Налоговая система государства. Налоги и их виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 13:08, реферат

Описание работы

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Содержание работы

Введение.
Понятие налоговой системы.
Общие понятия.
Сущность и принципы налогообложения.
Элементы налога.
Способы взимания.
Виды налоговой системы.
Функции налога.
Виды налога.
Стабильность и подвижность налогов.
Система налогообложения в России.
Классификация налогов в российской экономике.
Основные налоги в России.
Особенности налогообложения в России.
Заключение.

Файлы: 1 файл

referat.doc

— 66.35 Кб (Скачать файл)

Налоговая система России строится на основе единых принципов для всех предпринимателей и предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. Основными принципами являются:

  • равнонапряженность налогового изъятия;
  • однократность налогообложения, недопущение двойного обложения;
  • стабильность, гибкость, простота, доступность, определенность;
  • заблаговременность установления ставок и правил исчисления налога и его уплаты.

Возглавляет налоговую систему  Государственная налоговая служба РФ, которая входит в систему центральных органов государственного управление России, подчиняется Президенту и Правительству РФ и возглавляется руководителем в ранге министра. Главной задачей Государственной налоговой службы РФ является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

 

Классификация налогов в российской экономике

С 1992 года в нашей стране действует новая налоговая система. Основные принципы ее построения определил  закон об "Основах налоговой  системы в РФ" от 28.12.91 (введен с 01.01.92). Он установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяет плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности  налоговых органов. Установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщикам осуществляется высшим органом законодательной власти и в соответствии с вышеуказанным законом.

Налоговая система Российской Федерации разделяет налоги на 3 вида:

  1. Федеральные;
  2. Республиканские налоги и сборы республик в составе РФ, национально-госyдарственных и административных образований, устанавливаемые законами этих республик и решениями государственных органов этих образований;
  3. Местные налоги и сборы, устанавливаемые местными органами государственной власти в соответствии с законодательством РФ и республик в составе РФ;

К федеральным налогам относятся:

1) налог на добавленную  стоимость; 

2) акцизы на отдельные  группы и виды товаров; 

3) налог на доходы банков;

4) налог на доходы от  страховой деятельности;

5) сбор за регистрацию  банков и их филиалов;

6) налог на операции  с ценными бумагами;

7) таможенные пошлины; 

8) отчисления на воспроизводство  материально-сырьевой базы, зачисляемые  в специальный внебюджетный фонд РФ;

9) платежи за пользование  природными ресурсами;

  1. подоходный налог с физических лиц;
  2. налог на прибыль с предприятий (подоходный налог);

12) налоги, служащие источником  образования дорожных фондов;

13) гербовый сбор;

14) государственная пошлина; 

15) налог с имущества,  переходящего в порядке наследования  и дарения; 

  1. сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образовываемых на их основе слов и словосочетаний;
  2. транспортный налог с предприятий.

 

Все суммы поступлений  от налогов указанных в подпунктах 1 - 7 и 16 зачисляются в федеральный бюджет. Налоги, указанные в подпунктах 10 и 11 являются регулирующими доходными источниками, а суммы отчислений по ним, зачисляемые непосредственно в республиканский бюджет республики в составе РФ, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты др. уровней, определяются при утверждении республиканского бюджета республики в составе РФ, краевого, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов автономных округов.

Федеральные налоги (в том  числе размеры их ставок), объекты налогообложения, плательщики налогов и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.

 

Все республиканские налоги являются общеобязательными.

К налогам республик в  составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов относятся  следующие налоги:

1) налог на имущество  предприятий, сумма платежей по  налогу равными долями зачисляется  в республиканский бюджет республики  в составе РФ, краевые, областные  бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов по месту нахождения плательщиков;

2) лесной налог; 

3) плата за воду, забираемую  промышленными предприятиями из  водохозяйственных систем;

4) республиканские платежи  за пользование природными ресурсами. 

 

Налоги устанавливаются  законодательными органами (актами) РФ и взимаются на всей ее территории. При этом конкретные ставки определяются законами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, если иное не установлено законодательными актами РФ.

Из местных налогов (всего 22) общеобязательных только 3: налог на имущество с физических лиц, земельный, а также регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

К местным относятся следующие  налоги:

1) налог на имущество  физических лиц. Сумма платежей  по налогу зачисляется в местный  бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения;

2) земельный налог. Порядок  зачисления поступлений по этому  налогу в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле;

3) регистрационный сбор  с физических лиц, занимающихся  предпринимательской деятельностью,  сумма сбора зачисляется в  бюджет по месту их регистрации; 

4) налог на строительство  объектов производственного назначения  в курортной зоне;

5) курортный сбор;

6) сбор за право торговли: сбор устанавливается районными,  городскими, коллективными, сельскими органами исполнительной власти. Сбор уплачивается путем приобретения разового талона или временного патента и полностью зачисляются в соответствующий бюджет;

7) целевые сборы с граждан  и предприятий, учреждений, организаций,  независимо от их организационно-правовых  форм, на содержание милиции, на  благоустройство территорий и др. цели. Ставки устанавливаются соответствующими органами государственной власти. При этом годовые ставки сборов с физических и юридических лиц имеют определенные ограничения;

8) налог на рекламу:  уплачивают юридические и физические  лица, рекламирующие свою продукцию  по ставке, не превышающей 5% стоимости  услуг по рекламе; 

9) налог на перепродажу  автомобилей, вычислительной техники  и персональных компьютеров. Налог  устанавливают юридические и  физические лица, перепродающие  указанные товары по ставке, не  превышающей 10% суммы сделки;

10) сбор с владельцев  собак. Сбор вносят физические  лица, имеющие в городах собак  (кроме служебных), в размере, не  превышающем 1/7 установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в год;

11) лицензионный сбор за  право торговли винно-водочными  изделиями. Сбор вносят юридические и физические лица, реализующие винно-водочные изделия населению;

12) лицензионный сбор за  право проведения местных аукционов  и лотерей. Сбор вносят их  устроители в размере, не превышающем  10% стоимости заявленных к аукциону  товаров или суммы, на которую  выпущены лотерейные билеты;

13) сбор за выдачу ордера  на квартиру, сбор вносится физическими лицами при получении права на заселение отдельной квартиры, в размере, не превышающем 3/4 установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в зависимости от общей площади и качества жилья;

14) сбор за парковку  автотранспорта. Сбор вносят юридические  и физические лица за парковку  автомашин в специально оборудованных  для этого местах в размере,  установленном местными органами власти;

15) сбор за право использования  местной символики. Сбор вносят  производители продукции, на которой  используется местная символика (гербы, виды городов и прочее) в размере, не превышающем 0.5% стоимости реализуемой продукции;

16) сбор за участие в  бегах на ипподромах. Сбор вносят  юридические и физические лица, выставляющие своих лошадей на  состязания коммерческого характера,  в размерах, устанавливаемых местными органами власти, на территории которых находится ипподром;

17) сбор за выигрыш на  бегах. Сбор вносят лица, выигравшие  в игре на тотализаторе на ипподроме в размере, не превышающем 5% суммы выигрыша;

18) сбор с лиц, участвующих  в игре на тотализаторе на  ипподроме. Сбор вносится в  виде процентной надбавки к  плате, установленной за участие  в игре, в размере, не превышающем  5% этой платы; 

19) сбор со сделок, совершаемых  на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами. Сбор вносят участники сделки в размере, не превышающем 0.1% суммы сделки;

20) сбор за право проведения  кино- и телесъемок. Сбор вносят  коммерческие кино- и телеорганизации, производящие съемки, требующие от местных органов управления осуществления организационных мероприятий, в размерах, установленных местными органами власти;

21) сбор за уборку территорий  населенных пунктов. Сбор вносят  юридические и физические лица  в размере, установленном местными  властями;

22) налог на содержание  жилищного фонда и объектов  социально-культурной сферы.

 

Большинство местных налогов  устанавливается законодательными актами РФ и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки налогов  определяются законодательными актами республик или решением органов государственной власти краев, областей и т. д. Отдельные из местных налогов могут вводиться региональными и городскими органами власти и зачисляются в местные бюджеты.

Расходы предприятий и  организаций по уплате налогов и  сборов, указанных в пунктах "7" и "8", "20" и "21" относятся  на финансовые результаты деятельности предприятий; земельного налога - на себестоимость  продукции (работ, услуг). Остальные  местные налоги и сборы уплачиваются предприятиями и организациями за счет части прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль.

Ответственность за правильность исчисления и уплаты налога несет  налогоплательщик. В первую очередь уплачиваются все поимущественные налоги и пошлины (налог на имущество предприятия и др.), их сумма вычитается из налогооблагаемого дохода или налогооблагаемой прибыли. Затем уплачиваются местные подоходные налоги, после чего с оставшейся суммы рассчитываются и уплачиваются все остальные налоги (налог на прибыль и др.).

 

Основные  налоги Российской Федерации

Индивидуальный  подоходный налог (налог на личные доходы) является вычетом из доходов (обычно годовых) налогоплательщика — физического лица. Это один из основных видов прямых налогов. Существующий порядок налогообложения физических лиц определяется законом Российской Федерации от 7 декабря 1991 года "О подоходном налоге с физических лиц". Плательщиками подоходного налога являются физические лица, как имеющие, так и не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации, включая иностранных граждан, так и лиц без гражданства. Объектом налогообложения физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году.

Законом предусматривается  довольно обширный перечень доходов, не подлежащих налогообложению. Например, не подлежат налогообложению государственные пособия по социальному страхованию и по социальному обеспечению (кроме пособий по временной нетрудоспособности). Не подлежат налогообложению все виды пенсий, назначенных в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации. Не включаются в совокупный доход также доходы в денежной и натуральной форме, полученные от физических лиц в порядке наследования и дарения; стоимость подарков, полученных от предприятий, учреждений и организаций в течение года в виде вещей или услуг, не превышающая сумму двенадцатикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

Информация о работе Налоговая система государства. Налоги и их виды