интеллектуальных услуг (образование), за последние 10 лет сократилось на 0,9%. К другим отраслям в первую очередь относятся лесной комплекс, финансовый сектор и туристическая отрасль.

Способы увеличения трудовых ресурсов в Беларуси.

1. За счет внутренних  резервов.

1.1. Увеличение пенсионного  возраста. Достаточно высокий уровень  пенсий по сравнению со средней  зарплатой по стране и относительно  низкий пенсионный возраст обуславливают  высокий уровень социальных взносов  – 34% от фонда зарплаты, из которых 29% направляется на выплату пенсий. Такая ситуация усугубляет проблемы  нанимателей в части себестоимости  продукции и сохранении конкурентоспособности.

В Беларуси пенсионный возраст является одним из наиболее низких в Восточной Европе. Учитывая, что продолжительность жизни женщин в Беларуси в среднем на 8 лет больше, чем мужчин, первое, что можно сделать - это увеличить пенсионный возраст для женщин в Беларуси до уровня мужчин.

1.2. Более эффективное  использование имеющихся трудовых  ресурсов. Технологическое перевооружение  предприятий и повышение производительности  труда. В будущем даже сельское  хозяйство, не говоря уже о  промышленности, имеет значительный  резерв в сокращении избыточной  занятости и высвобождении дополнительных  трудовых ресурсов для белорусской  экономики. Чтобы оценить потенциал  этого возможного прироста трудовых  ресурсов за счет более эффективного  использования уже имеющихся  ресурсов, приведем такой пример  из отрасли сельского хозяйства. В соседней Литве в 2009 году 50 тысяч  фермеров собрали 3,3 млн. т зерна, а 400 тыс. человек, вовлеченных в сельхозпроизводство  в Беларуси, – 9 млн. т. То есть  выработка на одного работника  отличается в 3 раза.

Модернизация экономики, техническое и технологическое переоснащение предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительства, способно в разы повысить производительность труда в экономике Беларуси. В этом есть значительный потенциал. То есть целесообразно стремиться к тому, чтобы нынешние 4,6 млн. работников стали оснащены более передовой техникой и технологиями, чтобы их производительность труда приблизилась к уровню развитых стран (это значит, повысилась в 5-10 раз). Тогда и нынешние работники могут повысить ВВП в течение 5 лет на 60%, как того требует программа социально-экономического развития на 2011-2015 годы.

1.3. Существуют и другие  внутренние источники за счет  оптимизации структуры имеющихся  трудовых ресурсов и включения  имеющихся резервов. Это сокращение  армии (это дополнительные - 40-45 тыс. чел. в качестве трудовых ресурсов), реформа уголовно-процессуальной  системы и снижение числа заключенных (это еще – 40-45 тыс. чел.), увеличение  занятости женщин в экономике (50-100 тыс.), а также людей с ограниченными  двигательными способностями, прежде  всего, так называемых колясочников (50-100 тыс.). Названные источники увеличения  экономически активного населения  не способны решить проблему  старения населения, но вполне  в состоянии ее смягчить. Приятно  ведь было бы и правительству, и населению услышать такую  новость, что за счет этих источников в будущем пенсионный возраст в итоге нужно будет повысить не до 65 лет, а, скажем, до 62,5 лет. Есть разница, правда? Поэтому недооценивать эти источники также не стоит.

1.4. Более бережное отношение  к уже имеющимся трудовым ресурсам. Сокращение числа суицидов (это  дополнительные – 4-5 тысяч чел. в  качестве трудовых ресурсов), сокращение  убийств, сокращение количества  случаев гибели людей на дорогах  и на производстве, сокращение  количества смертельных случаев  от отравления алкоголем и  от болезней, связанных с курением.

1.5. Добиться сокращения  оттока белорусов в другие  страны на ПМЖ за проведения  государственной политики доходов, ориентированную на дорогую рабочую  силу. Не делать ставку на дешевую  рабочую силу, как на конкурентное преимущество. Различными инструментами макроэкономической политики (прежде всего, налогово-бюджетной, денежно-кредитной и валютной политики) добиваться того, чтобы средняя зарплата в Беларуси в долларовом эквиваленте по паритетному курсу была одной из самых высоких среди стран Восточной Европы, стран Балтии и стран СНГ. Это конечно будет серьезно напрягать экономику, производителей, но с другой стороны, это будет подталкивать их к повышению производительности труда за счет внедрения новых технологий с тем, чтобы избежать использования большого количества относительно дорогой рабочей силы.

2.Увеличение трудовых  ресурсов за счет внешних источников, а именно – привлечения мигрантов.

Если все-таки рост производительности труда кардинально повысить не удастся (примеч. это зависит от того, какая отдача будет от инвестиций, которые сегодня вкладываются в модернизацию белорусской экономики. – В.А.), и ставка в экономическом росте будет делаться на уже существующие предприятия с практически неизменными технологиями, то рост нынешнего ВВП на 60% за пятилетку потребует привлечения дополнительных трудовых ресурсов.

Если заглядывать на 10-15 лет вперед, то число необходимых дополнительных работников будет исчисляться цифрой более 1 млн. человек. Для сравнения, за последние 10 лет миграционный приток в Беларусь составил всего 85 тыс. человек. Чтобы понять насколько это большая цифра – 1 млн. человек, можно отметить, что например, увеличение пенсионного возраста в Беларуси на 5 лет у мужчин и женщин потенциально могло бы обеспечить прирост занятого населения всего на 285 тыс. человек. Это с учетом того, что многие люди в Беларуси (41% женщин и 7% мужчин) продолжают трудиться и после выхода на пенсию. Так что даже продление пенсионного возраста на 5 лет полностью не решит проблемы возможного дефицита трудовых ресурсов.

 

ГЛАВА 3.

СПОСОБЫ УВЕЛИЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БОГАТСТВА В РЕПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.

Переход страны к устойчивому развитию во многом определяется ее ролью и местом в мировом сообществе, имеющимися национальными ресурсами, созданным социально-экономическим потенциалом и возможностями его наращивания. Национальное богатство Республики Беларусь представлено совокупностью накопленных материальных благ, созданных трудом людей, которыми в настоящее время располагает общество, а также человеческим и природным капиталами.

Для увеличения производственного потенциала страны необходимо:

  • ускорение процесса обновления основных промышленно-производственных фондов на базе внедрения прогрессивного оборудования, машин и механизмов, в том числе отечественного производства;
  • разработка и внедрение эффективных механизмов привлечения инвестиций в промышленность в целях увеличения собственных средств предприятий, банковских кредитов, иностранных инвестиций;
  • концентрация ресурсов на приоритетных направлениях, прежде всего, развития экспортоориентированных и импортозамещающих производств;
  • разработка и реализация инвестиционных проектов, ориентированных на создание и выпуск конкурентоспособной на мировом рынке продукции.

Для обеспечения устойчивого развития агропромышленного комплекса необходимо:

  • содействовать развитию научных исследований, ускорить внедрение достижений научно-технического прогресса в производство, использовать научно-технический потенциал для создания новых видов продукции и технологий, расширения спроса на внешних и внутреннем рынках;
  • создать благоприятную среду для притока зарубежного капитала;
  • стимулировать приток инвестиций в создание нового оборудования и технологий, способных обеспечить экологически чистое производство.

В целях регулирования внутренней миграции должны быть предусмотрены меры, направленные на разработку экономических рычагов воздействия на миграционное поведение населения, способствующих замещению его естественной убыли и уменьшению оттока специалистов. В области внешней миграции политика государства должна быть ориентирована на совершенствование миграционного законодательства и исполнение обязательств, принятых Республикой Беларусь в рамках соответствующих международных договоров и соглашений.

В соответствии с программой социально-экономического развития 2011–2015гг. предусматривается снижение темпов убыли населения. В возрастной структуре прогнозируется уменьшение численности детей и населения трудоспособного возраста при росте лиц старше трудоспособного возраста.

Демографическая политика в этот период будет направлена на обеспечение режима воспроизводства населения, близкого к экономически развитым странам, характеризуемого сознательно регулируемой рождаемостью, снижающейся смертностью и повышающейся ожидаемой продолжительностью жизни. В целях стимулирования рождаемости и укрепления семьи должны быть созданы условия, дающие возможность рождения и воспитания нескольких детей для постепенного перехода от мало- к среднедетности. Для укрепления здоровья населения и снижения смертности предстоит реализовать комплекс мер, включающих пропаганду здорового образа жизни и контроль над факторами риска, угрожающими здоровью населения, на государственном, общественном и индивидуальном уровнях.

Для регулирования внешней миграции необходимо осуществить меры, способствующие сокращению миграционного оттока и сохранению интеллектуального потенциала страны. Приоритетами во внутренней миграции будут меры по повышению территориальной мобильности рабочей силы и созданию условий жизнедеятельности населения с учетом потребностей социально-экономического развития регионов страны.

Территория Беларуси перспективна в отношении поиска руд черных и цветных металлов. Открыты два месторождения железных руд (Околовское и Новоселковское) с общими запасами по категории – 340 млн. тонн и прогнозными – 1,5 млрд. т, их использование во многом будет определяться решением топливно-энергетической проблемы в стране.

В Программе ускорения геологоразведочных работ по развитию минерально-сырьевой базы Республики Беларусь на 2011–2015 гг., в качестве приоритетных определены следующие направления: поиск и разведка месторождений нефти и газа, поиск и подготовка к промышленному освоению бурых углей, оценка перспектив алмазоносности, разведка запасов железных руд, подготовка к промышленному освоению минерализованных рассолов на одной из перспективных площадей, поиск и разведка новых месторождений полезных ископаемых. Предусматриваются задания по приросту запасов минерального сырья, другим итоговым показателям геологоразведочного производства, в том числе задания по техническому перевооружению.

Перспективные планы и прогнозы включают разработку экологически безопасных и экономически эффективных технологий добычи, переработки и использования минерального сырья, повышения коэффициента извлечения полезных ископаемых на эксплуатируемых месторождениях. Особенно это актуально в отношении добычи нефти, извлечение которой в условиях Беларуси не превышает 40%, в то время как новейшие технологии позволяют повысить этот показатель до 60%. Внедрение прогрессивных технологий при разработке Старобинского месторождения калийных солей обеспечит более рациональное использование запасов, сокращение отходов калийного производства до 10°/о и уменьшение оседания земной поверхности на 15–20%. Повышение эффективности использования минерально-сырьевых ресурсов для производства строительных материалов связано с сокращением потерь сырья в процессе добычи и производства, использованием низкосортноrо сырья, вторичных ресурсов. Выполнение программы геологоразведочных работ позволит расширить минерально-сырьевую базу и повысить ресурсообеспеченность ряда отраслей национальной экономики.

Стратегическая цель в области сохранения водного потенциала страны состоит в повышении эффективности использования и улучшении качества водных ресурсов, сбалансированных с потребностями общества и возможным изменением климата. Достижение этой цели потребует комплексного подхода к решению организационных, правовых и финансово-экономических проблем водопользования и охраны вод.

На первом этапе для реализации главных направлений природоохранной политики необходимо:

  • развитие системы платного водопользования на основе эколого-экономической оценки водных ресурсов;
  • совершенствование правовой и нормативной базы водопользования.

Информация о работе Национальное богатство Республики Беларусь: структура и способы измерения