Общее представление о значении и состоянии экономической теории в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 20:30, реферат

Описание работы

Великий английский экономист конца XIX и первой половины уходящего столетия Альфред Маршалл образно сравнил экономику с театром, где актерами являются сами зрители, а эффект спектакля зависит от сценария, режиссера-постановщика и игры актеров, то есть населения. Экономическая наука и призвана осмысливать, отражать этот сложный противоречивый процесс, находить пути к разумному использованию природных и человеческих ресурсов с наибольшей пользой для общества. В отличие от театра экономика есть то, что формирует потребность в самом театре.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 32.23 Кб (Скачать файл)

1. Общее представление  о значении и состоянии экономической  теории в современном мире

Экономика - это особая сфера  общественной жизни со своими законами, проблемами и противоречиями. В этой сфере формируется экономический  потенциал общества, производятся различные  блага для удовлетворения физиологических  и духовных потребностей людей.  

Великий английский экономист  конца XIX и первой половины уходящего  столетия Альфред Маршалл образно  сравнил экономику с театром, где актерами являются сами зрители, а эффект спектакля зависит от сценария, режиссера-постановщика и  игры актеров, то есть населения. Экономическая  наука и призвана осмысливать, отражать этот сложный противоречивый процесс, находить пути к разумному использованию  природных и человеческих ресурсов с наибольшей пользой для общества. В отличие от театра экономика  есть то, что формирует потребность  в самом театре.  

Для многих поколений советских  людей основным источником экономических  знаний была политическая экономия, состоящая  из двух разделов: капитализма и  социализма. Случилось так, что экономическая  теория была подменена традиционными  догмами, схоластическими представлениями  и декларативными положениями. Отвергались  все достижения современной экономической  мысли как несостоятельные, противоречащие марксизму-ленинизму.  

Сегодня интерес образованных людей к экономической теории все более возрастает. Объясняется  это теми глобальными переменами, которые происходят во всем мире. П.Самуэльсон в известном всему миру учебнике "Экономикс" писал, что человек, систематически не изучавший экономическую теорию, подобен глухому, пытающемуся оценить музыкальное произведение.  

Экономическая мысль в  странах СНГ, как и хозяйственная  практика, находятся в глубоком кризисе. Переход от марксизма-ленинизма  к современной магистральной  экономической теории дается с большим  трудом.  

В последние годы распространилось мнение о необходимости буквального  копирования курсов, по которым экономическая  теория изучается в ведущих университетах  зарубежных стран. Нет никакого сомнения в большой ценности таких курсов и учебников по экономике. Но нельзя забывать главное: они построены  на глубоком анализе реальных экономических  систем и процессов, поведении людей, сформировавшемся на базе этих процессов. Копирование невозможно потому, что  реальные экономические процессы, которые происходят в нашей экономике, мало что имеют общего с экономическим устройством развитых стран. На переходное время нам нужен "свой" курс "Основ экономической теории", который бы по возможности вобрал в себя все лучшее, что дала мировая экономическая наука, и который бы отражал реальные процессы, происходящие в нашей экономике.  

Этот курс должен быть небольшим  по объему. Все мы, подчеркивает американский профессор Пол Хейне ("Экономический образ мышления", пер. с англ. 1991 г.), кто учит студентов, грешим в том, что рассказываем гораздо больше, чем им хочется, или нужно знать.  

Желательно, чтобы студенты овладели некоторым набором экономических  концепций, которые помогли бы им мыслить более ясно и последовательно в широком диапазоне общественных проблем. Экономические принципы анализа позволяют нам улавливать смысл в окружающей нас разноголосице.  

Экономика сложна, многолика  и подвижна. Этим объясняется и  подвижность науки, изучающей ее. В разных странах экономическая  наука называется по-разному. В 1619 г. французский ученый А. Монкретьен впервые употребил термин "Политическая экономия" и с тех пор это название сохраняет право на свое существование. В учебных планах наших учебных заведений экономическая наука именуется как политическая экономия (в ряде университетов на экономических факультетах) или как Основы экономической теории. Одни авторы отождествляют эти две науки, другие - разграничивают. Коренного различия между предметами исследования этих наук нет. И в том, и в другом случаях рассматривается деятельность людей по обеспечению себя жизненными благами.  

"Экономическая теория, - говорил выдающийся английский  экономист первой половины XX в.  Дж. Кейнс, - не есть набор уже готовых рекомендаций, применяемых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее методом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления".  

Согласимся, что далеко не всем нужны знания по экономике. Шахтер в забое, металлург у плавильной печи, астроном, изучающий солнечную  активность, могут безболезненно  обойтись без знания экономической  теории в своем рабочем процессе. Человеческий мозг имеет ограниченную вместимость. Каждый стремиться экономить  свое ограниченное время и использовать его для накопления профессиональных знаний и отдыха.  

В то же время мы должны признать, что с экономическими вопросами  и проблемами соприкасаются практически  все. Домохозяйка рассчитывает, как прожить на зарплату мужа, накормить и приодеть детей; шахтер озабочен недостаточным заработком и выдвигает свои требования шахтовладельцам или правительству; инженер пытается выяснить, нельзя ли где-то подработать дополнительно; бизнесмен озабочен спадом производства и повышением ставок за кредит и налогов; владелец акций в панике с падением их курса и т.д.  

Управленцы предприятия  любого уровня обязаны глубоко и  систематически изучать рыночную конъюнктуру, проводить тщательный экономический  анализ состояния дел на предприятии. Экономическая политика государства, если она не опирается на экономическую  теорию, неизбежно заведет общество в тупик, к кризису, а в конечном счете - к социальному взрыву. Практическое значение науки состоит в накоплении знаний, знание ведет к предвидению, а предвидение - к действию.  

Большинство взаимодействий в обществе направляется и координируется определенными правилами, правилами  игры. В экономическом поведении  обширную и важную часть правил образуют права собственности. Экономическая  теория пытается объяснить социальные явления, механизм взаимодействия и  позволяет предвидеть направленность в экономическом поведении людей.

2. Возникновение  и основные этапы развития  экономической науки

Истоки экономической  науки следует искать в учениях  мыслителей древнего мира, прежде всего  стран Дальнего Востока - колыбели мировой  цивилизации. Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества были сделаны в сочинениях Ксенофонта (430-335 г.г. до н.э.), Платона (428-348 г.г. до н.э.) и в меньшей степени в учении Аристотеля (384-322 г.г. до н.э.).  

Ксенофонт - представитель богатой афинской аристократии - в своем трактате "Домострой" восхвалял достоинства земледелия и осуждал занятие ремеслами и торговлей. В историю экономических учений он вошел как ученый, который впервые дал анализ разделению труда, а говоря о ценности товара, рассматривал ценность как в смысле потребительской стоимости, так и в смысле меновой стоимости.  

Натурально-хозяйственная  концепция была характерна и для  экономических взглядов Платона. В  своем проекте о государственном  устройстве он отвел государству  функцию разрешения противоречия между  многообразием потребностей людей  и однообразием их способностей. По мнению Платона, частную собственность  могли иметь лишь лица, не способные  к политической деятельности, т.е. представители  третьего сословия: земледельцы, ремесленники и торговцы. Философы, управляющие  обществом, и стражи не должны иметь  никакой собственности. Затрагивая вопросы товарного производства, Платон подошел к пониманию того, что в процессе обмена имеет место  приведение к "соразмерности и  единообразию" несоразмерных и  разнообразных товаров.  

Аристотель большой вклад  в развитие экономической науки  внес своим анализом форм стоимости, двойственности товара и развития форм торговли. Интересны его рассуждения  о путях приобретения богатства  и удовлетворения потребностей.  

Экономическая мысль эпохи  феодализма охватывает широкий круг проблем, начиная с обоснования  законности владения феодальной землей, вечности деления общества на классы и кончая усилением внимания к  проблемам товарно-денежных отношений. При этом, как правило, поддерживая развитие товарно-денежных отношений, кроме ростовщических, идеологи того времени стремились сохранить феодальный строй.  

Политическая экономия как  самостоятельная наука возникла значительно позже - в период зарождения капитали-стического строя, формирования национального рынка. Она выражала интересы буржуазии как восходящего в ту пору класса. Тогда же и появился и сам термин "политическая экономия", родившийся в результате сочетания трех древнегреческих слов: "политейя" - общественное устройство, "ойкос" - дом, хозяйство и "номос" - закон.  

Поскольку капиталистические  отношения начали складываться прежде всего в сфере торговли, то первое, раннее течение экономической мысли в XV - XVII в.в. - меркантилизм (от итальянского "мерканте" - торговец, купец)- заключалось в познании закономерностей торговли. Согласно этой теории богатство общества выражается в накоплении денег, особенно золота и серебра, в результате торговли. Из всех видов деятельности приоритет отдавался труду, занятому в торговле, прежде всего международной, поскольку он способствовал накоплению богатства. Меркантилизм не являлся еще экономической наукой. Его основные положения - результат не теоретического анализа, а простого описания наблюдаемых явлений и отчасти их классификация.  

По мере проникновения  капитала в сферу производства изменялись и взгляды идеологов буржуазии. Родоначальником классической буржуазной политической экономии является Уильям Петти (1623-1687 г.г.). Его экономические воззрения формировались в условиях быстрого роста капиталистических отношений в Англии. Его перу принадлежит целый ряд работ: "Трактат о налогах и сборах", "Слово мудрым", "Политическая арифметика", "Разное о деньгах". Как и многие другие исследователи экономических процессов, У. Петти не был "чистым" экономистом. Он был моряком, врачом, и в своем исследовании развивал идею активного торгового баланса. "Богатство каждой страны, - утверждал У. Петти, - заключается главным образом в той доле, которую она имеет во внешней торговле,... а производство таких товаров и ведение такой торговли, которое способствует накоплению в стране золота, серебра, драгоценных камней и т.п. являются более выгодными, чем другие виды производства и торговли". ("Экономические и статистические работы". М., 1940, с. 156, 165). Отдавая дань меркантилизму, он заложил основы трудовой теории стоимости. Известную формулу Петти "труд - отец и активнейший принцип богатства, земля - его мать" можно считать одним из вариантов его учения об источнике стоимости.  

Представителями классической буржуазной политической экономии во Франции в XVIII в. были Ф. Кенэ (1694-1774) и А.Тюрго (1727-1781). Они перенесли вопрос о происхождении общественного богатства из сферы обращения в сферу производства. При этом ограничивали последнюю только сельским хозяйством, считая, что богатство создается лишь в этой отрасли. Поэтому это направление в развитии экономической мысли получило название школы физиократов (термин образован от греческих слов "природа" и "власть").  

Выдающийся английский экономист  Адам Смит (1723-1790) вошел в историю  как "Пророк свободной конкуренции". Величайшей его заслугой можно считать  то, что в мире экономики он разглядел  открытый Ньютоном в физическом подлунном  мире естественный саморегулирующийся порядок. Основная идея в учении А. Смита - идея либерализма, минимального вмешательства  государства в экономику, рыночного  саморегулирования на основе свободных  цен, складывающихся в зависимости  от спроса и предложения. Главное  произведение его жизни "Исследование о природе и причинах богатства  народов" (1776) оказало громадное  влияние на последующий век. Экономическая  жизнь, по Смиту, подчинена объективным  закономерностям, которые не зависят  от воли и сознательных устремлений  людей. Исходный пункт всего его  исследования образует проблема разделения труда, которое связывает в единое общество "эгоистов-индивидов".  

После исследования этой проблемы он переходит к изложению происхождения  и употребления денег. Значительный вклад Смит внес в теорию стоимости, в учение о доходах, о производительном и непроизводительном труде, о капитале и воспроизводстве, об экономической  политике государства.  

Самым крупным экономистом  эпохи промышленного переворота в Англии был Д. Рикардо (1772-1823). Он сформулировал серию экономических законов, которые вошли в сокровищницу политической экономии. Центральное место в учении Д. Рикардо занимают теории стоимости и денег, заработной платы и прибыли, земельной ренты, учение о капитале и воспроизводстве. П. Самуэльсон в своем учебнике по экономике оценивает Д. Рикардо как ключевую фигуру 19 века: "Он был одним из счастливчиков. Ученые классического, неоклассического и посткейнсианского направлений - все ведут свою родословную из его окружения. То же самое можно сказать и о марксистах-социалистах".  

Подводя итоги классической школе, необходимо отметить, что основным объектом исследования здесь выступает  производство как таковое, независимо от его отраслевых особенностей, а  также распределение благ. Ее выдающиеся представители выдвинули и обосновали систему понятий и категорий, представляющих собой научное отражение  многих экономических процессов.  

Когда капиталистическое  общество достигло достаточно высокой  степени экономической зрелости и выявились его внутренние противоречия, когда на арену истории вышел  рабочий класс, научное древо  экономики раздвоилось. Одно направление  через неоклассическую экономику  и кейнсианство пришло к современной  посткейсианской магистральной экономике. Другое направление вышло из "Капитала" Маркса.  

Информация о работе Общее представление о значении и состоянии экономической теории в современном мире