Общая характеристика классической школы и причины ее появления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 10:35, реферат

Описание работы

Представители классической школы заново сформулировали предмет и метод изучения экономической теории. Рост мануфактуризации (а затем индустриализации) выдвинул на первый план промышленное производство, которое отодвинуло торговый и ссудный капитал. Отсюда в качестве предмета изучения на первое место выдвинулась сфера производства.
Классическая политическая экономия возникла в Англии в XVII в. Ее основатель — У. Петти. В XVIII в. она развивалась А. Смитом, а затем в первой четверти XIX в. была завершена Д. Рикардо. Основатель классической школы во Франции — П. Буагильбер. Ее положения развивали в своих работах физиократы (Ф. Кенэ, А. Тюрго), а завершил Ж. Сисмонди.

Файлы: 1 файл

Общая характеристика классической школы и причины ее появления.docx

— 60.79 Кб (Скачать файл)
  1. Общая характеристика классической школы и причины ее появления.

 

Классическая политическая экономия возникла в Англии в XVII в. Ее основатель — У. Петти. В XVIII в. она развивалась А. Смитом, а затем в первой четверти XIX в. была завершена Д. Рикардо. Основатель классической школы во Франции — П. Буагильбер. Ее положения развивали в своих работах физиократы (Ф. Кенэ, А. Тюрго), а завершил Ж. Сисмонди.

 

До зарождения основ классической школы в экономической науке  в обществе главенствовало мнение о  необходимости государственного вмешательства  в экономику. Считалось, что именно этот способ единственный для формирования богатства и благополучия государства. Однако с конца XVII — начала XVIII века формируются идеи невмешательства  государства в экономическую  жизнь общества, то есть экономический  либерализм.

 

Именно в это времени зарождается  новая теоретическая школа экономической  мысли. Позднее она получит название классической политической экономии.

 

Представители классической школы  заново сформулировали предмет и  метод изучения экономической теории. Рост мануфактуризации (а затем индустриализации) выдвинул на первый план промышленное производство, которое отодвинуло торговый и ссудный капитал. Отсюда в качестве предмета изучения на первое место выдвинулась сфера производства.

 

Необходимость подчинения торгового  капитала промышленному вызвала рождение классической буржуазной политэкономии.

Классическая политэкономия, в отличие от меркантилизма, ориентировалась прежде всего на развитие производства и представляла интересы той части предпринимателей, которая вкладывала свои капиталы в мануфактуры. Именно производство, считали классики, является источником богатства и процветания, особо подчеркивалось значение накопления капитала.

Классики политэкономии создали  учение о «естественных» законах экономики. Эти законы они отождествляли с законами природы. Под естественный порядок подходила вся экономика, основанная на частной собственности и конкуренции, и этот порядок считался наиболее эффективным. Классическая теория в целом считает рыночную экономику саморегулируемой и отсюда ее экономический либерализм, отстаивание идеи свободы, невмешательства государства в экономику.

Человек рассматривается как «человек экономический», действующий весьма односторонне, исходя из своих материальных эгоистических интересов, т.к. ему  выгодно.

Английские и французские ученые исследовали производство, положив начало экономическому анализу. Классики политэкономии впервые применили абстрактный метод исследования. Все это имело большое значение для решения методологических проблем политэкономии, в чем одна из научных заслуг классической школы.

В ее рамках началась разработка трудовой теории стоимости. Классики считали ее исходной экономической категорией, являющейся основой всех доходов в обществе. Было провозглашено, что богатство нации создается в производстве, а его источником является затрачиваемый на производство товаров труд. Это явилось выдающимся научным приобретением, сыгравшим громадную роль в дальнейшем развитии политэкономии.

Одно из важных достижений классиков  политэкономии связано с разработкой научных элементов теории прибавочного продукта.

Большинство теорий и моделей представителей классической школы построены для  экономики совершенной конкуренции, т.е. признается абсолютная мобильность ресурсов, полная информированность субъектов рынка, высокая подвижность цен, в том числе и заработной платы.

Классическая школа зачастую признает лишь одну функцию денег - средство обращения.

Заслуги классической школы:

  1. Сделала главным объектом изучения сферу производства, а не обращения.
  2. Раскрыла значение труда как основы и меры ценности всех товаров как источника богатства общества.
  3. Доказала, что экономика должна регулироваться рынком и имеет свои законы, которые объективны, т.е. не могут быть отменены ни королями, ни правительствами.
  4. Выявила источники доходов всех слоев общества: предпринимателей, рабочих, земельных собственников, банкиров, торговцев.

 

2.Этапы развития классической политической экономии

Принято считать, что классическая политическая экономия зародилась в  конце XVII — начале XVIII в. в трудах У.Петти (Англия) и П.Буагильбера (Франция).

 

Время её завершения рассматривается  с двух теоретико-методологических позиций. Так, марксистская позиция  устанавливает период завершения развития первую четверть XIX века, и завершителями  школы считаются английские ученые А.Смит и Д. Рикардо. По другой — наиболее распространенной в научном мире — классики исчерпали себя в последней трети XIX в. трудами Дж. С.Милля.

Первый этап: середина XVII — начало XVIII века. Этот период характеризуется  расширением рыночных отношений. Развенчивание  теории меркантилизма. Главными представителями  этого направления в данный период времени считаются У.Петти и П.Буагильбер.

Вторая половина первого этапа  приходится на середину — начало второй половины XVIII века, характеризуется  появлением такого направления школы, как физиократизм. Среди представителей данного направления можно выделить Ф. Кене, А. Тюрго и др. Представители физиократов придавали большее значение изучению сельского хозяйства, чем сферы обращения денежных средств.

 

Физиократы значительно продвинули экономическую науку, обозначили новое  толкование ряда микро- и макроэкономических категорий. Но их внимание было приковано  к проблемам сельскохозяйственного  производства в ущерб другим отраслям экономики и особенно сфере обращения.

Второй этап полностью связан с  именем Адама Смита. Среди его  трудов можно выделить монументальное произведение «Богатство народов» (1776 год). Основой его теории стало  то, что экономические законы незыблемы  и объективны вне зависимости  от воли и сознания человека. Законы, открытые Смитом — разделения труда  и роста производительности труда  — классические. Его трактовки  товара и его свойств, денег, заработной платы, прибыли, капитала, производительного  труда и др. лежат в основе современных экономических концепций.

Третий этап — вся первая половина XIX века. В историческом аспекте характеризуется  с завершением промышленного  переворота в развитых странах. В  этот период идеи А. Смита углублялись  и дополнялись целой группой  его последователей, среди них: Д. Рикардо, Т. Мальтус, Н.У.Сениор, Ж. Б. Сей, Ф. Бастиа и др.

Четвёртый этап — завершающий этап во второй половине XIX века. Это период обобщения лучших достижений классической школы. Яркими представителями этого  этапа являются Дж.С. Милль и К. Маркс. В этот период началось формирование «неоклассической экономической теории »

 

3.Первый этап развития классической политической экономии

3.1. Экономическое учение У. Петти

Уильям Петти (Вильям Петти; англ. William Petty; 1623—1687) — английский статистик и экономист, один из основоположников-первопроходцев классической политической экономии в Англии; занимался торговлей, служил в королевском флоте, изучал медицинские науки, читал физику и анатомию в Оксфорде; в 1658 году состоял членом парламента. В экономических своих воззрениях Петти Уильям является одним из представителей движения против теории меркантилизма. Главные его работы по политической экономии: «Quantulumcunque or а tract concerning money» (1682) и «Treatise of taxes and contributions» (Трактат о налогах и сборах) (1662). Здесь он один из первых выставляет положение, что ценность предметов определяется количеством затраченного на их производство труда. Деньги подлежат общему закону ценности; они ускоряют и облегчают обмен, но богатство страны не заключается в одних деньгах; их излишек так же вреден для народного богатства, как и недостаток. Основываясь на этом, Петти Уильям отрицает теорию торгового баланса. Он высказывается против регулирования высоты процентов и против чрезмерного государственного вмешательства. Петти Уильям оказал услуги развитию статистики, именно так называемой политической арифметики. В своих «Essays in political arithmetic» (об умножении человечества и росте города Лондона, о смертности в Дублине по метрикам 1631 г., об экономическом состоянии Лондона, Парижа и Рима) Петти Уильям делает статистические вычисления и сопоставления на основании собранных им цифр, напр., о населении земного шара в разные периоды времени, о периодах удвоении населения, о сравнительном богатстве разных стран и т. п. Многие его расчеты основывались на предположительных и произвольных данных. Его взгляды носили переходный характер от меркантилизма к классической политэкономии. Он объяснял такие экономические явления, как цена товара, заработная плата, цена земли и другие. Петти разграничивал “естественную цену” товара (стоимость, определяемую трудом) и рыночную цену. Им были впервые сформулированы зачатки теории трудовой стоимости. Прямым источником стоимости он считал только один вид труда – добыча золота и серебра (т.е. денежного материала).

 С теорией стоимости у  Петти непосредственно связано его учение о заработной плате и ренте. Он рассуждал так: товаром является не рабочая сила, а труд, а зарплата – цена труда, нужно только определить ее величину.

 Рента, по мнению Петти, - это стоимость урожая (он зависит от качества участка) без учета издержек производства, т.е. созданный трудом избыток стоимости над заработной платой. Прибыль Петти отдельно не рассматривает. Интересно учение Петти о цене земли: продажа земли есть продажа права на получение ренты и должна исчисляться из сумма годичных рент (без ссудного процента).

3.2. Экономическое учение П. Буагильбера

Пьер Буагильбер (1646-1714) - родоначальник классической политической экономии во Франции. Как и основатель подобной школы экономической мысли в Англии У. Петти, он не был профессиональным ученым - экономистом.

 

 П. Буагильбер, подобно У. Петти, противопоставив меркантилистам собственное видение сущности богатства, пришел к так называемой концепции общественного богатства, последнее, на его взгляд, проявляет себя не в физической массе денег, и во всем многообразии полезных благ и вещей.

 Таким образом, по Буагильберу, не приумножение денег, а, напротив, рост производства“пищи и одежды” представляет собой главную задачу экономической науки. Как и У. Петти, предметом изучения политической экономии Буагильбер считает анализ проблем сферы производства, признавая эту сферу наиболее значимой и приоритетной в сравнении со сферой обращения.

 

3.3. Экономическое учение Ф. Кенэ

Франсуа Кенэ в 1758 году создал свою “Экономическую таблицу”, ставшую основой для физиократов, которые обратились к сфере производства, ища там источник прибавочной стоимости. Они ограничили эту сферу только сельским хозяйством.

 В своей знаменитой “Экономической  таблице” Ф.Кенэ выполнил первый научный анализ кругооборота хозяйственной жизни, т.е. общественного воспроизводственного процесса. Идеи этой работы свидетельствуют о необходимости соблюдения и обоснованного прогнозирования определенных народнохозяйственных пропорций в структуре экономики. Им выявлена взаимосвязь, которую он характеризовал так: “Воспроизводство постоянно возобновляется издержками, а издержки возобновляются воспроизводством”

 Далее Кенэ выдвинул концепцию “естественного порядка”, под которым он понимал экономику со свободной конкуренцией, стихийной игрой рыночных цен без вмешательства государства. Кенэ так же доказывал, что при обмене равноценных вещей богатство не создается и прибыль не возникает, поэтому он искал прибыль вне сферы обращения. Обмен материальных благ совершается на началах их равноценности, зависящей от одинаковых затрат труда, и что только труд является основой материального благосостояния и культурного развития государств.

4. Второй этап развития классической политической экономии

4.1. Экономическое учение Адама Смита

Во второй половине 18 в Англии сложились  благоприятные условия для взлета экономической мысли. Своего высшего  развития классическая политическая экономия достигла в трудах британских ученых Адама Смита и Давида Рикардо. Как и их предшественники, основатели классической школы рассматривали экономическую науку как учение о богатстве и способах его увеличения.

 Главным трудом Адама Смита  по политической экономии является  фундаментальная работа - «Исследование  о природе и причинах богатства  народов». Книга Смита состоит из пяти частей. В первой он анализирует вопросы стоимости и доходов, во второй – природу капитала и его накопление. В них он изложил основы своего учения. В остальных частях он рассматривает развитие экономики Европы в эпоху феодализма и становление капитализма, историю экономической мысли и государственные финансы.

 Адам Смит объясняет, что  главная тема его работы - экономическое  развитие: силы, действующие временно  и управляющие богатством народов.

 «Исследование о природе  и причинах богатства» – это  первый в экономической науке  полноценный труд, излагающий общую  основу науки – теорию производства  и распределения. Затем анализ  действия этих абстрактных принципов  на историческом материале и,  наконец, ряд примеров их применения  в экономической политике. Причем  весь этот труд проникнут высокой  идеей «очевидной и простой  системы естественной свободы», к которой, как казалось Адаму  Смиту, идет весь мир. Центральный  мотив – душа «Богатства народов»  – это действие «невидимой  руки»; получаем мы свой хлеб  не по милости пекаря, а из  его эгоистического интереса. Смит  сумел угадать ту плодотворнейшую  мысль, что при определенных  общественных условиях, которые в наши дни описывают термином «работающая конкуренция», частные интересы действительно могут гармонически сочетаться с интересами общества. Рыночная экономика, не управляемая коллективной волей, не подчиненная единому замыслу, тем не менее, следует строгим правилам поведения. Влияние на рыночную ситуацию действий одного отдельного человека, одного из множества, может быть неощутимо. И в самом деле, он платит те цены, которые с него запрашивают, и может выбирать количество товара по этим ценам, исходя из своей наибольшей выгоды. Но совокупность этих отдельных действий устанавливает цены; каждый отдельный покупатель подчиняется ценам, а сами цены подчиняются совокупности всех индивидуальных реакций. Таким образом «невидимая рука» рынка обеспечивает результат, не зависящий от воли и намерения индивида.

Информация о работе Общая характеристика классической школы и причины ее появления