Опыт и практика планирования промышленно-развитых стран и возможности его использования в россии на примере Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 18:52, реферат

Описание работы

Цели установления мирового господства требовали сосредоточения всех материальных ресурсов страны, что могло быть достигнуто только путем непосредственного вмешательства государства в экономику. Интересы господствующих группировок фашистской партии и магнатов немецкой промышленности в осуществлении этих целей полностью совпадали. В 1933г. был создан Генеральный совет немецкого хозяйства, на который возлагалась обязанность определять общие направления развития экономики Германии. Это был первый шаг к установлению тоталитарной формы правления в сфере экономики, просуществовавшей с середины 30-х до середины 40-х гг.

Файлы: 1 файл

реферат ГЕРМАНИЯ.docx

— 25.23 Кб (Скачать файл)

  Федеральное государственное  образовательное учреждение

 высшего профессионального  образования

«Финансовый университет  при Правительстве Российской Федерации» (Финуниверситет)

 

 

 

 

Домашнее задание

 

на тему:

 

«Опыт и практика планирования промышленно-развитых стран и возможности его использования в россии на примере германии»

 

 

 

 

 

Выполнила: 

студентка группы У3- 4с

Ёркина М.А.

Проверил: к.э.н., доцент

Волкова Т.Н.

 

 

 

 

Москва 2013

Государственное регулирование экономики Германии в 30-40 годах.

Цели установления мирового господства требовали сосредоточения всех материальных ресурсов страны, что могло быть достигнуто только путем непосредственного вмешательства государства в экономику. Интересы господствующих группировок фашистской партии и магнатов немецкой промышленности в осуществлении этих целей полностью совпадали. В 1933г. был создан Генеральный совет немецкого хозяйства, на который возлагалась обязанность определять общие направления развития экономики Германии. Это был первый шаг к установлению тоталитарной формы правления в сфере экономики, просуществовавшей с середины 30-х до середины 40-х гг.

Закон «О подготовке органического построения народного хозяйства» от 27 февраля 1934 г., предписывал образование хозяйственных объединений, которые становились единственными представителями соответствующих отраслей хозяйства. Все отрасли хозяйства были разделены на «имперские группы», число которых сначала было 12, а затем сократилось до 6: промышленности, банков, торговли, страхования, энергетики, ремесленного производства. Параллельно создавалась территориальная структура управления хозяйством - окружные группы промышленности в хозяйственных округах. И отраслевые, и территориальные промышленные группы возглавлялись «фюрерами» - представителями монополистического капитала, которые были наделены широкими полномочиями.

С 1935 года началась массированная  милитаризация немецкой экономики, поскольку первоочередной задачей в деятельности хозяйственных групп стала подготовка к войне.

В 1936 году было создано ведомство  по выполнению четырехлетнего плана перевода всей экономики Германии на военные рельсы, во главе которого встал Геринг. Централизованное планирование затрагивало распределение ресурсов, ограничивало предпринимательскую свободу и образование новых предприятий, устраняло конкуренцию.

В 1934 году был введен порядок  принудительного набора рабочей силы и ее перевод на военные заводы, если этого требовали задачи «особого государственно-политического значения». А в 1938 г. местным органам власти было предоставлено право привлекать в принудительном порядке население к любым видам работ в свободное от основной работы время. В условиях "тотальной мобилизации" 1943 г. по распоряжению генерального уполномоченного по мобилизации рабочей силы принудительный труд был распространен на мужчин от 16 до 65 лет и женщин от 17 до 45 лет, закрывались все торговые и ремесленные предприятия, не являвшиеся жизненно необходимыми для военной экономики и снабжения населения.

 

Экономическое чудо (послевоенный период).

Историки и публицисты по праву связывают экономический  подъем Западной Германии с именем Людвига Эрхарда – министра экономики в правительстве К. Аденауэра.

Он разработал стройную теорию социальной рыночной экономики. В ней  социальные аспекты, вопросы жизненного уровня населения заняли приоритетное место.

Ученый отталкивался от того, что нацистская военная экономика  парализовала предпринимательство, устранила  конкуренцию и привела к социальным перекосам, поэтому необходимо восстановить естественные отношения между трудом и его оплатой. Нужно постоянно  повышать покупательную способность  населения.

Летом 1948 года в трех Западных оккупационных зонах Германии началась денежная реформа, сопровождавшаяся принятием  пакета социальных законов, разработанных  департаментом Людвига Эрхарда.

Эрхард доказал, что плановое хозяйство, установление твердых цен  ведут к разрушению баланса: «предложение – спрос»; товары уходят на черный рынок; конкуренция убивается.

Согласно его прогнозам, выполнение его программ позволит развиваться и будет способствовать снижению цен, доходы населения возрастут, что должно обеспечивать высокую покупательную способность. Лишь когда цены в силу тех или иных причин начнут неоправданно расти, государство может вмешаться, но не путем административного регулирования, а такими рычагами, как пошлины, налоги, кредитная политика. Началась работа по претворению в жизнь теории социального рыночного хозяйства.

В стране имелись значительные резервы рабочей силы. Министерство экономики направляло инвестиции, развивая основные отрасли промышленности: химические предприятия, металлургические, машиностроительные, электротехнические заводы.

На их основе заработали легкая и перерабатывающая промышленность, создавались условия для средних  и малых предприятий. Особо поощрялись предприятия, работавшие на экспорт. Монопольные  объединения сурово карались за ограничение  конкуренции и необоснованное завышение  цен.

Вместе с промышленностью  поднималось и сельское хозяйство. Оно быстро достигло довоенного уровня, а к 1953 году и значительно превзошло  его. В мире заговорили о «немецком чуде». И недаром: в 1950 году ФРГ достигла довоенного уровня производства, а к 1956 году оно удвоилось по сравнению с 1950 годом, в 1962 году – утроилось.

Либеральные идеи свободного рынка были дополнены новыми:   об ответственности государства за решение социальных проблем, что позволило назвать эту политику неолиберализмом, т.е. новым либерализмом.

Эта политика показала свою высокую эффективность и привлекательность  для населения. Огромные трудности  в экономике послевоенной Германии «подсказывали» необходимость централизованного  регулирования хозяйственной жизни, передачи основных средств производства в руки государства.

К началу 60-х годов исчерпали  себя благоприятные факторы послевоенного  экономического развития. Наступил циклический кризис перепроизводства и одновременно структурный кризис, который поразил ряд традиционных отраслей западногерманской экономики.

Следствием циклического спада стал кризис экономической  доктрины и экономической политики государства:   неолиберальная политика уступила место неокейнсианству.

Для экономической политики это означало усиление государственного регулирования на макроэкономическом уровне. Центральное место в обеспечении  глобального регулирования отводилось инструментам финансовой и кредитно-денежной политики.

70-е годы вошли в  историю ФРГ как период валютных  потрясений, высоких темпов инфляции  и феномена стагфляции.

В 1980-1982 гг. Экономика ФРГ  испытала третий экономический кризис, в ходе которого наиболее ярко проявилось переплетение циклического перенакопления капитала с долгосрочными факторами  ухудшения условий воспроизводства. Однако если в США и Великобритании в это время утвердилась неоконсервативная (либеральная) модель экономики, то в ФРГ – ее «смягченный» вариант.

Одной из важных составляющих нового экономического курса стала  компания приватизации государственного сектора. Благодаря новой политики удалось добиться снижения роли государства в ВВП, сократить бюджетный дефицит, снизить уровень инфляции, добиться умеренных темпов экономического роста.

Объединенная  Германия.

Когда в 1990 году состоялось объединение Германии, Западная Германия встретила его хорошо подготовленной в экономическом и финансовом отношении.

Принцип демократического государства  сделал возможным выражение воли граждан. В центре внимания основного  закона находится человек, ибо государство должно служить людям, а не господствовать над ним.

Высокий уровень социальных гарантий привел к тому, что 40% чистой прибыли немецких компаний идет на оплату труда, на отчисления в социальные фонды, которые составляют немалую  долю фонда оплаты труда. Из 100 марок  чистой заработной платы, к примеру, в среднем на отчисления работодателей  в социальные фонды приходится 81 марка. Стоимость рабочей силы в  Германии таким образом становится самой дорогой в мире. Для поддержания системы социальных гарантий используется мощный фискальный пресс на население и компании. Уровень налогообложения в стране к концу 1990-х гг. достиг невиданных размеров.

Наблюдается массовый отток за рубеж немецкого капитала. Все это чревато потерей конкурентоспособности немецкого экспорта. Доля Германии на мировом рынке продукцией высоких технологий сократилась с 20,3 до 16,2 %. Приоритетом в государственной экономической политике являются не высокие технологии, а социальные программы, что влечет за собой потерю рынков потерю рынков высокотехнологичной продукции в будущем.

Государство, чтобы не вызвать  массовых социальных протестов населения, продолжает субсидировать откровенно убыточные сектора немецкой экономики. В результате Германия не только сохраняет  угольную, сталелитейную, судостроительную промышленность, которые неконкурентоспособны на мировом рынке, но и тратит на такие убыточные отрасли экономики  в виде прямых субсидий до трети  расходов государственного бюджета.

Государственное регулирование, фактически, продолжает регулировать рынок так, как то предписывала кейнсианская экономика спроса. Социальное рыночное хозяйство приводит к укреплению позиций государства благоденствия, которое перераспределяет все ресурсы  в экономике. Доля государственных  расходов в ВВП Германии крайне высока (около 50%), а рост государственных расходов порождает проблему с дефицитом бюджета и государственным долгом.

Государственное планирование и регулирование в  условиях современного экономического кризиса.

В Германии важнейшими аспектами  государственного устройства являются социальный мир, социальная рыночная экономика. В социальной сфере государство  традиционно занимает активную позицию, тогда как в дела бизнеса старается  не вмешиваться. Тем не менее, учитывая огромное воздействие банковской сферы  на общество, государству, с одной  стороны, приходится гарантировать  функционирование финансовых рынков, с  
другой – приходится убеждать, что не станет спасать финансовые институты в крайних ситуациях.

В зависимости от того, как  решается эта дилемма, решается и  проблема государственного присутствия  в экономике. Эксперты отмечают, что преимуществом германской экономической системы является относительно небольшая роль финансовой составляющей при значительной доли промышленности, производящего сектора. Германия – страна производящая, и производящая как раз то, что насущно необходимо развивающимся странам, в частности, машинное оборудование, технологии. И здесь главное – не упускать свои позиции в инновационной сфере, постоянно стимулировать развитие технологий. В целом, можно констатировать, что политика государства способствовала формированию антикризисного механизма, выявлению пробелов в системе наблюдения и реагирования.

Среди мер по стабилизации экономики можно выделить поддержку  банковской системы, участие в «большой восьмёрке» и «большой двадцатке», поддержку малого и среднего бизнеса, помощь отдельным предприятиям и  отдельным банкам, выделение значительных средств на ремонт школ, строительство  дорог и других важнейших социальных объектов и объектов инфраструктуры, доплату предприятиям в целях недопущения массовых увольнений, стимуляцию автомобильной промышленности.

Опыт Германии в преодолении  кризиса показывает, что в современных  условиях речь должна идти не столько  об увеличении государственного регулирования  экономики, сколько о повышении  эффективности действий государства, разумности его решений. Даже самые  благие и искренние намерения  по сохранению рабочих мест, спасению предприятий, недопущению социальной напряжённости могут привести к  ещё большим проблемам, если вместо корректировки ситуации и поиска рациональных решений просто будут  выделяться государственные субсидии. 

 


Информация о работе Опыт и практика планирования промышленно-развитых стран и возможности его использования в россии на примере Германии