Оценка эффективности использования собственного и заемного капитала. Эффект финансового рычага

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 16:47, контрольная работа

Описание работы

Процесс управления активами и обязательствами, направленный на извлечение прибыли, характеризуется в финансовом анализе категорией леверидж. Финансовый леверидж – это потенциальная возможность влиять на валовой доход путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска.

Файлы: 1 файл

шпора экономический анализ 11-15вопросы.docx

— 57.87 Кб (Скачать файл)

11 вопрос Оценка эффективности использования собственного и заемного капитала. Эффект финансового рычага

Процесс управления активами и обязательствами, направленный на извлечение прибыли, характеризуется в финансовом анализе категорией леверидж. Финансовый леверидж – это потенциальная возможность влиять на валовой доход путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска.

Обобщающей категорией является производственно-финансовый леверидж, для которого характерна взаимосвязь трех показателей: выручки, расходов производственного и финансового характера, чистой прибыли. Для нахождения уровня производственного левериджа необходимо рассчитать операционный рычаг:

Q = (Sпост. + Р) : МДед. Где – Р – предполагаемая плановая прибыль, МДед – маржинальный доход на ед.продукции= цена ед.продукции – переменные расходы на ед.продукции.,Q – планируемый объем реализации в натуральных ед. Уровень производственного левериджа( показывает степень чувствительности валовой прибыли к изменению объема производства) (Уроиз.л.) принято измерять следующими показателями:

Упроиз.л. = ∆Тр : ∆Тq - ∆Тр , где -∆Тр- темп изменения валовой прибыли %, ∆Тq- темп изменения объема реализации в нат.ед. Уровенб финансового левериджа (Уфин.л.) измеряется показателем, характеризующим относительное изменение чистой прибыли при изменении валовой прибыли. Уфин.л. = ∆Тр : ∆ТР - -∆Тр- темп изменения чистой прибыли %, ∆ТР – темп изменения валовой прибыли. Эффект финансового левериджа состоит в том, что чем выше значение, тем более нелинейный характер приобретает связь между чистой прибылью и валовым доходом: незначительное изменение валового дохода в условиях высокого финансового левериджа может привести к значительному изменению прибыли. Производственный и финансовый левериджи обобщаются категорией производственно-финансового левериджа: Ул = Упроиз.л х Уфин.л. = (МД х Q) : (Р-In), где МД – маржинальный доход ,Q – планируемы объем реализации, Р – предполагаемая прибыль, In - % по ссудам и займам. Также финансовым рычагом называют коэффициент соотношения ЗК к СК. Кз = ЗК:СК, показывает зависимость предприятия от внешних займов(норма Кз <=0,7). Коэффициент соотношения заемных и собственных средств используют для расчета совокупного эффекта финансового рычага, который показывает приращенную величину рентабельности активов (Ра), полученную благодаря использованию кредита.

Ра = Рск + (ЗК :СК) х (Рск – i), где Рск – рентабельность собственного капитала, I – ссудный %.

Поступление, приобретение и создание имущества предприятия осуществляется за счет собственных и заемных средств. Важно, куда вкладывается собственный и заемный капитал: во внеоборотные или оборотные средства. У каждого предприятия, в зависимости от его профиля деятельности, от его социального и технического состояния есть потребность в приобретении и основных и оборотных средств. Естественно, когда источники средств используются на прирост всех материальных активов, то в результате вложений повышается общая эффективность деятельности предприятия, значит эти вложения эффективны. Оптимальным вариантом формирования финансов предприятия считается следующее соотношение: больше или равно 60% СК и меньше или равно 40% ЗК. Анализ эффективности использования СК и ЗК имеет цели: оценить текущее и перспективное финансовое состояние организации; обосновать возможные и приемлемые темпы развития организации с позиции обеспечения их источниками финансирования; выявить доступные источники средств, оценить рациональные способы их мобилизации; спрогнозировать положение предприятия на рынке капиталов.

Коэффициент финансовый рычаг характеризует, в какой степени предприятие зависит от внешних источников финансирования, т.е. сколько заемных средств привлекло предприятие на 1 рубль.

Если полученное значение больше 0,7, значит превышение означает зависимость от внешних источников средств. Оптимальная структура капитала достигается при сочетании необходимого уровня фин. устойчивости, независимости и фин. риска, связано с привлечением заемных средств, приносящих дополнительный доход. Делать однозначных выводов об оптимальности структуры невозможно не проанализировав показатель эффекта финансового рычага, который показывает на сколько % увеличивается рентабельность СК за счет привлечения заемных источников финансирования деятельности. Эффект фин. рычага связан с наличием 3-х составных элементов: 1.уровень %-ой ставки по займу должен быть выше нормы рентабельности производства после уплаты налогов. 2.эффект фин. рычага положителен в том случае, если разность между коэффициентом рентабельности производства и ставкой % за кредит после уплаты налога будет положительной. 3.необходимо учитывать возможность для собственников размещать свои капиталы (за счет использования заемных средств) на приемлемых условиях в целях повышения рентабельности деятельности хозяйствующего субъекта. Эффект фин. рычага напрямую связан с конечными результатами деятельности организации: с неизменными условиями задолженности по займам (уровень задолженности и ставка % по займам), с приращением реальной нормы фин. рентабельности. Информация о величине источников собственных средств представлена в разделе 3 ББ, расшифровывается в отчетности ф.5. Общая сумма средств, которые нужно уплатить за использование определенного объема собственных фин. ресурсов, выраженных в % к этому объему называется ценой капитала. В действующей экономике цена СК, т.е. величина дивидендов в % как правило выше цены ЗК, т.е. величины оплаченных организацией %-ов по кредитам и займам. В связи с возникающей разницей цен, привлечение хозяйствующим субъектам капиталов формируется т.н. эффект фин. рычага (ЭФР), который выражается в конечном итоге приращением фин. рентабельности Drск. ЭФР рассчитывается:

где Р – чистая прибыль в базовом (отчетном периоде)

А1 и А0 – активы в базисном и отчетном периоде

DrА0 - экономическая рентабельность СК в базовом (отчетном) периоде.

Показатель ЭФР означает, что фин. рентабельность выше эк-кой, т.е. возросла рентабельность СК в связи с привлечением кредита на взаимовыгодных условиях.

12вопрос Анализ общей суммы затрат на производство товарной продукции.

С помощью анализа затрат на производство можно определить доходность отдельных сфер деятельности, выгодность участков и отдельных видов продукции; эффективно контролировать использование ресурсов; получать информацию о текущем состоянии производства и вносить коррективы в отчетном периоде; использовать результаты анализа для установления цены продукции и выработки стратегии продаж. 
Особенность анализа затрат в том, что главным его инструментом выступает анализ структуры, а также динамики затрат (вертикальный и горизонтальный анализ). Анализ затрат на производство продукции проводится по таким направлениям: 
- анализ затрат с группировкой по их функциональной роли в производственном процессе; 
- анализ прямых материальных и трудовых затрат; 
- анализ косвенных затрат с подразделением на переменные и постоянные. 
Классификация затрат по элементам процесса производства либо по статьям калькуляции дает возможность более правильно установить уровень материалоемкости, фондоемкости и трудоемкости продукции, работ, услуг. 
Классификация затрат по экономическим элементам: 
- материальные затраты (сырье, материалы, топливо, энергия); 
- затраты на оплату труда (зарплата); 
- отчисления на социальное и медицинское страхование; 
- амортизация основных фондов и нематериальных активов; 
- прочие затраты. 
По калькуляционным статьям затраты классифицируются с учетом места их возникновения и назначения затрат. Существуют также группировки затрат относительно процесса изготовления продукции (основные и накладные) и по способу отнесения затрат на отдельные виды продукции (прямые и косвенные). 
Основные затраты – затраты на сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, энергию на технологические цели, затраты на заработную плату производственных рабочих и др. 
Накладные затраты – затраты на оплату труда управленческого персонала, отопление и освещение помещений (заводоуправления, офиса и т. п.). 
Прямые затраты – затраты, которые можно отнести непосредственно к какому-либо виду продукции. 
Косвенные затраты невозможно отнести к определенному виду продукции. Поэтому они распределяются по видам продукции с помощью коэффициентов. 
Изучение структуры затрат по экономическим элементам позволяет дать оценку рациональности такой структуры и сделать вывод о необходимости и возможности ее изменения в сторону снижения материалоемкости или трудоемкости. 
Группировка затрат по калькуляционным статьям расходов позволяет характеризовать связь затрат с результатами, их роль в технологическом процессе, управлении и обслуживании, во внутрихозяйственном расчете, выделить прямые и косвенные, основные и накладные, переменные и постоянные расходы. Анализ затрат по статьям расходов проводится с позиций сопоставления плановых и фактических затрат. 
Анализ прямых и косвенных затрат направлен на выявление факторов, оказывающих на них влияние, обоснования причин, вызвавших влияние этих факторов, и сопоставления фактической величины затрат на единицу стоимости товарной продукции (работ, услуг) за ряд отчетных периодов, а также с плановым их уровнем на отчетный период. 
Независимо от классификации, в рамках которой анализируются затраты на производство, они могут быть охарактеризованы с помощью следующих показателей: 
- затраты на натуральную единицу продукции; 
- сумма всех затрат на продукцию или часть продукции; 
- затраты на единицу стоимости произведенной или реализованной продукции. 
Анализ этих показателей проводится с помощью составления аналитических таблиц, в которых проводятся расшифровка затрат в рамках определенной классификации, данные о базисном, плановом и отчетном периоде; выполняется сравнение.

 

13 Вопрос Роль и содержание управленческого анализа.

В современной рыночной экономике бухгалтерский учет все чаще делится на две отрасли: финансовый учет и управленческий.

Финансовый учет решает проблемы взаимоотношений предприятия с государством и другими внешними пользователями информации о деятельности предприятия.

Управленческий учет состоит из систематического традиционного учета, направленного на выработку управленческих решений в интересах собственников и администрации предприятия.

Управленческий бухгалтерский учет организует внутрихозяйственные связи на предприятии.

В содержание финансового и управленческого учета входит анализ хозяйственной деятельности.

Анализ является базой принятия управленческих решений, которые строятся на информационном обеспечении принимаемых решений.

Информационное обеспечение представляет собой:

а) техническое – подготовка производства;

б) нормативная информация;

в) плановая информация;

г) хозяйственный учет – оперативно-технический, бухгалтерский учет и статистический;

д) отчетность – публичная финансовая отчетность, статистическая финансовая отчетность и статистическая отчетность;

е) прочая информация – совещания, опросы, пресса, беседы.

Аналитическое обеспечение обусловлено различными видами, методами и приемами анализа.

По содержанию процесса управления выделяют: перспективный анализ, оперативный, текущий анализ, по итогам деятельности за тот или иной период, сравнительный, факторный и функционально-стоимостной.

Основными методами и приемами управленческого анализа являются:

а) горизонтальный (динамический), на начало года, конец года;

б) вертикальный, структурный (удельный вес каждой категории работников в общей численности промышленно–производственного персонала, структура затрат);

в) трендовый – математический прогноз, перспективный;

г) расчет коэффициентов (износа основных средств, оборота рабочей силы, оборачиваемости капитала);

д) анализ по абсолютным данным и разные количественные методы и приемы (статистические; экономико-математические; экономически-регрессионные связи; математического программирования; эвристические методы – интуиция, опрос и другие).

Целью управленческого анализа являются:

  • оценка прошлой деятельности;
  • положение на момент анализа;
  • оценка будущего потенциала.

Основные этапы анализа:

  1. определение подхода к анализу – сравнительный (с нормативами), сравнение в динамике (с прошлым периодом) данного предприятия с аналогичными или конкурентами;
  2. оценка качества информации (как сказывается учетная политика предприятия);
  3. сам анализ.

Управленческие решения в современных условиях жесткой конкуренции не могут приниматься интуитивно, приблизительно, они должны быть основаны на точных расчетах, глубоком экономическом анализе. Данные результатов анализа являются, таким образом, базой для разработки и принятия управленческих решений. Экономический анализ является функцией управления, обеспечивающей научность принятия решений.

Управленческий анализ включает в свою систему не только производственный, но и финансовый анализ, без которого руководство предприятия не может осуществлять свою финансовую стратегию. В технико-экономических обоснованиях любого коммерческого дела (бизнес-планах) используются методы как производственного, так и финансового анализа, стало быть, в основу составления бизнес-плана положены результаты проведенного анализа.


 

 
Данные анализа выполнения планов за предыдущие периоды являются базой для составления объективных оптимальных бизнес-планов на будущее. Объективная оценка экономических результатов деятельности трудовых коллективов, доли каждого рабочего в общих экономических результатах деятельности предприятия соответственно количеству и качеству его трудовых затрат создает основу для разработки системы материального поощрения работающих на предприятии за счет фонда оплаты труда. Экономический анализ оказывает содействие распространению передового опыта, прогрессивных организационных форм управления, внедрению современной техники и технологий, обеспечивает возможность распознать закономерности, прогрессивные явления, имеющие место в хозяйственной деятельности. Как функция управления, экономический анализ выходит за пределы предприятия – становится функцией управления отраслями и народным хозяйством в целом.

14вопрос Управление денежными средствами предприятия.

Управление  денежными  средствами (ДС) предприятия включает  расчет  времени обращения денежных средств, финансового  цикла, анализ и прогнозирование  денежных потоков, оптимального размера денежных средств для предприятия, составление бюджета денежных средств и т.д. Необходимость свободных  денежных  средств  для  предприятия  определяется  такими  причинами:

1.   входящие и исходящие денежные потоки  не  совпадают  по  времени

2.наличие  непредвиденных обстоятельств и расходов

3. существует вероятность выгодного вложения средств. С  другой  стороны, не вложенные денежные средства не  работают, следовательно, происходит упущенная  выгода, поэтому  размер денежных средств предприятия  должен  быть оптимальным  с  учетом  того, что:

-         следует  поддерживать  текущую  платежеспособность

-        следует  стремиться  получить  дополнительную  прибыль  от  вложения  средств

Прогнозирование  осуществляется на определенный период (год, квартал и т.д.) с разбивкой на под-периоды, в  следующей последовательности :

1)   Прогнозирование  денежных поступлений   - следует учесть поступления от реализации  продуктов - товаров. Она  может быть на условиях предоплаты  или отсрочки платежа, поэтому требуется рассчитать, какая часть выручки будет  получена в том же периоде, а  какая - в последующем.  Кроме  того, следует  учесть источники  поступления средств.

2)  Планирование  оттока денежных средств : следует  учесть, какие направления  оттока: погашение  кредиторской задолженности, поставщикам, выплаты  зарплаты, налогов, процентов по кредитам, капитальные вложения  и  т.д.  Следует  учитывать отсрочку этих платежей.

3) Расчет  чистого денежного потока, т.е. поступления - выплаты.

4)  Определение  потребности в кредите и др. дополнительных источниках финансирования.  Если   чистый  денежный поток отрицательный, значит существует потребность в дополнительных источниках.

Существуют специальные модели управления денежных средств, которые позволяют определить оптимальный размер денежных средств, периодичность их пополнения и вложения. В западной практике наибольшее распространение получили модель Баумоля и модель Миллера – Орра. Первая была разра-ботана В. Баумолом (W. Baumol) в 1952 г., вторая – М. Миллером (М. Miller) и Д. Орром (D. Оrr) в 1966 г.  
Модель Баумоля. Предполагается, что предприятие начинает работать, имея максимальный и целесообразный для него уро-вень денежных средств, и затем постоянно расходует их в течение некоторого периода времени. Все поступающие средства от реализации товаров и услуг предприятие вкладывает в краткосрочные ценные бумаги. Как только запас денежных средств истощается, т.е. становится равным нулю или достигает некоторого заданного уровня безопасности, предприятие продает часть ценных бумаг и тем самым пополняет запас денежных средств до первоначальной величины (Q). Таким образом, динамика остатка средств на расчетном счете представляет собой «пилообразный» график.

где V - прогнозируемая потребность в ДС

С - средняя сумма расходов на 1 операцию с ценными бумагами

 r   -  процентный доход по вложениям в ценные бумаги

1)      Qср. =  Q / 2 , где Qср - средняя величина денег на счету

2)      К = V / Q  , где  К - общее количество сделок с ценными бумагами

3)      Общие расходы от реализации такой политики управления ДС

ИДС = С * К + r   * Q / 2  , где

С * К - затраты по сделкам с ценными бумагами

 r   * Q / 2  - упущенная выгода ( деньги не работают)

Модель  может использоваться только предприятиями со стабильными прогнозными денежными доходами.

Модель, разработанная Миллером и Орром, представляет собой компромисс между простотой и реальностью. Она помогает ответить на вопрос: как предприятию следует управлять своим денежным запасом, если невозможно предсказать каждо-дневный отток или приток денежных средств? Миллер и Орр используют при построении модели процесс Бернулли – сто-хастический процесс, в котором поступление и расходование денег от периода к периоду являются независимыми случай-ными событиями. Остаток средств на счете хаотически меняется до тех пор, пока не достигает верхнего предела. Как только это происходит, предприятие начинает покупать достаточное количество ценных бумаг с целью вернуть запас денежных средств к некоторому нормальному уровню (точке возврата). Если запас денежных средств достигает нижнего предела, то в этом случае предприятие продает свои ценные бумаги и таким образом пополняет запас денежных средств до нормального предела. 
Методы управления денежными средствами предусматривают: 
- синхронизацию денежных потоков; 
- использование денежных средств в пути; 
- ускорение денежных поступлений; 
- контроль выплат.

Информация о работе Оценка эффективности использования собственного и заемного капитала. Эффект финансового рычага