Налоги как экономическая база и инструмент финансовой политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Актуальностью настоящей работы является то, что налоговая система в нашей стране создается практически заново. Поэтому в ходе реализации налоговых законов возникает множество острейших проблем, касающихся взаимоотношений налогоплательщиков и государства, ответственности юридических и физических лиц за выполнение налогового законодательства, прав и обязанностей налоговых органов. Вносимые в курс экономической реформы уточнения и дополнения неизбежно отражаются на необходимости корректировки отдельных элементов системы налогообложения. Этого требуют и продолжающиеся в экономике страны процессы инфляции, роста бюджетного дефицита и эмиссии денег.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Налоги как экономическая категория
1.1. Понятие и функция налогов
1.2. Классификация и виды налогов
1.3. Методы налоговой политики
Глава 2. Динамика и структура налоговых доходов государства
2.1. Структура налоговых доходов государства
2.2. Динамика налоговых доходов
Глава 3. Налоги как инструмент финансовой политики государства
3.1. Основные направленности и механизмы реализации налоговой политики России
3.2. Недостатки налоговой системы РФ и пути ее совершенствования
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Готова.doc

— 290.00 Кб (Скачать файл)

Современный характер налогообложения прибыли организаций РФ, в целом, соответствует мировому уровню.

Объектом налогообложения является прибыль, полученная налогоплательщиком.

В целях определения налоговой базы по налогу на прибыль, организация должна уменьшить полученные доходы на величину расходов, за исключением расходов, не учитываемых в целях налогообложения прибыли. При этом учитываются только обоснованные и документально подтвержденные расходы. Обоснованными считаются экономически оправданные затраты в денежной оценке.

 

Глава 3. Налоги как инструмент финансовой политики государства

3. 1. Основные направленности и механизмы реализации налоговой политики России

 

Налоговая политика - это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на формирование такой налоговой системы, которая будет стимулировать накопление и эффективное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечивать социально-экономический прогресс общества.

Задачи налоговой политики сводятся к обеспечению государства финансовыми ресурсами; созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом; сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.

Можно выделить три типа налоговой политики, сложившиеся в мировой практике.

Первый тип - политика максимальных налогов. В этом случае государство устанавливает достаточно высокие налоговые ставки, сокращает налоговые льготы и вводит большое число налогов, стараясь получить от своих граждан как можно больше финансовых ресурсов, не особенно заботясь о последствиях такой политики. Подобный метод не оставляет как налогоплательщику, так и обществу в целом практически никаких надежд на экономическое развитие. Поэтому такая политика проводится государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие, например, как экономический кризис, война. Подобная налоговая политика проводилась в России с самого начала экономических реформ, с первого дня введения налоговой системы в стране в 1992 г. При этом экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в это время не существовало, вследствие чего подобная политика привела к резко негативным последствиям: укрывательству от налогообложения, развитию «теневой» экономики.

Все это стало одной из главных причин разразившегося в августе 1998 г. острого финансового кризиса в стране, последствием которого стали изменившаяся налоговая политика и усиление регулирующей роли государства в развитии экономики через более активное использование рыночных механизмов, в том числе и налогов.

Второй тип - политика разумных налогов, или экономического развития. В этом случае государство ослабляет налоговый пресс для предпринимателей, сокращает свои расходы, в первую очередь, на социальные программы. Цель данной политики состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис. Реализация этого типа налоговой политики сопровождается сокращением общего числа собираемых налогов, введением специальных «упрощенных» налоговых режимов и другими мероприятиями, направленными на снижение налогового пресса. Проведение такой политики провозгласило Правительство РФ на рубеже XXI века при подготовке второй части Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Были сделаны важные шаги по сокращению числа налогов, снижению налоговой нагрузки.

Третий тип - политика социальной направленности. Такая налоговая политика предусматривает достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов.

Чаще всего данные типы налоговой политики используются не в чистом виде, а в различном их сочетании, когда какой-либо тип является превалирующим. Для России характерен второй тип налоговой политики в сочетании с третьим.

При рассмотрении налоговой политики РФ необходимо различать такие понятия, как субъекты налоговой политики, принципы формирования, цели и методы.

В Российской Федерации субъектами налоговой политики являются Федерация, республики, области, края, автономные области, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург, а также местное самоуправление - города, районы, районы в городах.

Результативность налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу. Различают следующие основные принципы построения налоговой политики РФ:

  • соотношение прямых и косвенных налогов;
  • применение прогрессивных ставок налогообложения пропорциональных ставок;
  • дискретность или непрерывность налогообложения;
  • широта применения налоговых льгот, их характер и цели;
  • использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность;
  • степень единообразия налогообложения для различного рода доходов и налогоплательщиков;
  • методы формирования налоговой базы.

Нередко к принципам налоговой политики относят также соотношения федеральных, региональных и местных налогов.

Методы осуществления налоговой политики зависят от тех целей, которые стремится достичь государство. В РФ используют следующие методы: изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, замена одних способов или форм налогообложения другими, изменение сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения, введение или отмена налоговых льгот и преференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок.

В современных условиях государства с развитой рыночной экономикой осуществляют налоговую политику для достижения следующих целей:

  • участие государства в регулировании экономики, направленном на стимулирование или ограничение хозяйственной деятельности, а также в общественном воспроизводстве;
  • обеспечение потребностей всех уровней власти в финансовых ресурсах, достаточных для проведения экономической и социальной политики, а также для выполнения соответствующими органами власти и управления возложенных на них функций;
  • обеспечение государственной политики регулирования доходов.

Правительство РФ одобрило основные направления налоговой политики в РФ на 2008-2010 гг. В соответствии с документом, целями налоговой политики на среднесрочную перспективу являются:

  • отказ от увеличения номинального налогового бремени при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы;
  • унификация налоговых ставок;
  • повышение эффективности и нейтральности налоговой системы.

Сложившиеся в государстве те или иные закономерности налоговых отношений отражают тактику и стратегию налоговой политики, являющейся составной частью финансовой политики. Стратегия налоговой политики направлена на реализацию перспективных целей и решение долгосрочных задач, связанных с построением или реформированием налоговой системы страны. Стратегия налоговой политики в нашей стране определяется Президентом РФ, Федеральным Собранием и Правительством РФ.

Тактика налоговой политики направлена на реализацию текущих целей и решение краткосрочных задач, связанных с управлением налоговой системой, трансформацией отдельных ее элементов в русле выработанной стратегии. Тактика налоговой политики определяется Правительством РФ, представительными органами субъектов РФ и местного самоуправления.

Нередко тактические шаги, предпринимаемые руководством государства по координации налогообложения, экономически не обоснованы. Это не только препятствует реализации налоговой стратегии, но и деформирует весь экономический курс государства. Исходя из этого, с учетом экономических прогнозов, объективной действительности, состояния социального положения в обществе, разрабатываемая государством налоговая стратегия преследует цели, которые представлены на рис. 2:

Рис. 2. Цели налоговой стратегии РФ

 

Фискальная цель налоговой стратегии (функция) является основной в налогообложении, все остальные цели - вторичны.

Практическая реализация государственной налоговой политики осуществляется через налоговый механизм. Схематичное видение подчиненности формируемого налогового механизма реализуемой налоговой политики представлено на рис. 3.

 

Рис. 3. Субъекты налоговой политики

Налоговый механизм представляет собой систему правовых норм и организационных мер, определяющих порядок управления налоговой системой страны и ее функционирования. Фундаментом для построения налогового механизма является налоговое законодательство, устанавливающее конкретные субъекты, ответственные за реализацию функций управления налоговой системой страны, саму совокупность налогов и сборов, субъектный состав налоговых правоотношений, конкретные алгоритмы реализации функций этого механизма. Данные функции и их содержание обуславливаются сущностью и функциями самих налогов, они ориентированы на обеспечение эффективного функционирования налоговой системы.

Для налогового механизма нашей страны характерны функции, представленные на рис. 4.

 

Рис. 4. Функции налогового механизма

Эффективность использования налогового механизма зависит от того, насколько государство учитывает внутреннюю сущность налогов и их противоречивость.

Важная особенность российской налоговой политики - очевидный акцент в налоговых изъятиях на обложение хозяйствующих субъектов. Последствия этого - отсутствие возможностей самофинансирования, бегство капитала за рубеж, массовые уклонения предприятий от уплаты налогов. По некоторым расчетам, если честно платить все установленные российскими законами налоги, то предприятию придется отдавать в бюджетную систему и внебюджетные фонды около 60% своих доходов. Поэтому у каждого третьего налогоплательщика (35-40% прошедших государственную регистрацию) проверками выявляются нарушения налогового законодательства. И только 10-15% честно и исправно платят полагающиеся по закону налоги.

Налоговые службы РФ выделяют основные причины уклонения предприятий от налогообложения:

  • тяжелое налоговое бремя;
  • сложное финансовое состояние предприятий;
  • недостаточно знание налогового законодательства;
  • преступный умысел предпринимателей;
  • нежелание выполнять свои обязанности перед государством.

Наиболее значимые недостатки налоговой политики в России, носящие макроэкономический характер, заключаются в следующем:

  • отсутствие благоприятного налогового режима для частных инвестиций в экономику;
  • огромная нагрузка на фонд оплаты труда;
  • отсутствие среднего класса, что приводит к переложению налогов на производственную сферу и ее подавление;
  • неравномерное распределение налогового бремени между законопослушными и уклоняющимися от налогов потенциальными плательщиками.

На микроуровне можно выделить следующие недостатки:

  • расхождения между стандартами бухгалтерского учета и налоговым учетом, приводящие к трудоемким корректировкам бухгалтерской прибыли при исчислении налогооблагаемой прибыли;
  • ежемесячные авансовые платежи многих налогов, что приводит к вымыванию собственных оборотных средств предприятий;
  • исключительная множественность налогов;
  • противоречивость и запутанность многочисленных инструкций и разъяснений Министерства по налогам и сборам и Министерства финансов РФ, арбитражной практики.

Важная особенность российской налоговой политики заключается в чрезмерно высокой доле косвенных налогов. По потребительским товарам носителями этих налогов выступают физические лица; поскольку косвенные налоги являются регрессивными, то тем самым существенно снижается жизненный уровень малообеспеченных. Поэтому социальная функция российских налогов реализуется также недостаточно.

 

3.2. Недостатки налоговой системы РФ и пути ее совершенствования

 

Действующая в России налоговая система создавалась практически заново. Отечественный опыт функционирования такой системы в условиях, когда дается простор рыночным отношениям, очень невелик. Поэтому в ходе реализации налоговых законов возникает множество острейших проблем, касающихся взаимоотношений налогоплательщиков и государства, ответственности физических и юридических лиц за выполнение налогового законодательства, прав и обязанностей налоговых органов. К серьезным недостаткам налогового режима, ухудшающим инвестиционный климат в России, следует отнести его нестабильность. В законодательство постоянно вносятся серьезные изменения.

Информация о работе Налоги как экономическая база и инструмент финансовой политики государства