Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 14:16, курсовая работа
Цель данной работы – исследовать научно-техническую политику России.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать порядок, принципы формирования государственной научно-технической политики;
- определить основные направления научно-технического развития в России;
- выявить особенности формирования федеральных и региональных научно-технических программ;
- обозначить принципы функционирования технопарков и технополисов, их возможности для создания инноваций;
- исследовать проблемы развития науки.
Введение…………………………………………………………………………..4
1. Сущность и принципы государственной и региональной научно-технической политики
1.1. Основные понятия, применяемые в научно-технической
деятельности……………………………………………………………………....6
1.2. Порядок формирования государственной
научно-технической политики…………………………………………………...7
1.3. Основные цели и принципы государственной
научно-технической политики…………………………………………………...8
1.4. Основные направления научно-технического развития России…………10
1.5. Общегосударственная и региональная инновационная политика……….12
1.6. Технопарки и технополисы………………………………………………...18
2. Проблемы и задачи развития научно-технической политики.
2.1. Проблема реформирования науки…………………………………………22
2.2. Кадровый потенциал науки………………………………………………...25
2.3. Проблема “утечки умов”…………………………………………………....29
2.4. Финансирование науки……………………………………………………..31
2.5. Задачи реализации государственной политики…………………………...33
Заключение…………………………………..…………………..……………….36
Список используемой литературы…………
8
Федеральное агентство по образованию
Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
ЮРГИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИНУТ
ТОМСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Факультет | Экономики и менеджмента |
Специальность | «Менеджер организации» |
Кафедра | ЭиАСУ |
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ.
Курсовая работа по дисциплине «Макроэкономика»
Студент гр.17180 ___________________ А.О. Базыгина
Руководитель
ст. преподаватель _______________ ____ Е.В. Полицинская
Юрга – 2010
Задание на выполнение курсовой работы.
Федеральное агентство по образованию
Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
ЮРГИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИНУТ
ТОМСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
«УТВЕРЖДАЮ»
Зав. кафедрой ЭиАСУ
_________М.В. Момот
«___»__________ 2010г.
ЗАДАНИЕ
на выполнение курсовой работы по дисциплине
«Макроэкономика»
Студенту гр. 17180 Базыгиной А.О.
Тема курсовой работы: Научно-техническая политика: возможности и проблемы.
Срок сдачи студентом выполненной курсовой работы: ____________.
Курсовая работа должна содержать:
Титульный лист
Задание на курсовую работу
Реферат
Содержание
Введение
Основную часть
Заключение
Список использованных источников
Дата выдачи задания ________________.
Руководитель: ______________________ Е.В. Полицинская
(подпись, дата)
Задание принял
к исполнению: ______________________
(подпись, дата)
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 38 стр., 8 источников.
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕЗУЛЬТАТ, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ, ГРАНТЫ, ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ РАЗРАБОТКИ, ТЕХНОПАРКИ, “УТЕЧКА УМОВ”, ТЕХНОПОЛИСЫ.
Цель данной работы – исследовать научно-техническую политику России.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать порядок, принципы формирования государственной научно-технической политики;
- определить основные направления научно-технического развития в России;
- выявить особенности формирования федеральных и региональных научно-технических программ;
- обозначить принципы функционирования технопарков и технополисов, их возможности для создания инноваций;
- исследовать проблемы развития науки.
Работа содержит две главы.
В первой главе рассмотрена сущность и принципы государственной и региональной инновационной политики.
Во второй главе рассматриваются проблемы развития научно-технической политики, а также основные задачи, решение которых необходимо для дальнейшего развития науки.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Сущность и принципы государственной и региональной научно-технической политики
1.1. Основные понятия, применяемые в научно-технической
деятельности………………………………………………
1.2. Порядок формирования государственной
научно-технической политики…………………………………………………...
1.3. Основные цели и принципы государственной
научно-технической политики…………………………………………………...
1.4. Основные направления научно-технического развития России…………10
1.5. Общегосударственная и региональная инновационная политика……….12
1.6. Технопарки и технополисы……………………………………………….
2. Проблемы и задачи развития научно-технической политики.
2.1. Проблема реформирования науки…………………………………………22
2.2. Кадровый потенциал науки………………………………………………...25
2.3. Проблема “утечки умов”…………………………………………………....29
2.4. Финансирование науки……………………………………………………..31
2.5. Задачи реализации государственной политики…………………………...33
Заключение…………………………………..……………
Список используемой литературы……………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
Эта работа посвящена исследованию государственной научно-технической политики, ее составляющих и перспектив развития современного состояния инновационной системы России, как основной платформы ее осуществления.
Прежде всего, необходимо сформулировать, что такое государственная политика, какие цели она призвана достичь. Определить ответственные за ее воплощения ведомства и организационные структуры. Важно осветить те приоритетные направления, по которым государство, в рамках проводимой им научно-технической политики, оказывает поддержку научным процессам в стране, инноваторам и инновационному бизнесу в целом. Осветить приоритетные задачи в области правового регулирования научно-технической деятельности.
Для более наглядного представления о том, как собственно правительство РФ воплощает в жизнь научно-техническую политику, необходимо рассмотреть ее механизмы и инструменты. Конечно, не надо забывать, что эти инструменты весьма масштабны. Их непросто и не быстро можно создать, а уж тем более отладить до высокой степени эффективности. Однако такие шаги наше правительство уже делает и делает их в правильном направлении. Не останется в стороне от рассмотрения и важнейшие программы научно-технического развития России, чьи программы закреплены в соответствующих федеральных документах. Ну и наконец, несколько слов необходимо сказать о самой инновационной системе РФ. Сейчас она находится в периоде становления. Надо сказать, государство эту идею далеко не отпускает. В глубинах соответствующих ведомств разрабатываются программные документы, в которых закрепляются основные компоненты и их взаимосвязь.
1. Сущность и принципы государственной и региональной научно-технической политики.
1.1 Основные понятия, применяемые в научно-технической деятельности.
Научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.
Экспериментальные разработки - деятельность, которая основана на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта, и направлена на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование.
Государственная научно-техническая политика - составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.
Научно-технический результат - продукт научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе.
Научно-техническая продукция - научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации.
Гранты - денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.
1.2. Порядок формирования государственной научно-технической политики.
Согласно федеральному закону «О науке и государственной научно-технической политике» государственная научно-техническая политика формируется в следующем порядке:
1. Направления государственной научно-технической политики на среднесрочный и долгосрочный периоды определяются Президентом Российской Федерации на основе специального доклада Правительства РФ, формируемого с учетом предложений субъектов РФ.
2. Законодательный орган государственной власти РФ ежегодно, в соответствии с посланием Президента РФ “О положении в РФ” и предложениями Правительства РФ, определяет, при утверждении федерального бюджета, годовые объемы средств, выделяемых для выполнения федеральных научно-технических программ и проектов, объем финансирования научных организаций и размер средств, направляемых в федеральные фонды поддержки научно-технической деятельности, а также систему экономических льгот, стимулирующих эту деятельность.
3. Определение основных направлений государственной научно-технической политики, научно-техническое прогнозирование, выбор приоритетных направлений развития науки и техники, разработка рекомендаций и предложений о реализации научных и научно-технических программ и проектов, об использовании достижений науки и техники осуществляются в условиях гласности, с использованием различных форм общественных обсуждений, экспертиз и конкурсов.
Государственная научно-техническая политика в отношении отраслей разрабатывается и реализуется соответствующими органами исполнительной власти с привлечением хозяйствующих субъектов и их объединений с учетом единой государственной научно-технической политики.
4. Государственная научно-техническая политика субъектов РФ формируется и проводится при взаимодействии органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ.
Государственная научно-техническая политика на региональном уровне разрабатывается и реализуется органами государственной власти субъектов РФ с учетом единой государственной научно-технической политики и интересов регионов.
5. Органы государственной власти содействуют сохранению высокого уровня научно-технического потенциала организаций, выпускающих продукцию оборонного назначения, и других организаций в условиях конверсии, оказывают экономическую, организационную, социальную и иную поддержку их научным коллективам.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за выполнение работ по федеральной научно-технической программе, осуществляет, по отношению к организациям оборонных отраслей, работающим по указанной программе, функции государственного заказчика и обеспечивает необходимые меры по их государственной поддержке.
1.3. Основные цели и принципы государственной научно-технической политики.
Основными целями государственной научно-технической политики являются:
1. развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала;
2. увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства;
3. реализация важнейших социальных задач;
4. обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства;
5. повышение эффективности и конкурентоспособности продукции;
6. улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства;
7. укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства;
8. упрочение взаимосвязи науки и образования.
Государственная научно-техническая политика осуществляется исходя из следующих основных принципов:
- признание науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил государства;
- гласность и использование различных форм общественных обсуждений при выборе приоритетных направлений развития науки и техники и экспертизе научных и научно-технических программ и проектов, реализация которых осуществляется на основе конкурсов;
- гарантия приоритетного развития фундаментальных научных исследований;
- интеграция научной, научно-технической и образовательной деятельности на основе различных форм участия работников, аспирантов и студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования в научных исследованиях и экспериментальных разработках, посредством создания учебно-научных комплексов на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования, научных организаций академий наук, имеющих государственный статус, а также научных организаций министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;
- поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники;
- концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники;
- стимулирование научно-технической и инновационной деятельности через систему экономических и иных льгот;
- развитие научно-технической и инновационной деятельности посредством создания системы государственных научных центров и других структур;
- стимулирование научно-технической и инновационной деятельности субъектов Российской Федерации и интеграция их научно-технического потенциала;
- развитие международного научного и научно-технического сотрудничества Российской Федерации.
1.4 Основные направления научно-технического развития в России.
“Переход России к инновационному пути развития - это единственная возможность сделать нашу страну конкурентоспособной и войти в мировое сообщество на равных” - говорится в “Основах политики РФ в области развитии науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу”. Переход к инновационному развитию страны определён в этом документе как основная цель государственной политики в области развития науки и технологий. И как одно из важнейших направлений государственной политики в области развития науки и технологий - формирование развития национальной инновационной системы.
Политика, формируемая Министерством образования и науки РФ, нацелена на реализацию этих целей и задач. Основные задачи, которые призвана решать федеральная целевая научно - техническая программа:
1. определение приоритетов в сфере науки и технологий и их реализация;
2. развитие системы научных и технических приоритетов, механизмов создания и построения государственно-частного партнёрства;
3. развитие инфраструктурной деятельности, т.е. построение инновационной инфраструктуры в России;
4. содействие укреплению материально-технической базы научной деятельности ВУЗов, совершенствование нормативно-правовой базы науки и инновационной сферы, и др.
Управление программой осуществляется Научно-координационным советом под руководством Министра. По шести основным научно - техническим направлениям сформированы приоритеты:
- наноиндустрия и перспективные материалы;
- энергосберегающие технологии и альтернативные источники энергии;
- технологии живых систем;
- информационно-
- экология и рациональное природопользование;
- безопасность и противодействие терроризму.
В новой редакции программы следует отметить 3 основных блока, в рамках которых строится работа: генерации знаний, разработка технологий и коммерциализация технологий.
Первый блок - генерация знаний
В рамках этого блока реализуется около 250 проблемно-ориентированных поисковых исследований фундаментального характера и прикладные разработки. Осуществляется также поддержка научно-организационного и методического обеспечения интеграции научной и образовательной деятельности, поддерживаются плотные проекты в этой сфере, создаются научно-образовательные комплексы.
Второй блок - разработка технологий
Этот блок ориентирован на поддержку и развитие прикладных научных исследований и разработок. В рамках этого блока около 120 опытно-конструкторских, технологических и экспериментальных разработок впервые получили финансовую поддержку. Каждый проект получал в среднем около 10 млн. рублей. Это примерно на порядок больше того, что было до реализации последней редакции программы.
Третий блок программы - коммерциализация технологий
В первую очередь, здесь следует говорить о создании и развитии эффективных механизмов государственного и частного партнёрства. Хорошими примерами в этой связи могут стать реализуемые, начиная с 2003 года, важнейшие инновационные проекты государственного значения, которые были поддержаны еще Министерством промышленности, науки и технологий РФ и очень успешно продолжают развиваться при поддержке Федерального Агентства науки и инноваций, фактически при поддержке Министерства образования и науки РФ.
Важнейший элемент - это финансовая инфраструктура. В первую очередь, это бюджетные и внебюджетные фонды, такие как: фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере; российский фонд технологического развития (РФТР).
РФТР - внебюджетный фонд, который формируется из тех отчислений, которые предприятия, освобождая эти отчисления от налогов, направляют в отраслевые фонды, внебюджетные фонды НИОКР и головные организации, координирующие их деятельность. Он формируются за счёт 25% отчислений от тех средств, которые собирают отраслевые фонды. Направляются средства на поддержку серьёзных научно - технических, инновационных проектов.
1.5 Общегосударственная и региональная инновационная политика.
Инновационная политика призвана обеспечить увеличение валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий, а также расширения на этой основе рынков сбыта отечественных товаров.
В этой связи к основным направлениям государственной инновационной политики можно отнести:
1. Разработку и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования, системы институциональных преобразований, защиты интеллектуальной собственности в инновационной сфере и введение ее в хозяйственный оборот.
2. Создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции. В процессе активизации инновационной деятельности необходимо участие не только органов государственного управления, коммерческих структур, финансово-кредитных учреждений, но и общественных организаций, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
3. Развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, производственно-
4. Развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологичных организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности.
5. Совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ. Реализация в отраслях экономики относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов и при поддержке государства позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации, усилить приток в них частных инвестиций.
6. Реализацию критических технологий и приоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов. Ключевой задачей формирования и реализации инновационной политики является выбор относительно небольшого числа важнейших базовых технологий, оказывающих решающее влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции в отраслях экономики и обеспечивающих переход к новому технологическому укладу.
7. Использование технологий двойного назначения. Такие технологии будут применяться как для производства вооружений и военной техники, так и для продукции гражданского назначения.
Важную роль в комплексе предлагаемых мер играют институциональные преобразования (приватизация, создание финансово-промышленных групп, демонополизация в инновационной сфере, малое предпринимательство и другие), направленные на создание рыночной инфраструктуры и способствующие активизации инновационной деятельности, обеспечивающей рост производства конкурентоспособной продукции и освоение высоких технологий.
В этих целях необходимо в соответствии с законодательством предусматривать создание в регионах инновационных центров, которые будут обеспечивать координацию взаимодействия и поддержку участников инновационной деятельности.
Реализация основных этапов инновационной деятельности, начиная от превращения научно-технических разработок в инновационный продукт, привлекательный для инвестора, производителя и покупателя, и кончая освоением их в производстве, требует расширения сети технопарков, бизнес-инкубаторов, инновационно-технологических центров в тех регионах России, где сосредоточена инфраструктура, обеспечивающая активизацию инновационного процесса.
Под региональной научно-технической политикой понимается совокупность установленных целей и приоритетов развития научно-инновационной деятельности в регионе, путей и средств их достижения на основе взаимодействия региональных и федеральных органов управления. В основе формирования региональной инновационной политики лежит так
называемая теория создания благоприятных условий среды для нововведений. Её центральным моментом является динамичная эффективность региональной производственной структуры, а основным инструментом - передача инноваций и технологий (так называемых трансфер-технологий). Разработка и реализация региональной инновационной политики - не самоцель. Она направлена на повышение вклада научно-инновационной сферы в НТП страны, в экономику региона, улучшение социально-экономических показателей региона за счет эффективного использования его инновационного потенциала.
Региональная инновационная политика, представленная в виде программы, содержит следующие разделы:
1. Анализ состояния научно-инновационной сферы с целью выявления уровня и степени использования инновационного потенциала; перспективности и направлений инновационной деятельности, её масштаба и влияния на конкурентоспособность продукции региона; структурных институциональных изменений; условий повышения инновационной активности.
2. Цели и приоритеты развития научно-инновационной деятельности в регионе. Система и структура целей должна быть разработана на основе следующих принципов:
- региональные цели должны вытекать из общей концепции научно-технического развития страны и не противоречить стратегическим федеральным целям;
- региональные цели должны быть сформулированы с учетом специфики и потребностей региона;
- цели региональной программы должны исходить не из наличия ресурсов и возможностей, наоборот, ресурсная программа должна формироваться из установленных целей;
- конкретная разработка структуры целей и в целом целевой программы должна осуществляться на уровне современных методик с широким использованием независимых экспертов и системы экспертных оценок;
- международного научно-технического сотрудничества;
- государственных (федеральных) программ ускорения научно-технического прогресса;
- собственно региональной (муниципальной) политики развития научно-технического потенциала; - отдельных промышленных предприятий и научных учреждений государственной и муниципальной форм собственности;
- отдельных приватизационных промышленных и научно-технических фирм;
- применительно к конкретным научным коллективам (группам) и отдельным ученым, самостоятельно решающим приоритетные научно-технические задачи.
Ранги целей на перечисленных уровнях региональной инновационной политики устанавливаются в системе долгосрочного и краткосрочного планирования и прогнозирования регионального социально-экономического развития.
Самым реалистичным по выбору приоритетов развития инновационной сферы можно считать подход, ориентированный на глобальные критерии НТП, развитие высоких технологий.
Вторым обобщающим ориентиром в выборе приоритетов научно-инновационного развития является достижение целей его социально-экономического развития. Главная задача органов регионального управления при этом состоит в создании благоприятной экономической среды и условий для повышения инвестиционной активности в научно-инновационной сфере.
Третий момент: инновационная политика в регионе должна иметь селективный, строго избирательный характер, не стремясь охватить все направления научно-технического развития, а, выбрав узкие поля стратегического прорыва, по которым возможно достижение или превышение мирового технологического уровня, сконцентрировать на этих полях основную часть ограниченных централизованных и региональных ресурсов.
Четвёртый момент: приоритеты региональной научно-технической и инновационной политики нужно ориентировать на деконцентрацию научного потенциала, поворот его к насущным нуждам комплексного развития и самообеспечения регионов, формирование сети технополисов и наукоградов.
Каждый регион имеет свою специфическую, воспроизводственную, отраслевую и технологическую структуру, свою систему приоритетов и должен рассчитывать на собственные силы и ресурсы при реализации этой стратегии. Однако, в условиях переходной экономики таких сил и ресурсов, как правило, немного или вообще нет, поэтому необходимы федеральные инновационные программы, нацеленные на оказание стартовой помощи в технологическом преобразовании регионов, на развитие инновационной инфраструктуры, подготовку кадров и т.д.
Пятый момент: Россия не может оказаться в стороне от мирового научно-технического прогресса. Это было бы пагубно для её будущего. Необходимо активно включаться в мировое научное сообщество и мировой технологический рынок, находить в нём ниши и осваивать их, менять приоритеты и специфику внешнеэкономических связей, перенося постепенно центр тяжести с топливно-сырьевых, на высокотехнологичные рынки.
Наконец, и что особенно важно, необходимо сформировать цивилизованный рыночный механизм реализации селективной научно-технической политики. Речь идет, прежде всего, об инновационном мотивационном механизме, экономической поддержке инновационной активности.
1.6 Технопарки и технополисы.
Технопарки – агломерация наукоемких фирм, группирующихся вокруг крупного университета, института, лаборатории. Основная задача парка – это сокращение сроков внедрения научных идей в практику. Парки располагают специальной инфраструктурой (здания, сооружения, телекоммуникации), которая наряду с определенными налоговыми льготами предоставляется новым наукоемким фирмам.
Технополисами называют научно-производственные городки, которые размещаются поблизости от крупного промышленного центра. Идея строительства технополисов возникла в Японии вначале 80-х гг.
Технопарки функционируют в общем поле так называемых зонтичных структур. Эти структуры (к которым относятся также бизнес-инкубаторы, инновационные центры, инжиниринг-центры и др.) призваны обслуживать начинающих предпринимателей, ученых, разработчиков, инженеров с целью обеспечить быстрое и прямое внедрение разработок и бизнес-планов. Специфика технопарка – научные, конструкторские и технологические разработки, связанные с высокими технологиями (hi-tech).
Основу деятельности технопарка составляет производственная деятельность. Для решения специфических задач, связанных с осуществлением этой деятельности создаются отдельные юридические лица – малые предприятия. Эти малые предприятия, будучи изолированными друг от друга, попадают в довольно сложную ситуацию, ибо они имеют весьма ограниченные финансовые, технические, кадровые и прочие возможности. По этой причине малые предприятия имеют тенденцию к образованию объединений, которые получили название – технологический парк или, сокращенно, технопарк. Итак, технопарк – это объединение малых вузовских фирм, имеющее целью создание общей системы экономико-правового обслуживания, технического обслуживания, а также общей системы инвестиций и общей системы ведения инновационной деятельности. Иными словами, технопарк – это дружественная среда, в которой обеспечивается высокая выживаемость малых вузовских фирм наукоемкого производства, благоприятные условия для их развития. Для справки сообщу, что в экономически благополучной Финляндии 2/3 малых фирм развивается в течение пяти лет, если их оставить без поддержки, без дружественной среды обитания.
Сейчас в России 56 технопарков. Некоторые уже прошли период становления и успешно работают, признаны международными экспертами (например, технополис Зеленоград в Свердловской области, технопарки в Уфе и Томске, Международный центр развития науки и технологий “Дубна”). В этих структурах функционируют 900 инновационных фирм и 150 малых обслуживающих фирм, создано свыше 7 тысяч новых рабочих мест.
В целом, можно сказать, что технопарки прижились на российской земле. Важную роль играют специальные фонды финансирования, инициируемые государством и объединениями предпринимателей, Российский фонд фундаментальных исследований, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и т.д.
Но в этой сфере есть и немалое количество проблем. Ключевыми проблемами технопарков и инкубаторов бизнеса является отсутствие надежной правовой базы их создания и развития (хотя сами понятия и признаки технопарков, концепция и технология их создания уже выработаны), недостаточность материально-технической и финансовой поддержки со стороны государства и, конечно, отсутствие квалифицированных кадров. Положение также осложняется сложной экономической ситуацией в стране, особенно высокими налогами на производство и дороговизной кредита.
Важным фактором развития сектора высоких технологий в мировой экономике является становление и совершенствование систем технопарков и технополисов. Для полноценного функционирования этих образований требуется активное участие государства в их создании и поддержании. Необходимо образование специальных фондов, кредитующих рискованные научно-технические проекты, создание консультационных структур, помогающих инновационным фирмам находить и вести дела с иностранными партнерами. Целесообразно также формирование специальных баз данных по вновь возникающим проектам, которые смогли бы помочь покупателю и продавцу найти друг друга.
Технопарки являются важным элементом современной экономики. Технопарки можно рассматривать с нескольких точек зрения.
Во-первых, технопарк можно рассматривать как особый вид свободной экономической зоны, на территории которой усиленно развивается разработка наукоемкой продукции, формируются новые кадры, технико-внедренческие зоны, с этой стороны технопарк отвечает требованиям соответствия основным процессам, происходящим в мировой экономике.
Во-вторых, наука дает стимул развитию бизнеса, главным образом малого, что позволяет говорить о технопарках, как о форме поддержки малого предпринимательства, развитие которого позволяет выйти на качественно новую ступень общественного воспроизводства.
В-третьих, именно в технопарках наука получает финансовые и прочие дополнительные возможности для ведения фундаментальных и прикладных изысканий, тем самым наука получает большую независимость от государства. В связи с этим технопарки являются привлекательной формой поддержки отечественной науки.
Таким образом, процесс зарождения и развития технопарков не должен обойти Россию с ее достаточно сложной экономической ситуацией. Одним из способов выхода из сложившегося кризиса является опора на отечественную науку и наукоемкое производство. В связи с этим технопарки могут сыграть одну из важнейших ролей в этом процессе.
2. Проблемы и задачи развития научно-технической политики России.
Современные проблемы российской науки неотделимы от мировых процессов развития высоких и наукоемких технологий, поиска оптимальных моделей реформирования и того, какими реальными возможностями располагает наша страна для финансирования отечественной науки. Разумеется, фундаментальная и прикладная наука в этих процессах имеют свои собственные корпоративные интересы, но их объединяет одно – стремление наиболее эффективно включить уникальный национальный научный потенциал в процесс возрождения экономики страны.
Независимо от того, идет ли речь о фундаментальной, прикладной, отраслевой или вузовской науке, проблемы с которыми они сталкиваются практически одинаковы: процесс реформирования науки должен осуществляться в соответствии с единой государственной программой, не только наука, но и все общество в целом несет ответственность за то, как будут решаться вопросы сохранения и развития научного потенциала страны. И еще одна очевидная истина, без понимания которой движение вперед невозможно - отечественная наука должна быть рентабельной и общественно престижной.
2.1. Проблема реформирования науки.
Когда речь заходит о реформировании науки, то перед нами проходит череда проектов, ориентированных либо на ее полное уничтожение, либо на поиск оптимальной модели выживания, либо на то, как в условиях рыночной экономики, можно усилить коммерческий потенциал науки и сделать его существенным дополнением доходной части бюджета. Сразу оговоримся, последних предложений и проектов крайне мало.
На сегодняшний день мы можем констатировать, что старую систему управления наукой разрушили, а рыночную, в соответствии с мировыми стандартами развитых стран, пока так и не создали. В условиях ограниченного финансирования еще в 1992 г. отказались от традиционного отраслевого распределения денег на исследования и разработки и стали финансировать наиболее перспективные программы. Такая практика хорошо себя зарекомендовала в стабильных условиях Запада, но в условиях современной России себя в полной мере не оправдала. К середине 90-х годов таких, финансируемых из бюджета программ, было около сорока. По мере сокращения финансирования среди них значительно увеличилась доля фундаментальных программ.
Отсутствие отлаженного экономического механизма, нестабильность финансирования и опережающий рост цен на энергоносители и коммунальные услуги идею целевого финансирования почти полностью скомпрометировали.
Попытки привлечь к решению проблем отечественной науки местное самоуправление и российский бизнес себя также не оправдали. В сложившейся ситуации выбор управленческих решений остался небольшим - изучать и внедрять лучшее, что есть за рубежом и пытаться сохранить то, что было у нас в стране.
К 1997 году в 10 раз было сокращено финансирование науки со стороны государства, что было связано с процессом реформирования экономики в целом и последующим сокращением производства. Наука в условиях реформирования и преобразований оказалась в стороне от потребностей производства и стала занимать одно из последних мест по уровню финансирования. В сложившейся ситуации стало происходить усиление неразрешимых социальных проблем и, как следствие, интенсивное сокращение научного потенциала страны, его бегство в другие сферы экономики, включая теневые, и за рубеж.
Материально-техническая база науки также претерпела заметные изменения: объем основных фондов за 1990-1999 годы снизился более чем в три раза, а коэффициент обновления основных фондов составил 2,1% по сравнению с 10,5% в 1991 году.
В условиях затянувшегося экономического кризиса и усиления негативных тенденций в сфере науки, с середины девяностых годов была предпринята попытка реализации идеи концентрации финансовых средств на наиболее перспективных направлениях научных исследований. Ее результатом стало создание государственных научных центров (ГНЦ). Анализ их деятельности показывает, что позитивных результатов получено не было – процесс сокращения численности научных кадров и персонала, уровень заработной платы и финансирования практически ничем не отличались от средних показателей в научной отрасли. Единственный плюс реформирования академической науки так это то, что удалось сохранить ядро фундаментальной науки.
Государственные постановления, программы, концепции в своей содержательной части имели правильные выводы и рекомендации. Об этом свидетельствует программа “Государственной поддержки и интеграции высшего образования и фундаментальной науки
на 1997 – 2000 годы”, Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 1998 года № 453 “О концентрации реформирования российской науки на период 1998 – 2000 годы”, Закон Российской Федерации “О науке и государственной научно-технической политике” и другие документы. В этих документах отмечалось, что наука является важнейшим ресурсом экономического и духовного обновления России, что следует создать необходимые условия для сохранения наиболее перспективной части отечественной науки и совершенствовать систему подготовки научных кадров, что залогом успеха реструктуризации сети научных центров и организаций является стабильное и своевременное выполнение государством финансовых обязательств.
Основная причина невыполнения всех этих программ и постановлений связана с тем, что у государства в условиях доминирования принципов “дикой” рыночной экономики не было возможностей полномасштабной поддержки отечественной науки.
Накопившиеся проблемы в отечественной науке, уже сегодня сказывается на всех отраслях производства, приводят не только к технологической деградации, но и к падению уровня образованности и культуры общества, к падению спроса на результаты научных исследований. Например, в 2000 году лишь 5% отечественных предприятий применяли новые достижения, в Европе этот показатель составляет 80 - 87% .
В России ведутся работы, охватывающие 52% мирового спектра фундаментальных исследований, но и этот объем продолжает сокращаться. То, что сегодня российская наука пока еще сохраняет свои позиции в современном мире, является следствие инерционного движения за счет высот, достигнутых в прошлые десятилетия.
Доля от мировой научной продукции в области фундаментальных исследований в конце 70 годов составляла в нашей стране 20%. В настоящее время этот показатель снизился в несколько раз.
Совокупность негативных тенденций в научной сфере привела к тому, что российские научные разработки стали составлять на мировом рынке всего 0,3%, при их потенциальных возможностях овладения 10-12% этого рынка. Современный мировой объем продаж наукоемкой продукции составляет примерно 2 трлн. долларов.
2.2. Кадровый потенциал науки.
Начиная с конца 80-х годов прошлого века, в нашей стране целенаправленно сокращалась численность занятых в науке и в научном обслуживании. Если учесть, что в СССР в начале 80-х годов в сфере науки было занято более 4 миллионов человек, то в 1991 году уже только
1677 тыс., в 2001 году около 1030 тыс. человек. По численности занятых в науке, ежегодному выпуску специалистов с высшим образованием и защитивших кандидатские диссертации, СССР превосходил другие страны. В наши дни число диссертаций, защищенных российскими учеными, уменьшилось на 25%, количество специалистов с ученой степенью сократилось на 20%, из сферы науки за годы реформ ушло более 25% кандидатов наук.
В Российской академии наук работает 54164 научных сотрудника. Из них 481 – академики, 702 – члены-корреспонденты, 9043 – доктора наук, 26262 – кандидаты наук.
Обостряется проблема старения кадров. В 2000 году средний возраст ученых в стране составлял 48 лет, более 57% кандидатов наук и 83% докторов наук перешагнули за 50 лет, средний возраст профессоров – 60 лет. Мировая практика свидетельствует о том, что самые значительные исследования в науке достигались в возрасте 27-40 лет. В российской науке эта возрастная категория составляла в 1999 г. около 20%, в 2001 она сократилась до 15%.
Из 5,2 тыс. молодых специалистов, которые ежегодно приходят в научные учреждения, остаются в них не более 3,6 тыс., а потребность в ежегодном пополнении составляет 8,5 тыс. Все это говорит о том, что в нашей стране нет эффективной государственной политики поддержки молодых специалистов и реальных стимулов закрепления их в науке.
В России основная масса специалистов с высшим образованием не работает по своим специальностям. Получается, что с одной стороны впустую затрачиваются существенные интеллектуальные и финансовые ресурсы, а с другой, в производственной сфере увеличивается критическая масса специалистов, не имеющих профессиональной подготовки. Статистический анализ показывает, что более 50 % кадров не имеют сегодня соответствующего высшего образования.
Как результат ошибочной стратегии, к 2001 году ежегодный выпуск специалистов по инженерным специальностям составил в России 38,3 тыс., а в США в 6,7 раза больше – 256,1 тыс. человек.
С 1990 по 1994 год в стране проводилась кампания по сокращению приема в аспирантуру, что также отрицательно повлияло на подготовку научных кадров. С 1995 года количество аспирантов и докторантов стало заметно увеличиваться, но в основном по тем специальностям, которые в большей степени были востребованы за рубежом.
Если в течение ближайших лет, отношение к науке и к образованию не будет пересмотрено в интересах государства и общества, то окажется, что мы будем безвозмездно готовить научные и инженерные кадры для других стран.
Для того чтобы более рационально расходовать те незначительные финансовые средства, которые выделяются на подготовку научных и инженерных кадров, необходимы структурные изменения в самой системе их подготовки. Главным в этих преобразованиях должен стать учет реальных производственных потребностей и прогрессивных тенденций развития мировой науки. Другими словами, следует ориентироваться в первую очередь на подготовку специалистов по эксплуатации и модернизации существующих основных фондов и специалистов, которые будут обеспечивать развитие высоких и прогрессивных технологий.
По ходу реформирования экономики правительству приходится решать и ряд таких проблем, которые накапливались десятилетиями. Например, уже к середине 80-х годов в СССР было недостаточно специалистов экономических специальностей и юриспруденции. С переходом страны на рельсы рыночной экономики потребность в таких специалистах стала особенно велика. К 1998 году дисбаланс в специалистах по экономике и юриспруденции был в основном устранен.
В правительственном документе “Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу” была поставлена задача поддержать кадровую политику в научно-технической сфере. Особое внимание при этом уделялось вопросу сохранения в науке талантливой молодежи и плодотворной части научных кадров, вопросу удовлетворения потребностей фундаментальной науки и научных комплексов высокотехнологических отраслей промышленности. Действительность оказалась прозаичнее. Например, выделенные деньги лауреатам VI конкурса-экспертизы проектов молодых ученых, который состоялся осенью 1999 года, поступили не в начале 2000 г., как было предусмотрено, а в 2002 г. В результате более 1700 лучших молодых ученых недополучили 40% положенных им средств, к тому же тематика отдельных исследований успела устареть. Подобные примеры к сожалению не являются исключением. Сложившееся положение дел требует более значимого государственного контроля к тем финансовым потокам, которые направляются в сферу науки. Когда вопросы подготовки научных кадров решаются не в соответствии с государственными интересами, а в зависимости от имеющихся финансовых возможностей, для науки не остается шансов на существование. Количество человек занятых в научной сфере уже сократилось в наши дни до критического уровня. И, несмотря на это, появляются предложения сократить это количество до 210 – 230 тыс., то есть ровно до таких величин, которые будут соответствовать бюджетным возможностям государства.
Кадровый потенциал отечественной науки создавался десятилетиями, это трудоемкая и финансово затратная сфера производства. С ростом российской экономики и с увеличением финансовых возможностей возрастет и потребность в научных кадрах, которую оперативно реализовать уже будет невозможно.
2.3. Проблема “утечки умов”.
В конце 50-х годов ХХ века основным импортером научных мигрантов из Европы были США. С 90-х годов поток научной миграции уже шел из стран “третьего мира” и из России в Европу и в США. Если в конце 80-х годов за рубеж уезжали из России одиночки, то в конце 90-х годов уезжали целые научные коллективы кафедр, лабораторий. В результате такой повальной миграции страна уже потеряла более 80% математиков высшей квалификации, 50% физиков-теоретиков, по другим специальностям ситуация похожая.
Сегодня можно уже говорить о том, что наша страна стала интеллектуальным донором для развитых стран.
Когда говорят, что количество аспирантов и докторантов за последние годы в нашей стране существенно возросло по наиболее престижным специальностям, то это нельзя воспринимать как изменение отношения к науке. Просто молодые люди стали более прагматично относиться к жизни – учатся там, где дешевле, а получив научную квалификацию, думают о более рациональном применении своих возможностей. Для личности такие права и свободы, которые позволяют претворять в жизнь идеи космополитизма и жить там, где есть хорошая работа, привлекательны, для государства – нет.
В 1998 году “утечка мозгов” из России привела, согласно оценке ЮНЕСКО, к потере не менее 30 млрд. долларов США. Косвенные потери от эмиграции научных кадров из России по разным подсчетам, в том числе по методикам ООН, составляют от 30 до 50 млрд. долларов в год. Это значительно больше, чем прямой вывоз капитала из страны.
Для многих российских ученых и высококвалифицированного персонала, обслуживающего научную отрасль, отъезд за рубеж часто является единственной возможностью сохранить свое профессиональное увлечение и квалификацию, решить свои финансовые и социальные проблемы.
Иногда проблема “утечки умов” воспринимается отдельными чиновниками в нашей стране все еще по советским меркам, когда считалось, что уезжают те, кто склонен к активной оппозиции и к внутреннему диссидентству по отношению к существующим в государстве порядкам.
Еще один из распространенных каналов “утечки российских умов” - это работа по долгосрочным контрактам за рубежом. Статистики точной здесь нет, но примерно известно, что не менее 20% ученых и сотрудников РАН работает за рубежом. Известно, что тысячи молодых ученых, повышая свой профессиональный уровень за рубежом, осознают, что в России шансов на научную карьеру у них не много. Социологические опросы показывают, что от общего числа стажеров и студентов, обучающихся за рубежом, только 10 - 15% планируют вернуться обратно в Россию.
По-видимому, одним из важных направлений государственной научно-технической политики должно стать формирование национальной системы экспортного контроля и концепции технологической безопасности.
Из общего сокращения численности кадров науки и образования только 10% приходится на долю зарубежной миграции, остальные 90% - это, так называемая, внутренняя “утечка умов”. Она происходит в результате резкого сокращения заказов на научные исследования, отсутствия финансирования и свертывания различных долгосрочных научных программ.
Причины “утечки умов” лежат на поверхности: разница в оплате труда деятелей науки в нашей стране и в современных развитых странах мира отличается в среднем в 25 раз, материально-техническая база научной отрасли также весьма существенно отличается. В нашей стране каждый десятый ученый живет за чертой бедности, 50% ученых могут позволить приобретать себе только самое необходимое и только 8% заявили, что их доход позволяет делать незначительные сбережения на “черный день”. Данные социологических опросов показывают, что каждый пятый ученый отметил падение престижа и общественного уважения к их труду, 12% указали на то, что коммерциализация науки и образования осуществляется в ущерб качеству.
Основная “утечка умов” происходит внутри страны. По косвенным оценкам около одного миллиона бывших работников научной отрасли с начала 90-х годов стали заниматься менее квалифицированной работой в других отраслях экономики. Большинство из них на сегодняшний день существенно утратили свои профессиональные качества и, если ситуация не изменится, в скором времени будут окончательно потеряны для науки.
2.4. Финансирование науки.
Федеральный Закон Российской Федерации “О науке и государственной научно-технической политики” от 23 августа 1996 года предусматривает выделение науке 4% из расходной части бюджета. Но на практике этот закон не действует: в 1997 г. –1,2 % в 1998 – 0,7%, в 2001 г. – 1,3%. В процентном отношении мы тратим на науку меньше Чили, Румынии и Португалии, а в абсолютном отношении меньше Чехии, Финляндии и Дании.
Если научно-технический комплекс страны поглощает менее 2% ВВП, то это позволяет отнести ее к странам экспортно-сырьевой ориентации.
Затраты на приобретение исследовательской техники в академических институтах сократились в 10 раз – с 26% до 2% бюджетного ассигнования, а в отраслевой науке - с 20% до 1,5%. Вместе с тем, удельный вес активной части основных средств – машин и оборудования сократился в 7 раз.
По данным ОЭСР, удельные затраты на одного исследователя в России по паритету покупательной способности (ППС) составляют 23 тыс. долларов в год. Среди стран “большой семерки” минимальный показатель финансового обеспечения одного исследователя в Японии – 142 тыс. долларов, в США – 222 тыс. долларов.
При таких показателях нужно ставить вопрос о принципиальной возможности выполнения НИОКР, потому что невыполнение государством своих финансовых обязательств, приводит к выполнению 60-80% НИОКР, что, по существу, обесценивает всю проделанную работу.
Важным источником поддержки науки в современных российских условиях стало Постановление Правительства РФ “О предоставлении государственным научным организациям права сдачи относящегося к федеральной собственности имущества в краткосрочную аренду” от 27 марта 1997 года № 342, которое предполагало, что 30% от дохода должно получать государство, 70% - научные организации. У научной общественности появилась надежда, что, возможно, появится новый механизм стимулирования научной деятельности. Но и здесь Минфин оказался сильнее правительственного постановления: его инструктивное письмо “Об использовании доходов от сдачи в аренду имущества, относящегося к федеральной собственности” от 28 мая 1997 г. № 12-4/2 обязывало все полученные средства направлять в федеральный бюджет.
Зарубежные фонды и международные программы ежегодно финансируют российскую науку в размере 150-200 млн. долларов. Среди таких фондов можно выделить такие как ИНТАС, фонд Дж. Сороса, программу Фулбрайт, европейский фонд Коперникус, институт “Открытое общество”, АЙРЕКС, АСПРЯЛ, корпорацию Карнеги и другие.
Финансирование отечественной науки со стороны зарубежных научных центров, фондов и фирм с одной стороны оказывает необходимую поддержку для выживания нашей науки, а с другой, по демпинговым ценам, позволяет получать важнейшую информацию о научных разработках и новых технологиях. Чтобы получить зарубежный гранд, российские ученые и научные коллективы вынуждены выдерживать жесткую конкуренцию.
2.5. Задачи реализации государственной политики.
Государственная политика в области науки должна представлять собой целевую стратегию управления наукой, которая определяет приоритетные направления на основе прогнозов глобального и национального развития.
Основами государственного управления наукой являются методы экономического, правового, финансового регулирования процессом, формирование должного общественного мнения в СМИ, определение механизмов внедрения результатов научных исследований в различные сферы производства и потребления, охрана и защита результатов научных исследований внутри страны и за рубежом.
Необходимые условия для эффективной государственной политики в области науки в нашей стране имеются. Современные мировые стандарты предусматривают:
наличие высокого уровня образования населения;
соответствующий мировым стандартам количественный и качественный потенциал научных работников и специалистов;
наличие научных школ и уникальных технологий;
богатые природные ресурсы, полностью обеспечивающие внутренний рынок;
военно-техническую и военно-промышленную независимость с высоким научным потенциалом оборонного комплекса;
большие потребности в использовании инновационных технологий, обусловленные географической спецификой государства.
В России с 1991 по 2000 год основная задача сводилась к сохранению ядра фундаментальной науки и уникального научно-технологического комплекса. С 2000 года наметился переход к инвестиционно-активному поведению предприятий, который требует государственного регулирования и поддержки. При наличии мощнейших монополистических структур в стране и, особенно в топливно-энергетическом комплексе, государство может и должно с помощью экономических рычагов способствовать их инвестиционной политике в отношении отечественной науки. В Послании Президента РФ Федеральному собранию в этой связи прямо подчеркивалось: “наша экономика пока недостаточно восприимчива и к достижениям научно-технического прогресса, значительная часть предприятий практически не вкладывает средств ни в создание новых технологий, ни в модернизацию старых”. В соответствии с Посланием Президента необходима такая корректировка нормативно-правовой базы науки, которая будет способствовать превращению науки в привлекательный объект для инвесторов.
Принципы рыночной экономики при рациональном государственном подходе должны быть перенесены на проблему регулирования потоками научной миграции. Например, если высококвалифицированного специалиста или выпускника вуза приобретает какая-то зарубежная структура, она должна выплачивать государству, вузу или научному центру соответствующие средства или в отдельных случаях это должно возлагаться на самого специалиста.
Между администрацией научного учреждения и творческой элитой в условиях экономического кризиса сложились такие отношения, которые не способствуют развитию отечественной науки. Первый шаг государством был сделан: принято правительственное постановление
“О государственной аккредитации научных организаций”, которое предусматривает создание научных, технических и научно-технических советов как органов управления. Но здесь важно добавить этим советам равное право с администрацией решать финансовые вопросы.
Еще одна из важнейших задач государства - создание современной системы патентования с целью существенного сокращения практики безвозмездного использования за рубежом результатов научных исследований российских разработчиков.
Определяя основные направления реформирования российской науки, Президент РФ Дмитрий Медведев отметил, что сегодня государственная поддержка науки неэффективна, размыта по ведомствам, по бюджетным статьям, ее координация слаба.
Проблемы, накопившиеся в российской науке, можно обобщить по наиболее значимым направлениям:
информационные технологии и электроника;
производственные технологии;
новые материалы;
химические технологии;
технологии живых систем;
экологическое и рациональное природопользование.
Развитие всех этих направлений предполагает государственную поддержку фундаментальных наук и формирование условий по стабилизации научного комплекса страны. К таким условиям относятся:
увеличение доли затрат федерального бюджета на науку;
укрепление материально технического комплекса науки и ее приборного парка;
обеспечение кадровой политики;
увеличение заработной платы;
увеличение вневедомственного конкурсного финансирования науки;
увеличение регионального финансирования науки;
углубление интеграции науки и образования;
повышение престижности научного труда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время предпринимаются попытки поддержать науку и образование. Однако системно проработанная целостная государственная научно-техническая политика, охватывающая науку, технологию, образование, внедрение и научно-технологическую модернизацию производства, в российском масштабе окончательно еще не сформировалась. Системная проработка государственной научно-технической политики должна охватывать поддержку и стимулирование науки, отечественных высоких и наукоемких технологий, трансфер технологий, расширение научно-технического кадрового потенциала, политику информатизации, развитие научных элит, поддержку статуса науки и ученых, концепцию бюджета науки, различные формы финансирования, социальные проблемы: престижность, социальные гарантии, статус ученых, отношение с обществом, основы региональной научно-технологической политики, создание новых организационных форм и взаимодействие с производством, новые формы – технополисы, технограды, технопарки, инкубаторы и. т.п.
Важным фактором развития сектора высоких технологий в мировой экономике является становление и совершенствование систем технопарков и технополисов. Для полноценного функционирования этих образований требуется активное участие государства в их создании и поддержании. Необходимо образование специальных фондов, кредитующих рискованные научно-технические проекты, создание консультационных структур, помогающих инновационным фирмам находить и вести дела с иностранными партнерами. Целесообразно также формирование специальных баз данных по вновь возникающим проектам, которые смогли бы помочь покупателю и продавцу найти друг друга.
Краткие выводы:
Для того чтобы Российская наука развивалась, необходима разработка современной инновационной политики, ориентированной на построение экономики знаний, составными частями которой являются научно-техническая политика, политика, ориентированная на выпуск наукоемкой продукции и политика в области образования. Основой принятия новой политики должен стать консенсус между государством, бизнесом и научным сообществом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. http://www.chelt.ru/ Г.Кочетков. Научно-техническая политика новой России.
2. http://www.ecrd.ru/courses/
3. http://www.lib.ua-ru.net Инновационная и научно-техническая политика в условиях интеграции.
4. http://www.glossary.ru Государственная научно-техническая политика.
5. http://www.strana-oz.ru Научно-техническая политика России с 1996 года по 2010 год.
6. http://www.society.polbu.ru Государственная научно-техническая политика.
7. http://partnerstvo.ru Государственная научно-техническая политика.
8. http://www.za-nauku.ru/
8
Информация о работе Научно-техническая политика России: возможности и проблемы