Содержание.
Введение. 3
1. Определение
государственного регулирования, его
механизмы, формы и причины. 4
1.1. Бюджетно-налоговая
политика государства. 6
1.2. Денежно-кредитная
политика государства. 9
1.3. Социальная
политика государства в рыночной экономике. 12
Заключение. 15
Список использованной
литературы. 16
Введение.
Государство регулирует почти все
стороны нашей жизни. В современных
условиях невмешательство государства
в социально-экономические процессы
немыслимо. Уже давно споры идут
не о необходимости государственного
регулирования, а о формах и интенсивности.
Поэтому государственное регулирование
и государственная экономическая политика
идентичны.
Объективная возможность государственного
регулирования экономики появляется
с достижением определенного
уровня экономического развития, концентрации
производства и капитала. Необходимость
превращения этой возможности в
действительность заключается в
нарастании проблем, трудностей, с которыми
и призвано справиться государство.
В современных условиях государственное
регулирование экономики является
составной частью процесса воспроизводства.
Оно решает различные задачи: стимулирование
экономического роста, регулирование
занятости, поощрение прогрессивных сдвигов
в отраслевой и региональной структуре,
поддержка экспорта. Конкретные направления,
формы, масштабы государственного регулирования
экономики определяются характером и
остротой экономических и социальных
проблем в той или иной стране в конкретный
период.
- Определение государственного регулирования, его механизмы, формы и причины.
Государственное
регулирование экономики (госрегулирование) —
процесс воздействия государства на хозяйственную
жизнь общества и связанные с ней социальные
процессы, в ходе которого реализуется
экономическая и социальная политика
государства, основанная на определенной
доктрине (концепции). При этом для достижения
поставленных целей используется определенный
набор средств (инструментов).
Государство отвечает за:
- Фискальную политику (бюджет, налоги)
- Монетарную политику (денежные средства, регулирование кредитного рынка)
- Регулирование внешней торговли
- Регулирование распределения доходов
Механизмы государственного регулирования
рыночной экономики:
- Бюджетно-налоговая (фискальная) политика — деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета. Направлена на обеспечение стабильного развития экономики, предотвращения инфляции и обеспечение занятости населения.
- Денежно-кредитная (монетарная) политика — контроль над денежной массой в экономике. Её цель — поддержка стабильного развития экономики.
Формы регулирования:
- Государственные целевые программы (социальные)
- Прогнозирование
- Моделирование ситуаций
Регулирование государства
распространяется и на технические
аспекты деятельности. Это так
называемое «техническое регулирование».
Это регулирование имеет общие «централизованные
механизмы», которые характерны и для
экономического регулирования: нормирование,
сертификация и надзор, лицензирование,
аккредитация, делегирование, регистрация,
санкции и апелляции.
Причины регулирования:
- Наличие в стране общественных благ (образование, здравоохранение, охрана окружающей среды и др.)
- Наличие частного и общественного характера производства
- Возникновение отрицательных эффектов внутри рынка (бедность, преступность, экологические проблемы)
- Научно-технический прогресс
- Тенденция к монополизации
- Наличие международной конкуренции.
Наиболее общая цель государственного
регулирования экономики состоит
в том, чтобы ограничить действие
законов рынка определёнными
рамками, исходя из интересов господствующих
элит.
- Бюджетно-налоговая политика государства.
Бюджетно-налоговая
(фискальная) политика – меры правительства по изменению
государственных расходов, налогообложения
и состояния госбюджета, направленные
на обеспечение полной занятости, равновесия
платежного баланса, экономического роста
при производстве неинфляционного ВВП
(ВНП).
Основные инструменты осуществления:
- Налоговые регуляторы.
- устанавливаемые виды налогов и платежей, их структура
- объекты обложения
- субъекты платежей
- источники налогов
- ставки, льготы, санкции
- сроки взимания
- способы внесения и др.
- Бюджетные регуляторы.
- уровень централизации средств государством
- соотношение между федеральным или республиканским и местными бюджетами
- дефицит бюджета
- соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами
- бюджетную классификацию статей доходов и расходов и др.
Фискальная политика
недискреционная
(регулирует доходы и
расходы независимо от оперативных
действий правительства)
|
дискреционная
(подразумевает осуществление
государством фискальной политики
принятием мер по регулированию своих
доходов и расходов) |
При увеличении государственных
расходов возникает «эффект вытеснения»,
заключающийся в инвестиционной
конкуренции между государством
и частным сектором (домашними
хозяйствами и предприятиями), ведущей
к перераспределению факторов производства
в пользу государства. Увеличение государственных
закупок при неизменном предложении
денег повышает процентную ставку,
что ведет к сокращению частных
инвестиций. А это в свою очередь
влияет на темпы роста и уровень
жизни. Эффективность экономики
достигается оптимальным ограничением
государственных расходов.
Такая политика может оказаться эффективной,
если правительство просчитывает ее влияние
на уровень и динамику национального производства.
При оценке влияния изменения налогов
и государственных расходов на объем национального
производства правительство должно учитывать:
1) действие трех мультипликаторов (налогового, государственных
расходов и сбалансированного бюджета);
Рис. 1. налоговый
мультипликатор
2) эффект Лаффера;
Рис 2. кривая Лаффера
3) кривую Филлипса, согласно которой
снижение уровня инфляции обычно
сопровождается ростом безработицы.
Рис. 3. кривая Филлипса
- Денежно-кредитная политика государства.
Денежно-кредитная
(монетарная) политика — это политика государства,
воздействующая на количество денег в
обращении с целью обеспечения стабильности
цен, полной занятости населения и роста
реального объема производства. Осуществляет
монетарную политику Центральный банк.
Виды:
-
Жесткая — направлена на поддержание определенного размера денежной массы.
- Гибкая — направлена на регулирование процентной ставки.
Рис.4. Варианты денежной
политики: а – относительно жесткая;
б – относительно гибкая.
Различают виды монетарной
политики:
- Стимулирующая — проводится в период спада и имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей.
- Сдерживающая — проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.
Стимулирующая монетарная политика
заключается в проведении центральным
банком мер по увеличению предложения
денег. Ее инструментами являются:
- снижение нормы резервных требований
- снижение учетной ставки процента
- покупка центральным банком государственных ценных бумаг.
Сдерживающая (ограничительная)
монетарная политика состоит в использовании
центральным банком мер по уменьшению
предложения денег. К ним относятся:
- повышение нормы резервных требований
- повышение учетной ставки процента
- продажа центральным банком государственных ценных бумаг.
Методы денежно-кредитной
политики:
- Прямые методы — административные меры в форме различных директив Центрального Банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Реализация этих методов даёт наиболее быстрый экономический эффект с точки зрения центрального банка за максимальным объёмом или ценой депозитов и кредитов, за количественными и качественными переменными денежно-кредитной политики. При использовании прямых методов временные лаги сокращаются. Временные лаги — это определенный период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в сфере денежно-кредитной политики и осознания такой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации.
- Косвенные методы регулирования денежно-кредитной политики воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют большой временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако, их применение не приводит к деформациям рынка. Соответственно, использование косвенных методов непосредственно связано со степенью развитости денежного рынка. Переход к косвенным методам характерен для общемирового процесса либерализации, повышения степени независимости центральных банков.
Так же различают общие
и селективные методы:
- Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.
- Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Благодаря этим методам решаются частные задачи, как ограничение выдачи ссуды некоторым банкам, рефинансирование на льготных условиях.
Социальная политика государства в рыночной экономике.
Социальная политика — это деятельность государства, общественных
организаций и благотворительных фондов,
которая направлена на удовлетворение
потребностей населения и реализуется
через социальную сферу.
Объекты социальной политики:
положение классов и социальных групп, наций и народностей, отдельной семьи
положение человека в обществе
улучшение условий труда и быта
осуществление принципа социальной справедливости
социальная защита и гарантии населения
удовлетворение материальных и духовных потребностей человека
совершенствование национальных отношений и пр.
Главная цель социальной
политики — это повышение уровня и качества
жизни граждан на основе стимулирования
трудовой и хозяйственной активности
населения, предоставление каждому
трудоспособному человеку условий, позволяющих
своим трудом и предприимчивостью
обеспечивать благосостояние семьи. При
этом государство полностью сохраняет
свои социальные обязательства перед
пенсионерами, инвалидами, многодетными
семьями, нетрудоспособными гражданами.
Принципы социальной
политики государства:
- Социальная справедливость, которая означает меру равенства (или неравенства) в жизненном положении людей, обусловленная уровнем материального и духовного развития общества. Социальная справедливость — это также и реальное народовластие и равенство всех граждан перед законом, фактическое равноправие наций, уважение личности и создание условий для ее развития.
- Социальные гарантии, которые означают гарантированное обществом право на обеспеченность работой, доступность образования, культуры, медицинского обслуживания и жилья, заботы о престарелых, материнстве и детстве.
- Повышение материального и культурного уровня жизни всех членов общества, улучшение условий труда и быта, охрана окружающей среды.
- Социальная реабилитация, которая означает восстановление нарушенной социальной справедливости. Само слово "реабилитация" означает "восстановление", возвращение утерянного. Поэтому принято говорить о восстановлении здоровья, прав, возвращении доброго имени. Особенно остро в наше время обозначилась проблема социальной реабилитации невинно пострадавших (жертвы войны, репрессий, катастроф, стихийных бедствий, аварий и т.д.). Сюда же к социальной реабилитации тесно примыкает социальная благотворительность.
- Развитие социальной активности всех членов общества, раскрытие, обогащение и использование всех созидательных способностей человека, сочетание потребления материальных благ с духовной жизнью. Наука, новая технология, экономический рост никогда не заменят духовность, хотя последнее без первого и невозможно, допустим, осуществить.
- Более полный учет специфики жизни и деятельности таких групп населения, как молодежь, женщины, престарелые люди с целью максимально возможного удовлетворения их нужд и интересов.
- И, наконец, сплоченность всех составляющих общество классов и социальных групп: совершенствование национальных отношений, расцвет наций и народностей, укрепление их всестороннего сотрудничества в области экономики, культуры, искусства и т.п.