Налоговая политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:30, реферат

Описание работы

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, налоговую и пр. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизм. Финансово-бюджетная система включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства - бюджета и внебюджетных фондов. Важной составляющей финансово-бюджетной системы являются налоги. Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Сущность, значение и цели налоговой политики………………….……….5
Сущность и типы налоговой политики………………………………5
Принципы налоговой политики……………………………..………..7
Границы налогообложения………………………………………..…...9
Методы проведения и показатели эффективности налоговой политики..12
Методы проведения налоговой политики…………………….……12
Стратегия и тактика налоговой политики……………………….…13
Инструменты налоговой политики……………………………...….15
Налоговая политика России…………………………………………...……21
Современное состояние налоговой политики РФ…..……………..21
Заключение………………………………………………………………….……27
Список литературы……………………………………………………..………..29

Файлы: 1 файл

Налоговая политика РФ.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Сущность, значение и цели налоговой политики………………….……….5
    1. Сущность и типы налоговой политики………………………………5
    2. Принципы налоговой политики……………………………..………..7
    3. Границы налогообложения………………………………………..…...9
  2. Методы проведения и показатели эффективности налоговой политики..12
    1. Методы проведения налоговой политики…………………….……12
    2. Стратегия и тактика налоговой политики……………………….…13
    3. Инструменты налоговой политики……………………………...….15
  3. Налоговая политика России…………………………………………...……21
    1. Современное состояние налоговой политики РФ…..……………..21

Заключение………………………………………………………………….……27

Список литературы……………………………………………………..………..29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Государство, выражая  интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, налоговую и пр. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизм.           Финансово-бюджетная система  включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства - бюджета и внебюджетных фондов. Важной составляющей финансово-бюджетной системы являются налоги. Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства [15, 386].            Государство, устанавливая налоги, стремится прежде всего обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления возложенных на него задач, которые реализуются посредством налоговой политики, являющейся частью финансовой политики государства.      Все важнейшие направления развития государства невозможны без соответствующего финансирования, следовательно, необходима развитая экономика для более полного выполнения государством своих функций. Развитая экономика возможна при развитой системе органов государственной власти, грамотной и продуманной налоговой политике.      В нашей стране период становления налоговой системы не закончился. Налоговая система постоянно находится в состоянии трансформации: меняются ставки налогов, условия их взимания, объекты налогообложения, что затрагивает практически все сферы экономики. Постоянно происходящая перестройка налоговой системы влияет не только на экономические условия производства товаров и услуг, но и на доходы граждан, поэтому вопросы налоговой политики всегда остаются актуальными. 

Реформы, производимые в налоговой сфере, не всегда приводят к ожидаемым результатам из-за отсутствия четкого представления о последствиях принятия тех или иных налоговых решений. Любые просчеты и недоработки при принятии налоговых изменений приводят не только к падению уровня доходов государства, но и болезненно отражаются на благосостоянии всех граждан. Поэтому политика в области налогообложения должна отличаться продуманностью и глубоким пониманием последствий проводимых преобразований.             В последние годы российская налоговая система формировалась в отсутствие государственной налоговой политики, учитывающей реалии переходного периода от планово-административной системы к рыночной. Это способствовало частым необоснованным изменениям налогов, нередко не учитывающим объективных условий производства и потребления.  Таким образом, сложившаяся в России специфика инфляционных и социальных процессов и отсутствие целостной налоговой концепции определили актуальность данной работы.          Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в РФ.       Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:

    • Определить сущность, значение и цели налоговой политики,
    • Дать краткую характеристику инструментам налоговой политики,
    • Рассмотреть методы проведения налоговой политики,
    • Охарактеризовать современное состояние налоговой политики РФ.

 

 

 

    1. Сущность, значение и цели налоговой политики                               1.1 Сущность и типы налоговой политики

Важнейшим методом государственного регулирования экономики является налоговая политика. Налоговая политика влияет практически на все социально-экономические сферы страны и неразрывно связана со многими элементами государственного управления, такими как кредитно-денежная политика, ценообразование, структурная реформа экономики, торгово-промышленная политика и др. При помощи налоговой политикой, государство стимулирует экономическое развитие или сдерживает его. Однако главным направлением налоговой политики в конечном итоге является обеспечение экономического роста. Именно с экономическим ростом связываются показатели развития производства и его эффективности, возможности повышения материального уровня и качества жизни.      Налоговая политика относится к косвенным методам государственного регулирования, так как она лишь обеспечивает условия экономической заинтересованности или незаинтересованности в деятельности юридических и физических лиц и не строится на базе властно-распорядительных отношений. Одновременно налоговая политика как косвенный метод государственного регулирования более гибко воспринимается экономикой и поэтому более широко применяется в рыночных системах, чем методы прямого государственного регулирования.         В каждой стране налоговые системы подвержены непрерывному процессу совершенствования, оказывают влияние на экономические и социальные условия развития, приспосабливаясь к ним. Создавая налоговую систему страны, государство стремится использовать ее в целях определенной финансовой политики. В связи с этим она становится относительно самостоятельным направлением - налоговой политикой. В основном формы и методы налоговой политики определяются политическим строем, национальными интересами и целями, административно-территориальным устройством, отсутствием или наличием и характером взаимодействия разных форм собственности и некоторыми другими положениями.      Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. В этой деятельности государство опирается на налоговые функции и использует их для проведения активной налоговой политики.         Налоговая политика, как и любая другая политика государства, имеет свое содержание, которое характеризуется последовательными действиями государства по выработке научно обоснованной концепции развития налоговой системы, по определению важнейших направлений использования налогового механизма, а также по практическому внедрению налоговой системы и контролю за ее эффективностью.         В зависимости от состояния экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными, используются различные методы осуществления налоговой политики. Будучи составной частью экономической и финансовой политики, налоговая политика во многом зависит также от форм и методов экономической и финансовой политики государства.             Одной из форм налоговой политики выступает политика максимальных налогов. В этом случае государство устанавливает достаточно высокие налоговые ставки, сокращает налоговые льготы и вводит большое число налогов, стараясь получить от своих граждан как можно больше финансовых ресурсов, не особенно заботясь о последствиях такой политики. Естественно, что подобный метод налоговой политики не оставляет каждому налогоплательщику и обществу в целом практически никаких надежд на экономическое развитие. Поэтому такая политика проводится государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война.            Другой формой проявления налоговой политики является политика экономического развития, когда государство в максимально возможных размерах налогового бремени учитывает не только фискальные интересы, но и интересы налогоплательщиков. В этом случае государство, ослабляя налоговый пресс для предпринимателей, одновременно сокращает свои расходы, в первую очередь, на социальные программы. Цель данной политики, как следует из названия, состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности за счет обеспечения наиболее благоприятного налогового климата. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис.            Третья форма налоговой политики – политика разумных налогов представляет собой нечто среднее между первой и второй. Суть ее состоит в установлении достаточно высокого уровня налогообложения как юридических, так и физических лиц при одновременной реальной социальной защите граждан, наличии значительного числа государственных социальных программ.

 

1.2. Принципы налоговой политики

При анализе  налоговой политики необходимо различать  такие понятия, как субъекты, принципы формирования и цели налоговой политики.    Субъектами налоговой политики, в зависимости от государственного устройства, выступают федерация, субъекты федерации (земли, республики, входящие в федерацию, области и т. д.) и муниципалитеты (города, районы, городские округа, поселения и т. д.). Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах их полномочий, установленных налоговым законодательством. Как правило, субъекты Федерации и муниципалитеты имеют право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов, установленного федеральным налоговым законодательством. Вместе с тем им предоставляются широкие полномочия по установлению налоговых ставок, льгот и других преференций, а также в установлении налоговой базы. Проводя налоговую политику, ее субъекты могут воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков, создавать такие условия их хозяйствования, которые наиболее выгодны как для самих налогоплательщиков, так и для экономики региона в целом.   Результативность налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу. Различают следующие основные принципы построения налоговой системы:

• соотношение  прямых и косвенных налогов;

• применение прогрессивных  ставок налогообложения и степень  их прогрессии или преобладание пропорциональных ставок;

• дискретность или непрерывность налогообложения;

• широта применения налоговых  льгот, их характер и цели;

• использование  системы вычетов, скидок и изъятий  и их целевая направленность.           Нередко к принципам налоговой политики относят также соотношения федеральных, региональных и местных налогов.      В целом указанные принципы обуславливают основные направления налоговой политики, ее социальный характер и структурные элементы. Используя указанные принципы, государство в условиях стабильно развивающейся экономики стимулирует расширение объемов производства товаров, работ и услуг, инвестиционную активность, качественный рост экономики. Благодаря комплексному применению принципов построения налоговой системы осуществляется реальное структурное и социальное реформирование экономики. В период кризисной ситуации налоговая политика через использование указанных принципов способствует решению задач, направленных на выход экономики из кризисного состояния.      Цели налоговой политики формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе. Цели налоговой политики в значительной мере обусловлены также социально-экономическим строением общества, стратегическими задачами развития экономики страны, международными финансовыми обязанностями государства. В связи с этим главной целью налоговой политики является обеспечение бюджетов разных уровней финансовыми ресурсами в достаточных объемах. Бесперебойное пополнение бюджетных доходов - основа экономического роста, повышение благосостояния населения, укрепления обороноспособности, решения экологических и других насущных проблем общества.

 

1.3. Границы налогообложения

При обосновании  налоговой политики следует четко  определить границы налогообложения. Многовековая история развития налогов убедительно показывает, что налогообложение имеет определенные пределы. Вопрос поиска критической точки налогообложения занимает умы политиков и ученых на протяжении многих столетий. Общепризнанным является вывод о том, что, во-первых, предел обложения лежит в размерах потребностей государства, для покрытия которых устанавливаются налоги, во-вторых, он заключается в способности юридических и физических лиц уплачивать эти налоги. С учетом социально-экономической ситуации и решаются конкретные вопросы выбора границ налогообложения. Таким образом, основополагающим принципом при определении границы налогообложения должен быть принцип способности физических и юридических лиц осуществлять налоговый платеж.             Немаловажное значение в налоговой политике имеет понятие справедливости. Принцип справедливости в налогообложении - относительное понятие, изменяющееся по мере развития производительных сил, культуры, исторических традиций и т.д. Учение о справедливости в налогообложении распадается на два вопроса: кто должен платить налоги и как достигнуть уравнительности?           В вопросе о том, кто должен платить налоги, большинство ученых и практиков едины в том, что должен действовать принцип всеобщности налогообложения. Вместе с тем широкое распространение получило мнение о том, что малые доходы должны быть освобождены от налогов. Многие экономисты отмечали, что надо освобождать от налога доход, который обеспечивает условия, необходимые для здоровой жизни, но без какого-либо превышения этого уровня. Величина дохода, который освобождается от налога, различается по странам и временным периодам.       В поисках оптимальной схемы налогообложения ученые с помощью эмпирических методов пытались найти предельные ставки налогов, выше которых предприниматели теряют стимул к производству. Широкую известность приобрела кривая Лаффера, названная по имени американского экономиста А. Лаффера. Согласно его исследованиям рост ставки налога только до определенного значения ведет к увеличению налоговых поступлений, дальнейшее же ее повышение обусловливает, напротив, их уменьшение.   Графически так называемый «эффект Лаффера» отображается кривой, которая показывает зависимость поступаемых в бюджет сумм налогов от ставок подоходного налога (рис. 1). 


 

 

 

 


На кривой Лаффера  отмечают следующие критические точки:

  • ставка налога равна нулю: поступлений в бюджет нет;
  • ставка налога равна 100%:  поступлений в бюджет также нет (в легальной экономике никто не работает, все уходят в «теневую экономику»);
  • при всех остальных значениях r налогоплательщики будут платить налоги, а государство их получать;
  • r в точке А: при определенном значении r a  достигается максимум поступлений налогов в бюджет, а r a  считается оптимальным уровнем ставки налога, T a - максимальная сумма налоговых поступлений в бюджет.

Если ставка налога будет  увеличиваться по сравнению с r a, то произойдет не увеличение, а уменьшение суммы налоговых поступлений в бюджет, т. е. при r b > r a , T b < T a ,поскольку при больших ставках налога снижаются стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности.    Итак, суть «эффекта Лаффера» заключается в следующем: если экономика находится справа от точки А (например, в точке В), то уменьшение уровня налогообложения до оптимального (r a ) в краткосрочный период приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном периоде -  к их увеличению, поскольку возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности, произойдет переход из «теневой» в легальную экономику.         Таким образом, кривая Лаффера отражает объективную зависимость. В то же время установить конкретное расположение критической точки на кривой очень трудно, и она определяется эмпирическим путем. При этом необходимо учитывать множество факторов как в сфере производства и обращения, так и в сфере потребления.

    1. Методы проведения и показатели эффективности      налоговой политики      2.1. Методы проведения налоговой политики

Методы осуществления налоговой политики зависят от тех целей, к которым стремится государство, проводя налоговую политику. В современной мировой практике наиболее широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, замена одних способов или форм налогообложения другими, изменение сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения, введение или отмена налоговых льгот и преференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок. Налоговая  политика  проводится   (осуществляется)   ими   посредством методов:

• Управление заключается  в организующей и распорядительной  деятельности финансовых и налоговых органов, которая нацелена на  создание совершенной системы  налогообложения и основывается на познании   и   использовании объективных закономерностей ее развития.

• Информирование (пропаганда)  — деятельность  финансовых  и налоговых органов по доведению до налогоплательщиков  информации  необходимой  им  для правильного исполнения налоговых обязанностей. В  данном  случае  имеется  в виду информация о действующих налогах и сборах,  порядке их  исчисления  и сроках уплаты и т.п.

• Воспитание имеет своей целью  привитие  налогоплательщикам  осознанной необходимости добросовестного исполнения ими своих  налоговых  обязанностей, и  предполагает  осуществление  просветительской   работы   по   разъяснению необходимости налогообложения для государства и общества.

Информация о работе Налоговая политика РФ