Налоги и налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

На наш взгляд, это поможет, во-первых, сформировать понятия о налогах, а во-вторых, позволит увидеть, какие проблемы существуют на сегодняшний день в налоговой системе и какие мероприятия проводятся по их устранению. На сегодняшний день, предложения и меры, предпринимаемые Правительством, Президентом и другими государственными органами России, направлены как раз на достижение поставленных целей и решение соответствующих задач. Надеемся, что данная политика даст позитивный результат и будет способствовать укреплению положения России на мировой арене.

Содержание работы

Введение ______________________________________________
Сущность, функции и виды налогов________________________
Налоговая система РФ, ее структура и основные принципы построения_____________________________________________
Проблемы и перспективы развития налоговой системы в РФ___
Заключение ____________________________________________
Список использованной литературы _______________________

Файлы: 1 файл

КР налоги и налоговая система РФ.docx

— 72.45 Кб (Скачать файл)

В налогах с прогрессивными ставками размер налоговых платежей находится в определенной прогрессии к размеру дохода, прибыли или  имущества налогоплательщика, т.е. такие  ставки действуют в увеличивающемся проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения (налоговой базы).

В налогах с регрессивными  ставками размер налоговых платежей находится в определенной регрессии  к размеру дохода, прибыли или  имущества налогоплательщика, т.е. такие  ставки действуют в уменьшающемся  проценте к стоимостной оценке объекта  налогообложения (налоговой базы).

6. Классификация налогов  по назначению разграничивает  их на абстрактные и целевые.  Абстрактные (общие) налоги, поступая  в бюджет любого уровня, обезличиваются  и расходуются на цели, определенные  приоритетами соответствующего  бюджета, т.е. поступления от  общих налогов являются основным  доходным источников разноуровневых  бюджетов. В любой налоговой системе  к таким налогам относится  подавляющее их большинство. В  отличие от общих целевые (специальные)  налоги имеют заранее определенное  целевое назначение и строго  закреплены за определенными  видами расходов.

7. Классификация налогов  по срокам уплаты: различают налоги  срочные и периодические. Срочные  (их еще называют разовые) - это  налоги, уплата которых не имеет  систематически регулярного характера,  а производится к сроку при  наступлении определенного события  или совершения определенного  действия. Характерным примером  срочного налога до начала 2006 г. служил налог на наследование  или дарение, ныне отмененный. Из оставшихся налогов и сборов  срочный характер имеет госпошлина. Периодические (их еще называют  регулярные или текущие)- это налоги, уплата которых имеет систематически  регулярный характер в установленные  законом сроки. Таким периодом, например, может быть месяц, квартал  или год.

8. Классификация по источнику  уплаты имеет значимый практический  интерес в первую очередь со  стороны налогоплательщиков и  проверяющих их налоговых органов.  В соответствии с ней различают  налоги, уплачиваемые из прибыли (за счет налогооблагаемой прибыли), из выручки (включаемые в себестоимость или цену продукции), из доходов граждан (удерживаемые из доходов работника, налоги с физических лиц).

9. Классификация налогов  по принадлежности к уровню  правления, подразделяющая все  налоги на федеральные, региональные  и местные. Данная классификация  единственная из всех представленных  выше имеет законодательный статус - на ней построена вся последовательность  изложения НК.

     Заметим, что рассмотренные классификации ни в коей мере не претендуют на исчерпывающую полноту. В научной литературе можно встретить немало других классифицирующих признаков, не имеющих в целом сколько-нибудь значимых практических перспектив использования. Подобные разграничения налогов, например, на раскладочные и количественные, условно-постоянные и условно-переменные используются достаточно редко, да и то в специальных исследованиях.

     Из представленной совокупности следует выделить безусловную значимость четырех классификаций. Наибольшее теоретико-методологическое значение имеет разделение налогов на прямые и косвенные, а с практической точки зрения для федеративного государства, каким и является Россия, принципиальное значение имеет разграничение налогов по уровню правления. Для целей ведения системы национальных счетов в России используют в совокупности два классифицирующих признака: по объекту обложения и по источнику уплаты. Разграничение налогов по объекту обложения используется также в международных классификациях ОЭСР и МВФ. Классифицирующий признак (по способу взимания) заложен в основу построения европейской системы экономических интегрированных счетов. Все остальные классификации имеют в большей мере локальную теоретическую или практическую востребованность.

 

2. Налоговая система  РФ, ее структура и основные  принципы построения

     Налоговая система государства представляет собой сложное образование, включающее в себя две органически взаимосвязанные подсистемы: подсистему налогообложения и подсистему налогового администрирования. Подсистема налогообложения представлена совокупностью законодательно установленных налогов и сборов, уплачиваемых организациями и физическими лицами в бюджетную систему государства. Подсистема налогового администрирования охватывает совокупность органов, уполномоченных государством осуществлять контроль за соблюдением организациями и физическими лицами обязанностей в качестве налогоплательщиков.

 

     Отметим, что в подсистеме налогообложения реализуются фискальная (распределительная) и регулирующая функции налогов, а в подсистеме налогового администрирования - контрольная функция налогов.

 

     Налоговая система современного демократического государства складывалась под воздействием исторических, политических, экономических, социальных условий и факторов, проявлявшихся по-разному в тот или иной период международной и внутренней жизни страны.

В конце 1991 г. был принят и  введен в действие, начиная с 1992 г. Закон РФ от 27.12.1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ». Этот документ определил принципиально новую налоговую систему, которая коренным образом отличалась от советской системы платежей в бюджет. Указанный закон был определяющим налоговым документом вплоть до 1999 г., когда почти все его статьи были отменены, за исключением статьей, устанавливающих перечень налогов России. Окончательно закон прекратил свое действие с 2005 г.

Можно сказать, что в 1992 г. произошла радикальная налоговая  реформа, была предпринята попытка  создать налоговую систему, отвечающую требованиям рыночной экономики. В  РФ был введен, например, НДС, который  фактически восполнил отмену налога с оборота - одного из важнейших доходных источников бюджета бывшего СССР. Формально перечень налогов, установленный Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ», отвечал принципам рынка, в его состав входили такие традиционно применяющиеся преимущественно в европейских странах налоги, как НДС, налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц и т. д. В то же время в состав налогов включалось и немало «экзотических» налогов и платежей, например: налог на пользователей автомобильных дорог, налог на превышение фактического фонда оплаты труда над нормируемым, налог на нужды образовательных учреждений, сбор за парковку автотранспорта и др. Необходимость взимания подобных налогов была обусловлена сиюминутными задачами наполнения бюджетов, и они менее всего отвечали задачам развития предпринимательства в стране. Кроме того, перечень налогов включал более 40 позиций. Соответственно налоговая дисциплина и законопослушание плательщиков оставляли желать лучшего, несмотря на все попытки применения «драконовских» налоговых санкций или, наоборот, введения налоговой амнистии (1994-1996 гг.). Поэтому с первых лет существования налоговой системы РФ стояли задачи сокращения количества налогов, упрощения и стабильности налогового законодательства.

    За период 1992-1999 гг. в России был принят огромный пакет налоговых нормативных правовых документов, включая законы и подзаконные акты, которые зачастую содержали противоречия, произвольное толкование отдельных налоговых норм, поэтому уже с 1995 г. шла речь о принятии единого кодифицированного акта - Налогового кодекса РФ. Однако первая попытка его принятия в Государственной думе Федерального собрания РФ (1996 г.) не увенчалась успехом. Только в 1998 г. была принята первая часть Налогового кодекса РФ (Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 147-ФЗ вступил в силу с 1 января 1999 г.).

Действие НК РФ распространяется на все налоги и сборы, устанавливаемые  в России. При этом под налогом  понимается обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового  обеспечения деятельности государства  и/или муниципальных образований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций  и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в  отношении плательщиков сборов юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) государственными органами, органами местного самоуправления, иными  уполномоченными органами и должностными лицами.

 

     В первой части НК РФ определена система законодательства о налогах и сборах. Она включает в себя законодательство РФ, которое состоит из НК РФ и принятых на его основе федеральных законов. Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов субъектов РФ, которые принимаются в соответствии с НК РФ. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о налогах и сборах также принимаются в соответствии с НК РФ.

Акты налогового законодательства вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Федеральные законы, вносящие изменения  в Кодекс в части установления новых налогов и/или сборов, а  также акты законодательства о налогах  и сборах субъектов РФ и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и/или сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

 

     Вторая часть Налогового кодекса, или специальная часть, формирование которой началось с 2000 г. и пока продолжается, состоит из глав, начиная с 21-й, посвященных конкретному налогу или сбору (эта часть НК РФ введена в действие Федеральным законом от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ). Таким образом, Налоговый кодекс РФ является актом прямого действия, регламентирующим правила взимания налогов и сборов в стране.

Налоговая система Российской Федерации строится в соответствии НК РФ. Принципы построения налоговой  системы, которые являются основополагающими  в экономически развитых странах, показали свою эффективность и могут быть заимствованы Россией, - это:

1) детальная структурированность  и целостность налоговой системы.  Обеспечивается жесткой централизацией  управления налогами со стороны  государства на базе налогового  законодательства. Данный принцип  предполагает тесную взаимосвязанность  налогов, исключающую двойное  налогообложение, право выбора  в отдельных случаях налогоплательщиком  конкретного вида налога или  налоговой ставки, а также строгое  разделение налогов на централизованные  и местные;

2) гибкость налоговой  системы, обеспеченная возможностью  ежегодно уточнять ставки налогов  и осуществлять налоговую политику  с учетом изменений политической  и экономической коньюктуры на  основе ежегодно принимаемых  законов по бюджету;

3) социальная направленность  налоговой системы, связанная  со стимулированием социального  и экономического развития страны  с учетом таких факторов, как  темпы развития, финансовое положение  отраслей экономики, уровень инфляции и безработицы, выравнивание развития регионов.

В соответствии с Налоговым  кодексом РФ налоги и сборы Российской Федерации подразделяются на федеральные, региональные и местные. Сравнительный  перечень налогов по Закону РФ «Об  основах налоговой системы РФ»  и по НК РФ. Перечни налогов различаются, и в соответствии с НК РФ, в  редакции, действующей с 1 января 2005 г., количество налогов сокращается  с 23 до 15. Напомним, что в момент вступления в силу Закона РФ «Об основах налоговой  системы РФ» в 1992 г. число налогов  значительно превышало цифру 40. В  первоначальной редакции НК РФ предполагалось установить 28 налогов и сборов. Таким  образом, реализована важнейшая задача налоговой реформы сокращение налогового бремени.

 

     Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ как обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налогах. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения (в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ): налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются НК РФ и законами указанных субъектов РФ о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов РФ. Особые налоговые полномочия Москвы и Санкт-Петербурга в части местных налогов продиктованы необходимостью сохранения единства городского хозяйства.

К федеральным налогам  и сборам относятся:

налог на добавленную стоимость (НДС);

акцизы на отдельные виды товаров;

налог на прибыль организаций;

налог на доходы физических лиц (НДФЛ);

страховые взносы

государственная пошлина;

налог на добычу полезных ископаемых;

водный налог;

сборы за право пользования  объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество  организаций;

2) транспортный налог;

3) налог на игорный  бизнес.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество  физических лиц.

Кроме перечисленных налогов, в налоговой системе РФ предусмотрены  специальные налоговые режимы, применяемые  организациями определенных масштабов  и отраслевой принадлежности и индивидуальными  предпринимателями (без образования  юридического лица):

Информация о работе Налоги и налоговая система РФ