Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 10:35, реферат
В конце XIX в. в экономической теории обозначилось неоклассическое направление. Такое название оно получило в связи с тем, что представители, входивших в него школ, ориентировались на исходные принципы классической буржуазной политической экономии - свободу предпринимательства и ценообразования, автоматизм рыночного саморегулирования и т. д. Неоклассики ставили задачи исследовать данные принципы в новых условиях и стремились к разработке моделей, имеющих практическое значение для функционирования капиталистических фирм в системе рыночного механизма
. Сущность неоклассицизма
2. Школы неоклассического направления экономической теории:
2.1. Австрийская (К.Менгер, Ф.Визер, Э.Бем-Баверк );
2.2 Лозаннская (Л.Вальрас);
2.3 Американская (Дж.Б. Кларк);
2.4 Кембриджская (А.Маршал).
Заключение
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный педагогический университет»
Институт естествознания и экономики
Кафедра Экономической теории и прикладной экономики
Реферат на тему:
НЕОКЛАСИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ В МАКРОЭКОНОМИКЕ
Студента 201 группы очного- заочного(вечернего)отделения
Петин П.А.
Направление: Экономика и управление
Научный руководитель:
Заведующий кафедрой,
кандидат экономических наук,
доцент Луговой О.
Содержание
1. Сущность неоклассицизма
2. Школы неоклассического
направления экономической теории:
2.1. Австрийская (К.Менгер, Ф.Визер,
Э.Бем-Баверк );
2.2 Лозаннская (Л.Вальрас);
2.3 Американская (Дж.Б. Кларк);
2.4 Кембриджская (А.Маршал).
Заключение
Сущность неоклассицизма
В конце XIX в. в экономической теории обозначилось
неоклассическое направление. Такое название
оно получило в связи с тем, что представители,
входивших в него школ, ориентировались
на исходные принципы классической буржуазной
политической экономии - свободу предпринимательства
и ценообразования, автоматизм рыночного
саморегулирования и т. д. Неоклассики
ставили задачи исследовать данные принципы
в новых условиях и стремились к разработке
моделей, имеющих практическое значение
для функционирования капиталистических
фирм в системе рыночного механизма.
Возникновение неоклассического
направления связано с разработками представителей
кембриджской школы А. Маршалла, Ф. Эджуорт,
А. Пигу, А. Кларка, которые поставили задачу
создания политически и идеологически
нейтральной, «чистой» экономической
теории, что нашло отражение и в изменении
самого названия науки с «политически
экономии» на «экономикс».
Неоклассическая теория не рассматривала
сущность таких экономических категорий,
как собственность и стоимость, а сосредоточилась
на внешних проявлениях рыночного
хозяйства и постепенно приобрела черты прикладной науки.
Особенностью неоклассической
теории явилась ее микроэкономическая
направленность на изучение механизма движения
отдельных товаров, функционирования
отдельных хозяйственных единиц и рынков.
Анализ осуществляется по следующему
алгоритму: из совокупности взаимодействующих
элементов рыночного механизма выбирается
один как изменяющийся, и исследуется
его влияние на другие элементы, считающиеся
неизменными, и так по каждомуэлементу.
Неоклассический анализ рассматривает
взаимовлияние элемента рынка преимущественно
не в качественном, а в количественном
аспекте.
Таким образом, «экономикс» и «политическая экономия»
в англо-американской литературе рассматриваются
как синонимы. Некоторые ученые Запада
под политической экономией понимают
не экономическую теорию в целом, а экономическую
политику как самостоятельную отрасль
наук.
Школы неоклассического направления экономической теории
Австрийская школа политической экономии
Основателем
австрийской школы является Карл Менгер
(1840-1921), профессор Венского университета.
В основе экономической концепции австрийской
школы лежит теория предельной полезности.
Само понятие «предельной полезности» трактуется
как ключевое. Термин «предельная полезность» и ввел
в научный оборот Ф. Визер.
До появления концепции австрийской
школы полезность определялась как объективное
свойство вещи, как потребительская стоимость
товара, т.е. его способность удовлетворять
те или иные человеческие потребности.
Каждый из товаров обладает своей особой
потребительной стоимостью, а обмен товаров
есть обмен разнородными потребительными
стоимостями, своеобразный обмен веществ
в общественном организме. Поскольку товары
как потребительные стоимости несоизмеримы,
постольку основу пропорций обмена искали
в затратах на их производство: либо в
затратах труда, либо в издержках производства.
Австрийская школа дала противоположное
толкование полезности: она определила
полезность в субъективной форме, т.е.
в связи с важностью для человека различных
потребностей и настоятельностью, напряженностью
каждой из них. Иначе говоря, субъективная
полезность – это значимость данной вещи
для удовлетворения потребностей данного
человека.
Лозаннская школа политической экономии
Основателем лозаннской школы неоклассического
направления в политической экономии
является Леон Вальрас (1834-1910). Признавая
действенность объективных экономических
законов в сфере производства, Вальрас
считал, что законы сферы распределения
устанавливаются сознательно человеческой
волей с учетом требований справедливости.
Этим обусловливаются задачи экономической
теории и её структура. Последняя включает
три раздела:
1. позитивная
теория рыночного хозяйства;
2. нормативная
теория распределения;
3. прикладная
теория, или теория политики.
Л. Вальрас считается основоположником
теории общего экономического равновесия,
получившей название замкнутой математической
модели экономического равновесия. Состояние
равновесия Л. Вальрас характеризует как
такое, при котором эффективный спрос
и предложение производительных услуг
равны и при котором существует постоянная
устойчивая цена на рынке продуктов, и,
наконец, продажная цена продуктов равна
издержкам, выраженным в производительных
услугах.
Американская школа политической экономии
Значительный вклад в формирование
неоклассического направления в США внес
Джон Бейтс Кларк. В своих экономических исследованиях
он претендует на роль своеобразного научного
арбитра в том великом споре, который не
завершен и до настоящего времени. Кларк
заявляет, что «право общества на существование
в его настоящей форме и вероятность, что
оно будет существовать в такой форме
в будущем, оспаривается. Обвинение, тяготеющее
над обществом, состоит в том, что оно эксплуатирует
труд. Если бы это обвинение было доказано,
то каждый честный человек должен был
бы стать социалистом. Долгом каждого
экономиста является проверка этого обвинения».
В области методологии Кларк
отказывается от старого деления политической
экономии на четыре части, изучающие производство,
распределение, обмен и потребление. Он
делит экономическую теорию на три естественных
раздела:
1. в первом
изучаются универсальные экономические
законы;
2. во
втором исследуется стационарное (статическое)
состояние экономики;
3. в третьем
изучаются проблемы экономической динамики.
Кларк вносит новый элемент
в понимание закона предельной полезности
как основы ценообразования. По его мнению,
каждое благо характеризуется наличием
«связки полезностей». Предельную
ценность каждой составляющей оценивают
отдельные группы покупателей, в результате
чего формируется единая рыночная цена
данного блага: она представляет собой
сумму предельных оценок всех свойств
«связки полезностей» со стороны соответствующих
групп покупателей.
Кембриджская (английская) школа политической
экономии
Основателем
английской (кембриджской) школы экономической
теории является Альфред Маршалл (1842-1924).
Особенностью
методологии экономического учения Маршалла
является принцип синтеза различных теорий:
- издержек
производства;
- предельной
полезности;
- спроса
и предложения, воздержания;
- предельной
производительности.
Маршалл не признавал наличия
в экономике общества причинно-следственных
связей и указывал, что здесь имеют место
только «связи взаимодействия», т.е. связи
функциональные. Их изучение требует применения
математических методов. Вместе с тем,
он предупреждал, что математическое изложение
экономических явлений может оказаться
хорошей математикой, но плохой экономикой.
Центральное место в работе
Маршалла занимает проблема цены. Графическое
изображение разработанной им концепции
цены носит название «крест Маршалла». Этот
известный в науке график, на осях которого
откладываются значения цен и объемов
производства, представляющий собой пересечение
двух кривых: нисходящей – спроса и восходящей
– предложения. В точке пересечения этих
кривых формируется равновесная цена.
Таким образом, равновесная
цена трактуется как результат взаимодействия
цены спроса, определяемой полезностью
товара, и цены предложения, определяемой
издержками его производства. Следовательно,
цена (стоимость) имеет два основания и
противопоставление их друг другу несостоятельно.
Заключение
В начале XX в. неоклассическая
школа представляла собой ведущее направление
в западной экономической науке. Именно
в начале XX столетия ускорился процесс
перехода рыночного хозяйства в иной режим
– несовершенной конкуренции или к состоянию
монополистического капитализма. Этот
процесс заставил ряд экономистов осознать
необходимость модификации представлений
неоклассической школы о характере хозяйственного
процесса, корректировки господствовавших
теоретических представлений о механизме
функционирования и развития рынков, формирования
издержек и цен, закономерностей взаимодействия
спроса и предложения и т.д.
Возникновение неоклассического
направления представляло, с одной стороны,
реакцию на классическую школу, в том числе
марксизм, с ее стремлением анализировать
глобальные динамические процессы и закономерности
развития капитализма. С другой стороны,
оно отражало стремление экономистов
того времени сформулировать закономерности
оптимального режима хозяйствования отдельных
предприятий (фирм) в условиях системы
свободной конкуренции, определить принципы
экономического равновесия этой системы.
Обе задачи решались на путях кардинального
пересмотра, как предмета, так и метода
политической экономии, созданной классиками
буржуазной экономической мысли.
Многие экономисты внесли свой
вклад в создание и развитие неоклассической
школы. Заслуга этих экономистов состоит
и в том, что они попытались вписать в неоклассические
рамки целый ряд реальных явлений, не получивших
отражения в моделях рынка совершенной
конкуренции. Благодаря им неоклассика
нашла свое место в экономической теории.
С
развитием экономической теории как науки
менялись взгляды на ее предмет и практическую
функцию.