Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:30, реферат
Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, налоговую и пр. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизм. Финансово-бюджетная система включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства - бюджета и внебюджетных фондов. Важной составляющей финансово-бюджетной системы являются налоги. Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства.
Введение…………………………………………………………………………...3
Сущность, значение и цели налоговой политики………………….……….5
Сущность и типы налоговой политики………………………………5
Принципы налоговой политики……………………………..………..7
Границы налогообложения………………………………………..…...9
Методы проведения и показатели эффективности налоговой политики..12
Методы проведения налоговой политики…………………….……12
Стратегия и тактика налоговой политики……………………….…13
Инструменты налоговой политики……………………………...….15
Налоговая политика России…………………………………………...……21
Современное состояние налоговой политики РФ…..……………..21
Заключение………………………………………………………………….……27
Список литературы……………………………………………………..………..29
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Государство, выражая
интересы общества в различных сферах
жизнедеятельности, вырабатывает
и осуществляет соответствующую политику
- экономическую, социальную, налоговую
и пр. При этом в качестве средства взаимодействия
объекта и субъекта государственного
регулирования социально-экономических
процессов используются финансово-кредитный
и ценовой механизм. Финансово-
Реформы, производимые в налоговой сфере, не всегда приводят к ожидаемым результатам из-за отсутствия четкого представления о последствиях принятия тех или иных налоговых решений. Любые просчеты и недоработки при принятии налоговых изменений приводят не только к падению уровня доходов государства, но и болезненно отражаются на благосостоянии всех граждан. Поэтому политика в области налогообложения должна отличаться продуманностью и глубоким пониманием последствий проводимых преобразований. В последние годы российская налоговая система формировалась в отсутствие государственной налоговой политики, учитывающей реалии переходного периода от планово-административной системы к рыночной. Это способствовало частым необоснованным изменениям налогов, нередко не учитывающим объективных условий производства и потребления. Таким образом, сложившаяся в России специфика инфляционных и социальных процессов и отсутствие целостной налоговой концепции определили актуальность данной работы. Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в РФ. Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
Важнейшим методом государственного регулирования
экономики является налоговая политика.
Налоговая политика влияет практически
на все социально-экономические сферы
страны и неразрывно связана со многими
элементами государственного управления,
такими как кредитно-денежная политика,
ценообразование, структурная реформа
экономики, торгово-промышленная политика
и др. При помощи налоговой политикой,
государство стимулирует экономическое
развитие или сдерживает его. Однако главным
направлением налоговой политики в конечном
итоге является обеспечение экономического
роста. Именно с экономическим ростом
связываются показатели развития производства
и его эффективности, возможности повышения
материального уровня и качества жизни.
Налоговая политика относится к косвенным
методам государственного регулирования,
так как она лишь обеспечивает условия
экономической заинтересованности или
незаинтересованности в деятельности
юридических и физических лиц и не строится
на базе властно-распорядительных отношений.
Одновременно налоговая политика как
косвенный метод государственного регулирования
более гибко воспринимается экономикой
и поэтому более широко применяется в
рыночных системах, чем методы прямого
государственного регулирования. В каждой
стране налоговые системы подвержены
непрерывному процессу совершенствования,
оказывают влияние на экономические и
социальные условия развития, приспосабливаясь
к ним. Создавая налоговую систему страны,
государство стремится использовать ее
в целях определенной финансовой политики.
В связи с этим она становится относительно
самостоятельным направлением - налоговой
политикой. В основном формы и методы налоговой
политики определяются политическим строем,
национальными интересами и целями, административно-
1.2. Принципы налоговой политики
При анализе налоговой политики необходимо различать такие понятия, как субъекты, принципы формирования и цели налоговой политики. Субъектами налоговой политики, в зависимости от государственного устройства, выступают федерация, субъекты федерации (земли, республики, входящие в федерацию, области и т. д.) и муниципалитеты (города, районы, городские округа, поселения и т. д.). Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах их полномочий, установленных налоговым законодательством. Как правило, субъекты Федерации и муниципалитеты имеют право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов, установленного федеральным налоговым законодательством. Вместе с тем им предоставляются широкие полномочия по установлению налоговых ставок, льгот и других преференций, а также в установлении налоговой базы. Проводя налоговую политику, ее субъекты могут воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков, создавать такие условия их хозяйствования, которые наиболее выгодны как для самих налогоплательщиков, так и для экономики региона в целом. Результативность налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу. Различают следующие основные принципы построения налоговой системы:
• соотношение прямых и косвенных налогов;
• применение прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессии или преобладание пропорциональных ставок;
• дискретность
или непрерывность
• широта применения налоговых льгот, их характер и цели;
• использование
системы вычетов, скидок и изъятий
и их целевая направленность.
1.3. Границы налогообложения
При обосновании
налоговой политики следует четко
определить границы налогообложения. Многовековая история развития
налогов убедительно показывает, что налогообложение
имеет определенные пределы. Вопрос поиска
критической точки налогообложения занимает
умы политиков и ученых на протяжении
многих столетий. Общепризнанным является
вывод о том, что, во-первых, предел обложения
лежит в размерах потребностей государства,
для покрытия которых устанавливаются
налоги, во-вторых, он заключается в способности
юридических и физических лиц уплачивать
эти налоги. С учетом социально-экономической
ситуации и решаются конкретные вопросы
выбора границ налогообложения. Таким
образом, основополагающим принципом
при определении границы налогообложения
должен быть принцип способности физических
и юридических лиц осуществлять налоговый
платеж.
На кривой Лаффера отмечают следующие критические точки:
Если ставка налога будет увеличиваться по сравнению с r a, то произойдет не увеличение, а уменьшение суммы налоговых поступлений в бюджет, т. е. при r b > r a , T b < T a ,поскольку при больших ставках налога снижаются стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности. Итак, суть «эффекта Лаффера» заключается в следующем: если экономика находится справа от точки А (например, в точке В), то уменьшение уровня налогообложения до оптимального (r a ) в краткосрочный период приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном периоде - к их увеличению, поскольку возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности, произойдет переход из «теневой» в легальную экономику. Таким образом, кривая Лаффера отражает объективную зависимость. В то же время установить конкретное расположение критической точки на кривой очень трудно, и она определяется эмпирическим путем. При этом необходимо учитывать множество факторов как в сфере производства и обращения, так и в сфере потребления.
Методы осуществления налоговой политики зависят от тех целей, к которым стремится государство, проводя налоговую политику. В современной мировой практике наиболее широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, замена одних способов или форм налогообложения другими, изменение сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения, введение или отмена налоговых льгот и преференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок. Налоговая политика проводится (осуществляется) ими посредством методов:
• Управление заключается в организующей и распорядительной деятельности финансовых и налоговых органов, которая нацелена на создание совершенной системы налогообложения и основывается на познании и использовании объективных закономерностей ее развития.
• Информирование (пропаганда) — деятельность финансовых и налоговых органов по доведению до налогоплательщиков информации необходимой им для правильного исполнения налоговых обязанностей. В данном случае имеется в виду информация о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и сроках уплаты и т.п.
• Воспитание имеет своей целью привитие налогоплательщикам осознанной необходимости добросовестного исполнения ими своих налоговых обязанностей, и предполагает осуществление просветительской работы по разъяснению необходимости налогообложения для государства и общества.