Новая «теория торговли» и «новая экономическая география» П. Кругмана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 12:16, реферат

Описание работы

Кругман разработал простую формальную модель, в которой торговля порождается экономией от масштаба [1], а не различиями в начальных запасах факторов или в технологии (как у Хекшера-Олина и Рикардо).

Содержание работы

Введение 3
Новая теория международной торговли 4
Монополистическая конкуренция в закрытой экономике. 4
Равновесие в закрытой экономике. 6
Международная торговля 6
Мобильность факторов производства 7
Размеры рынка как причина торговли 7
Новая экономическая география 8
Центр – периферия. 8
Заключение 9
Список литературы: 10

Файлы: 1 файл

Реферат истэк.docx

— 55.33 Кб (Скачать файл)

 

Правительство Российской Федерации

 

Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального  образования

 

Национальный исследовательский  университет – 

Высшая школа экономики

 

 

Реферат

по дисциплине

«История экономических  учений» 
на тему

«Новая «теория торговли» и «новая экономическая география» П. Кругмана»

 

Выполнила студентка1 курса

Михайлова Инна Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2013

Оглавление

Введение 3

Новая теория международной торговли 4

Монополистическая конкуренция в закрытой экономике. 4

Равновесие в закрытой экономике. 6

Международная торговля 6

Мобильность факторов производства 7

Размеры рынка как причина торговли 7

Новая экономическая география 8

Центр – периферия. 8

Заключение 9

Список литературы: 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В 2008 году американский ученый, профессор Принстонского университета, Пол Кругман получил Нобелевскую премию по экономике за достижения в двух темах – теории международной торговли и теории размещения экономической активности. Награда эта более чем заслуженная, ведь работы Кругмана были большим прорывом и создали не одно новое направление исследований.

Что представляла собой теория международной торговли до публикации работ Пола Кругмана? На протяжении долгого времени (более ста пятидесяти лет) в её основе лежали идеи Давида Рикардо. Его труды, опубликованные в начале 19го века и дополненные в 1920-х годах Эли Хекшером и Бертилом Олином, сформировали теорию, согласно которой выигрыш от участия стран в международном товарообмене обеспечивается сравнительными преимуществами стран в производстве тех или иных товаров. То есть, если страна А специализируется на производстве тканей, а страна В – металла, то А должна экспортировать в В ткань в обмен на металл, тогда обе страны выигрывают от торговли, ведь снижение производства товара, сравнительно дорогого с точки зрения издержек, позволяет увеличить объём выпуска товара, сравнительно дешевого в данной стране. Масштаб этого выигрыша пропорционален масштабу сравнительного преимущества; то есть, чем сильнее отличаются страны сравнительными фактороёмкостями, тем выгоднее торговля между ними. Теории Рикардо и Хекшера-Олина по-разному объясняют существование отличий между странами (согласно первой, сравнительные преимущества возникают из-за разницы в технологиях, т.е. в производительности труда; вторая предполагает, что дело в относительной обеспеченности стран факторами производства). Однако главная идея одна и та же – чем больше различий между двумя странами, тем выгодней товарообмен между ними. Идентичным странам торговать друг с другом не стоит.[4]

После Второй мировой войны данная теория начала всё сильнее расходиться с практикой. Во-первых, наибольшие объёмы торговли приходились на Северную Америку и западную Европу – регионы высокоразвитые и схожие по показателю относительной обеспеченности факторами. Во-вторых, немалая часть этой торговли – внутриотраслевая, т.е. происходит и импорт, и экспорт товаров одной группы. Классическая теория торговли не могла объяснить подобные явления, поэтому возникла необходимость в создании новой.

Некоторые экономисты (Б. Улин1, Б. Баласса2, Г. Грубел, П. Ллойд3) уже тогда описали основные компоненты новой теории, которые Круг впоследствии использовал. Идеи их заключались в том, что чем больше объём производства фирмы, тем дешевле единица продукции – возрастающая отдача от масштаба; также, предполагался отказ от совершенной конкуренции в пользу монополистической.[5]

Однако именно Кругману  удалось просто и лаконично формализовать эти идеи в виде экономической модели, определив тем самым направление развития новой торговой теории на годы вперёд.

Новая теория международной торговли

 

Кругман разработал простую формальную модель, в которой торговля порождается экономией от масштаба [1], а не различиями в начальных запасах факторов или в технологии (как у Хекшера-Олина и Рикардо). Данный подход отличается от остальных тем, что экономия от масштаба предполагается внутренней по отношению к фирмам, при рыночной структуре, являющейся одной из разновидностей чемберлинианской монополистической конкуренции – подход к международной торговле, предложенный Грэем в 1973году. Формулировка проблемы в данном подходе имеет следующие преимущества: во-первых, она позволяет получить очень простую модель, благодаря простоте анализа возрастающей отдачи, во-вторых, модель свободна от множественности состояний равновесия, которые представляют собой правило, когда экономия от масштаба является внешней по отношению к фирмам, и которые могут отвлечь внимание от сути.

Монополистическая конкуренция в закрытой экономике.

Основополагающая модель монополистической конкуренции, с которой работает Кругман, является упрощенной версией модели, предложенной Дикситом и Стиглицом (Dixit and Stiglitz, 1977), несомненные её достоинства – гибкость и доступность для понимания. Функция предпочтений Диксита-Стиглица в упрощённом виде выглядит так:

Эта функция позволяет  создавать модели с произвольным количеством товаров i (похожих, но не одинаковых), а эластичность замещения одного товара на другой однозначно определяется параметром s. Cпрос на товар i, в зависимости от его цены pi и цен на другие товары pj, выглядит так:

,

 

где Y – суммарный доход/расход потребителей, а можно интерпретировать как общий индекс цен.

Подобная функция предпочтений очень удобна для моделирования монополистической конкуренции, поэтому Кругман использует именно эту схему.

В статье «Возрастающая отдача, монополистическая конкуренция  и международная торговля» Кругман рассматривает экономику с единственным редким фактором производства – трудом [1]. Допустим:

  • Существует некая закрытая экономика, у которой нет экономических связей с остальным миром.
  • Экономика может производить любой товар от 1 до n.
  • Размер производства фирм этой страны i-го товара составляет х, а его потребление – сi.
  • Эта экономика располагает только одним фактором производства – трудом, L.
  • Производство товара должно равняться сумме индивидуальных объемов потребления этого товара. Если мы отождествим всех индивидов с работниками, то производство должно быть равно потреблению репрезентативного индивида, умноженному на количество рабочей силы:

  xi = Lci

  • Функция полезности для каждого потребителя имеет вид:

                     

 где сi – потребление i-го товара, при котором потребитель достигает максимум полезности, так что

  • Издержки труда на производство xi единиц товара фирмой i равны:

li = α + βxi, α,β > 0,

где а – постоянные издержки, β – предельные издержки, xi – выпуск товара.

  • Все фирмы имеют одинаковые функции издержек и сталкиваются с одинаковой функцией спроса, т.е. все товары производятся в одинаковом количестве (x=xi) и имеют одну и ту же цену (p=pi), зарплаты w также равны.
  • Общее количество рабочей силы L должно полностью использоваться в производстве отдельных товаров (полная занятость):

Равновесие в  закрытой экономике.

Для определения условий равновесия в закрытой экономике следует определить равновесную цену pi ,равновесный объём производства хi т разнообразие товаров n. Для этого нужно определить кривые спроса и предложения, найти точку их пересечения и вычислить количество дифференцированных товаров.

Каждая фирма, максимизируя свою прибыль(pi=pi xi-(α+βxi)wi ), устанавливает цену:

, где w – заработная плата рабочих.

Как мы помним, количество фирм, а значит и товаров, n определяется в рамках модели. Если рассматривать классическую модель монополии, когда на рынке есть всего одна фирма, то спрос на её продукцию велик из-за отсутствия альтернатив (значение параметра К большое), продажи и прибыль фирмы высоки при низких издержках. Это привлекает на рынок новых производителей, что приводит к уменьшению прибыли и росту средних издержек каждого из них. Продолжается это до тех пор, пока средние издержки не оказываются равными цене. То есть при свободном входе фирм в равновесии достигается нулевая прибыль фирмы-монополиста. Эта ситуация получила название монополистической конкуренции. С одной стороны, каждый производитель — монополист, с другой — он получает нулевую экономическую прибыль.

Таким образом, для репрезентативной фирмы в равновесии выполняется  следующие условие:

pi=0→px-(α+βx)w=0→p/w=β+ α/Lc

То есть модель помогает определить равновесные значения уровня подушевого потребления каждого товара с0 и относительную зарплату (w/p)0, что, в свою очередь, позволяет определить уровень выпуска каждой фирмы х0 = Lc0 и разнообразие ассортимента товаров п из условия сбалансированности рынка труда п = L/a + B.

Анализ модели дает возможность легко проследить воздействие размера экономики, определяемого численностью населения L, на равновесные параметры закрытой экономики. То есть увеличение притока рабочей силы приводит к снижению подушевого потребления каждого товара и повышению реальной заработной платы, выпуск каждой фирмы становится выше, так же как и разнообразие ассортимента производимых товаров в экономике.

Международная торговля

Теперь рассмотрим торговлю между двумя странами, в каждой из которой есть несколько фирм. К чему приведёт возникновение одного большого рынка вместо двух маленьких?

По Кругману, открытие торговли между двумя странами будет равнозначно описанному выше эффекту роста рабочей силы – к рабочей силе первой страны L будет просто добавлена рабочая сила второй страны, тогда как рынок после открытия торговли будет общим.

Во-первых, увеличивается  число фирм, представленных в каждой стране, ведь помимо отечественных на рынке появляются и иностранные производители. Во-вторых, сократится суммарное число фирм на мировом рынке. В-третьих, выигравшие конкуренцию фирмы получат возможность расширить производство, а значит снизить цены и увеличить разнообразие.

В основе торговли будет  лежать стремление потребителей в участвующих  в торговле странах улучшить своё благосостояние за счёт снижения цен  на покупаемые товары и увеличения их разнообразия, но какие именно товары будут производиться в каждой из стран, модель определить не в состоянии. Значит, существует вероятность, что  одни и те же товары будут производиться  в каждой из стран, и страны будут  торговать ими друг с другом, используя  преимущества экономии на масштабе.

Мобильность факторов производства

Если допустить мобильность  единственного фактора производства – труда L, то увеличение рабочей силы в двух странах оказывается практически эквивалентно перемещению всех работников из одной страны в другую. Объединение двух стран на основе свободной торговли обеспечивает более высокий уровень благосостояния из-за снижения цен и большего разнообразия доступных потребителям товаров; потому в условиях полной мобильности факторов производства вся рабочая сила переместится в ту страну, в которой труда как фактора производства больше, т.е. в страну с большим населением.

Количество рабочей силы, увеличенное в результате иммиграции, обеспечит ещё большее повышение  благосостояния в результате снижения цен и увеличения разнообразия товаров. На базе этого можно объяснить  эффект агломерации населения в  определённом регионе – стране, её районе или городе.

Размеры рынка  как причина торговли

Использовав в качестве основы всё ту же функцию Диксита-Стиглица, Кругман, рассмотрев торговлю между двумя странами, учитывая транспортные издержки, доказал, что уровень зарплаты выше в той стране, где больше рабочей силы, то есть в более крупной стране. Фирмы концентрируют производство, чтобы иметь возможность использовать преимущества экономии на масштабе, а также располагать его близко к крупным рынкам, чтобы экономить на транспортных издержках. Из этого следует, что страны экспортируют те продукты, для которых у них имеется крупный внутренний рынок. Это так называемый эффект «рынка своей страны» [2].

Новая экономическая география

 

Теория экономической  географии возникла в первой половине XIX в. Её основоположником принято считать немецкого учёного Фон Тюнена, изучавшего вопрос оптимального использования земли вокруг городов. Однако откуда берутся эти города, почему население стран съезжается в несколько крупных центров, а не распределяется по всей территории страны, он ничего не говорит. Альфред Маршал выделил три основные причины в начале ХХ в. :

  • Размещение производств рядом с рынком сбыта, рядом с основными поставщиками. Это приводит к концентрации производств, что в свою очередь привлекает новых производителей.
  • Концентрация узкоспециализированных специалистов в больших городах, т.е. на крупном рынке труда.
  • За счёт более интенсивного взаимодействия людей, в больших городах легче получить доступ к информации, быстрее создаются новые знания и технологии.[5]

Информация о работе Новая «теория торговли» и «новая экономическая география» П. Кругмана