Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 17:50, курсовая работа
Налоговая система в Российской Федерации начала создаваться в 1991 году, когда в декабре был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них закон “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, “О налоге на добавленную стоимость” и другие. Эти законы установили перечень налогов, сборов, пошлин и других платежей, поступающих в бюджетную систему России, определили категории налогоплательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. К настоящему времени в некоторые из этих законов внесены изменения и дополнения, некоторые из них утратили силу в связи с введением в действие налогового кодекса Российской Федерации (части I и II).
Следует отметить, что в основе доходов бюджета лежат, прежде всего налоговые поступления. В последнее время наблюдается недостаток средств в государственном бюджете, что говорит о не совершенствовании налоговой системы и проводимой налоговой политике.
Введение……………………………………………………………………… 3
1.Сущность и история налогов……………………………………………… 5
1.1 Понятие и роль налогов……………………………………………… 5
1.2.Функции налогов……………………………………………………... 6
2. Налоговая система Российской Федерации……………………………… 8
2.1. Структура российской налоговой системы………………………… 8
2.2. История возникновения налоговой системы……………………….. 9
2.3. Принципы построения налоговой системы РФ…………………….. 10
3. Некоторые проекты по реформированию налоговой системы в РФ…… 18
3.1. Налоговая реформа Романовского М.В. и Врублевской О.В……... 18
3. 2. Модель налоговой реформы Черника Д.Г………………………… 19
3. 3. Налоговая реформа Сорокина А.В…………………………………. 21
3. 4. Проект налоговой реформы, предложенный Похмелкиным В.В… 22
4.Осуществление проектов реформирования современной налоговой системы……………………………………………………………………….. 24
4.1. Проект Ассоциации «Налоги России»……………………………… 24
4.2. Направления реформирования налоговой системы в России…….. 27
Заключение…………………………………………………………………… 30
Литература……………………………………………………………………. 31
Федеральное агентство по образованию филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования.
«Удмуртский государственный университет»
в городе Губкинском.
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
На тему: «Налоговая система и ее реформирование в современной России»
Выполнил:
студентка 2 курса
«Финансы и кредит»
Научный руководитель:
Кандидат экономических
наук. Доцент.
г. Губкинский 2012г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1.Сущность и история налогов……………………………………………… 5
1.1 Понятие и роль налогов……………………
1.2.Функции налогов……………………………………………………...
2. Налоговая система Российской Федерации……………………………… 8
2.1. Структура российской налоговой системы………………………… 8
2.2. История возникновения налоговой системы……………………….. 9
2.3. Принципы построения налоговой системы РФ…………………….. 10
3. Некоторые проекты по реформированию налоговой системы в РФ…… 18
3.1. Налоговая реформа Романовского М.В. и Врублевской О.В……... 18
3. 2. Модель налоговой реформы Черника Д.Г………………………… 19
3. 3. Налоговая реформа Сорокина А.В…………………………………. 21
3. 4. Проект налоговой реформы, предложенный Похмелкиным В.В… 22
4.Осуществление проектов
реформирования современной налоговой
системы……………………………………………………………
4.1. Проект Ассоциации «Налоги России»……………………………… 24
4.2. Направления реформирования налоговой системы в России…….. 27
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение.
Важнейшим элементом рыночной экономики является налоговая система. Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан по ставкам, установленными в законном порядке. Появление налогов на заре человеческой цивилизации связано с возникновением самых первых общественных потребностей. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.
В современном обществе налоги - это основной источник доходов государства. Именно налоги лежат в основе доходной части федерального, региональных и местных бюджетов любой развитой страны. Кроме фискальной функции налоги используются в качестве инструмента экономического воздействия государства на структуру и динамику общественного воспроизводства, на направления социально-экономического развития.
Регулирующая функция налогов не менее важна, чем задача наполнения бюджета. Специалисты прекрасно понимают, что налоги не должны носить исключительно фискальный характер. Так, снижение налогов не должно быть благотворительной по отношению к кому-то акцией, а служить мерой, направленной на расширение налоговой базы с целью улучшения общих финансовых результатов национального хозяйства. Менее очевидно, что снижение налогов – не всегда благо. При определенных условиях эта мера может нанести немалый ущерб экономике, а следовательно, всему обществу.
При создании или реформировании налоговой системы главный предмет работы – не снижение (или повышение) налогов, а их гармонизация. Налоговая система должна оптимально соответствовать уровню экономического развития страны.
Налоговая система в Российской Федерации начала создаваться в 1991 году, когда в декабре был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них закон “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, “О налоге на добавленную стоимость” и другие. Эти законы установили перечень налогов, сборов, пошлин и других платежей, поступающих в бюджетную систему России, определили категории налогоплательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. К настоящему времени в некоторые из этих законов внесены изменения и дополнения, некоторые из них утратили силу в связи с введением в действие налогового кодекса Российской Федерации (части I и II).
Следует отметить, что в основе доходов бюджета лежат, прежде всего налоговые поступления. В последнее время наблюдается недостаток средств в государственном бюджете, что говорит о не совершенствовании налоговой системы и проводимой налоговой политике.
1.Сущность и история налогов.
1.1 Понятие и роль налогов.
Налоги — одно из древнейших изобретений человечества. Они появились вместе с государством и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения функций этих органов. С одной стороны, ни одно государство не может нормально существовать без взимания налогов, с другой стороны, налоги — это один из признаков государства.
В настоящее время налог имеет законодательно установленное содержание, основанное на достижениях правовой науки и практики и в значительной степени учитывающее взаимодействие частных и публичных имущественных интересов.
Согласно ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Роль налогов в современной экономической системе очень велика. Налоги не только являются основой доходной части государственного бюджета. Налоговая система сегодня выступает как один из основных инструментов регулирования экономики и социальной сферы, поскольку с ее помощью государство может оказывать влияние на распределение национального дохода. В России роль налогообложения как инструмента экономической политики в последние годы существенно возросла, что связано с развитием негосударственного сектора экономики и сокращением сферы прямого государственного регулирования.
1.2.Функции налогов
В экономической системе налоги выполняют три функции: фискальную, перераспределительную и стимулирующую. Исторически наиболее ранней и одновременно основной функцией налогов является фискальная.
С помощью реализации фискальной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача реализации фискальной функции обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней.
Изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п.
Перераспределительная функция налогов связана с использованием как инструмента выравнивания доходов населения. Рыночный механизм обеспечивает рост эффективности производства, однако он безразличен к социальным последствиям принимаемых решений. Возникающее на его основе распределение дохода может порождать большее социальное неравенство, чем это желательно для общества. В рамках рыночной системы часть людей по объективным причинам не может самостоятельно обеспечить себе такой уровень доходов, который необходим для нормальной жизни. Речь идет о социально-уязвимых слоях населения, таких как инвалиды, пожилые граждане, многодетные семьи и др. Несмотря на определенный прогресс, достигнутый в данной области в послевоенные годы, низкий уровень жизни определенных слоев населения продолжает оставаться острой проблемой не только в развивающихся, но и в экономически развитых странах.
Стимулирующая, или регулирующая функция означает, что государство через финансовую политику влияет на процессы воспроизводства, накопления капитала, величину платёжеспособного спроса. Через систему налоговых льгот и налоговых санкций происходит регулирование производственной и социальной активности.
С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения.
Указанное
разграничение функций
2. Налоговая система Российской Федерации.
2.1. Структура российской налоговой системы.
Структура российской налоговой системы предполагает поступление налогов и сборов в бюджеты трех уровней: федеральный, региональные и местные. Законодательные акты, регулирующие введение, изменение или отмену налогов, порядок их расчета, а также налоговые льготы, принимаются на федеральном уровне. В отношении региональных и местных налогов региональные и местные органы власти обладают полномочиями по установлению налоговых ставок в пределах, утвержденных федеральным законодательством, порядка и сроков уплаты налогов, форм отчетности, а также налоговых льгот для определенных категорий налогоплательщиков. Ниже приводится перечень налогов и сборов, уплачиваемых юридическими и физическими лицами на территории Российской Федерации.
Федеральные налоги:
-налог на добавленную стоимость;
-акцизы;
-налог на доходы физических лиц;
-налог на прибыль организаций;
-налог на добычу полезных ископаемых;
-водный налог;
-сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
-государственная пошлина.
Региональные налоги:
-налог на имущество организаций;
-налог на игорный бизнес;
-транспортный налог.
Местные налоги:
-земельный налог;
-налог на имущество физических лиц.
2.2. История возникновения налоговой системы.
Историю развития налоговых систем в мире вряд ли можно отнести к числу счастливых страниц в книге человечества. В разные времена и в разных странах налоги собирались различными способами. Как правило, власти облагали определенной данью какой-то регион или округ, назначали человека или орган для сбора налогов и снабжали его инструкцией о том, как это следует делать. Подобная система нередко приводила к тому, что сборщики налогов, наделенные правом залезать в чужие карманы, стремились собрать больше, чем требовало правительство. По этой причине налоги в истории всегда ассоциировались с несправедливостью.
Налогообложение в Древней Руси начало складываться в конце IX в. в период объединения древнерусских племен и земель. Основной его формой были поборы в княжескую казну — дань. Первоначально эти поборы носили нерегулярный характер и существовали в виде контрибуции с побежденных народов. Но в последствии дань превратилась в систематический прямой налог, который уплачивался деньгами, продуктами питания и изделиями ремесел.
Первые прямые и косвенные русские налоги после свержения монголо-татарского ига ввел Иван III. Основным прямым налогом был подушный налог, взимаемый в основном с крестьян и посадских людей. Особую роль для становления молодого Московского государства при Иване III играли целевые налоговые сборы. Ведущее место занимали акцизы и пошлины.
Именно в царствование Ивана III были заложены основы налоговой отчетности. В первой налоговой декларации — «сошном письме» — площадь земельных участков делилась на условные податные единицы «сохи», на основании чего и взимались прямые налоги.
Система налогообложения была упорядочена в царствование царя Алексея Михайловича. В 1655 г., например, была создана Счетная палата, функцией которой был контроль за фискальной деятельностью приказов, а также исполнение доходной части российского бюджета.
Переход к рыночной экономике оказался немыслим без формирования доходной части бюджета, без налогов. В начале 90-х гг. была осуществлена широкомасштабная налоговая реформа, подготовлены и приняты основополагающие налоговые законы Российской Федерации: «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г., «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27 декабря 1991 г., «О налоге на добавленную стоимость» от 6 декабря 1991 г., «О подоходном налоге с физических лиц» от 7 декабря 1991 г.
В результате к началу 1992 г. налоговая система России в основном была сформирована. Новый этап ее развития начался с принятием в 1998 г. Налогового кодекса РФ (первой его части).
Информация о работе Налоговая система и ее реформирование в современной России