Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2015 в 23:33, курсовая работа
Описание работы
Актуальность исследования определяется тем, что ни одно государство не может обойтись без налогов и поэтому налоги являются тем фоном, на котором происходят экономические и политические процессы в обществе. Если налоги разумны, государство имеет возможность сконцентрировать значительные средства, направить их на выполнение тех функций, которые возложены на него обществом. Такие налоги позволяют в правильном направлении развиваться экономике и богатеть гражданам. На современном этапе трансформации экономической системы России важным условием ее целостности и стабильности является эффективное функционирование ее подсистем, в том числе и налоговой системы.
Содержание работы
Введение……………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Налоговая система как инструмент регулирования социально-экономических процессов…………………………………………………………………………………………5 1.1 Налоговая система понятие, цели, содержание, роль………………………………...5 1.2 Принципы построения налоговой системы………………………………………….10 1.3 Особенности современной налоговой системы РФ…………………………………13
Глава 2. Основные направления развития налоговой системы Российской Федерации………………………………………………………………………………………14 2.1 Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы……………14 2.2 Перспективы развития налоговой системы РФ……………………………………...15
Функциональное предназначение
системы налогообложения в целом должно
распространяться на все его практические
формы, если следовать фундаментальным
принципам налогообложения и исходить
сущностного содержания экономических
категорий «налог» и «налогообложение».
Однако набор конкретных налоговых форм
(видов налогов и условий управления ими)
при разработке налоговой концепции должен
быть сориентирован на главную цель –
равномерное разложение фискальной и
регулирующей нагрузки между плательщиками
и территориями. Иными словами, между группами
прямых и косвенных налогов должно быть
установлено максимально возможное равновесие.
Косвенные налоги преследуют фискальные
цели, а прямые налоги – стимулирующие
цели. Более того, функционирование каждого
вида налога должно быть организовано
(организовать – значит определить в законе
экономически обоснованную налоговую
концепцию в рамках конкретного налога
и обеспечить ей соответствующее методическое
оформление в инструктивных положениях
к закону), так, чтобы обеспечивалось относительное
равновесие фискальной и регулирующей
налоговых функций. Это достигается установлением
оптимального соотношения прямых и косвенных
налогов.
Принципы построения налоговой
системы
Впервые принципы налогообложения
были сформулированы в XVIII в. великим шотландским
исследователем экономики и естественного
права Адамом Смитом (1725—1793) в его знаменитом
труде «Исследование о природе и причинах
богатства народов» (1776 г.). Он выделил
пять принципов, названных впоследствии
«Декларацией прав плательщика» [6] :
- Налоги не должны быть
чрезмерно обременительны.
- Они должны быть понятны
налогоплательщикам.
- Каждый налогоплательщик
должен знать, какую сумму и
в какой срок он должен оплатить
и почему.
- Налоги должны быть
справедливыми, и при сходных
обстоятельствах разные налогоплательщики
должны платить примерно одинаковые
налоги.
- Государство должно уметь
собирать налоги, не расходуя
на это слишком большие средства.
Сегодня эти постулаты называют
классическими принципами налогообложения.
Реализация этих принципов и в настоящее
время остается приоритетной задачей
налогового законодательства.
Принципы построения эффективной
налоговой системы достаточно обоснованы
в налоговой теории и включают в себя следующие:
- Экономическая эффективность
- налоговая система не должна
мешать развитию предпринимательства
и эффективному использованию
ресурсов (материальных, трудовых и
финансовых).
- Определенность налогообложения
- налоговая система должна быть
построена таким образом, чтобы
налоговые последствия принятия
экономических решений предпринимателем
(и юридическим, и физическим лицом)
были определены заранее и
не изменялись в течение длительного
периода времени. Таким образом,
этот принцип практически смыкается
с принципом стабильности налоговой
системы.
- Справедливость налогообложения
- этот принцип является основным
при построении налоговой системы
и предполагает справедливый
подход к различным налогоплательщикам,
а также приоритет интересов
налогоплательщика в отношениях
между ним и налоговой администрацией.
- «Простота налогообложения
и низкий уровень издержек по взиманию
налогов - налоговое законодательство
должно содержать простые формулировки,
понятные большинству налогоплательщиков,
а процедура взимания налогов должна быть
относительно дешевой.» [7]
Система налогообложения Российской
Федерации базируется на следующих принципах
(часть 1 НК РФ, статья 3):
1) принцип всеобщности
налогообложения и принцип равенства
прав налогоплательщиков – каждое
лицо должно уплачивать законно
установленные налоги и сборы;
2) принцип не дискриминации
(нейтральности) налогообложения в
отношении форм экономической
деятельности – налоги и сборы
не могут иметь дискриминационный
характер и применяться исходя
из социальных, расовых, национальных,
религиозных и иных подобных
критериев;
3) принцип недопустимости
создания препятствий реализации
гражданами своих конституционных
прав – недопустимы налоги
и сборы, препятствующие реализации
гражданами своих конституционных
прав; налоги и сборы должны
иметь экономическое основание
и не могут быть произвольными;
4) принцип единства экономического
пространства – не допускается
устанавливать налоги и сборы,
нарушающие единое экономическое
пространство РФ и, в частности,
прямо или косвенно ограничивающие
свободное перемещение в пределах
территории РФ товаров (работ, услуг)
или финансовых средств, либо
иначе ограничивать или создавать
препятствия для не запрещённой
законом экономической деятельности
физических лиц и организаций;
5) принцип определённости
правил налогообложения – при
установлении налогов должны
быть определены все элементы
налогообложения; акты законодательства
о налогах и сборах должны
быть сформулированы таким образом,
чтобы каждый точно знал, какие
налоги (сборы), когда и в каком
порядке он должен уплачивать;
ни на кого не может быть
возложена обязанность уплачивать
налоги и сборы, а также иные
взносы и платежи, обладающие
установленными НК РФ признаками
налогов или сборов, не предусмотренные
НК РФ либо установленные в
ином порядке, чем это определено
НК РФ.
6) принцип истолкования
всех неясностей в налоговом
законодательстве в пользу налогоплательщика
– все неустранимые сомнения,
противоречия и неясности актов
законодательства о налогах и
сборах толкуются в пользу
плательщика налога или сбора.
В экономической литературе
встречается и ряд других организационных
принципов налогообложения, которые носят
объективный характер. К ним можно отнести:
1) принцип подвижности (эластичности)
– суть его заключается в
том, что налоговая нагрузка может
быть оперативно изменена в
соответствии с объективными
потребностями государства;
2) принцип стабильности
– этот принцип предполагает
постоянство налоговой системы,
что важно для субъектов налоговых
отношений (для государства при
формировании доходной части
бюджета, а для плательщиков –
при планировании своих доходов,
в том числе налоговом планировании);
3) принцип исчерпывающего
перечня региональных и местных
налогов – суть его заключается
в исключении возможности установления
и введения дополнительных налогов
субъектами РФ и органами местного
самоуправления.
«В мировой практике имеет место
использование и ряда других принципов
налогообложения, к которым можно отнести
принцип доступности и открытости информации
по налогообложению; принцип презумпции
невиновности; принцип стабильности налогового
законодательства; принцип создания максимального
удобства для налогоплательщиков; принцип
обложения чистых доходов налогоплательщика
и др.» [8]
1.3 Особенности современной
налоговой системы РФ
Перечислим основные особенности,
характеризующие «современную систему
регулирования налогообложения в РФ»:
[9]
Первое. Налоговый кодекс РФ
установил закрытый перечень налогов
и сборов, который может быть изменен или
дополнен только законом, принятым Федеральным
Собранием. До этого, в силу Указа Президента
РФ № 2268 от 22.12.1993 г., законодательные (представительные)
органы власти субъектов Федерации (включая
и органы местного самоуправления) имели
право вводить на своей территории практически
любые налоги, сверх включенных в установленный
перечень.
Второе. В главах, определяющих
конкретные режимы налогообложения, представлены
как отдельные самостоятельные налоги,
так и группы налогов одинакового или
близкого типа (например, акцизы (в главе
«Акцизы», пошлины (в главе «Государственная
пошлина»), налоги на отдельные виды доходов
(в главе «Налог на доходы физических лиц»),
и т.д.). При этом для целей классификации
налогов применен административно-территориальный
принцип (налога на уровне федерации, регионов
и местных органов власти) – вместо экономического
или фискально-правового.
Третье. С принятием Налогового
кодекса приказы, инструкции и методические
указания, издаваемые налоговыми органами,
не относятся к актам законодательства
о налогах и сборах, и для налогоплательщиком
имеют не более, чем рекомендательную
силу. Кроме того, с вхождением Федеральной
налоговой службы в систему Министерства
финансов РФ и функции по разъяснению
законодательных актов по налогообложению
также переданы финансовым органам.
Четвертое. Таможенные пошлины
в РФ выведены из категории «налогов»,
их сбор (как и иных таможенных платежей)
регулируется особым таможенным законодательством
(Таможенный кодекс, закон о таможенном
тарифе). Соответственно, и таможенные
органы утратили статус налоговых органов
(хотя в их функции по-прежнему вменяется
взимание, кроме таможенных пошлин, также
и таких налогов (при импорте товаров и
услуг), как НДС и акцизы).
Пятое. Согласно новому Налоговому
кодексу РФ у налоговых органов изъята
функция сбора налогов (оставлена только
функция контроля за уплатой налогов),
налоговые платежи должны поступать непосредственно
на бюджетные счета казначейства (или
местных органов власти), хотя последние,
и не наделены правами налоговых органов.
Глава 2. Основные
направления развития налоговой системы
Российской Федерации
2.1 Проблемы и ограничения развития
современной налоговой системы
Говоря о проблемах современной
налоговой системы РФ, прежде всего, стоит
отметить проблему налогового администрирования
– налоговая система РФ по-прежнему остается
очень громоздкой, неэкономичной и малоэффективной.
Большое количество налогов, сложные методики
их расчета, наличие большого количества
бюрократических процедур приводят к
значительному увеличению трудоемкости,
как налогового учета, так и налогового
инспектирования.
Решение проблемы стимулирующего
влияния системы налогообложения на экономическую
деятельность предприятий, развитие производства
и экономическое развитие страны в целом
являются в настоящее время одной из первоочередных
задач государства.
«Эффективное налогообложение,
возможно, обеспечить путем гармоничного
сочетания выбранного налогового механизма
с целями и задачами, которые ставит перед
собой государство при управлении экономикой
страны.»
Эффективность налогообложения
определяется соотношением налоговых
поступлений в бюджеты с общими затратами
на сбор налогов, в том числе и в отношении
к каждому конкретному налогу. Эффективность
налогообложения заключается в следующем:
– для государства – в увеличении
доходов бюджета за счет налоговых поступлений
и развитии налогооблагаемой базы;
– для хозяйствующих субъектов
– в получении максимально возможных
доходов (прибыли) при минимизации налоговых
платежей;
– «для населения – в получении
достаточных доходов для существования
при уплате установленных налогов, за
счет которых государство предоставляет
необходимые социальные услуги.» [10]
При формировании проекта бюджета
учитывалось налоговое законодательство,
действующее на момент составления проекта
бюджета, а также одобренные основные
направления налоговой политики, предусматривающие
внесение изменений и дополнений в законодательство
Российской Федерации о налогах и сборах.
2.2 Перспективы развития налоговой
системы РФ
Одним из важнейших направлений
налоговой политики в долгосрочной перспективе
является поддержание такого уровня налоговой
нагрузки, который, с одной стороны, не
создает препятствий для устойчивого
экономического роста и, с другой стороны,
- отвечает потребностям в бюджетных доходах
для предоставления важнейших государственных
услуг. Такой приоритет определен в Концепции
долгосрочного социально-экономического
развития РФ на период до 2020 года, которая
была разработана Минэкономразвития и
одобрена Распоряжением Правительства
РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р. В ней определено,
что основным стратегическим направлением
в сфере налоговой политики является усиление
стимулирующего влияния налоговой системы
на развитие экономики при одновременном
выполнении фискальной функции.
В Бюджетном послании Президента
РФ Федеральному Собранию РФ от 25.05.2009
г. «О бюджетной политике в 2010-2012 годах»
определено, что налоговая политика должна
быть нацелена на решение двух основных
задач - модернизацию российской экономики
и обеспечение необходимого уровня доходов
бюджетной системы. В трехлетней перспективе
приоритеты Правительства РФ в области
налоговой политики составлены с учетом
преемственности ранее поставленных базовых
целей и задач и направлены на создание
эффективной налоговой системы, сохранение
сложившегося к настоящему моменту налогового
бремени.
Одним из наиболее значимых
предложений по изменению налогового
законодательства является отмена единого
социального налога (ЕСН). В связи с принятыми
решениями о проведении пенсионной реформы
начиная с 1 января 2010 года, ЕСН будет заменен
страховыми взносами на обязательное
пенсионное страхование, обязательное
медицинское страхование и обязательное
социальное страхование на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством.
Помимо этого планируется внесение
изменений в действующее законодательство
о налогах и сборах по следующим направлениям.
Налог на прибыль
организаций:
В среднесрочной перспективе
должны быть приняты дополнительные меры
в области совершенствования налогообложения
прибыли, а именно:
• в рамках проведения амортизационной
политики предлагается в ближайшие годы
пересмотреть подходы к классификации
основных средств на группы и определению
норм амортизации для этих групп;