Неналоговые доходы бюджетов субьектов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 16:57, доклад

Описание работы

Неналоговые доходы, равно как и налоговые устанавливаются органами представительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Перечень неналоговых доходов един для бюджетов всех уровней и устанавливается законом о бюджетной классификации. Виды неналоговых доходов определяются Бюджетным кодексом Российской Федерации. Доходы бюджетов субъектов – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации и области в распоряжение органов государственной власти области.

Файлы: 1 файл

Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ.docx

— 47.65 Кб (Скачать файл)

Неналоговые доходы, равно  как и налоговые устанавливаются  органами представительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Перечень неналоговых доходов  един для бюджетов всех уровней и  устанавливается законом о бюджетной  классификации. Виды неналоговых доходов  определяются Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Неналоговые формы мобилизации  финансовых ресурсов имеют характерные  черты, отличающие их от налоговых поступлений:

  • порядок установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов, согласно которым неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основах;
  • не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие налоговые элементы;
  • большая целевая направленность использования поступлений, закрепленная в правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого конкретного платежа;
  • нет жесткого планирования; на практике оно осуществляется, исходя из фактических поступлений за предыдущие периоды с учетом динамики, темпов инфляции и изменений в законодательстве.
  • в группу неналоговых доходов включаются довольно разнородные платежи, получение которых бюджетом имеет различные основания. Всех их объединяет тот факт, что они не являются налогами.

Неналоговые доходы являются платежами, которые классифицируются по характеру их поступления в  бюджет и включают в себя возмездные операции от прямого предоставления государством разных видов услуг  и продажи товаров, а также  некоторые безвозмездные платежи  в виде штрафов или иных санкций  за нарушение законодательства, конфискации  и все добровольные невозвратные текущие поступления из негосударственных  источников.

Итак, к неналоговым доходам - по законодательству Российской Федерации относятся:

- доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности; 

- доходы от продажи  или иного возмездного отчуждения  имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности; 

- доходы от платных  услуг, оказываемых соответствующими  органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно  федеральных органов исполнительной  власти, органов исполнительной  власти субъектов РФ, органов  местного самоуправления;

- средства, полученные в  результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной  ответственности, и иные суммы  принудительного изъятия; 

- доходы в виде финансовой  помощи и бюджетных ссуд, полученных  от бюджетов других уровней  бюджетной системы РФ; а также  иные неналоговые доходы. Это следует из ст. 51 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.

Доходы бюджетов субъектов  – это денежные средства, поступающие  в безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии с законодательством  Российской Федерации и области  в распоряжение органов государственной  власти области.

Доходы бюджетов субъектов  Российской Федерации формируются  за счет:

1) налоговых доходов от  региональных налогов, от федеральных  налогов и сборов и налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами (ст. 56 БК РФ);

2) неналоговых доходов;

3) иных поступлений.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации  формируются в соответствии со статьями 41 - 43, 46 Бюджетного Кодекса, в том  числе за счет:

  • части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, - в размерах, устанавливаемых законами субъектов Российской Федерации;
  • платежей за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, - по нормативу 100 процентов;
  • сборов за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов.
  • платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 40 процентов;

К неналоговым доходам  бюджетов субъектов относятся:

1) доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  собственности области, после  уплаты налогов и сборов, предусмотренных  законодательством о налогах  и сборах, в том числе:

-средства, получаемые в  виде арендной либо иной платы  за сдачу во временное владение  и пользование или во временное  пользование имущества, находящегося  в государственной собственности  области;

-средства, получаемые в  виде процентов по остаткам  бюджетных средств на счетах  в кредитных организациях;

-средства, получаемые от  передачи имущества, находящегося  в государственной собственности  области, под залог, в доверительное  управление;

-плата за пользование  бюджетными средствами, предоставленными  другим бюджетам, иностранным государствам  или юридическим лицам на возвратной  и платной основах;

-доходы в виде прибыли,  приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных  товариществ и обществ, или  дивидендов по акциям, принадлежащим  области;

-другие предусмотренные  законодательством Российской Федерации  доходы от использования имущества,  находящегося в государственной  собственности области;

2) часть прибыли (дохода) государственных унитарных предприятий  области, остающаяся в их распоряжении  после уплаты налогов и иных  обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых законом области  об областном бюджете;

3) доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской  и иной деятельности, приносящей  доход, после уплаты налогов  и сборов, предусмотренных законодательством  о налогах и сборах, в полном  объеме учитываемые в смете  доходов и расходов бюджетного  учреждения и отраженные в  доходах областного бюджета как  доходы от использования имущества,  находящегося в областной государственной  собственности, либо как доходы  от оказания платных услуг;

4) доходы от платных  услуг, оказываемых бюджетными  учреждениями, находящимися в ведении  Администрации области, после  уплаты налогов и сборов, предусмотренных  законодательством о налогах  и сборах;

5) средства, полученные в  результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной  ответственности, в том числе  штрафы, конфискации, компенсации,  а также средства, полученные  в возмещение вреда, причиненного  области, и иные суммы принудительного  изъятия в соответствии с законодательством  Российской Федерации и области,  решениями судов;

6) доходы, получаемые от  продажи имущества, находящегося  в государственной собственности  области, подлежащие зачислению  в областной бюджет в полном  объеме.

7) плата за негативное  воздействие на окружающую среду  - по нормативу 40 процентов;

8) платежи за пользование  лесным фондом в части, превышающей  минимальные ставки платы за  древесину, отпускаемую на корню, - по нормативу 100 процентов;

9) иные неналоговые доходы, зачисляемые в областной бюджет  в соответствии с законодательством  Российской Федерации и области.

 

 

 

Таблица 1

Доходы бюджетов субъектов  РФ за 2010-2012 гг. (в руб.)

Доходы

2010 г.

2011 г.

Отклонение 2011/2010 гг.

2012 г.

Отклонение 2012/2011 гг.

Доходы всего, в том числе

6537343831057,70

7644235333791,40

1106891502733,70

8064521448047,22

420286114255,82

Налоговые

4519893950052,35

5273053928289,91

753159978237,56

5800262885424,30

527208957134,39

Неналоговые

459905174945,75

554093491846,54

94188316900,79

584231524032,69

30138032186,15

Безвозмездные поступления

1511686989092,33

1768776424802,49

257089435710,16

1680069100821,30

-88707323981,19


 

 

 

 

 

На основе данных из таблицы  построим диаграмму, на которой будет видна структура доходов бюджетов субъектов РФ за 3 года.

Рис. 1 Структура доходов  бюджетов субъектов РФ за 2010/2012 гг., в руб.

Как видно из таблицы 1 и рисунка 1, в целом, доход бюджетов субъектов РФ в период с 2010 года по 2012 год увеличивается, о чем свидетельствует положительная разница в значениях 2010, 2011 и 2012 года. По сравнению с 2010 годом, доход бюджетов субъектов РФ в 2011 году вырос на 1106,89 млрд. рублей, а в 2012 году по сравнению с 2011 годом – на 420,86 млрд. рублей. Прирост доходов в 2011 году составляет 117%, а в 2012 году – 105,5%. Причинами такого замедления темпа роста доходов бюджетов субъектов РФ могут быть, судя по таблице 1, уменьшение темпов роста налоговых и неналоговых доходов, а также значительное сокращение безвозмездных поступлений. Темп роста налоговых поступлений в 2011 году по сравнению с 2010 годом равен 753,1 млрд. рублей, а в 2012 году – 527,2 млрд. руб.; темп роста неналоговых поступлений в 2011 году – 94,2 млрд. рублей, в 2012 году – 30,1 млрд. рублей. Что же касается безвозмездных поступлений, то в 2012 году они уменьшились по сравнению с 2011 годом на 88,7 млрд. рублей.

Остановимся подробнее на уменьшении темпов роста неналоговых  доходов и рассмотрим динамику неналоговых  доходов бюджетов субъектов РФ.

Таблица 2

Динамика неналоговых  доходов бюджетов субъектов РФ за 2010/2012 гг. (в руб.)

Неналоговые доходы

2010 г.

2011 г.

Отклонение 2011/2010 гг.

2012 г.

Отклонение 2012/2011 гг.

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности

227959595023,48

268827153552,56

40867558529,08

277680942013,82

8853788461,26

Платежи при пользовании природными ресурсами

24300826204,81

28805564519,72

4504738314,91

31634422649,18

2828858129,46

Доходы от оказания платных услуг  и компенсации затрат государства

81619264164,30

71537124233,82

-10082139930,48

32037142144,23

-39499982089,59

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

95770717443,94

123090345097,71

27319627653,77

165895376656,61

42805031558,90

Административные платежи и сборы

1492004200,36

2534308044,16

1042303843,80

3765219861,89

1230911817,73

Штрафы, санкции и возмещение ущерба

27077992223,05

33453340571,86

6375348348,81

45579475174,43

12126134602,57

Прочие неналоговые доходы

24770451619,19

25845655826,71

1075204207,52

27638945532,53

1793289705,82


На основе данных таблицы 2 построим диаграммы, отображающие структуру неналоговых доходов за 2010, 2011, 2012 гг.

Рис. 2 Структура неналоговых  доходов бюджетов субъектов РФ за 2010 год, в %

Рис. 3 Структура неналоговых  доходов бюджетов субъектов РФ за 2011 год, в %

 

Рис. 4 Структура неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ за 2012 год, в %

 

 

 

По данным таблицы 2 и рисунков 2-4, можно сделать следующие выводы:

  1. Основная часть неналоговых доходов – это доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности – около 50% в период с 2010 по 2012 гг. (47%, 49%, 48% соответственно). Темпы роста этих доходов положительные, т.е. с каждым годом сумма увеличивается. Так в 2011 году по сравнению с 2010 годом темп роста доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности составил 40,8 млрд. рублей, а в 2012 году – 8,8 млрд. рублей.
  2. Значительное сокращение в структуре неналоговых доходов претерпели доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства. В 2010 году в общей структуре доходов эти доходы составляли 17%, в 2011 году – 13%, а в 2012 году – 5%. Темпы роста этих доходов имеют отрицательное значение. В 2011 году доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства снизились по сравнению с 2010 годом на 10 млрд. рублей, а в 2012 году по сравнению с 2011 годом – на 39,5 млрд. рублей.
  3. Еще одно заметное преобразование в структуре неналоговых доходов – это увеличение доли доходов от продажи материальных и нематериальных активов. В 2010 году доля этих доходов составила 20%, в 2011 году – 22%, а в 2012 – 28%. В денежном выражение это изменение выглядит таким образом: темп роста доходов от продажи материальных и нематериальных активов в 2011 году по сравнению с 2010 годом составляет 27,3 млрд. рублей, а в 2012 году по сравнению с 2011 годом – 42,8 млрд. рублей. Так как мы рассматриваем доходы бюджетов субъектов РФ, то основной причиной увеличения данного показателя, на мой взгляд, связано с активной продажей квартир и иного имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации.

Информация о работе Неналоговые доходы бюджетов субьектов РФ