Направления развития антиинфляционной политики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ антиинфляционной политики РФ, обозначив при этом основные направления развития. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть сущность инфляции, ее причины и последствия.
2.Рассмотреть механизмы инфляционного регулирования.
3.Обозначить особенности борьбы с инфляцией в России.
4. Определить перспективные направления развития антиинфляционной политики для нашей страны.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................4
Глава 1. Понятие, цели и задачи антиинфляционной политики
1.1 Теория инфляции: понятие, виды, причины возникновения, последствия..............................................................................................................6
1.2 Понятие и цели антиинфляционной политики........................................12
1.3 Теоретические подходы к определению механизмов регулирования инфляции................................................................................................................16
1.3.1 Фискальная антиинфляционная политика государства.......................16
1.3.2 Кредитно-денежная политика государства. Политика цен
и доходов................................................................................................................21
Глава 2. Перспективные направления развития антиинфляционной политики в России: краткосрочные и долгосрочные меры................................................25
2.1 Этапы формирования антиинфляционной политики в РФ....................25
2.2 Анализ антиинфляционных процессов в I квартале 2009 года..........................................................................................................................32
2.3 Перспективы антиинфляционной политики на 2009 год.......................37
Заключение.............................................................................................................42
Список литературы................................................................................................43

Файлы: 1 файл

Курсовая по эк.т. Антиинфляционная политика.doc

— 247.50 Кб (Скачать файл)

Главной причиной конечного  провала “цивилизованного” покрытия дефицита бюджета стало рассогласование  и даже противоречие двух направлений финансовой политики: денежной и бюджетной. Денежная политика вела к падению производства и объемов доходов, а бюджетная исходила из предполагаемого возрастания хотя бы номинального объема доходов.

Еще один немаловажный дефект антиинфляционной политики в 1996 - 1998 гг. состоял в том, что в России впервые в мировой практике была применена дефляция - сжатие спроса - в условиях экономического спада путем невыплаты заработной платы, пенсий, пособий. Тем самым государство переложило свои финансовые трудности на плечи населения. За рубежом дефляционная политика как правило проводится только в условиях “перегрева” экономической конъюнктуры, и ее крайняя мера - блокирование роста заработной платы. Дефляция в России способствовала обострению социально-экономических противоречий, которые в конечном итоге усугубили инфляционный процесс.

Валютно-финансовый кризис 1998 г., давший толчок новому витку инфляции, доказал неэффективность монетаристских методов подавления инфляции. Применяемые монетаристские рекомендации борьбы с инфляцией не учитывали ее многофакторность и подрывали основы национальной экономики России. Становится очевидным, что для сдерживания темпов роста инфляции требуется комплексный подход к антиинфляционной политике.

После финансового кризиса  в бюджете Российской Федерации на 1999 г годовая инфляция прогнозировалась на уровне 30%. Сохранялся значительный инфляционный потенциал, который при малейшем толчке мог вновь проявиться в росте потребительских цен.

Снижения уровня инфляции в 2000-2003 гг. удалось достигнуть благодаря проведению взвешенной бюджетной и кредитно-денежной политики, соответствующей адаптационным возможностям развития экономики (государственные бюджеты в 2000-2003 гг. были исполнены с профицитом); улучшению состояния финансовой дисциплины, сокращению неплатежей и бартера.10

В отличие от 2004 года, с середины 2005 года наметилась устойчивая тенденция снижения темпов роста цен. За июнь-октябрь 2005 года темпы роста потребительских цен были более чем в два раза ниже прошлогодних показателей. На снижение темпов инфляции во II полугодии 2005 года сказались замедление роста денежных агрегатов в I полугодии 2005 года против соответствующего периода предыдущего года, приостановление роста цен на горюче-смазочные материалы, значительное сезонное снижение цен на продукцию сельского хозяйства в летний период вследствие хорошего урожая 2005 года, рост импорта мясных и других продовольственных товаров.

К формам накопления инфляционного  потенциала последних пяти лет можно  отнести следующее:

· Избыточная и слабо управляемая ликвидность в банковской системе. Несмотря на то, что в последнее время банки активизировали свою деятельность в сфере потребительского, жилищного и ипотечного кредитования. Жилищное кредитование из-за неэластичности предложения рынка жилья и наличия длительных циклов через увеличение спроса напрямую способствует повышению цен.

· Монетизация льгот.

· Ухудшение делового климата, повышение политических рисков

· Рост мировых цен  на нефть.

· Постоянный рост импорта на промышленные и продовольственные товары.

 

2.2 Анализ антиинфляционных процессов в I квартале 2009 года

Ценовая ситуация на внутреннем рынке в январе-марте 2009 года характеризовалась замедлением динамики инфляционных процессов на фоне снижения уровня жизни в республике. В результате удешевления ряда значимых товарных групп к концу периода практически сохранился масштаб цен, зафиксированный в декабре 2008 года.

Инфляционная ситуация в I квартале 2009 года диаметрально отличалась от сложившейся в базисном периоде: после ценового кризиса 2007-2008 гг., начало текущего года характеризовалось минимальными за ряд лет среднемесячными темпами удорожания (в пределах 0,2%). По данным Государственной службы статистики Министерства экономики ПМР, инфляция за январь-март 2009 года сложилась на уровне 0,6% (табл. 1).

 

Таблица 1

Темпы роста потребительских  цен, %

 

Январь – март

2007 г.

2008 г. 

2009 г.

Темпы роста  цен на продовольственные товары

103,8

112,7

99,3

Темпы роста  цен на непродовольственные товары

102,3

104,9

101,7

Темпы роста  тарифов на услуги

121,1

114,2

101,1

Сводный индекс потребительских цен

106,4

110,8

100,6

Базовая инфляция

101,3

108,4

100,6

Небазовая инфляция

109,0

106,9

98,8


 

Зафиксированная в первые месяцы 2009 года ценовая стабильность стала следствием инверсии факторов, спровоцировавших прошлогодний всплеск цен: расширение предложения и соответствующее удешевление продовольствия, замораживание административными мерами тарифов в сфере услуг, сужение спроса в розничной торговле, вследствие изменения экономического поведения населения на фоне значительных экономических трудностей.

В условиях снижения уровня благосостояния граждан приоритетом  государственной политики стало максимально жёсткое ограничение отпускных цен и установление предельной торговой надбавки по основным продуктам питания и медикаментам, расходы на которые, как правило, не могут выступать объектом экономии. Следующим шагом выступило замораживание на прошлогоднем уровне тарифов на услуги естественных монополий – газ, электроэнергию, отопление, водопотребление и водоотведение.

В результате тенденции, определяющие краткосрочный  характер развития потребительского рынка (сезонно-административные факторы), оказали нивелирующее воздействие на инфляцию, что было выражено в отрицательном значении «небазовой инфляции» (-1,2%). Дополнительным фактором стало резкое замедление динамики базовой составляющей (в 6,4 раза до 1,3%).

При анализе  официальных статистических показателей  необходимо учесть произошедшие изменения в механизме фиксации инфляционных процессов: в структуре потребительских расходов произведено уменьшение удельных весов продовольственных продуктов (с 43,2% в 2008 году до 40,0%) и сферы услуг (с 27,1 до 26,2%), при соответствующем расширении долевого участия непродовольственных товаров (от 29,7 до 33,7%). Однако следует отметить, что в условиях кризиса для потребителей в большей степени характерен режим экономии в расходах на промышленные товары и лишь затем сокращение затрат на продовольствие или услуги. Таким образом, произведённая корректировка, учитывая реальную динамику поведения участников рынка, обусловленную ухудшением социально-экономических условий, в конечном итоге отрицательно скажется на достоверности отражения фиксируемых процессов.

В общих тенденциях уменьшения инфляционного давления роль продовольственного сектора определялась интенсивным снижением цен на животноводческую продукцию: яйца (-36,5%), молочные продукты (-12,7%), мясо и птицу (-4,8%). Подешевели мука и хлебобулочные изделия (-8,9 и -6,2%), растительное масло (-7,7%), крупы и бобовые (-14,6%), что являлось закономерным следствием хорошего урожая прошлого года.

В сегменте непродовольственных  товаров, несмотря на практически трёхкратное  замедление, темпы инфляции были наибольшими (+1,7%). Стремительное – до 10% –  удорожание обуви, одежды и её элементов, моющих средств и товаров бытовой химии лишь частично нивелировалось отрицательным вектором динамики стоимости бензина.

Вместе с  тем при снижении цен на топливо  на 19,4%, транспортные тарифы возросли в  среднем на 15,1%. В целом за рассматриваемый период рынок услуг характеризовался повышением тарифов только на 1,1%, чему способствовало удешевление коммунальных услуг на 7,7%, поддерживаемое отсутствием корректировок тарифов естественных монополий.

В I квартале текущего года значимое влияние на ценовые тенденции в республике оказала ситуация на валютном рынке. Так, обусловленная рядом объективных факторов девальвация рубля в отдельные периоды выразилась в активизации спекулятивных настроений в розничной торговле. Ориентируясь на завышенный курс доллара США, продавцы манипулировали ценами на товары, извлекая дополнительную прибыль на спровоцированном кредитными организациями валютном ажиотаже. Сравнительная динамика цен в разрезе стран в январе – марте 2009 года представлена в таблице 2.

 

Таблица 2

Сравнительная динамика цен в разрезе стран в январе-марте 2009 года, %

 

ПМР

Молдова

Россия

Украина

Темпы роста  цен на продовольственные товары

99,3

96,9

105,0

...

Темпы роста  цен на непродовольственные товары

101,7

98,0

103,8

...

Темпы роста тарифов на услуги

101,1

100,3

108,5

...

Сводные темпы  роста потребительских цен

100,6

98,2

105,4

105,9


 

Сильная девальвация  национальных денежных единиц по отношению  к основным валютам в конце 2008-начале 2009 года стала фактором, поддерживающим инфляцию в близлежащих государствах: в России и Украине цены на внутренних потребительских рынках продолжили активный рост, несмотря на общемировые тренды (табл. 3). Следует отметить, что в условиях глобальной рецессии в большинстве экономик наблюдалось замедление темпов роста цен или дефляция.

В индустриальном комплексе  падение цен в ряде отраслей стало  отражением сужения ёмкости рынков сбыта. В среднем оптовые цены остались на уровне конца прошлого года. При этом для потребителей существенно подешевели товары химической промышленности, строительные материалы и продукты питания.

 

Таблица 3

Темпы роста отпускных  цен в отраслях промышленности, %

 

Январь - март

 

2008 год

2009 год

Чёрная металлургия

102,5

100,5

Электроэнергетика

104,4

100,0

Продолжение таблицы

Машиностроение и металлообработка

104,2

102,7

Электротехническая промышленность

105,3

101,3

Химическая промышленность

104,1

84,2

Деревообрабатывающая  и мебельная промышленность

102,2

100,4

Промышленность строительных материалов

125,8

96,3

Стекольная промышленность

110,7

100,0

Лёгкая промышленность

103,8

101,6

Пищевая промышленность

110,9

94,5

Полиграфия

115,3

106,9

Всего по промышленности

105,0

100,0


 

Несмотря на полученную со стороны государства поддержку, крайне негативным фактором стал вынужденный простой ряда производств в начале текущего года. Падение жизненного уровня работников реального сектора сопровождалось отменой в условиях экономического кризиса запланированного повышения заработной платы в бюджетной сфере. В результате финансовые затруднения стала вызывать не только покупка вещей длительного пользования, но и приобретение одежды, а людям, столкнувшимся с потерей заработка, денег не хватает даже на оплату услуг и продукты. В условиях, когда режим экономии стал основной стратегией выживания, маловероятным представляется выход по итогам года на прогнозируемый показатель инфляции в размере 16%.

 

2.3 Перспективы  антиинфляционной политики на 2009 год

 

В настоящее время  проблема инфляции в России становится особенно актуальной в связи со сменой модели экономического развития (2007-2009 гг.) в сторону усиления факторов инновационного развитии, увеличения инвестиционной активности. Сделан акцент на развитие социальной сферы, технологическую модернизацию, инновационную структуру, повышение конкурентоспособности, улучшение инвестиционного климата, повышение энергетической безопасности и модернизацию энергетики, обновление региональной политики.

13 декабря был опубликован  "План мероприятий по снижению  темпов роста потребительских  цен на 2008–2009 годы", подготовленный Министерством экономического развития и торговли. В нем представлены разработки по борьбе с растущей инфляцией. Несмотря на то, что реальный уровень инфляции в текущем году значительно превысил прогнозируемый (реальные 12% против предполагавшихся 7–8%), программа не рассчитана на принятие каких-либо срочных мер. Основные положения плана будут приведены в действие во втором квартале 2009 года.11

Одним из условий реализации этих важнейших задач является стабилизация рубля. Правительство РФ впервые утвердило комплекс антиинфляционных мер, которые выгодно отличаются от ранее применявшихся разрозненных методов воздействия на инфляционный процесс. Во-первых, предусмотрено ограничение роста регулируемых цен на продукцию (услуги) естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ при усилении контроля за издержками монополистов. Во-вторых, намечены меры по снижению темпа роста цен на ГСМ с 16% в 2005 г. до 6-8% в 2007г. В-третьих, Правительство прогнозирует замедление роста цен на продовольственные товары (7,4%-7,6 % в 2007 г.; 4,8% в 2009 г.)12 Добиться этого предполагается с помощью роста предложения этих товаров и доступа крестьян и фермеров на рынки.

Реформы коснутся и ЖКХ. В наступающем году ожидается  значительный рост стоимости жилищно-коммунальных услуг. В связи с этим правительство решило пойти на частичную либерализацию цен в данной области (некоторые цены все же останутся под государственным контролем). Cуть этих мер состоит в том, что правительство составит список услуг, цены на которые будут устанавливаться и регулироваться государством.

Информация о работе Направления развития антиинфляционной политики в России