Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 14:04, контрольная работа
С расходованием ресурсов для удовлетворения потребностей связаны все проблемы экономического развития. И все решения этих проблем базируются на двух фундаментальных экономических аксиомах:
Потребности общества безграничны, полностью неутолимы.
Ресурсы общества необходимы для производства товаров и услуг, ограниченны и редки.
Отмеченные противоречия разрешимы путём выбора. Не случайно одно из определений экономики как общественной науки гласит: экономика описывает и анализирует выбор из ограниченных ресурсов для максимального удовлетворения потребностей.
Введение………………………………………………………………………3
Понятие общественного производства………………………………4
Структура общественного производства…………………………….8
Блага и их классификация…………………………………………….13
Заключение …………………………………………………………………..17
Библиографический список…………………………………………………18
Системная структура общественного производства на этом уровне рассмотрения принимает более конкретный вид: 1. Производство результатов (вещей, организаций, информации, людей); 2. Распределение результатов; 3. Обмен результатов (вещей); 4. Потребление предпосылок (вещей, организаций, информации, людей).
Единый процесс общественного производства диалектически дифференцируется соответственно качеству и числу классов общественных продуктов. Поэтому оно выступает как диалектически противоречивое единство четырех форм производства. Эти наиболее фундаментальные, инвариантные для всякого механизма общественного развития формы целесообразно называть сферами производства, каждая из которых объединяет в себе однородные по конечному результату отрасли и виды деятельности. Сферы производства: первая и определяющая - сфера материального производства, результат которого - вещи. Вторая - сфера организационного производства, результат которого - организации, организованные общественные отношения. Третья - сфера духовного производства, результат которого - информация, выражающая содержание общественного сознания. Четвертая - сфера производства человека, результат которого люди, население. Четыре сферы производства диалектически противоположны и едины. Едины они в том, что производство одного продукта требует потребления предпосылок всех четырех классов. Поэтому в каждой сфере вместе с производством основного продукта воспроизводятся все другие продукты, но по-разному.
Так потребление вещей воспроизводит их в виде потребности, а потребление организаций, информации и людей воспроизводит их не только в виде потребности (уничтожения, нужды), но и в виде их сохранения, приращения, развития. Здесь лежит основное диалектическое противоречие между материальной и социальной сферами общественного производства, где первая определяет вторые (основной социалогический закон), а вторые создают все необходимые социальные условия для производства материальных благ (вещей) из материала природы. Причем, мера и уровень вторых соответствует мере и уровню первой.
Поскольку каждая сфера производит результат для всех четырех сфер, а потребляет части всех четырех классов предпосылок, поскольку каждый класс сферных продуктов делится на четыре части, что выражается следующей продуктовой матрицей:
В1 В2 В3 В4, где В-вещи = В1 + В2 + В3 + В4,
О1 О2 О3 О4, где О-организации = О1 + О2 + О3 + О4,
И1 И2 И3 И4, где И-информация = И1 + И2 + И3 + И4,
Л1 Л2 Л3 Л4, где Л-люди = Л1 + Л2 + Л3 + Л4.
(Примечание: в матрице 4х4 строки выражают результаты сфер производства по буквенному обозначению, а столбцы - их предпосылки - по цифровому обозначению).
Сферы производства |
Процессы Продукты |
1.Произ-водство |
2.Распре-деление |
3.Обмен |
4.Потреб-ление |
Материальное производство |
Вещи |
Вещей |
Вещей |
Вещей |
В1 О1 И1 Л1 |
Организационное производство |
Органи-зации |
Органи-заций |
Органи-заций |
Органи-заций |
В2 О2 И2 Л2 |
Духовное производство |
Инфор-мация |
Инфор-мации |
Инфор-мации |
Инфор-мации |
В3 О3 И3 Л3 |
Производство человека |
Люди |
Людей |
Людей |
Людей |
В4 О4 И4 Л4 |
Отсюда системная
структура общественного
Дальнейшая конкретизация полученной сферной структуры общественного производства осуществляется на пути рассмотрения многообразных исторических проявлений и уровней развития средств производства в различных общественно-экономических формациях, где они проходят путь от синкретической слитности в первобытной формации до уровня сознательной организованности, общественности в более поздних формациях.
Благо – это средство для удовлетворения потребностей. Одни из них имеются в почти неограниченных масштабах (например, воздух), другие - в ограниченном размере. Последние называются экономическими благами. Они состоят из вещей и услуг. А.Маршалл определяет благо как «желаемую вещь, удовлетворяющую человеческую потребность». Ж.-Б.Сэй определяет блага «как средства, которые мы имеем для удовлетворения наших потребностей». А.Шторх подчеркивает что «приговор, произносимый нашим суждением насчет полезности предметов, делает их благами»[2] Свойство какого-либо предмета, которое позволяет удовлетворять определенную потребность человека, еще не делает его благом. На этот факт особое внимание обращает один из виднейших представителей австрийской школы К. Менгер. Так, корень женьшеня способен поднять жизненный тонус человека. Но пока людьми не была поставлена в причинно-следственную связь потребность в оздоровлении организма с целительной силой женьшеня, это растение не носило характера блага. Другими словами, способность предмета удовлетворять какую-либо потребность должна быть осознана человеком.
Согласно теории Маркса, стоимость
(ценность) экономического блага определяется
затратами общественно-
Для получения недостающих
Блага можно подразделить на следующие разделы:
Также потребляемые товары и услуги можно разделить на две большие группы: частные блага, и общественные блага.
Чистое частное благо – это такое благо, каждая произведённая единица которого может быть оценена и продана в пользование каждому конкретному потребителю. Таким образом, каждая проданная единица данного блага приносит пользу только его покупателю и не может быть использована бесплатно кем-либо ещё. Так, например, человек, мучимый жаждой, покупает банку пепси-колы и, выпивая её, единолично наслаждается прелестями этого напитка. Заплатив деньги за банку пепси-колы, человек получает исключительное право на использование этого блага. И никто другой не сможет воспользоваться данной банкой пепси-колы, чтобы получить от неё удовольствие. Говоря экономическим языком, покупка чистого частного блага не приводит к возникновению положительного внешнего эффекта. Сразу же отметим, что система рынков и цен прекрасно обслуживает производство, обращение и потребление частных благ. Однако эта система совершенно непригодна для производства чистых общественных благ.
Чистое общественное благо – это такое благо, которое неделимо на отдельные порции в процессе потребления, а потому потребляется коллективно всеми людьми, независимо от того, готовы они оплатить его потребление или нет.
Примером
чистого общественного блага
может служить национальная оборона.
В любой момент времени вооружённые
силы страны находятся в боевой готовности,
охраняя всех граждан данной страны.
Предположим, что оборона государства
продавалась бы гражданам за деньги.
Предположим также, что два десятка
самых богатых людей
Согласно
теории Маркса, стоимость (ценность) экономического
блага определяется затратами общественно-
Для получения
недостающих потребительских
Конечной целью
Информация о работе Общественное производство, его структура. Классификация благ