Налоги их классификация и проблема распределения налогового бремени в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 13:13, курсовая работа

Описание работы

Представленная работа посвящена теме «Налоги их классификация и проблема распределения налогового бремени в обществе».
Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов, потому что налогообложение находится на стыке всех социально-политических и экономических интересов общества. Рассмотрение вопросов, связанных с данной тематикой, носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Налоги. Экономическое содержание и функции налогов….5
1.1. Понятие «налог» и его сущность………………………………..5
1.2. Экономическое содержание налога……………………………..8
1.3. Функции налогов…………………………………………………11
1.4. Классификация налогов………………………………………….13
Глава 2. Налоговое бремя в обществе…………………………………18
2.1. Проблемные аспекты понятия «налоговое бремя»…………….18
2.2. Проблема распределения налогового бремени в обществе……21
Заключение………………………………………………………………25
Список использованной литературы…………………………………..27

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 69.01 Кб (Скачать файл)
- объект налогообложения – действие, состояние или предмет, подлежащий  налогообложению (имущество, прибыль, добавленная стоимость, сделки по  купле-продаже товаров, иные объекты, имеющие стоимостную, количественную  или физическую характеристику);
- источник налога – валовый  внутренний продукт (ВВП);
- единица обложения (масштаб налога) – определенная законом количественная  мера измерения объекта обложения (по налогу на доходы физических  лиц - рубль);
- налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика  объекта налогообложения, только  та часть объекта налога, к  которой по закону применяется  налоговая ставка;
- налоговый период – календарный  год или иной период времени  применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется  налоговая база и исчисляется  подлежащая уплате сумма налога;
- налоговая ставка (норма налогового  обложения) – величина налога  на единицу измерения налоговой  базы. Налоговые ставки могут  быть твердыми (специфическими), процентными, маргинальными, фактическими и экономическими.
- налоговые льготы – полное или частное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством;
- налоговый оклад – сумма  налога, уплачиваемая налогоплательщиком  с одного объекта обложения. Существует  три способа взимания налогового  оклада: у источника, по декларации, по кадастру [6, C. 24-25].
1.3. Функции налогов
Экономическая сущность налогов проявляется через их функции, которые реализуются непосредственно в процессе налогообложения: отражают систему отношений, взаимосвязи государства и отдельного налогоплательщика.
Каждая из выполняемых налогом функций проявляет внутреннее свойство, признаки и черты данной экономической категории, а также показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога как части единого процесса воспроизводства, инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.
Функции представляют собой формы движения налогов как финансовой категории, предопределяют их роль и значение во всей совокупности финансовых отношений; реализуют то или иное значение налога, во взаимодействии образуя систему; предопределяют государственную налоговую политику и ее влияние на экономическую ситуацию в стране. Схематично функции налога показаны на рис. 3. [5, C. 127-128].

Фискальная


 

Рис. 3. Функции налога
Рассмотрим суть и механизмы налоговых функций.
1) Фискальная функция (от лат. Fiscus – фиск, т. е государственная казна) является основной функцией налога. Она носит всеобъемлющий характер, распространяется на все физические и юридические лица, которые согласно действующему законодательству обязаны платить налоги; характерна для любого налога, любой налоговой системы любого государства. Благодаря этой функции создаются реальные объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, т. е. в процесс перераспределения части стоимости ВВП, происходит огосударствление строго необходимой части ВВП. Именно она предопределяет появление и проявление других функций налога.
2) Распределительная функция –  функция, выражающая экономическую  сущность налога как особого  централизованного, фискального инструмента  распределительных отношений. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение.
3) Стимулирующая функция – оказывает  воздействие на сам процесс  воспроизводства. Её практическая  реализация осуществляется через  систему налоговых ставок, льгот, вычетов, кредитов, финансовых санкций  и налоговых преференций. Как  и распределительная, она направлена  на обеспечение устойчивого развития  как экономики в целом, так  и отдельного хозяйствующего  субъекта; в основном посредством  определенной мотивации хозяйствования  ориентирована на микроэкономические  процессы.
4) Контрольная функция – тесно  связана с распределительной  и фискальной функциями. Механизм  ее проявляется в проверке  эффективности хозяйствования и  в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства. Развитая контрольная функция позволяет осуществлять всесторонний контроль за полнотой и своевременностью поступления налогов в государственный бюджет, препятствует уклонению от уплаты налогов и подрывает финансовую основу теневой экономики, поскольку уплата налогов с доходов означает признание их законности и, напротив, сокрытие доходов от налогообложения в силу их нелегального характера преследуется государством; она обеспечивает необходимый уровень устойчивой мобилизации налоговых доходов в государственный бюджет, который должен быть достаточным хотя бы на минимальном уровне для качественного выполнения государством конституционных функций.
Недостаточно обоснованным представляется объединение некоторыми экономистами распределительной, стимулирующей и контрольной функций в одну регулирующую функцию или выделение регулирующей функции в качестве дополнительной пятой функции налогов. Хотя, безусловно, с того момента, как государство стало выступать активным участником организации хозяйственной жизни общества, появилось и налоговое регулирование. Действительно налоговое регулирование неразрывно связано с воспроизводственным процессом в целом и развитием отдельных отраслей и сфер [5, C.28-29].
Выводы: налог - обязательный, индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государственный взнос, уплачиваемый лицами, признанными налогоплательщиками, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Он является одновременно экономической, финансовой и правовой категорией. Налог характеризуется основными признаками и элементами. Сущность налогов в условиях формирования рыночных отношений проявляется через фискальную, распределительную, стимулирующую и контрольную функции.
1.4. Классификация налогов
Множественность налогов, их различное назначение и построение делают необходимой классификацию налогов. Налоговая система включает различные виды налогов, классифицируемые по разным признакам. Группировка налогов по методам их установления, взимания, характеру применяемых ставок и объектов обложения, а также по некоторым другим признакам представляет собой классификацию налогов. Данная классификация представлена ниже в таблице.
Таблица 1
Классификация налогов

Классификации

налогов

Виды налогов

по принадлежности к

уровню власти

государственные

местные

 

по субъекту уплаты

налоги, взимаемые только с юридических лиц

налоги, взимаемые только с физических лиц

 

налоги, взимаемые как с юридических, так и с физических лиц

 

по принадлежности к

звеньям бюджетной

системы

закрепленные

регулирующие

 

по методу взимания

прямые

косвенные

 

по способу обложения

налоги, взимаемые у источника

налоги, взимаемые по декларации

 

налоги, взимаемые по кадастру

 

по применяемой ставке

пропорциональные

прогрессивные

 

регрессивные

 

но назначению

общие

специальные

 

по источнику обложения

налоги, уплачиваемые из прибыли

налоги, уплачиваемые за счет издержек

 

налоги, относимые на уменьшение

финансового результата

 

налоги, уплачиваемые с общей суммы выручки

 

по объекту обложения

реальные (имущественные)

ресурсные (рентные)

 

личные

 

вмененные

 

взимаемые с фонда оплаты труда

 

 

Государственные налоги - обязательные платежи, устанавливаемые и взимаемые государством с физических и юридических лиц.
Местные налоги - обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие в бюджеты административно-территориальных единиц (муниципальных образований) [3, С. 54].
Налоги, взимаемые только с юридических лиц - налог на прибыль, налог на имущество предприятий, налог на операции с ценными бумагами и т. д.
Налоги, взимаемые только с физических лиц - земельный налог, налоги на имущество физических лиц, подоходный налог с физических лиц и т. д.
Налоги, взимаемые как с юридических, так и с физических лиц - земельный налог и т. д.
Закрепленные налоги - налоги, которые на постоянной основе законодательно закреплены за бюджетами соответствующего уровня, например, местные налоги, которые на постоянной основе закреплены за местными бюджетами.
Регулирующие налоги – налоги, доходы от поступления которых распределяются между уровнями бюджетной системы по нормативам, установленным на год или на долговременной основе.
Прямые налоги – это безвозмездные платежи, которые взимаются прямо и непосредственно с субъекта налогообложения [4, C. 650]. Они применяются государством для того, чтобы под налоговое воздействие попало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика: создающее материально-техническую основу деятельности имущество предприятий, рабочая сила, потребляемые в производстве ресурсы, доход. К ним относятся подоходныё налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которым служит основой для налогообложения.
Косвенные налоги – завуалированная форма платежей, которая находит свое проявление в цене товара или услуги. Этими налогами облагаются обороты по купле-продаже, и ни уровень дохода, ни стоимость имеющегося у налогоплательщика имущества не влияют на размер налогового платежа. К косвенным налогам относятся акцизы, таможенные пошлины, налог с оборота, налог с продаж, налог на добавленную стоимость [4, C. 650].
Налоги, взимаемые у источника – налоги на доходы физических лиц. В данном случае налог удерживается фактически одновременно с выплатой дохода, что исключает возможность уклонения от его уплаты. Сумма изъятого налога переводится сборщиком – налоговым агентом сразу в бюджет.
Налоги, взимаемые по декларации – налоги на прибыль. Взимаются после подачи налогоплательщиком заявления, в котором описываются полученные им за определенный период доходы и распространяющиеся на них налоговые скидки и льготы.
Налоги, взимаемые по кадастру – земельные налоги и налоги на транспорт. При взимании данного налога используется кадастр – реестр, содержащий перечень типичных объектов (земля, имущество, доходы), классифицируемых по внешним признакам. С помощью кадастра определяется средняя доходность объекта обложения.
Пропорциональные налоги – налоги, которые действуют в одинаковом проценте к объекту обложения (налоги на прибыль, на доходы физических лиц).
Прогрессивные налоги - налоги, ставка которых увеличивается ступенчатым образом при росте величины облагаемого дохода.
Регрессивные налоги - налоги, ставка которых уменьшается с ростом величины облагаемого дохода.
Общие налоги – налоги, которые после поступления в бюджет любого уровня обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.
Специальные налоги – налоги, которые имеют строгое целевое назначение и закреплены за определенными видами расходов.
По источникам обложения, как видно из названия, налоги делятся в зависимости от того, за счет какого источника они уплачиваются.
Реальные (имущественные) налоги – налоги, которыми облагаются продажа, покупка или владение имуществом, и их взимание не зависит от индивидуальных финансовых возможностей налогоплательщика.
Ресурсные (рентные) налоги – налоги, которые тесно связаны с реальными налогами, взимание таких налогов определяется разработкой, использованием и добычей природных ресурсов. Нередко называются рентными, поскольку их введение и уплата связаны с образованием и получением ренты.
Личные налоги – налоги, при взимании которых учитывается финансовое положение налогоплательщика и его платежеспособность. Взимаются с доходов физических и юридических лиц двумя способами: «у источника» и «по декларации».
Вмененные налоги – налоги, отличительной особенностью которых является то, что объектом обложения здесь выступает доход, определенный государством, который не зависит от фактических финансовых показателей деятельности и определяется потенциальными возможностями налогоплательщика, связанными с владением и распоряжением имеющегося у него имущества. Поэтому данный вид налогов можно назвать одной из разновидностей реальных налогов.
Налоги, взимаемые с фонда оплаты труда – налоги, которые трудно отнести к изложенным выше классификационным группам. Объектом обложения выступают расходы налогоплательщика, связанные с выплатой заработной платы и других видов вознаграждения работникам [8, C. 36-38].

Информация о работе Налоги их классификация и проблема распределения налогового бремени в обществе