Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 23:08, реферат
Целью исследования является изучить налоговую систему, принципы и формы налогообложения.
Задачами исследования являются:
рассмотреть экономическую сущность налогов, структуру, виды и функции налогов;
изучить принципы налогообложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 5
1.1 История возникновения налогов 5
1.2 Понятие и функции налогов 7
ГЛАВА 2.ПРИНЦИПЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ 12
2.1 Принципы налогообложения 12
2.2 Классификация налогов 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19
Стимулирующая функция налоговой системы является одной из важнейших, но это самая «труднонастриваемая» функция. Как и любая другая функция, стимулирующая функция проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма, систему льгот и поощрений, запретительных или ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики.
Стимулирующая функция налогов является в современной российской практике слабо реализуемой и неэффективно используемой.
Контрольная функция налогов выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти. Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе.
Контрольная функция, опираясь на закон, право, может эффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной функции налоговой системы. И, наоборот, ослабление контрольной функции налогов означает ослабление государственной власти или ведет к такому ослаблению.
В конкретном отношении контрольная функция налогов проявляется в обязательном исполнении налогового законодательства, в полноте сбора налоговых платежей и действенности и эффективности штрафных санкций и ответственности тех, кто не выполняет или не в полной мере выполняет обязательства перед государством, предписываемые законом.
Контрольная функция налоговой системы предопределяет и определяет, как и уже отмечено, эффективность других функций. Следовательно, если контрольная функция налогов ослаблена, то это соответственно снижает эффективность налоговой системы в целом.
2.1 Принципы налогообложения
Налогообложение
относится к числу давно
1.Подданные государства должны, по возможности, соответственно своим способностям и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством государства...
2.Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа, - все это должно быть ясно и определено для плательщика и всякого другого лица...
3.Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его...
4.Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно сверх того, что он приносит казначейству государства...
Как видно, А.Смит исходил из следующих принципов налогообложения:
Общие принципы построения налоговых систем воплощаются при их формировании через элементы налогов, которые включают:
1)объект налога - это имущество, доход, товар, наследство, подлежащие обложению;
2)субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;
3)источник налога - т.е. доход из которого выплачивается налог (зарплата, прибыль, доход, дивиденды);
4)ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;
5) налоговая льгота - полное или
частичное освобождение
В практике большинства государств получили распространение три способа взимания налогов:
1) "кадастровый" - (от слова кадастр - таблица, справочник), когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.
Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает. Таким образом, этот способ устанавливает доходность объекта неточно.
2) на основе декларации
Декларация - документ, в котором плательщик налога приводит расчет годового дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода.
Примером может служить налог на прибыль.
3) y источника
Этот налог вносится лицом выплачивающим доход, поэтому оплата налога производится до получения дохода налогоплательщиком, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.
Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику. Этот способ наиболее распространен в нашей стране.
2.2 Классификация налогов
Первая классификация налогов была построена на основе критерия перелагаемости налогов, который первоначально еще в XVII в. был привязан к доходам землевладельца (подземельный налог - это прямой налог, остальные - косвенные). Впоследствии А. Смит, исходя из факторов производства (земля, труд, капитал), дополнил доход землевладельца доходами с капитала и труда и соответственно двумя прямыми налогами - на предпринимательскую прибыль владельца капитала и на заработную плату наемного работника. Косвенные же налоги, считал А. Смит, - это те налоги, которые связаны с расходами и перелагаются таким образом на потребителя.
Налоги весьма разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную совокупность. Попытки унифицировать налоги, уменьшить количество их видов пока не имели успеха. Возможно, это происходит потому, что правительствам удобнее вместо одного большого налога взимать множество не столь больших, в этом случае налоговые поборы станут менее заметными и чувствительными для населения.
Налоги делятся на разные группы по многим признакам. Прежде всего налоги делятся на прямые и косвенные в зависимости от источника их взимания.
Классификация налогов на прямые и косвенные исходя из подоходно-расходного критерия, не утратила своего значения и используется для оценки степени переложения налогового бремени на потребителя товаров и услуг.
Прямые налоги взимаются непосредственно с дохода налогоплательщика (юридического или физического лица) так, что он ощущает их в виде недополученного дохода.
Косвенные налоги взимаются иным, менее заметным методом, посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в госбюджет. Это в основном акцизные налоги, фискальные монопольные налоги и таможенные пошлины (налог на экспорт и импорт).
Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.
Косвенные
налоги переносятся на конечного
потребителя в зависимости от
степени эластичности спроса на товары
и услуги, облагаемые этими налогами.
Чем менее эластичен спрос, тем
большая часть налога перекладывается
на потребителя. Чем менее эластично
предложение, тем меньшая часть
налога перекладывается на потребителя,
а большая уплачивается за счет прибыли.
В долгосрочном плане эластичность
предложения растет, и на потребителя
перекладывается все большая
часть косвенных налогов. В случае
высокой эластичности спроса увеличение
косвенных налогов может
Таким образом, создается впечатление, что косвенные налоги – несправедливые налоги. Чем беднее человек, тем большую долю своего дохода он отдает государству в виде этих налогов.
В западных странах косвенные налоги находят более широкое применение. Они позволяют оперативно и регулярно получать крупные суммы, что позволяет стимулировать или сдерживать производство по тем или иным направлениям, а так же регулировать потребление. В развитых капиталистических странах при всех негативных сторонах косвенного налогообложения оно не противодействует развитию экономики.
Взимание налогов - древнейшая
функция и одно из основных условий
существования государства, развития
общества на пути к экономическому
и социальному процветанию. Экономические
преобразования в современной России
и реформирование отношений собственности
существенно повлияли на реализацию
государством своих экономических
функций и закономерно
Функция налога - это проявление
его сущности в действии, способ
выражения его свойств. Функция
показывает, каким образом реализуется
общественное назначение данной экономической
категории как инструмента
Существует три способа взимания налогов:
1) "кадастровый" - когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку.
2) на основе декларации. Декларация - документ, в котором плательщик налога приводит расчет годового дохода и налога с него
3) y источника. Этот налог вносится лицом выплачивающим доход, поэтому оплата налога производится до получения дохода налогоплательщиком.
По способу платежа различают прямые и косвенные налоги
Прямые налоги платятся субъектами налога непосредственно и прямо пропорциональны платежеспособности.
Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене и являются налогами на потребителей.
Однако, как показывает опыт развития благополучных стран, успех национальной реформы, прежде всего, зависит от надёжности государственных гарантий свободы, обоснованности и стабильности правоотношений. Отсутствие или неэффективность таких гарантий, как правило, создаёт угрозу экономической безопасности государства, о реальности которой в условиях российской действительности свидетельствует кризис неплатежей, падение объёмов производства.
В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы. Это и понятно. Чем проще налоговая система, тем, проще определять экономический результат, меньше забот при составлении отчетных документов и тем больше остается времени у предпринимателей на обдумывание того, как снизить себестоимость продукции, а не на то, как снизить налоги. Налоговым же органам проще следить за правильностью уплаты налогов, что позволяет уменьшить число работников в финансовых органах.
1.Александров Ии. М. Налоги и налогообложение: Учебник. М.: Ииздательско-торговая корпорация “Дашков и Ко”, 2005.
2.Алиев Б.Хх., Абдулгалимов А.М. Теоретические основы налогообложения: Учеб. пособие. М.: ЮюНИиТИи, 2004.
3.Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. М.: ЮюНИиТИи-ДАНА, 2002.
4.Кугаенко А.А., Белянин М.П. Теория налогообложения. М.: Вузовская книга, 1999.
5.Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Курс лекций. М.: ИиНФРА-М, 2002.
6.Налоговая политика России: проблемы и перспективы / Под ред. Ии.В. Горского. М.: Финансы и статистика, 2003.
7.Налоги: Учебник для вузов / Под ред. Д.Г. Черника. М.: ЮюНИиТИи-ДАНА, 2002.
8.Налоги в условиях экономической интеграции / Под ред. В.С. Барда, Лл.П. Павловой. М.: Кнорус, 2004.
9.Налоговые системы зарубежных стран / Под ред. В.Г. Князева. М.: 1997.
10.Налоговый кодекс Российской Федерации.
Информация о работе Налогообложение: сущность, принципы, формы