Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 02:55, курсовая работа
Целью работы является исследование механизма установления макроэкономического равновесия в экономике Республики Беларусь.
В соответствии с названной целью в курсовой работы были поставлены следующие основные задачи:
изучить основное содержание макроэкономического равновесия;
проанализировать общее и частичное равновесие и основные условия их достижения и сохранения;
рассмотреть пути достижения макроэкономического равновесия в экономике Республики Беларусь
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
1 Основное содержание макроэкономического равновесия, как характеристика состояния национального воспроизводства…………………..4
2 Общее и частичное равновесие и основные условия их
достижения и сохранения……………………………………………………….13
3 Достижение макроэкономического равновесия в
экономике Республики Беларусь……………………………………………….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………...……………………………..25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..26
Вместе с тем стабилизация белорусской экономики связана с рядом трудностей и особенностей. В настоящее время не сформирована система подготовки эффективных управленческих решений на макроуровне для современной экономики Республики Беларусь. Несмотря на продолжающееся в процессе реформирования совершенствование управления макроэкономикой, до настоящего времени не найдено достаточно эффективной системы реализации макроэкономических решений, способной вывести страну из затяжного кризиса.
Особое значение приобретают проблемы разработки и реализации макроэкономических решений на высшем государственном уровне. Белорусская экономика как объект управления имеет свои специфические особенности, которые не позволяют в полной мере использовать накопленный в развитых странах опыт государственного регулирования. Во-первых, мы имеем дело с рыночной экономикой, которая находится в процессе становления и имеет рудименты прежней командно-административной системы.
Во-вторых, современная белорусская экономика - это еще не рыночная система, поскольку рыночные механизмы здесь не получили достаточного развития. Поэтому нет возможности использования общепринятых в условиях развитой рыночной системы методов и рычагов воздействия на экономические процессы.
В-третьих, это чрезвычайная
глубина и острота
В-четвертых, решение задачи макроэкономической стабилизации в Республики Беларусь связано не просто с разработкой и реализацией набора определенных экономических мер, а одновременно и с формированием новой системы экономических отношений. В этом смысле макроэкономическая стабилизация носит не только функциональный, но и трансформационный характер, формирует новый режим функционирования экономики и действия новых экономических институтов.
Необходимость обоснования
государственных
На мой взгляд, одна из главных причин такого положения заключается в том, что не создана институциональная система, позволяющая органично включить процесс обоснования в технологию подготовки и принятия решений.
В практической макроэкономической
политике к сожалению отсутствует
понимание необходимости
Это приводит к тому, что комплексность и системность известных программ макроэкономического регулирования подменяется механическим расширением перечня вопросов, раскрываемых в таких программах. При этом каждый вопрос решается изолированно от других, зачастую в противоречии с ними, а реализация программы либо ведет к накоплению противоречий в системе макроэкономического регулирования, либо оказывается невозможной из-за этих противоречий.
В целом же, проводя политику свертывания государственных расходов, государство попадает в круг, т.к. оно отказывается от проведения активной экономической политики, способной создать предпосылки для выхода из кризиса в условиях, когда неотрегулированные рыночные механизмы не справляются с задачей обеспечения роста. Вместе с тем одним из главных аспектов перехода к новому механизму экономического роста является формирование системы институтов, обеспечивающих согласование деятельности всех участников воспроизводства с конечными макроэкономическими целями хозяйственного развития.
Необходимо чтобы в процессе подготовки макроэкономических решений их обоснование перед общественностью выступало в качестве необходимого элемента, это потребует изменения и идеологии, и технологии подготовки и реализации таких решений, даст совершенно иные результаты. Такой подход означает изменение отношений подчиненности, заложенных сегодня во все элементы работы над макроэкономическими решениями.
Важная составляющая макроэкономической системы – организация взаимодействия, прямого и обратного, в институциональной системе. Это именно та область, которой до сих пор не уделялось должного внимания, и работа в которой представляется наиболее перспективной. Иными словами, речь идет не о ломке сложившейся системы, а о настройке ее с целью добиться, с одной стороны, управляемости, а с другой стороны, переориентации экономических интересов на задачи долгосрочного развития. Именно этот аспект государственной макроэкономической политики можно рассматривать как главный, открывающий перспективы перехода от спада и депрессии к экономическому подъему.
Содержание экономической политики в Республики Беларусь должно сводиться к решению двух стратегических задач:
- достижению стабилизации,
то есть макроэкономического
равновесия при сохранении
- обеспечению роста в условиях динамического
равновесия с увеличением производственного,
технологического и интеллектуально-
При этом необходимо выявить
характерные особенности
Необходимо определить
новые направления
Реальная налоговая
реформа должна проводиться на основе
коренного пересмотра принципов
взаимоотношений между
Нужна реформа налогового законодательства на основе принципиально новой налоговой политики. У государства есть три пути увеличения собираемости налогов.
Во-первых, можно повысить налоговые ставки. Тогда положение законопослушных налогоплательщиков еще ухудшится, а число их еще сократится. Во всяком случае, все проблемы, связанные со сбором налогов, только обострятся, а полученная государством сумма вырастет ненамного или даже сократится.
Во-вторых, можно ужесточить всю систему контроля за доходами и санкции за уклонение от налогов. В принципе так устроены западные налоговые системы, с которых скопирована наша современная, и на этом пути традиционно ищут решение отечественные реформаторы налоговой системы.
Однако усиление контрольного и репрессивного аппарата требует дополнительных затрат, а ресурсов на это у государства нет. Кроме того, этот путь подтолкнет дальнейший рост криминализации экономики.
Наконец, в-третьих, предлагаемый нами путь - это путь предельного упрощения всех налоговых норм, сведения к минимуму потребности в контроле за счет изменения объекта обложения.
Для целей налогообложения мы предлагаем выбирать объекты, которые:
- являются бесспорными признаками (или символами) богатства, наличия доходов, успешной хозяйственной деятельности;
- нескрываемы от простого визуального обнаружения;
- поддаются измерению или могут быть выражены в натуральных единицах (то есть не требуют стоимостной оценки, которая всегда субъективна и создает лишь почву для злоупотреблений и коррупции);
- имеют собственную
ценность, которая, с одной стороны,
делает важным для владельцев
сохранение этих объектов, а с
другой - гарантирует государству
получение налога, так как позволяет
при неуплате продать облагаемы
Особняк, автомобиль, магазин или офис - вот предлагаемые нами объекты обложения новыми налогами. Все они очевидны для каждого, кто заинтересован в выявлении плательщиков налога. Хозяину “мерседеса”, безусловно, проще иметь свидетельство об уплате налога, чем предлагать взятку каждому постовому, встреченному на пути.
Добавим к списку налогов патентный сбор за право ведения определенных видов деятельности, в частности торговой и кредитно-финансовой.
Прибавим еще акцизы на водку, табак и энергию - здесь контроль нужен, но у государства высвобождается контрольный ресурс за счет сокращения неэффективных налогов на прибыль, на добавленную стоимость и других. Наконец, учтем таможенные пошлины - и получим налоговую систему, чрезвычайно простую для контроля, дающую собираемость, близкую к 100 %. Налог на прибыль, подоходный, платежи в социальные фонды и другие налоги, требующие учета доходов, должны быть отменены как не только больше ненужные, но и вредные, толкающие на сокрытие доходов. По самым скромным подсчетам, такая налоговая система может дать увеличение государственных доходов как минимум в полтора раза, то есть в бюджете появляются средства и на социальные нужды, и на программы развития экономики, и на выполнение обязательств государства. При этом тяжесть налогов в среднем снижается в полтора раза, а для промышленности - в 2-4 раза. В результате появляются мощные стимулы для инвестиций, для развития отечественного производства, для экономического роста и оздоровления финансовой системы.
Одним из основных вопросов при структурной перестройке становится вопрос о соответствии банковской системы потребностям экономики и, в первую очередь, ее реального сектора. Если исходить из интересов реального сектора, актуальным становится вопрос о возможности банковской системы удовлетворять потребности экономики роста. Отсюда вытекает и следующий концептуально важный вопрос: может ли (и должна ли) банковская система увеличивать инвестиционную нагрузку?
Важным резервом увеличения банковских активов, в том числе инвестиций в реальный сектор является развитие собственно банковской системы. Необходимым условием этого должна стать корректировка банковского законодательства, а именно работа над созданием Банковского кодекса.
Полагаю, что Банковский кодекс должен определить основные параметры банковской системы, конкретные правила и процедуры банковского надзора, предусмотреть решение вопросов создания, управления, реорганизации и ликвидации банковских институтов, особенно там, где они рухнули в период кризиса. В нем должен быть учтен весь положительный опыт строительства банковской системы Республики Беларусь, так же как и опыт других стран, где система банковских отношений более устойчивая.
Идеология Банковского кодекса должна опираться на ту бесспорную истину, что сбережения населения и предприятий есть главный источник кредитов на развитие экономики. Ведь очевидно, что инвестиционные потребности экономики настолько велики, что не могут быть удовлетворены в полной мере никакими зарубежными источниками.
Таким образом, в белорусских условиях в развитии законодательной базы рыночной экономики в последние годы достигнут определенный прогресс, однако практическое применение законов пока далеко от совершенства. Законы далеко не всегда соблюдаются как в области "вертикальных отношений" (государство - гарант функционирования социальной сферы, государство-предприниматель), так и в области "горизонтальных отношений" (между отдельными предпринимателями), которых в западной литературе называют контрактами. Основной причиной этого является слабость институтов правового государства, фактическое доминирование исполнительных органов над другими ветвями власти, отсутствие традиций и реальных условий независимости судебной власти.
Таким образом, принятие в Республике Беларусь законодательства, регулирующего деятельность органов власти и управления по обоснованию макроэкономических решений, значительно укрепит институты правового государства, поможет определить пути законодательного утверждения целесообразных границ, форм и методов государственного вмешательства в экономику в условиях рыночных отношений. Комплексность в таком подходе можно обеспечить на основе принятия Кодекса законов о государственном регулировании экономики, а также ряда законодательных актов, регламентирующих процессы регулирования отдельных направлений экономической политики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, по результатам проделанной работы можно сделать вывод.
Макроэкономическое равновесие
– это такое состояние
В экономической науке
существует множество моделей
- Ф. Кенэ модель
простого воспроизводства на
примере экономики Франции
- К. Маркс схемы
простого и расширенного
- Л. Вальрас модель общего экономического равновесия в условиях действия закона свободной конкуренции;
Информация о работе Общее и частичное равновесие и основные условия их достижения и сохранения