Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 12:16, реферат
Кругман разработал простую формальную модель, в которой торговля порождается экономией от масштаба [1], а не различиями в начальных запасах факторов или в технологии (как у Хекшера-Олина и Рикардо).
Введение 3
Новая теория международной торговли 4
Монополистическая конкуренция в закрытой экономике. 4
Равновесие в закрытой экономике. 6
Международная торговля 6
Мобильность факторов производства 7
Размеры рынка как причина торговли 7
Новая экономическая география 8
Центр – периферия. 8
Заключение 9
Список литературы: 10
Правительство Российской Федерации
Государственное
образовательное бюджетное
высшего профессионального образования
Национальный
Высшая школа экономики
Реферат
по дисциплине
«История экономических
учений»
на тему
«Новая «теория торговли» и «новая экономическая география» П. Кругмана»
Выполнила студентка1 курса
Михайлова Инна Николаевна
Москва
2013
Оглавление
Введение 3
Новая теория международной торговли 4
Монополистическая конкуренция в закрытой экономике. 4
Равновесие в закрытой экономике. 6
Международная торговля 6
Мобильность факторов производства 7
Размеры рынка как причина торговли 7
Новая экономическая география 8
Центр – периферия. 8
Заключение 9
Список литературы: 10
В 2008 году американский ученый, профессор Принстонского университета, Пол Кругман получил Нобелевскую премию по экономике за достижения в двух темах – теории международной торговли и теории размещения экономической активности. Награда эта более чем заслуженная, ведь работы Кругмана были большим прорывом и создали не одно новое направление исследований.
Что представляла собой теория международной торговли до публикации работ Пола Кругмана? На протяжении долгого времени (более ста пятидесяти лет) в её основе лежали идеи Давида Рикардо. Его труды, опубликованные в начале 19го века и дополненные в 1920-х годах Эли Хекшером и Бертилом Олином, сформировали теорию, согласно которой выигрыш от участия стран в международном товарообмене обеспечивается сравнительными преимуществами стран в производстве тех или иных товаров. То есть, если страна А специализируется на производстве тканей, а страна В – металла, то А должна экспортировать в В ткань в обмен на металл, тогда обе страны выигрывают от торговли, ведь снижение производства товара, сравнительно дорогого с точки зрения издержек, позволяет увеличить объём выпуска товара, сравнительно дешевого в данной стране. Масштаб этого выигрыша пропорционален масштабу сравнительного преимущества; то есть, чем сильнее отличаются страны сравнительными фактороёмкостями, тем выгоднее торговля между ними. Теории Рикардо и Хекшера-Олина по-разному объясняют существование отличий между странами (согласно первой, сравнительные преимущества возникают из-за разницы в технологиях, т.е. в производительности труда; вторая предполагает, что дело в относительной обеспеченности стран факторами производства). Однако главная идея одна и та же – чем больше различий между двумя странами, тем выгодней товарообмен между ними. Идентичным странам торговать друг с другом не стоит.[4]
После Второй мировой войны данная теория начала всё сильнее расходиться с практикой. Во-первых, наибольшие объёмы торговли приходились на Северную Америку и западную Европу – регионы высокоразвитые и схожие по показателю относительной обеспеченности факторами. Во-вторых, немалая часть этой торговли – внутриотраслевая, т.е. происходит и импорт, и экспорт товаров одной группы. Классическая теория торговли не могла объяснить подобные явления, поэтому возникла необходимость в создании новой.
Некоторые экономисты (Б. Улин1, Б. Баласса2, Г. Грубел, П. Ллойд3) уже тогда описали основные компоненты новой теории, которые Круг впоследствии использовал. Идеи их заключались в том, что чем больше объём производства фирмы, тем дешевле единица продукции – возрастающая отдача от масштаба; также, предполагался отказ от совершенной конкуренции в пользу монополистической.[5]
Однако именно Кругману удалось просто и лаконично формализовать эти идеи в виде экономической модели, определив тем самым направление развития новой торговой теории на годы вперёд.
Кругман разработал простую формальную модель, в которой торговля порождается экономией от масштаба [1], а не различиями в начальных запасах факторов или в технологии (как у Хекшера-Олина и Рикардо). Данный подход отличается от остальных тем, что экономия от масштаба предполагается внутренней по отношению к фирмам, при рыночной структуре, являющейся одной из разновидностей чемберлинианской монополистической конкуренции – подход к международной торговле, предложенный Грэем в 1973году. Формулировка проблемы в данном подходе имеет следующие преимущества: во-первых, она позволяет получить очень простую модель, благодаря простоте анализа возрастающей отдачи, во-вторых, модель свободна от множественности состояний равновесия, которые представляют собой правило, когда экономия от масштаба является внешней по отношению к фирмам, и которые могут отвлечь внимание от сути.
Основополагающая модель монополистической конкуренции, с которой работает Кругман, является упрощенной версией модели, предложенной Дикситом и Стиглицом (Dixit and Stiglitz, 1977), несомненные её достоинства – гибкость и доступность для понимания. Функция предпочтений Диксита-Стиглица в упрощённом виде выглядит так:
Эта функция позволяет создавать модели с произвольным количеством товаров i (похожих, но не одинаковых), а эластичность замещения одного товара на другой однозначно определяется параметром s. Cпрос на товар i, в зависимости от его цены pi и цен на другие товары pj, выглядит так:
,
где Y – суммарный доход/расход потребителей, а можно интерпретировать как общий индекс цен.
Подобная функция предпочтений очень удобна для моделирования монополистической конкуренции, поэтому Кругман использует именно эту схему.
В статье «Возрастающая отдача,
монополистическая конкуренция
и международная торговля»
xi = Lci
где сi – потребление i-го товара, при котором потребитель достигает максимум полезности, так что
li = α + βxi, α,β > 0,
где а – постоянные издержки, β – предельные издержки, xi – выпуск товара.
Для определения условий равновесия в закрытой экономике следует определить равновесную цену pi ,равновесный объём производства хi т разнообразие товаров n. Для этого нужно определить кривые спроса и предложения, найти точку их пересечения и вычислить количество дифференцированных товаров.
Каждая фирма, максимизируя свою прибыль(pi=pi xi-(α+βxi)wi ), устанавливает цену:
, где w – заработная плата рабочих.
Как мы помним, количество фирм, а значит и товаров, n определяется в рамках модели. Если рассматривать классическую модель монополии, когда на рынке есть всего одна фирма, то спрос на её продукцию велик из-за отсутствия альтернатив (значение параметра К большое), продажи и прибыль фирмы высоки при низких издержках. Это привлекает на рынок новых производителей, что приводит к уменьшению прибыли и росту средних издержек каждого из них. Продолжается это до тех пор, пока средние издержки не оказываются равными цене. То есть при свободном входе фирм в равновесии достигается нулевая прибыль фирмы-монополиста. Эта ситуация получила название монополистической конкуренции. С одной стороны, каждый производитель — монополист, с другой — он получает нулевую экономическую прибыль.
Таким образом, для репрезентативной фирмы в равновесии выполняется следующие условие:
pi=0→px-(α+βx)w=0→p/w=β+ α/Lc
То есть модель помогает определить равновесные значения уровня подушевого потребления каждого товара с0 и относительную зарплату (w/p)0, что, в свою очередь, позволяет определить уровень выпуска каждой фирмы х0 = Lc0 и разнообразие ассортимента товаров п из условия сбалансированности рынка труда п = L/a + B.
Анализ модели дает возможность легко проследить воздействие размера экономики, определяемого численностью населения L, на равновесные параметры закрытой экономики. То есть увеличение притока рабочей силы приводит к снижению подушевого потребления каждого товара и повышению реальной заработной платы, выпуск каждой фирмы становится выше, так же как и разнообразие ассортимента производимых товаров в экономике.
Теперь рассмотрим торговлю между двумя странами, в каждой из которой есть несколько фирм. К чему приведёт возникновение одного большого рынка вместо двух маленьких?
По Кругману, открытие торговли между двумя странами будет равнозначно описанному выше эффекту роста рабочей силы – к рабочей силе первой страны L будет просто добавлена рабочая сила второй страны, тогда как рынок после открытия торговли будет общим.
Во-первых, увеличивается число фирм, представленных в каждой стране, ведь помимо отечественных на рынке появляются и иностранные производители. Во-вторых, сократится суммарное число фирм на мировом рынке. В-третьих, выигравшие конкуренцию фирмы получат возможность расширить производство, а значит снизить цены и увеличить разнообразие.
В основе торговли будет лежать стремление потребителей в участвующих в торговле странах улучшить своё благосостояние за счёт снижения цен на покупаемые товары и увеличения их разнообразия, но какие именно товары будут производиться в каждой из стран, модель определить не в состоянии. Значит, существует вероятность, что одни и те же товары будут производиться в каждой из стран, и страны будут торговать ими друг с другом, используя преимущества экономии на масштабе.
Если допустить мобильность
единственного фактора
Количество рабочей силы,
увеличенное в результате иммиграции,
обеспечит ещё большее
Использовав в качестве основы всё ту же функцию Диксита-Стиглица, Кругман, рассмотрев торговлю между двумя странами, учитывая транспортные издержки, доказал, что уровень зарплаты выше в той стране, где больше рабочей силы, то есть в более крупной стране. Фирмы концентрируют производство, чтобы иметь возможность использовать преимущества экономии на масштабе, а также располагать его близко к крупным рынкам, чтобы экономить на транспортных издержках. Из этого следует, что страны экспортируют те продукты, для которых у них имеется крупный внутренний рынок. Это так называемый эффект «рынка своей страны» [2].
Теория экономической географии возникла в первой половине XIX в. Её основоположником принято считать немецкого учёного Фон Тюнена, изучавшего вопрос оптимального использования земли вокруг городов. Однако откуда берутся эти города, почему население стран съезжается в несколько крупных центров, а не распределяется по всей территории страны, он ничего не говорит. Альфред Маршал выделил три основные причины в начале ХХ в. :
Информация о работе Новая «теория торговли» и «новая экономическая география» П. Кругмана