Неокеинсианские доктрины государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2012 в 14:38, реферат

Описание работы

В современном кейнсианстве доминируют две тенденции: американская, связанная с именами ряда экономистов США, и европейская, связанная, прежде всего с исследованиями французских экономистов.

Файлы: 1 файл

Неокейнсианство и посткейнсианство.docx

— 30.17 Кб (Скачать файл)

в) кредитные линии между  финансовыми учреждениями, являющиеся обязательством одного учреждения выдать кредит другому учреждению по первому  требованию. 

Все это позволяет избавляться  коммерческим банкам от ограничений  Центрального банка и создавать  деньги путем выдачи новых ссуд даже при отсутствии избыточных резервов (отсутствии, порожденным жесткой  денежной политикой Центрального банка). 

Повышению степени эндогенности денежной массы способствует также политика Центрального банка как кредитора последней инстанции. Такая политика состоит в том, что Центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам, оказавшимся под угрозой банкротства вследствие своей неплатежеспособности. 

Эндогенность денежной массы играет большую роль не только потому, что резко снижает эффективность денежной политики, но и потому, что увеличивает возможности промышленного сектора в долговом финансировании своих инвестиций. Это означает увеличение потенциальной амплитуды деловых циклов в экономике с эндогенными деньгами. Данное обстоятельство было учтено в одной из наиболее известных посткейнсианских теорий экономической динамики - «гипотезе финансовой нестабильности». 

 

«Гипотеза финансовой нестабильности»

Суть этой концепции, разработанной  Х.Ф. Мински, состоит в том, что «капиталистическая экономика порождает финансовую структуру, которая подвержена финансовым кризисам». По мнению Х.Ф.Мински, экономическая динамика во многом определяется тем, как предпринимательский сектор финансирует свои инвестиции. Мински выделяет три типа финансирования: обеспеченное финансирование, спекулятивное финансирование и «Понци-финансирование». При обеспеченном финансировании текущие денежные поступления достаточны для регулярного погашения суммы долга и процентов по нему. При спекулятивном финансировании этих поступлений хватает только на уплату процентов, но их недостаточно для амортизации долга (то есть выплаты части основной суммы задолженности). Таким образом, для погашения своего долга предпринимательский сектор вынужден брать новые кредиты. Спекулятивное финансирование неизбежно, когда долгосрочные инвестиционные проекты финансируются за счет краткосрочных кредитов. Понци-финансирование состоит в том, что текущие денежные поступления не могут обеспечить даже выплату процентов. Это означает, что для периодического погашения кредитов предпринимательский сектор вынужден увеличивать свою задолженность. 

В начале повышательной фазы делового цикла в экономике преобладает  обеспеченное финансирование. С дальнейшим оживлением деловой активности повышается степень уверенности у хозяйствующих  субъектов, а также происходит уменьшение риска заемщика (нежелание фирмы  брать в долги из-за опасения оказаться  финансово несостоятельной) и риска  заимодавца (нежелание банка давать в долг из-за опасения, что заемщик  окажется не в состоянии его погасить). В результате фирмы переходят  на спекулятивное финансирование. Здесь  нужно учесть, что рост процентных ставок неизбежно трансформирует спекулятивное финансирование в Понци-финансирование. Все это увеличивает экономическую нестабильность и создает практически неотвратимую угрозу массовых банкротств, вызванных невозможностью погашения долгов, и экономического кризиса. Дело в том, что рано или поздно фирмы, применяющие Понци-финансирование, окажутся не в состоянии получить новые кредиты для погашения прежних долговых обязательств либо из-за падения степени уверенности банкиров, либо из-за общей нехватки финансовых ресурсов (денег и их заменителей) в экономике. Фирмы в подобных ситуациях очень часто прибегают к реализации своих капитальных активов, что приводит к падению цены (спроса) на капитальные блага, объема инвестиций и к экономическому краху. 

Таким образом, периодические  экономические кризисы вызываются не только неблагоприятными изменениями  степени уверенности хозяйствующих  субъектов, но систематически возникающей  неспособностью предпринимательского сектора к погашению своих  долгов финансовому сектору. Таково резюме гипотезы финансовой нестабильности. Смягчению кризисов может способствовать правительство посредством проведения экспансионистской (стимулирующей) политики в фазе спада. Дело в том, что с  помощью этой политики оно может  косвенным образом вызвать увеличение денежных поступлений у должников, являющихся потенциальными банкротами. Тем самым правительство трансформирует «долговую дефляцию» в стагфляцию. 

 

Отношение к макроэкономической политике государства

Итак, посткейнсианцы, как и адепты других кейнсианских школ, выступают за активное макроэкономическое вмешательство правительства в экономику. Отличие их подхода к роли государства состоит в подчеркивании важности того факта, что - как было отмечено в рамках «гипотезы финансовой нестабильности» - кризисы возникают вследствие неблагоприятной структуры финансовых потоков экономических субъектов. Поэтому фискальная и денежная политика должны быть направлены не столько на регулирование совокупного спроса как такового, сколько на обеспечение адекватной структуры и объема финансовых потоков. Вот почему важна не только фискальная политика как таковая, поддерживающая на должном уровне потоки прибыли промышленных компаний, но и деятельность Центрального банка как кредитора последней инстанции, поддерживающая финансовые поступления коммерческих банков. Отказ Центрального банка от осуществления такой деятельности и его переориентация на стабильность денежной массы может привести к краху всей финансовой системы.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Главная и новая идея кейнсианства состоит в том, что система рыночных экономических отношений отнюдь не является совершенной и саморегулируемой и что максимально возможную занятость и экономический рост может обеспечить только активное вмешательство государства в экономику.   

В 50-е гг. некоторые сторонники основных идей экономического учения Дж.М. Кейнса и его последователей в части обоснования необходимости и возможности государственного регулирования экономики (из-за отсутствия в условиях стихийного рынка равновесия между спросом и предложением) восприняли эти идеи в качестве исходной позиции для разработки новых теорий, суть которых сводилась к выяснению и обоснованию механизма постоянных темпов экономического роста. В результате возникли так называемые неокейнсианские теории роста, основанные на учете системы «мультипликатор-акселератор» и моделировании экономической динамики с использованием характеристик взаимосвязи между накоплением и потреблением.

Основополагающим пунктом  учения посткейнсианцев является теория «денежной экономики». Суть посткейнсианской теории денежной экономики, разработанной, прежде всего, усилиями П. Дэвидсона и Ф. Эрестиса, заключается в следующем:

- рыночная экономика –  это производственная экономика,

- для минимизации неопределенности  будущего хозяйствующих субъектов  необходимо создание определенных  институтов – контрактов и  денег,

- деньги защищают экономический  субъект в период экономической  нестабильности,

- контракты и деньги  не устраняют необходимость в  рыночной экономике, а лишь  уменьшают ее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. М., 1996.
  2. Бартенев А., Экономические теории и школы, М., 1996.
  3. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: «Дело Лтд», 1994.
  4. Ядгаров Я.С. История экономических учений. М., 2000.
  5. Йозеф Шумпетер. История экономического анализа. - СПб.: Экономическая школа, 2001.

Информация о работе Неокеинсианские доктрины государственного регулирования экономики